Картотека игр по экспериментированию во второй младшей группе
картотека по окружающему миру (младшая группа)
Картотека игр по экспериментированию
«Спрячь игрушки» (окрашивание воды)
Цели: уточнить знания детей о свойствах воды; показать, как можно воду цветной; закреплять названия основных цветов.
Опыт: предложить детям спрятать в воде игрушки или цветные пуговицы. Выявить, что вода прозрачная, так как игрушки видно. Далее выяснить, как можно спрятать игрушки, как окрасить воду.
«Вода прозрачная»
Цель: познакомить детей со свойством воды – прозрачностью.
Опыт: предложить детям поочерёдно положить в стакан с водой и в стакан с молоком камни. Или просто опустить в стаканы ложки. Сделать вывод о том, что в стакане с водой видно камень (ложку, значит она прозрачная, а через молоко не видно камень, оно непрозрачное.
«Вода не имеет формы»
Цели: дать детям представления о том, что вода не имеет формы; о том, что вода принимает форму того сосуда, в который её налить.
Опыт: предложить детям рассмотреть разные предметы (дерев. кубик, дер. шар, линейку и др.). Затем переложить предметы в разные сосуды (тарелку, стакан, банку). Сделать вывод о том, что эти предметы - твёрдые, имеют форму, она не меняется. Те же действия проводятся с водой. Выявить, что вода - жидкая, не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.
«Вода жидкая»
Цели: показать детям, что вода – жидкая и может течь.
Опыт: дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Сделать вывод о том, что вода льётся, значит, она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в ручьях, не текла бы из крана. Поэтому воду и называют жидкостью.
«Солнечные зайчики»
Цели: познакомить с естественным источником света – солнцем.
Опыт: в солнечный день, поймать зеркалом солнечный луч и обратить внимание детей на «солнечного зайчика». Предложить детям поиграть с «зайчиком», поймать его. Затем дать детям возможность самим поиграть с солнечным лучом. Сделать вывод о том, что солнечный луч, отражается от зеркала бликом – солнечным «зайчиком».
«Невидимый волшебник» (воздух)
Цели: обнаружить воздух в пространстве и внутри нас; выявить его свойство – невидимость. Дать представление о том, ветер – это движение воздуха.
Опыт: 1. Предложить поймать воздух полиэтиленовым пакетом. Выяснить, что в пакете ничего не видно, но он полон – это воздух – «невидимка». Воздух занял в пакете всё место. Сделать вывод о том, что воздух прозрачный и что бы его увидеть. Его надо поймать.
2. Надуть воздушный шар, зажать конец и опустит в воду, разжав пальцы. Выявит, что из шара выходит воздух в воду и образует пузыри.
3. Предложить детям подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Выходят пузыри, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубку и воздух выходит.
4. Предложить детям помахать веером над водой. Выяснить, почему появились волны. Веер подгоняет воздух, и воздух начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха.
«Как достать игрушки не намочив руки?»
Цели: формировать представление о том, что уровень воды повышается, если в неё опускать предметы;воспитывать аккуратность.
Опыт: предложить детям достать предметы из ёмкости с водой, не намочив руки. После высказанных предположений исключит использование сачка. Предложить детям опустить в воду камни до тех пор, пока уровень воды не увеличится и не дойдет до краёв.
«Какой секрет у шишки?»
Цели: познакомить детей с изменением формы предметов под воздействием воды, развивать наблюдательность, мелкую моторику рук.
Опыт: предложить детям сделать ёжиков из шишек и пластилина. Обратить внимание на то, что ёжики спрятали колючки. Предложить детям опустить ёжиков в воду и оставить на некоторое время (лучше до следующего дня). Поле сделать вывод о том, что под воздействием воды шишки раскрылись, ёжики стали колючие.
«Как звенят бутылочки»
Цели: дать детям представление о том, что бутылочки наполненные водой, песком и пустые звучат по-разному.
Опыт: предложить детям ударять по бутылочкам, которые наполненные песком, водой и пустым маленьким молоточком. Выяснить, что бутылки звучат
по-разному, что это зависит от того чем наполнена бутылка.
«Необычные спички»
Цели: показать, что дерево впитывает воду.
Опыт: предложить детям посмотреть, что будет, если намочить спички. Взять 5 спичек, надломить их посредине и выложить под прямым углом на блюдце. Получается фигура похожая на снежинку. Накапать с помощью пипетки несколько капель воды на сгибы спичек. Выяснить, что стало со спичками. Сделать вывод о том, что дерево впитало воду, набухло, и спички начинают расправляться.
«Разное звучание»
Цели: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
Опыт: предложить детям узнать, какой звук будут издавать стаканчики, если их наполнить водой. В три стакана налить разное количество воды. Поочерёдно ударять молочком по стаканам. Выявить одинаковые или нет слышаться звуки. Сделать вывод о том, что количество воды в стакане влияет на издаваемые звуки, они получаются разные.
«Соломинка вместо пипетки»
Цели: познакомить детей со способом переливания воды - соломинкой.
Опыт: предложить детям вместо пипетки использовать соломинку для переливания воды. Выслушать предположения детей о том, как это можно сделать. Затем предложить детям опустить соломинку в стакан с водой и зажать указательным пальцем соломинку сверху. Поднять соломинку не отпуская пальца и поднести её к пустому стакану, убрать указательный палец с соломинки – вода вытечет.
«Почему не падает дерево?»
Цели: показать детям, что корень помогает дереву удерживаться в почве.
Опыт: взять ёмкость, коробочку с песком, поставить в неё модель дерева без корня (можно взять заранее приготовленный стебелёк, но без корней) и сильно подуть на модель (можно создать «ветер» феном). Модель упадёт. То же самое проделать с моделью дерева с корневой системой. Сделать вывод о том, что стебель устоял с помощью корня.
«Песок и глина»
Цели: помочь детям выявит свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, нельзя делить на части, нельзя лепить из него).
Опыт: детям предложить слепить колобок из глины и камня. Дети обследуют камни и глину и приходят к выводу, что лепить можно только из глины. Так как она мягкая, её можно делить на части, можно менять форму глины.
«Снег – белоснежное одеяло»
Цели: помочь детям понять, что снег согревает землю, защищает растения от вымерзания.
Опыт: вынести на прогулку две бутылки с тёплой водой. Одну бутылку закопать в снег, не прихлопывая его, другую поставить на открытое место. Через некоторое время (лучше в конце прогулки) бутылки поставить рядом и сравнить в какой бутылке вода больше остыла. Сделать вывод о том, что снег сохраняет тепло, так как в бутылке под снегом вода остыла меньше.
«Пар - это тоже вода»
Цели: познакомить детей с одним из состояний воды – паром.
Опыт: взрослый берёт горячую воду (лучше в термосе, что бы дети увидели пар) и помещает над паром зеркало или стёклышко. Показать детям, что на зеркале образовались капли воды. Сделать вывод о том, что вода при нагревании превращается в пар, а пар при охлаждении в капли воды.
«Как появляется иней»
Цели: показать детям образование осадков (иней).
Опыт: вынести на прогулку горячую воду (лучше в термосе) и подержать над ней ветку или холодное блюдце. Показать детям, как образовывается иней. При нагревании вода превращается в пар, пар на морозе в капли воды и в иней. Подвести к выводу о необходимости мороза для образования инея.
«Вода способна перемещаться в почве»
Цели: показать детям, как вода проникает сквозь почву; как передвигается вода в почве; развивать наблюдательность.
Опыт: насыпать сухой земли в цветочный горшок с отверстиями в дне (лучше брать маленький горшок или консервную банку). Поставить горшок в тарелку, наполненную водой. Через некоторое время смочится до самого верха. Рассказать детям о том, что когда долго нет дождей, растения живут за счёт воды, которая поднимается из глубоких слоёв почвы.
«Как пьют воду растения?»
Цели: показать детям, как через корень по стволу поднимается вода.
Опыт: взять подкрашенную воду, опустить туда гигроскопический материал (марлю). Пронаблюдать, как вода постепенно поднимается всё выше и выше, окрашивая марлю. Рассказать детям о том, что корни имеют тонкие волоски, которые впитывают воду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_eksperimentirovaniyu_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по экспериментированию
«Спрячь игрушки» (окрашивание воды)
Цели: уточнить знания детей о свойствах воды; показать, как можно воду цветной; закреплять названия основных цветов.
Опыт: предложить детям спрятать в воде игрушки или цветные пуговицы. Выявить, что вода прозрачная, так как игрушки видно. Далее выяснить, как можно спрятать игрушки, как окрасить воду.
«Вода прозрачная»
Цель: познакомить детей со свойством воды – прозрачностью.
Опыт: предложить детям поочерёдно положить в стакан с водой и в стакан с молоком камни. Или просто опустить в стаканы ложки. Сделать вывод о том, что в стакане с водой видно камень (ложку, значит она прозрачная, а через молоко не видно камень, оно непрозрачное.
«Вода не имеет формы»
Цели: дать детям представления о том, что вода не имеет формы; о том, что вода принимает форму того сосуда, в который её налить.
Опыт: предложить детям рассмотреть разные предметы (дерев. кубик, дер. шар, линейку и др.). Затем переложить предметы в разные сосуды (тарелку, стакан, банку). Сделать вывод о том, что эти предметы - твёрдые, имеют форму, она не меняется. Те же действия проводятся с водой. Выявить, что вода - жидкая, не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.
«Вода жидкая»
Цели: показать детям, что вода – жидкая и может течь.
Опыт: дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Сделать вывод о том, что вода льётся, значит, она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в ручьях, не текла бы из крана. Поэтому воду и называют жидкостью.
«Солнечные зайчики»
Цели: познакомить с естественным источником света – солнцем.
Опыт: в солнечный день, поймать зеркалом солнечный луч и обратить внимание детей на «солнечного зайчика». Предложить детям поиграть с «зайчиком», поймать его. Затем дать детям возможность самим поиграть с солнечным лучом. Сделать вывод о том, что солнечный луч, отражается от зеркала бликом – солнечным «зайчиком».
«Невидимый волшебник» (воздух)
Цели: обнаружить воздух в пространстве и внутри нас; выявить его свойство – невидимость. Дать представление о том, ветер – это движение воздуха.
Опыт: 1. Предложить поймать воздух полиэтиленовым пакетом. Выяснить, что в пакете ничего не видно, но он полон – это воздух – «невидимка». Воздух занял в пакете всё место. Сделать вывод о том, что воздух прозрачный и что бы его увидеть. Его надо поймать.
2. Надуть воздушный шар, зажать конец и опустит в воду, разжав пальцы. Выявит, что из шара выходит воздух в воду и образует пузыри.
3. Предложить детям подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Выходят пузыри, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубку и воздух выходит.
4. Предложить детям помахать веером над водой. Выяснить, почему появились волны. Веер подгоняет воздух, и воздух начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха.
«Как достать игрушки не намочив руки?»
Цели: формировать представление о том, что уровень воды повышается, если в неё опускать предметы;воспитывать аккуратность.
Опыт: предложить детям достать предметы из ёмкости с водой, не намочив руки. После высказанных предположений исключит использование сачка. Предложить детям опустить в воду камни до тех пор, пока уровень воды не увеличится и не дойдет до краёв.
«Какой секрет у шишки?»
Цели: познакомить детей с изменением формы предметов под воздействием воды, развивать наблюдательность, мелкую моторику рук.
Опыт: предложить детям сделать ёжиков из шишек и пластилина. Обратить внимание на то, что ёжики спрятали колючки. Предложить детям опустить ёжиков в воду и оставить на некоторое время (лучше до следующего дня). Поле сделать вывод о том, что под воздействием воды шишки раскрылись, ёжики стали колючие.
«Как звенят бутылочки»
Цели: дать детям представление о том, что бутылочки наполненные водой, песком и пустые звучат по-разному.
Опыт: предложить детям ударять по бутылочкам, которые наполненные песком, водой и пустым маленьким молоточком. Выяснить, что бутылки звучат
по-разному, что это зависит от того чем наполнена бутылка.
«Необычные спички»
Цели: показать, что дерево впитывает воду.
Опыт: предложить детям посмотреть, что будет, если намочить спички. Взять 5 спичек, надломить их посредине и выложить под прямым углом на блюдце. Получается фигура похожая на снежинку. Накапать с помощью пипетки несколько капель воды на сгибы спичек. Выяснить, что стало со спичками. Сделать вывод о том, что дерево впитало воду, набухло, и спички начинают расправляться.
«Разное звучание»
Цели: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
Опыт: предложить детям узнать, какой звук будут издавать стаканчики, если их наполнить водой. В три стакана налить разное количество воды. Поочерёдно ударять молочком по стаканам. Выявить одинаковые или нет слышаться звуки. Сделать вывод о том, что количество воды в стакане влияет на издаваемые звуки, они получаются разные.
«Соломинка вместо пипетки»
Цели: познакомить детей со способом переливания воды - соломинкой.
Опыт: предложить детям вместо пипетки использовать соломинку для переливания воды. Выслушать предположения детей о том, как это можно сделать. Затем предложить детям опустить соломинку в стакан с водой и зажать указательным пальцем соломинку сверху. Поднять соломинку не отпуская пальца и поднести её к пустому стакану, убрать указательный палец с соломинки – вода вытечет.
«Почему не падает дерево?»
Цели: показать детям, что корень помогает дереву удерживаться в почве.
Опыт: взять ёмкость, коробочку с песком, поставить в неё модель дерева без корня (можно взять заранее приготовленный стебелёк, но без корней) и сильно подуть на модель (можно создать «ветер» феном). Модель упадёт. То же самое проделать с моделью дерева с корневой системой. Сделать вывод о том, что стебель устоял с помощью корня.
«Песок и глина»
Цели: помочь детям выявит свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, нельзя делить на части, нельзя лепить из него).
Опыт: детям предложить слепить колобок из глины и камня. Дети обследуют камни и глину и приходят к выводу, что лепить можно только из глины. Так как она мягкая, её можно делить на части, можно менять форму глины.
«Снег – белоснежное одеяло»
Цели: помочь детям понять, что снег согревает землю, защищает растения от вымерзания.
Опыт: вынести на прогулку две бутылки с тёплой водой. Одну бутылку закопать в снег, не прихлопывая его, другую поставить на открытое место. Через некоторое время (лучше в конце прогулки) бутылки поставить рядом и сравнить в какой бутылке вода больше остыла. Сделать вывод о том, что снег сохраняет тепло, так как в бутылке под снегом вода остыла меньше.
«Пар - это тоже вода»
Цели: познакомить детей с одним из состояний воды – паром.
Опыт: взрослый берёт горячую воду (лучше в термосе, что бы дети увидели пар) и помещает над паром зеркало или стёклышко. Показать детям, что на зеркале образовались капли воды. Сделать вывод о том, что вода при нагревании превращается в пар, а пар при охлаждении в капли воды.
«Как появляется иней»
Цели: показать детям образование осадков (иней).
Опыт: вынести на прогулку горячую воду (лучше в термосе) и подержать над ней ветку или холодное блюдце. Показать детям, как образовывается иней. При нагревании вода превращается в пар, пар на морозе в капли воды и в иней. Подвести к выводу о необходимости мороза для образования инея.
«Вода способна перемещаться в почве»
Цели: показать детям, как вода проникает сквозь почву; как передвигается вода в почве; развивать наблюдательность.
Опыт: насыпать сухой земли в цветочный горшок с отверстиями в дне (лучше брать маленький горшок или консервную банку). Поставить горшок в тарелку, наполненную водой. Через некоторое время смочится до самого верха. Рассказать детям о том, что когда долго нет дождей, растения живут за счёт воды, которая поднимается из глубоких слоёв почвы.
«Как пьют воду растения?»
Цели: показать детям, как через корень по стволу поднимается вода.
Опыт: взять подкрашенную воду, опустить туда гигроскопический материал (марлю). Пронаблюдать, как вода постепенно поднимается всё выше и выше, окрашивая марлю. Рассказать детям о том, что корни имеют тонкие волоски, которые впитывают воду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность с элементами экспериментирования во второй младшей группе "Мыльные пузыри"
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности;Задачи: Дать детям представления о том, что воздух находится в разных предметах (губка, резиновые игрушки).Познакомить детей с тем, что при ...
Конспект «Из чего сделали ложку?», экспериментирование во второй младшей группе детского сада
Занятие во 2 младшей группе...
Открытое занятие по экспериментированию во второй младшей группе «Погодные явления»
Занятие с использованием эксперементов для детей разновозрастной группы....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека игр по экспериментированию во второй младшей группе
Опыты и эксперименты с пеной Опыт №1. «Взбивание пены».Цель: показать, как образуется пена, научить взбивать пену, развивать координацию рук и мелкую моторику. Формир...
Картотека экспериментирований во второй младшей группе
Задачи, которые решает воспитатель, проводя такие занятия:1. Знакомство детей с окружающим миром (свойства воды, качества материалов, действия с водой и предметами).2. Расширение словарного запаса.3. ...
картотека по экспериментированию во второй младшей группе
Картотека по экспериментированию во второй младшей группе...