Доклад «Опыт работы по исследовательской деятельности в ДОУ»
консультация по окружающему миру (старшая группа)
Тема: «Формирование познавательной активности старших дошкольников посредством детской конференции в условиях разновозрастной группы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы по исследовательской деятельности в ДОУ | 309.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на Районном Методическом Объединении МАДОУ «Октябрьский детский сад «Сказка» 28 февраля 2020 год
Доклад «Опыт работы по исследовательской деятельности в ДОУ»
Тема: «Формирование познавательной активности старших дошкольников посредством детской конференции в условиях разновозрастной группы»
С внедрением ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» обращено на формирование у дошкольников познавательных интересов. Познавательное развитие детей должно заключать в себе решение основных задач:
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; - формирование целостной картины мира, - расширение кругозора дошкольников.
Уже в ДОУ нужно приобщать детей к разнообразным способам получения информации для формирования личности, способной самостоятельно добывать знания.
Большое значение в развитии и активизации познавательных интересов детей имеет использование педагогических технологий.
В своей работе я активно использую методику исследовательского обучения А.И.Савенкова. Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых этапах. Она включает в себя полный цикл исследовательской деятельности — от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Одним из условий решения задач по познавательно - исследовательской деятельности в детском саду является организация развивающей среды. В ДОУ оборудованы уголки экспериментирования в группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
Большое внимание в познавательно – исследовательской деятельности уделяю и формам работы с дошкольниками. В частности активно использую в своей практике научные конференции дошкольников. Целью такой работы является формирование познавательной активности старших дошкольников.
. Одним из способов активизации познавательного интереса дошкольников является детская конференция, которая проводится как итоговое занятие какого – либо исследовательского проекта.
Цель: Формирование познавательной активности старших дошкольников посредством детской конференции в условиях разновозрастной группы
Задачи
Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу дошкольников; Расширять кругозор – инициировали исследовательское поведение, стали реальными участниками совместного поиска.
Развивать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь детей во время презентации своего исследования; Обогащать словарный запас детей; - интеграция образовательных областей: учились рассказывать о любимом динозавре, узнавали новые слова
Воспитывать умение слушать друг друга и сопереживать;
Обогащать эмоциональный опыт детей новыми впечатлениями, создавать радостное настроение; - стремились выразить свое личное переживание и представление о предметах и явлениях мира.
Планируемые результаты
-проявляет устойчивый интерес к исследованию ;
- способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации об объектах исследования;
- способен разработать план действий по созданию продукта, составлению описательного рассказа об исследуемом объекте.
Этапы реализации проекта
1 этап – поисковый
-Обозначение проблемы и темы исследования;
«Мой ребенок любит динозавров!» Марина Аромштам:
интерес детей к динозаврам играет своего рода психотерапевтическую роль: существуют чудовища, которых можно не бояться, потому что они обитают исключительно в мире воображаемого – в книжках, кино, среди игрушек.
-Постановка целей и задач исследования;
-Подбор мультфильмов, научных и художественных фильмов для детей;
- Подбор методической литературы по теме – представляю свою методическую разработку по теме «В мире динозавров».
- Подбор художественных произведений, атласов, энциклопедий, иллюстраций,
- Подбор дидактических и сюжетно-ролевых игр – некоторые представлены на выставке.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
2 этап – аналитический
Составление плана деятельности;
Разработка маршрута исследования совместно с детьми (Что мы знаем? Что хотим узнать? Где будем искать информацию?);
рекомендации родителям дошкольников старшей группы: выбор объекта исследования – конкретного вида динозавра, составление плана доклада о нем; для родителей дошкольников младшей группы: создание продукта – изображение динозавра в различной художественной технике – рисунке, поделка из природного материала, в лепке и других для выставки на конференции.
3 этап – практический
Совместная деятельность ребенка с родителями:
-проектирование выступления, репетиция публичного выступления;
-изображение динозавра в различной художественной технике для выставки на конференции.
Совместная деятельность педагога и детей:
-чтение художественной и научно – популярной литературы,
-просмотры фильмов, мультфильмов, презентаций;
-познавательные беседы о динозаврах,
-анализ природных условий эпохи динозавров, внешнего вида животных,
-изготовления макета «Древний мир» с извергающимся вулканом,
-наблюдение за появлением детеныша динозавра из яйца (экспериментальный набор «Выращивание динозаврика»),
-экскурсии в виртуальный палеонтологический музей,
-игры с лэпбуком «Эра динозавров»,
-моделирование и изображение животных в различных видах техники;
-подготовка к публичному выступлению.
Подготовка к публичному выступлению:
-просмотр выступлений ораторов (В. В. Путина, И. Зейналовой,
В. Соловьева) - их манера говорить, голос, жесты.
-знакомство с правилами публичного выступления: умение вести себя на публике, умение правильно отвечать на вопрос (поблагодарить, проявлять дружелюбие, тактичность), умение управлять своим голосом, жестикуляцией, мимикой в процессе выступления;
- знакомство с требованиями к содержанию публичного вступления
4 этап – презентационный
Итоговое мероприятие: детская конференция «Мой любимый динозавр»
- Представление своего динозавра детьми старшего дошкольного возраста
- Выставка объектов исследования в различной технике детьми младшего дошкольного возраста
В торжественной обстановке проходило мероприятие, были приглашены родители, младшие дошкольники были зрителями. Заранее приготовили выставку своих поделок. Ребята по очереди, надевали шапочку магистра, по картине с динозавром рассказывали доклад.
В конце мероприятия все были отмечены грамотами юного исследователя.
Слайды реализация проекта.
5 этап – контрольный. Результаты образовательной деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями.
● Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.
● Проявляет интерес к предметам окружающего мира, пытается устанавливать различные взаимосвязи; осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных — сходство.
● Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени.
В дальнейшей работе планирую использовать и другие образовательные технологии, ведь развивая маленького исследователя, мы закладываем огромный потенциал творческой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»
Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства обр...
Проектная работа по исследовательской деятельности "Хочу все знать!"
Дети по природе своей любопытны и деятельны. В возрасте 5-6 лет у детей ярче начинает проявляться любознательность и желание что-то сделать самому. Важно помочь ребенку удовлетворить его любопытс...
Из опыта работы: Элементарная исследовательская деятельность с детьми раннего возраста
Ребёнок раннего возраста сам по себе является «исследователем». И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к экспериментированию. Моя задача – не пресекать э...
Сообщение из опыта работы: "Познавательно - исследовательская деятельность во 2 младшей группе"
Сообщение из опыта работы: "Познавательно - исследовательская деятельность во 2 младшей группе"...
Из опыта работы: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
Познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитии памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса ...
План работы познавательно-исследовательской деятельности встаршей группе
Тема моего самообразования"Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.Над данной темой работаю второй год....
Творческая работа. Проектно-исследовательская деятельность старших дошкольников.
Слово «проект» происходит от латинского projtctus (брошенный вперед). Проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (п...