Проект "Царица - водица"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
ознакомление с окружающим, экологическое развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Царица-Водица " познакомит детей со свойствами воды. | 899.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Участники проекта:
- дети 2 младшей группы «Мультяшки»
- воспитатель младшей группы Татаренко О.Н.; Коваленко А.А.
- родители
Формы проведения: занятия, наблюдения, эксперименты, беседы с детьми и родителями, игры, развлечения
Форма защиты: картотека игр и опытов с водой, создание экологического мини-музея «Царица Водица»
Актуальность: Известно, что дети дошкольного возраста по своей природе - маленькие исследователи. Поисковая, исследовательская активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира, он хочет его разгадать. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Через взаимодействие с водой ребенок знакомится с явлениями природы (дождь, снег, иней, роса и т.д.), овладевает практическими навыками взаимодействия с окружающей средой (если пошел дождь, необходимо надеть резиновые сапоги, взять зонтик, иначе промокнешь и заболеешь), касается некоторых экологических проблем (экономия воды, загрязнение водоемов), знакомится с правилами ЗОЖ («Снег грязный или чистый?»). Тем самым через игры с водой происходит становление мировоззрения ребенка, его личностный рост, повышается любознательность дошкольника, развивается творческий потенциал.
Цель проекта: Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность с объектами неживой им живой природы.
Задачи проекта:
I. Оздоровительные задачи:
1. Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни (закаливание, соблюдение правил личной гигиены).
2. Учить детей практическим навыкам взаимодействия с окружающей средой.
3. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы (воду) для гармоничного развития личности.
II. Образовательные задачи:
1. Знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.
2. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
3. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах нашего региона.
III. Воспитательные задачи:
1. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
2. Воспитывать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы
3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Методы исследования:
• совместная образовательная деятельность педагога и детей с элементами экспериментирования
• наблюдения, беседы;
• обсуждение ситуаций;
• опыты, эксперименты.
• познавательное чтение.
• продуктивная деятельность.
• лаборатория “Волшебница вода” (опыты и эксперименты) .
• экологические выставки и музеи
• инсценировки и театрализации.
• экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
Образовательная область | Виды детской деятельности | Задачи |
Познавательное развитие | НОД «Что мы знаем о воде?» | Уточнить знания детей о воде: ее свойствах и состояниях. Воспитывать бережное отношение к воде. |
Беседа «Вода – это жизнь» | Вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить. | |
Игры с водой: «Фонтанчики», «Водяная мельница» | Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе опытов с водой. Знакомство со свойствами воды (льется, капает, брызгает, мочит бумагу) | |
Изготовление макета «Где живет вода?» | Познакомить детей с болотом, озером, рекой, а также с такими природными явлениями, как дождь, снег, с помощью которых пополняются водные объекты. С помощью макета дети пополняют знания о местонахождении воды в природе (река, озеро, болото, туча, снег, дождь) | |
Беседа «Кто в воде живет?» | Познакомить с водными обитателями | |
Панно на магнитах «Кто плавает, ныряет, в воде обитает?» | Закрепить знания детей о водных обитателях. | |
Игра «Кому нужна вода?» | Уточнить представления детей о необходимости воды для всего живого. | |
НОД «Водный транспорт» | Познакомить детей с водным транспортом | |
Игра «Вода – не вода». | Познакомить детей с предметами или явлениями окружающего мира, содержащих воду или состоящих из воды (лужа, снег, роса, дождь, снеговик, иней) | |
Игра «Рыбы Урала» | Рассказать детям о реке как среде обитания животных и растений. Познакомить детей с обитателями реки Урал. | |
Игры детей в центре «Песок – вода» - поисковая деятельность «Холодная, теплая, горячая», | Знакомство с тем, какой бывает вода – теплая, холодная, горячая; о том, как сделать теплую воду из холодной и горячей. | |
Игра «Тонет- не тонет» | Познакомить детей с тонущими и плавающими, ныряющими (теннисные шарики) предметами. | |
НОД «Цветные льдинки» Наблюдение за таянием сосулек, принесенных в группу | Познакомить детей с твердым состоянием воды, а также с переходом из твердого состояния в жидкое. | |
Элементарные опыты о влиянии воды на рост растений | На примере фасоли и лука показать детям роль воды на рост растений. | |
Мокрые игры: «Из пустого в порожнее», «Кто быстрее перельет воду», «Рыбалка», «Поиск сокровищ под водой» и др. | Создавать радостное эмоциональное настроение, развивать мелкую моторику. Познакомить с «умением» воды впитываться в губку. | |
Фокусы с водой «Сильная вода», «Мыльные пузыри», «Звездочка», «Водяная лилия» | Создавать радостное настроение, желание экспериментировать с водой не только в детском саду, но и дома. | |
Речевое развитие | Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если…?», «Хорошо – плохо». | В процессе ознакомления детей с водой и ее свойствами, развивать речь, пополнять словарный запас дошкольников. |
Чтение сказок «Мойдодыр», «Федорино горе», инсценировка «Девочка чумазая», показ театра «Заюшкина избушка» | Воспитывать культурно-гигиенические навыки, расширять знания детей о воде и ее значении в жизни человека. Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла, вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот. | |
Речевые физкультминутки, пальчиковые игры, потешки, заклички о воде: «Водичка, водичка…», «Носик умойся…» | Развивать речь в процессе речевых игр и физкультминуток | |
Чтение книжки-малышки «Капелька», отгадывание загадок о природных явлениях, связанных с водой. | Учить детей отгадывать загадки о воде | |
Рассматривание картинок с изображением дождя, грозы | Знакомиться с природными явлениями, связанными с водой. Формировать ЗОЖ. | |
Физическое развитие | Этюд «Капельки». | Учить детей перевоплощаться в капельки |
Подвижные игры: «Ручеек», «Капельки», «Солнышко и дождик», «Пузырь», «С кочки на кочку» | Закрепить знания детей о воде, дать элементарные знания о круговороте воды в природе. Учить детей действовать согласно тексту. Развивать физические качества. | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование водой «Раскрась водой», «Окрась водичку» | Развивать творчество, создавать положительный эмоциональный настрой |
Слушание аудиозаписи «Звуки воды» (ручей, море, гроза, дождь), отстукивание на металлофоне капели. | Развивать фантазию, умение представлять явление природы без опоры на картинку | |
Музыкальная игра «Угадай, чей голос?» (крик дельфина, кита, уток, гусей, лягушки, чаек) | Развивать умение угадывать звуки животных на слух. | |
Аппликация «Жители моря» | Закрепить с детьми знания о морских обитателях. | |
Рисование «Дождик» | Знакомить детей с таким природным явлением, как дождь, используя средства наглядности и ТСО. | |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы экологического содержания: «Руки помыл – воду закрыл!» | Формировать умение рационально использовать природные ресурсы (воду). Закрепить представления детей о том, что вода – очень ценный продукт. |
Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений: полив цветов (с помощью воспитателя) | Уточнить знания детей о необходимости воды для жизни растений. | |
Обсуждение ситуаций «Какую воду любят рыбы?», «Помоги золотой рыбке» | Воспитывать бережное ответственное отношение к воде, водным обитателям. Формировать экологическую культуру. Учить делать выводы, умозаключения. | |
Сюжетно-ролевые игры «Угостим куклу чаем», «Купание куклы», «Сварим суп» | Закрепить в игре значение и назначение воды в жизни человека |
Итогом работы стало создание в группе мини-музея воды «Волшебница Вода», куда мы внесли все игры и пособия, сделанные своими руками, а также плакаты «Круговорот воды», «Путешествие капельки» и т.д.
Сделана картотека подвижных игр и фокусов с водой для детей 3-4лет, куда вошли такие игры, как «Ручеек» (с колокольчиками), «Если тучек в небе нет…», «Капелька» и др.
К организации мини-музея были привлечены родители. Они пополнили музей экспонатами, связанными с водой (поделками из ракушек «Кто живет в воде?», статуэтками, морскими камнями и т.д.). Помогли изготовить маски для подвижных игр, макет «Где живет вода?», помогли познакомить детей со свойствами воды при переходе из жидкого в твердое состояние: сделали цветные льдинки для украшения участка детского сада, принесли в группу раскраски «Раскрась водой», помогли подобрать литературу, содержащую сведения о воде («Мойдодыр», «Морозко», «Снегурочка», «Федорино горе», «Девочка чумазая» и др).
Таким образом, результатом реализации проекта можно считать возросший интерес детей к объектам живой и неживой природы, активный интерес в познании свойств и качеств окружающий явлений и предметов. Дети чаще стали обращаться к воспитателю с вопросами познавательной направленности, охотно слушают и принимают участие в обсуждении каких либо процессов, делятся впечатлениями, эмоционально реагируют на объекты живой и неживой природы. В результате проведенной в определенной системе элементарно – поисковой деятельности у детей появился определенный запас знаний о воде и ее свойствах, значении и назначении, что немало важно для формирования первоначальной экологической культуры детей младшей группы.
Список литературы:
1. В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова «В стране здоровья» М., Мозаика- Синтез. 2011г. – 75с.
2. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.
3. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.-216 с.
4. О. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Царица-водица"
конспект...
Конспект познавательно-речевого занятия с элементами театрализации в средней группе детского сада «Царица Водица»
Конспект предназначен для того, чтобы дать первоначальное представление о круговороте воды в природе, воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности, совершенство...
«Сестрица-водица» Интегрированное занятие для детей старшей группы)
Интегрированное занятие для старшей группы...
«Сестрица-водица» Интегрированное занятие для детей старшей группы)
Интегрированное занятие для старшей группы...
«Сестрица-водица» Интегрированное занятие для детей старшей группы)
Интегрированное занятие для старшей группы...
Интегрированное занятие с экспериментированием с детьми старшей группы «Водица-царица, водица-мастерица».
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по плаванию "Водица, Водица , умой мое личико!"
Первое занятие в бассейне....