Опыт работы по исследовательской деятельности
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» Конфуций Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а, самое главное, самовыражаться . Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования , который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Цель экспериментирования: Поддержка интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности. Задачи: Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
По способу применения эксперименты делятся на : демонстрационные ( демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность, например, при использовании горящей свечи). фронтальные (фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети. Эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов) однократные , циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.).
Содержание опытно–экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса: 1 . Занятия с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов. 2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. 3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории). 4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Структура детского экспериментирования: 1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). 2. Поиск и предложение возможных вариантов решения. 3. Сбор материала. 4. Обобщение полученных данных. 5. Подведение итогов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Организация предметно-развивающей среды в группе В нашей группе оборудован центр экспериментирования для того, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. В мини-лаборатории выделены зоны: - для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.); - для приборов и материалов (природного, «бросового»); - для выращивания растений; - для проведения опытов; для неструктурированных материалов (стол «песок - вода»).
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты. Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что: бумага рвется, мнется, не разглаживается, в воде намокает вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться
«Где прячется воздух» Д/И «Из какого материала сделан?» «Тонет – не тонет» Д/И « Гладкий-шершавый »
Посадка и наблюдение за луком
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим консультации, изготавливаем буклеты и памятки для родителей: «Поддержка интереса детей к экспериментированию», «Варианты совместной исследовательской деятельности», «Занимательные опыты на кухне»
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по театрализованной деятельности
Опыт работы по театрализованной деятельности...
Опыт работы "Использование театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР"
В статье представлен опыт работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны по использованию театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР...
Опыт работы "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования"
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основа...
" Развитие речи в театрально - игровой деятельности". Опыт работы по театрализованной деятельности по сказке " Рукавичка"
С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому я стараюсь создать в своей группе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей. Чтобы каждый смог максимально реализовать свои ...
Консультация «Опыт организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников».
Материал может быть полезен для воспитателей при организации позновательно-исследовательской деятельности...
Доклад «Опыт работы по исследовательской деятельности в ДОУ»
Тема: «Формирование познавательной активности старших дошкольников посредством детской конференции в условиях разновозрастной группы»...
опыт работы по исследовательской деятельности в младшей группы
опыт работы исследовательская деятельность в младшей группе...