Конспект образовательной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ivanova Elena Vladimirovna

Область «Познавательное развитие»

«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Тема: «Расскажи-ка нам вода, что ты можешь без труда».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_deyatelnost.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

Область «Познавательное развитие»

«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Тема: «Расскажи-ка нам вода, что ты можешь без труда».

Цель: Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.

Задачи:

- образовательные:

обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о свойствах воды

- развивающие: 

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать

- воспитательные:

воспитывать умение внимательно слушать; воспитывать аккуратность, правильное действие с предметами; воспитывать чувство любознательности

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности:

воспитатель – группа,

ребенок – воспитатель,

ребенок – ребенок,

ребенок – подгруппа.

- средства обучения и воспитания:

вербальные средства: речь

невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве.

средства стимулирования познавательной деятельности:

помощь в обучении:

помощь-сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из нее);

помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач);

средства воспитания:

положительный пример,

одобрение

- предметно-практическая среда:

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями возраста.

Материалы и оборудование:

Халат для воспитателя, фартуки по количеству детей, глобус, кипяченая вода, пластиковые стаканчики, ароматизированное масло, ёмкости разные по форме. Стеклянная банка (для воспитателя), карандаш, картонная карточка с нарисованными двумя яркими стрелками, направленными в одну сторону и расположенными одна над другой. Трубочки по количеству детей, пластиковые стаканчики с чистой водой по количеству детей. По количеству детей: тарелочки, на которых лежит материал для экспериментов; фасоль, металлическую скрепку, ракушку, зубочистку, декоративные камни. Марганцовка, перекись водорода. Соль, сахар, манная крупа, клеенка, салфетки для вытирания лужиц, колба.

Планируемые результаты:

- дети проявят интерес к экспериментированию и исследованию;

- у детей расширятся представление о свойствах воды;

- дети  проявят способность рассуждать и делать выводы;

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята. Обратите внимание, у меня в руках глобус. Подскажите, пожалуйста, какого цвета на глобусе больше всего?

Как вы думаете, что на глобусе изображают голубым цветом? Голубой и синий цвет – это цвет воды. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А для чего нужна вода?

Без воды нет жизни на земле. Я предлагаю сегодня, ближе познакомится с водой в ходе экспериментов.

Воспитатель  предлагает детям рассмотреть материалы для опытов; предлагает порассуждать, для чего эти материалы здесь приготовлены.  

Воспитатель:

Эти материалы сегодня помогут нам в ходе экспериментов изучить некоторые свойства воды. Представим, что мы ученые и находимся в лаборатории. Перед тем как приступить к экспериментам с водой, я предлагаю вам, господа ученые, надеть фартуки.

Воспитатель:

Для начала, хочу рассказать вам правила поведения в лаборатории. Соблюдение этих правил поможет сделать наше экспериментирование безопасным.  

Можно: наблюдать; рассуждать; действовать по команде взрослого, выполняя задания. Экспериментировать можно только с взрослыми.

Нельзя: кричать,  вскакивать с места без команды, мешать друг другу. Нельзя пробовать ингредиенты для опытов на вкусовые качества, без команды взрослого.

Воспитанники смотрят и отвечают.

Воспитанники рассматривают материалы для опытов; рассуждают.

Воспитанники надевают приготовленные фартуки и рассаживаются на приготовленные места у стола с материалами для опытов.

Основной

Воспитатель:

В ходе экспериментирования мы будем вспоминать уже известные нам свойства воды, и дополнять их новыми наблюдениями:

  1. Вода не имеет вкуса.

Воспитатель наливает кипяченую воду в одноразовые стаканы. Предлагает попробовать воду.

Вывод: вода безвкусная.

  1. Вода не имеет запаха.

Разлить воду в стаканы (по количеству детей) и предложить понюхать, а затем добавить в каждый стакан ароматическое масло, предложить оценить запах.
Вывод: вода не имеет запаха; вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют.

  1. Вода не имеет формы.

Воспитатель переливает воду в разные ёмкости.

Вывод: вода принимает форму ёмкости.

  1. Вода не имеет цвета.

Показать баночку детям, дать посмотреть сквозь нее и предложить определить цвет воды Вывод:  вода бесцветная.

  1. Преломление и увеличение.

Опыт 1: Для помощи пригласить ассистента из воспитанников Воспитатель просит своего ассистента расположить, заранее заготовленный лист со стрелками, позади пустой стеклянной банки, наливает в банку воду так, чтобы она закрыла только одну стрелку (она развернется в обратную сторону), заполняет банку доверху (вторая стрелка также развернется). Воспитатель просит своего помощника присесть.
Опыт 2: Воспитатель (показывает):

–  Помещаем в банку с водой обычный карандаш – визуально он искривился.

Вывод: вода имеет свойство визуально преломлять предметы и увеличивать их размер.

Физкультминутка:

Тихо плещется вода,

Мы плывем по теплой речке (плавные движения руками).

В небе тучки, как овечки,

Разбежались кто куда (потягивание, руки вверх).

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погулять (ходьба на месте),

А теперь глубокий вдох

Мы садимся на песок (дети приседают).

  1. Взаимодействие воздуха и воды.

Воспитатель:

–  Давайте теперь проверим, как вода взаимодействует с другими веществами. Предлагаю «смешать» воздух с водой. Как это сделать? Все просто – для этого надо будет «вдувать» воздух в стакан с водой через трубочку.

Но наша задача не только устроить бурю в стакане, но и узнать, что дальше происходит с воздухом, попавшим в воду. Как выглядит воздух в воде (это пузыри)? Остается ли воздух на дне в стакане или поднимается вверх? Почему?

Вывод: воздух легче воды, поэтому он поднимается на поверхность. 

  1. Плотность воды.

Опыт 1. Взаимодействие плотности воды с другими плотностью других предметов.

Воспитатель: предлагаю в ваши стаканы с водой опускать поочередно предметы, которые я буду называть. Возьмем фасоль и понаблюдаем, утонет или нет;  возьмем металлическую скрепку и понаблюдаем, утонет или нет; возьмем ракушку и понаблюдаем, утонет или нет; возьмем зубочистку и понаблюдаем, утонет или нет.

Вывод: если плотность предмета больше, чем у воды, то он утонет.

Опыт 2. Как вытолкнуть воду?

Воспитатель:

– Предлагаю в наши стаканы с водой складывать декоративные камни и наблюдать. Кладем первый, второй и т.д. (пока камни не вытолкнут воду из стакана).

Вывод: Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

  1. Растворяется,  не растворяется.

Экспериментирование растворится или нет с показом и рассуждением: возьмем соль и растворим, рассуждаем, растворилась или нет; возьмем сахар и растворим, рассуждаем, растворилась или нет; возьмем манку и растворим, рассуждаем, растворилась или нет; возьмем краску и растворим, рассуждаем, растворилась или нет.

Вывод: В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются.

  1. Фокусы с водой.

Воспитатель:

–  Сейчас я хочу показать вам фокусы с водой и другими веществами, а вам предлагаю наблюдать.

  • Я добавлю в стакан с водой марганцовку. Какого цвета стала вода? Сейчас я добавлю в этот стакан перекись водорода. Что произошло (перекись водорода обесцветила воду)?
  • Возьму другой стакан с водой и добавлю туда крахмал, перемешаю, капну пару капель йода. Что произошло (вода окрасилась в синий цвет).

Воспитанники пробуют воду.

Нюхаем.

Добавляем в воду ароматическое масло.

Нюхаем.

Воспитанники наблюдают за переливанием в разные ёмкости.

Воспитанники смотрят сквозь банку с водой.

Воспитанники наблюдают и анализируют. Воспитанник ассистент помогает.

Дети встали у стульев, повторяют движения за воспитателем.

Воспитанники «вдувают» воздух в трубочки. Анализируют. Делают выводы.

Аккуратно без всплеска опускаем предметы в ходе самостоятельного экспериментирования: фасоль, металлическую скрепку, ракушку, зубочистку.

Воспитанники наблюдают и рассуждают.

Дети, аккуратно без всплеска, опускают камни. Воспитанники наблюдают и анализируют.

Воспитанники растворяют в своих стаканах, поочередно, названные предметы. Наблюдают. Рассуждают.

Воспитанники наблюдают. Рассуждают.

Рефлексивный

Воспитатель выдает листы самоанализа, по количеству детей,  для подведения итогов экспериментирования.

Беседа.

Что делали? Что узнали нового? Что понравилось больше всего? Какие сделали выводы?

Воспитанники заполняют листы самоанализа.

Дети делятся со своими впечатлениями и выводами, сделанными в ходе экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»

Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»

Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «УКРАСИМ ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ».

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.Образовательные задачи:- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную избумаги уточку, используя нет...