Конспект образовательной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Область «Познавательное развитие»
«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
Тема: «Расскажи-ка нам вода, что ты можешь без труда».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnaya_deyatelnost.docx | 36.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Область «Познавательное развитие»
«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности»
Тема: «Расскажи-ка нам вода, что ты можешь без труда».
Цель: Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.
Задачи:
- образовательные:
обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды
- развивающие:
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать
- воспитательные:
воспитывать умение внимательно слушать; воспитывать аккуратность, правильное действие с предметами; воспитывать чувство любознательности
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности:
воспитатель – группа,
ребенок – воспитатель,
ребенок – ребенок,
ребенок – подгруппа.
- средства обучения и воспитания:
вербальные средства: речь
невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве.
средства стимулирования познавательной деятельности:
помощь в обучении:
помощь-сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из нее);
помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач);
средства воспитания:
положительный пример,
одобрение
- предметно-практическая среда:
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями возраста.
Материалы и оборудование:
Халат для воспитателя, фартуки по количеству детей, глобус, кипяченая вода, пластиковые стаканчики, ароматизированное масло, ёмкости разные по форме. Стеклянная банка (для воспитателя), карандаш, картонная карточка с нарисованными двумя яркими стрелками, направленными в одну сторону и расположенными одна над другой. Трубочки по количеству детей, пластиковые стаканчики с чистой водой по количеству детей. По количеству детей: тарелочки, на которых лежит материал для экспериментов; фасоль, металлическую скрепку, ракушку, зубочистку, декоративные камни. Марганцовка, перекись водорода. Соль, сахар, манная крупа, клеенка, салфетки для вытирания лужиц, колба.
Планируемые результаты:
- дети проявят интерес к экспериментированию и исследованию;
- у детей расширятся представление о свойствах воды;
- дети проявят способность рассуждать и делать выводы;
Примерный план деятельности:
Этапы деятельности | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Мотивационно-побудительный | Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Обратите внимание, у меня в руках глобус. Подскажите, пожалуйста, какого цвета на глобусе больше всего? Как вы думаете, что на глобусе изображают голубым цветом? Голубой и синий цвет – это цвет воды. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А для чего нужна вода? Без воды нет жизни на земле. Я предлагаю сегодня, ближе познакомится с водой в ходе экспериментов. Воспитатель предлагает детям рассмотреть материалы для опытов; предлагает порассуждать, для чего эти материалы здесь приготовлены. Воспитатель: Эти материалы сегодня помогут нам в ходе экспериментов изучить некоторые свойства воды. Представим, что мы ученые и находимся в лаборатории. Перед тем как приступить к экспериментам с водой, я предлагаю вам, господа ученые, надеть фартуки. Воспитатель: Для начала, хочу рассказать вам правила поведения в лаборатории. Соблюдение этих правил поможет сделать наше экспериментирование безопасным. Можно: наблюдать; рассуждать; действовать по команде взрослого, выполняя задания. Экспериментировать можно только с взрослыми. Нельзя: кричать, вскакивать с места без команды, мешать друг другу. Нельзя пробовать ингредиенты для опытов на вкусовые качества, без команды взрослого. | Воспитанники смотрят и отвечают. Воспитанники рассматривают материалы для опытов; рассуждают. Воспитанники надевают приготовленные фартуки и рассаживаются на приготовленные места у стола с материалами для опытов. |
Основной | Воспитатель: В ходе экспериментирования мы будем вспоминать уже известные нам свойства воды, и дополнять их новыми наблюдениями:
Воспитатель наливает кипяченую воду в одноразовые стаканы. Предлагает попробовать воду. Вывод: вода безвкусная.
Разлить воду в стаканы (по количеству детей) и предложить понюхать, а затем добавить в каждый стакан ароматическое масло, предложить оценить запах.
Воспитатель переливает воду в разные ёмкости. Вывод: вода принимает форму ёмкости.
Показать баночку детям, дать посмотреть сквозь нее и предложить определить цвет воды Вывод: вода бесцветная.
Опыт 1: Для помощи пригласить ассистента из воспитанников Воспитатель просит своего ассистента расположить, заранее заготовленный лист со стрелками, позади пустой стеклянной банки, наливает в банку воду так, чтобы она закрыла только одну стрелку (она развернется в обратную сторону), заполняет банку доверху (вторая стрелка также развернется). Воспитатель просит своего помощника присесть. – Помещаем в банку с водой обычный карандаш – визуально он искривился. Вывод: вода имеет свойство визуально преломлять предметы и увеличивать их размер. Физкультминутка: Тихо плещется вода, Мы плывем по теплой речке (плавные движения руками). В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда (потягивание, руки вверх). Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погулять (ходьба на месте), А теперь глубокий вдох Мы садимся на песок (дети приседают).
Воспитатель: – Давайте теперь проверим, как вода взаимодействует с другими веществами. Предлагаю «смешать» воздух с водой. Как это сделать? Все просто – для этого надо будет «вдувать» воздух в стакан с водой через трубочку. Но наша задача не только устроить бурю в стакане, но и узнать, что дальше происходит с воздухом, попавшим в воду. Как выглядит воздух в воде (это пузыри)? Остается ли воздух на дне в стакане или поднимается вверх? Почему? Вывод: воздух легче воды, поэтому он поднимается на поверхность.
Опыт 1. Взаимодействие плотности воды с другими плотностью других предметов. Воспитатель: предлагаю в ваши стаканы с водой опускать поочередно предметы, которые я буду называть. Возьмем фасоль и понаблюдаем, утонет или нет; возьмем металлическую скрепку и понаблюдаем, утонет или нет; возьмем ракушку и понаблюдаем, утонет или нет; возьмем зубочистку и понаблюдаем, утонет или нет. Вывод: если плотность предмета больше, чем у воды, то он утонет. Опыт 2. Как вытолкнуть воду? Воспитатель: – Предлагаю в наши стаканы с водой складывать декоративные камни и наблюдать. Кладем первый, второй и т.д. (пока камни не вытолкнут воду из стакана). Вывод: Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
Экспериментирование растворится или нет с показом и рассуждением: возьмем соль и растворим, рассуждаем, растворилась или нет; возьмем сахар и растворим, рассуждаем, растворилась или нет; возьмем манку и растворим, рассуждаем, растворилась или нет; возьмем краску и растворим, рассуждаем, растворилась или нет. Вывод: В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются.
Воспитатель: – Сейчас я хочу показать вам фокусы с водой и другими веществами, а вам предлагаю наблюдать.
| Воспитанники пробуют воду. Нюхаем. Добавляем в воду ароматическое масло. Нюхаем. Воспитанники наблюдают за переливанием в разные ёмкости. Воспитанники смотрят сквозь банку с водой. Воспитанники наблюдают и анализируют. Воспитанник ассистент помогает. Дети встали у стульев, повторяют движения за воспитателем. Воспитанники «вдувают» воздух в трубочки. Анализируют. Делают выводы. Аккуратно без всплеска опускаем предметы в ходе самостоятельного экспериментирования: фасоль, металлическую скрепку, ракушку, зубочистку. Воспитанники наблюдают и рассуждают. Дети, аккуратно без всплеска, опускают камни. Воспитанники наблюдают и анализируют. Воспитанники растворяют в своих стаканах, поочередно, названные предметы. Наблюдают. Рассуждают. Воспитанники наблюдают. Рассуждают. |
Рефлексивный | Воспитатель выдает листы самоанализа, по количеству детей, для подведения итогов экспериментирования. Беседа. Что делали? Что узнали нового? Что понравилось больше всего? Какие сделали выводы? | Воспитанники заполняют листы самоанализа. Дети делятся со своими впечатлениями и выводами, сделанными в ходе экспериментирования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...
Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.
Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа, рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»
Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»
Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «УКРАСИМ ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ».
Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.Образовательные задачи:- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную избумаги уточку, используя нет...