Конспект НОД "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории "Наураша"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории "Наураша"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_my_izuchaem_svet.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 189 «Солнышко»
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности
с детьми старшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет группы
"Мы изучаем свет"
с использованием цифровой лаборатории
«Наураша в стране Наурандии»
Подготовила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Шемякина О.С.
Каменский р-н
2022 год
Приоритетная образовательная область: «Познавательное»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Цель: Дать первичные представления о свете, посредством экспериментального решения поставленных задач, познавательно-исследовательский интерес.
Образовательные задачи:
1.Закрепить полученные знания о Солнце, продолжать знакомить детей с понятием «свет», свойствами света,
2.Учить задавать вопросы, выслушивать ответы детей.
Развивающие задачи:
1.Развивать произвольное внимание; диалогическкую речь, способность
самостоятельно задавать интересующий вопрос.
2.Развивать эмоционально — положительное отношение к познанию.
3.Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать,
обобщать, устанавливать причинно — следственные зависимости и делать
выводы.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
2.Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах,
коллективе.
3.Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца
Методы обучения: исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный.
Оборудование: Черный ящик, макет солнечной системы, фонарики, прозрачные пленки, светофильтр, деревянные брусочки, кусочки ткани (плотная и не плотная), кусочки бумаги (писчая+картон), очки, схемы опытов, настольная лампа. Мультимедийная, цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», учебный модуль «Свет».
Ход деятельности:
Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель.
Здравствуйте, мои дорогие
И маленькие и большие!
Внимание! Внимание!
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
Поисковый этап
Воспитатель. У меня для вас сюрприз. Я прошу внести черный ящик (Звучит музыка, заносят черный ящик)
Воспитатель: Интересно, от кого же он! А вот и подсказка! (Показывает детям письмо) Это письмо от нашего знакомого мальчика Наураша. А вы его знаете?
Ответы детей (маленький ученый, исследователь, помощник педагогов и детей).
Воспитатель . Да -это мальчик Наураша, он живет в стране Наурандии. Он очень любит познавать все новое, исследовать и экспериментировать, и он хочет поделиться с вами своими познаниями, раскрыть секреты природы.
Воспитатель открывает письмо и замечает два круглых отверстия в сундуке.
Воспитатель: Сколько всего интересного и загадочный черный ящик и письмо.
Воспитатель. Я думаю, если мы прочитаем письмо, то узнаем все секреты. Воспитатель читает письмо. «Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень нравится с вами проводить разные опыты и сегодня, я принял решение пригласить вас к себе в страну Наурандию, в мою лабораторию. Но прежде всего, вам нужно разгадать тайну черного ящика. С уважением Наураша».
Воспитатель: Предлагаю вам подойти и заглянуть в него.
(Дети по очереди смотрят в отверстие ящика.)
Воспитатель: Что вы увидели? Как вы думаете, почему вам ничего не видно?
Ответы детей. ( В ящике темно и нет света).
Воспитатель: Как сделать так, чтобы мы смогли увидеть то, что находится внутри ящика, не открывая его.
Ответы детей.( Можно чем-нибудь посветить. Например, включить фонарик и посветить в отверстие ящика).
Воспитатель просит детей посмотреть в коробку с включенным фонариком и ответить на вопрос: Что вы увидели в коробке?
Дети смотрят и высказывают предположения: космос, планеты, невесомость, шарики.
Воспитатель открывает коробку
Воспитатель: Почему мы теперь видим то, что находится внутри коробки?
Дети: ( Появился свет, стало светло и мы увидели внутри коробки планеты солнечной системы.
Воспитатель: Мы видим планеты солнечной системы. А как вы думаете, какая самая большая планета?
Ответы детей.
Воспитатель. А что вы знаете о Солнце?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, Солнце, самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Вокруг Солнца вращаются девять планет и получают от него свет и тепло.
На Солнце тяжело смотреть, оно очень яркое, сверкающее.
Солнце – это естественный источник света, которая создала природа. Оно светит всегда и никогда не гаснет.
Воспитатель. Представим, что электрическая лампа — это Солнце. Я предлагаю посмотреть на него. Нашим глазкам смотреть на Солнце комфортно?
Ответы детей.
Воспитатель: Яркий солнечный свет не очень приятен и полезен глазам. Человек не может смотреть на открытое солнце. А что мы для этого можем использовать, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель . А какие очки мы можем использовать для защиты от Солнца?
Ответы детей. (нужно показать детям очки и т.д.)
Воспитатель: А сейчас проверим.
Дети примеряют очки и смотрят на условное Солнце.
Воспитатель: В каких очках вам более удобно? Почему? Ответы детей.
Практический этап
Воспитатель: Разобраться нам в этом поможет наш друг мальчик-ученый Наураша. И думаю, что он нам покажет еще много чего интересного и полезного. Предлагаю пройти к нему в лабораторию.
Все вместе отправляются в лабораторию.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. Сегодня мы с нашим маленьким ученым Наурашей отправляемся в лабораторию, где он нас познакомит со свойствами света.
Наураша рассказывает детям:
- Что такое свет?
- Мы видим благодаря свету
Воспитатель: Какой же молодец наш друг Наураша, как интересно он рассказывает.
Ребята, а что же такое все-таки свет? Что вы поняли?
Дети: (Свет – это лучи, расходящиеся от солнца. И, одновременно, крошечные частички – фотоны.)
Воспитатель: Наураша подготовил для нас интересные опыты, из которых мы узнаем свойства света. Прежде всего для всех опытов со светом нам необходим датчик освещенности – божья коровка. Давайте начнем.
Опыт №2. Наураша: «Свет – самая быстрая штука на Земле и даже во Вселенной! Он летит быстрее всех!»
Воспитатель: Ребята, представьте себе, ученые доказали, что свет за одну секунду может пролететь вокруг земного шара по экватору семь с половиной раз! А от Солнца до Земли Свет проходит за 8 минут.
Наураша предлагает провести еще один эксперимент.
Слушаем и проводим измерения с Наурашей. Ребенок комментирует, что делает.
Воспитатель: Ребята, что вы заметили, проводя этот опыт? (Освещенность стала меньше, когда датчик мы направили в угол. Так как в темный угол добирается не весь свет, часть теряется по дороге)
Воспитатель: Всё верно. Ребята, я вам приготовила схемы, которые подходят к нашим опытам и я предлагаю найти схему, которая нам сейчас подходит, и прикрепить ее на планшет.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перемены для отдыха. Неплохо бы немного отдохнуть и нам. Как вы считаете? Давайте выйдем из отделов и разомнемся. Физминутка: Раз – подняться, подтянуться, два – согнуться, разогнуться, три – в ладоши три хлопка, головою три кивка, на четыре руки шире, пять – руками помахать, шесть – на стульчик сесть опять.
Опыт №3. «Создание комфортного света» (Создание темноты и рабочего комфортного освещения под лампой).
Воспитатель: А кто подскажет, как нам создать темноту около датчика? (закрыть тряпочкой, коробочкой)
Воспитатель: Давайте измерим освещенность под рабочей школьной лампой. (Достать лампу)
Воспитатель: Вот вы, ребята, скоро станете первоклашками, пойдете в школу, будете дома делать домашнее задание, а как думаете, после проведенного эксперимента, где комфортнее будет выполнять их: в темноте или за столом при освещении рабочей лампы.
Дети: за столом под рабочей лампой.
Воспитатель: Всё верно. Давайте найдем схему и наш вывод прикрепим на планшет.
Что же еще предлагает нам Наураша.
Слушаем и проводим измерения с Наурашей.
Опыт №4. «Прохождение света через объекты. Способность света проникать или не проникать через предметы»
Наураша «Свет умеет проникать сквозь прозрачные вещи. Именно поэтому мы их так и называем. Вот, например, стекло – прозрачное!» (эксперимент со светофильтром – зеленым) – освещенность уменьшилась. Все потому, что через фильтр прошла только часть света.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами попробуем провести этот опыт в парах. Пройдите, пожалуйста, за столы. Посмотрите, на подносе у вас лежат разные предметы, что это за предметы, ребята? (тряпочки, дощечка, картон, бумага писчая, очки)
- Ребята, все эти предметы вам необходимо разделить на 2 группы: в первую группу - к черной метке вы должны положить предметы, которые свет не пропускают, а во вторую группу – к желтой метке предметы, которые свет пропускают. Во время опыта дети проверяют проникновение света через разные очки.
Воспитатель: Ребята, так какие же очки нас будут защищать в солнечную погоду? Все ли очки смогу защитить от солнца. Ответы детей.
Воспитатель: Мы выясни, что все очки пропускают свет, но не все очки могут защитить нас от Солнца. Так к какой метке мы положим очки. Ответы детей.
Воспитатель: А вся ли ткань (бумага) одинаково пропускает свет. Почему? (ответы детей)
- Ребята, что мы узнали из проведенного опыта? Через какие предметы свет проходит?
- А через какие предметы свет не проходит?
Воспитатель + Дети: Вывод: Значит, свет может проникать через прозрачные (не плотные) предметы, а через непрозрачные (плотные) предметы – не проходит.
Воспитатель: Всё верно. Давайте мы найдем схему и прикрепим ее на планшет.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Скажите, что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей ( Мы узнали, что такое свет, о том, что освещенность в разных местах комнаты разная, о способности света проникать через прозрачные предметы, и не проникать через непрозрачные.)
Воспитатель: У вас возникли какие-либо сложности?
Мне сегодня было очень интересно с вами, надеюсь и вам тоже. Наураша благодарит вас за помощь. Он принимает вас в Школу юных исследователей и дарит эмблемы
Воспитатель: Ребята, а теперь пойдем в группу и расскажем всем остальным, что мы сегодня узнали интересного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе «Москва — главный город нашей Родины» с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Цели: создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России. Расширить кругозор детей сведениями о древней и современной Москве; воспитывать патриотические, гражданские чувства.Оборудование: ...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Конспект образовательной деятельности с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для детей подготовительной к школе группы «Электричество»
Цель: актуализировать и расширять представления детей об «Электричестве».Задачи:знакомить детей с явлением «электричество»; расширять представления о том, где «живёт&raqu...
презентация "Использование цифрового оборудования и цифровых технологий в работе педагога ДОУ"
Цифровые технологии дают возможность нам повысить свое педагогическое мастерство....
Презентация «Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие творческого мышления в первой младшей группе»
Презентация обобщает опыт использования современного компьютерного оборудованиея как средства организации и оснащения воспитательного процесса....
Конспект НОД "Кислотность" с использованием цифровой лаборатория Наураша
Совершенствовать умения детей в проведении лабораторных опытов и исследований...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ И ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В данной работе рассматривается актуальность применения цифровых образовательных ресурсов в дошкольном образовании....