Проект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать "
проект по окружающему миру (младшая группа)

Антонова Валентина Сергеена

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать с младшего возраста интерес к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_trudno_ptitsam_zimovat_nado_ptitsam_pomogat.docx41.55 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»

для детей младшей группы.

Актуальность.

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать с младшего возраста интерес к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

Ресурсное обеспечение:

Цель: Формирование  представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи:

Расширять представления и знания детей об особенностях поведения птиц зимой.

-Формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду.

-Развивать познавательный интерес, любознательность и творческую активность в разных видах деятельности.

-Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

-Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

-Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Данный проект:

По составу участников- дети, воспитатели , родители.

По содержанию - познавательный проект, творческий, групповой;

По продолжительности –долгосрочный ( 5 недель)

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой, творческий

Форма организации детей: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

Ожидаемый результат:

Получение первичных представлений о зимующих птицах (воробей, сорока, ворона, синица, голубь);

Вызвать постоянное желание у детей помогать и заботиться о птицах зимой.

С удовольствием занимаются продуктивной деятельностью.

Используемая литература:

1. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию! », Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2007.

2. В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», Москва, ТЦ «Сфера», 2008.

3. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? М., 2005.

4. М. В. Коробова, Р. Ю., Р. Ю. Посылкина «Малыш в мире природы» (Москва «Просвещение», 2005).

5. Использование интернет ресурсов.

Мониторинг

Фамилия

Имя

Ребёнка

Каких зимующих птиц знает?

Почему они называются зимующими?

Чем птицы питаются зимой?

Что для птиц страшнее зимой голод или холод?

Как можно помочь птицам?

Сформирован: полностью самостоятельно справился с заданием, выполнив без ошибок.

Частично сформирован: отвечает на вопросы с помощью воспитателя.

Не сформирован: знания поверхностны, неустойчивы или отсутствуют.

Сформирован

Частично сформирован:

Не сформирован:

Анкета   для родителей      «Что вы знаете о зимующих птицах»

1. Регулярно ли Вы кормите зимой с вашим ребёнком птиц? Если нет, то когда?

2. В какое время суток насыпаете корм?

3. Где, в каком месте Вы проводите подкормку? (на балконе, около дома, в детском саду или другое).

4. Чем кормите птиц?

5. Кто является инициатором подкормки: Вы или ребенок?

6. Какие птицы прилетают к Вам кормиться?

7. Удается ли Вам с ребенком понаблюдать за поведением птиц у кормушки? Как часто?

8. Если не наблюдаете за подкормкой птиц, что Вам мешает?

9. Имеется ли интерес у ребенка к подкормке птиц, в чем это проявляется?

10. Заметили ли Вы какие – либо изменения в поведении и характере ребенка после начала подкормки птиц?

11. Используете ли Вы художественную литературу для поддержания интереса и воспитания любви к птицам?

12. Смотрите ли Вы телевизионные передачи о природе вместе с ребенком? Если да, то какие?

13. Делали ли Вы вместе с ребенком кормушки для птиц? Кто являлся инициатором: Вы или ребенок?

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы:

Чтение сказки М. Горького "Воробьишко"; Чтение «Зимние гости» Ю.Никонова"; Чтение Т. Евдошенко «Берегите птиц».

- Чтение произведений: С.Маршак «Где обедал воробей»,А.М.Львовский «Клевали голуби пшено..», А.Яшин «Птичья столовая», Л.Кламбоцкая  «Желтогрудые синички..»,В.Звягина «На дворе морозище..».

- Рассматривание иллюстраций по книге «Зимние птицы». - Заучивание  потешек «Воробьишко- воробьишко», стихотворения  А.Барто «Птичка». : «Сорока- белобока», «Андрей- воробей».

 Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Прослушивание песен: «Всем нужны друзья» Большой детский хор, «Песенка воробья» В.Казанский, «Андрей – воробей»  Т.Саванова,А.Боков.

ОСНОВНОЙ  ЭТАП

Работа  с детьми

Работа с родителями

Совершенствование

Предметно- развивающей среды

1.   Видео просмотр "Зимующие птицы".

Цель: расширять познавательный интерес.

Рассказ педагога:   "Что за птица?" (Воробей)

Цель: дать представление о птице воробье, его внешнем виде, повадках, о том, что любит есть;

Дидактическая игра:

«Кого не стало ».

Цель: развивает зрительную память.

Пальчиковая гимнастика:  

«Воробьишко»,

Подвижная игра: 

1.«Воробышки и автомобиль»

Цель: развивать пространственную ориентацию

Наблюдение:

 За прилетевшими птицами на участок детского сада. 

Просмотр мультфильма:

«Высокая горка».

Прослушивание аудиозаписи    «Голоса птиц».

Чтение:

 сказки М. Горького "Воробьишко";

С.Маршак «Где обедал воробей»,

загадки,  стихи о птицах.

Рисование:

«Раскрашивание  птиц - тычком».

Цель: закреплять умение аккуратно, пользоваться краской, правильно держать в руке кисть.

2.        Беседа:

«Как живут наши пернатые друзья зимой?»,

Дидактическая игра:

« Найди,  кого назову».

Цель : найти птицу по названию.

Рассказ педагога:   "Что за птица?" ( Сороке)

Цель: дать представление о птице сороке , её внешнем виде, повадках, о том, что любит ;

Пальчиковая гимнастика:

 «Сорока - белобока».

Подвижная  игра: 

Птички и дождик

Цель: учить детей действовать по команде.

Наблюдение:

 За прилетевшими птицами на участок детского сада. 

Просмотр мультфильма:

Чужой голос

Прослушивание аудиозаписи   «Голоса птиц».

Чтение:

Потешка -«Сорока- белобока»,

Т. Евдошенко «Берегите птиц».

загадки,  стихи о птицах.

Лепка:

«Сорока – белобока»

Цель: лепить фигурки птиц из  целого куска пластилина.

3.      Беседа:

«Зачем помогать птицам зимой?»

Рассказ педагога:   "Что за птица?" (Дятел)

Цель: дать представление о дятле , его внешнем виде, повадках, о том, что любит ;

Дидактическая игра:

 «Кто как голос падает?»

Цель:  развивать речь детей, обогащать их словарь.

Пальчиковая гимнастика:  

Птичка крылышками машет

Подвижная игра:

«Птички в гнёздышках»

Цель: выполнять действия в соответствии с текстом

Наблюдение:

 За прилетевшими птицами на участок детского сада. 

Просмотр мультфильма:

В лесной чаще.

Прослушивание аудиозаписи   «Голоса птиц».

Чтение:

Чтение «Зимние гости» Ю.Никонова";

А.Яшин «Птичья столовая»,

загадки,  стихи о птицах.

Конструирование:

«Кормушка»

Цель: делать постройку по образцу

4.      Беседа:

"Какие птицы прилетели на рябину?".

 Рассказ педагога:   "Что за птица?" ( Снегири)

Цель: дать представление о снегире, его внешнем виде, повадках, о том, что любит ;

Дидактическая игра:

"Кто как кричит?".

Цель: развивать умение имитировать голоса разных птиц

Подвижная игра: 

« Снегири  и кот»

Цель:  умение действовать по сигналу. 

Пальчиковая гимнастика:   

"Кормушка".

Наблюдение:

 За прилетевшими птицами на участок детского сада. 

Просмотр мультфильма:

Снегирь  Пашка.

Прослушивание аудиозаписи   «Голоса птиц».

Слушание:

песни: «Всем нужны друзья» «Песенка воробья»

Пальчиковое рисование

 «Ягоды для птицы»

Цель: рисовать по всему листу.

Рассматривание предметной картинки 

"Снегирь"; "Столовая для птиц".

5.    Беседа:

 «Зимние гости»,

Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах.

Дидактическая игра

« Узнай птицу по силуэту».

Цель:   упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Подвижная игра: 

"Воробушки.

Цель: смена направления движения по сигналу.

Пальчиковая гимнастика:

 «Я зимой кормлю всех птиц»

Наблюдение:

 За прилетевшими птицами на участок детского сада. 

Просмотр мультфильма:  Синичкин календарь.

Прослушивание аудиозаписи   

«Голоса птиц».

Чтение:

Л.Кламбоцкая  «Желтогрудые синички..»

 загадки,  стихи о птицах.

Раскраска  

«Птицы»

Оформление стенда

Оформление папки - передвижки «Зимующие птицы»,

Рекомендации

-родителям по прочтению художественной литературы по теме проекта.

-памятки для родителей

 «Покормите птиц зимой».

Акция «Покормите птиц зимой!» (сделать фотографию и принести в детский сад).

Беседы с родителями о необходимости привития детям желания и умения заботиться о братьях наших меньших – пернатых, учить любить птиц.

Изготовление совместно с детьми книжек – малышек по теме проекта.

Работа родителей и детей – сбор корма для птиц.

Стенгазета

Выставка рисунков

Презентации:

 Зимующие птицы

 Подбор материала

«Зимующие птицы»

Картотека дидактических подвижных игр.

Картотека песен о птицах.

Подбор художественной литературы.

Аудиозапись «Голоса птиц»

Демонстрационный материал «Зимующие птицы »

Буклеты  «Чем подкармливать птиц зимой»

Мультфильмы о зимующих птицах.

( воробьи ,снегири, синички, голуби )

Раскраски «Птицы»

Пальчиковая гимнастика по теме «Зимующие птицы».

Загадки о зимующих птицах.

Картотека:  пальчиковая гимнастика. Физкультминутки

Ожидаемые результаты:

• Развит познавательный интерес к братьям нашим меньшим - птицам.

• Даны представления о внешнем виде птиц, о поведении, о том, чем они питаются, какую пользу приносят.

• Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

• Воспитано чувство любви и бережного отношения к птиц

ПОДВИЖНЫЕ  ИГРЫ

«Воробушки и автомобиль»

Цель: развивать умение рассредоточиваться по всей площади зала; быстроту реакции; пространственную ориентацию; формировать потребность в двигательной активности

Ход: на одной стороне зала размещают скамейки, на них сидят воробышки. На другой обозначают место для гаража. «Воробышки вылетают из гнезда» - говорит вос-ль, и дети прыгают со скамейки (20см), бегают врассыпную, подняв руки в стороны. Раздается гудок, и появляется «автомобиль» - ребенок, в руках которого руль. Воробышки быстро улетают в свои гнезда. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется.

Кот и воробышки

Цель: упражнять в умении сохранять направление движения и изменении его в зависимости от ситуации; развивать внимание; умение действовать только после произнесения условной фразы.

Ход: кот - располагается на одной стороне зала, воробышки - на другой.

Воробышки приближаются к коту:

Котя, котенька, коток,

Котя - черненький хвосток,

Он на бревнышке лежит,

Притворился, будто спит.

После этих слов кот восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить воробышков, которые убегают от него в домик, за черту.

«Воробышки» 

Цель: упражнять в ходьбе и беге на выносливость; продолжать совершенствовать навыки смены направления движения по сигналу.

Ход: дети стоят в шеренге (или на своих местах - в гнездах). Утром воробышки просыпаются - потягиваются, расправляют крылья, чистят клювы, выпрыгивают из гнезда и летят. По сигналу «полетели» звучит музыка и воробьи свободно летают по залу. Как только музыка прекращается, звучит сигнал «в гнезда», и дети быстро занимают свои места.

Ворона и собачка

Цель: учить детей подражать движениям и голосам птиц, двигаться, не мешая друг другу, внимательно слушать взрослого, своевременно реагировать на сигнал.

Материал: игрушечная собачка, шапочки-маски с изображением ворон.

Ход:

Воспитатель произносит:

-Возле ёлочки зелёной

Скачут, каркают вороны: "Кар! Кар! Кар!"

Дети прыгают, изображая ворон.

воспитатель подходит к ребятам с собачкой в руках и говорит:

-Тут собачка прибежала

И ворон всех разогнала: "Гав! Гав! Гав!"

Дети - "вороны" разбегаются в разные стороны.

Игра проводится 2-3 раза по желанию детей.

Птички в гнёздышках.

Цель: Приучать детей внимательно слушать и повторять текст за воспитателем, выполнять действия в соответствии с текстом.

Оборудование: обручи или шнуры.

Описание: На игровой площадке обозначают круги – это гнёзда птиц. Дети-птички размещаются в гнёздах. На слова: Где ж вы, маленькие птички –

Воробушки, да синички?

Из гнёзд скорее вылетайте,

Свои крылья расправляйте! Дети вылетают из гнёзд и разбегаются по всей площадке. Птички клюют зернышки, постукивая пальцами по коленям. На слова:

Милые птички,

Воробушки и синички!

В гнёздышки свои летите,

Свои крылья опустите!

Дети убегают в гнёзда.

Птички и дождик

Цель: учить детей действовать по команде взрослого, упражнять в произнесении звуков.

Материал: маски-шапочки с изображением птиц, нарисованные круги или обручи.

Ход: 

Воспитатель раздаёт детям шапочки с изображением птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет: "Все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия". 

-Птички летают! (Дети бегают по площадке, клюют зёрнышки, пьют водичку, опять улетают.)

-Вдруг налетел злой ветер, завыл, зашумел. (Дети изображают, как дует ветер.) Закапал частый дождь, застучал по крыше. (Дети изображают, как капает дождь.)

-Прячьтесь, птички, от дождя! (Дети разлетаются по своим домикам - в обручи или круги.)

-Дождик прошёл, и опять все птички полетели, радуются хорошей погоде.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Кого не стало.

Цель: развивает зрительную память.

ХОД: на столе карточки, изображающие пернатых. Попросите участников посмотреть на картинки, назвать все изображенные виды, затем закрыть глаза. (спрячьте одно изображение). Дети снова смотрят  на картинки, называют, какая исчезла.

Найди,  кого назову.

Цель : найти птицу по названию, используя дидактический материал.

Материал: картинки птиц.

Ход игры: Педагог называет птицу, а дети должны найти соответствующую картинку.

Назови  птицу.

Цель: учить детей узнавать и называть птиц; 

Материал: картинки птиц -воробей, сорока, дятел, синица).

Ход игры

Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают, согласны они или нет

Собери картинку

Цель: узнавать и называть знакомых птиц.

Ход игры:  детям предлагается собрать изображение птиц из разрезанных деталей .

Кто как голос падает?

Цель:  развивать речь детей, обогащать их словарь.

Ход игры:

Воспитатель называет известные птицы, а дети называют, как они издают звуки.

Воробей — чирикает, ворона — каркает, голубь — воркует, синица — свистит, утка — крякает, соловей — поет, кукушка — кукует .

«Сложи целое яйцо из частей»

 

Это яйцо разбито. В нем сидел птенец. Подрос и разбил яйцо. Чтобы выйти наружу. Давайте попробуем сложить яйцо. Из частей сделать целое.

Игра с прищепками «Птичка»

- Прикрепите птичке прищепки так, чтобы у нее появился клюв, лапки и красивый хвостик.

Узнай птицу по описанию

Цель: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Материал: картинки известных птиц, животных.

Ход игры:

Взрослый описывает внешние признаки птицы, а дети называет ее.

Если ребенок отгадал, то получает картинку.

Узнай птицу по силуэту.

Цель:   упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Материал: силуэты птиц.

Ход игры:  детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

Птичья кормушка

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

Дети имитируют движения.

Имитируют движения.

Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц

Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.

Показывают одной рукой на кормушку.

Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.

Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.

Я зимой кормлю всех птиц

Я зимой кормлю всех птиц

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик.

Шевелят выпрямленными пальцами рук.

Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот.

Подуть на раскрытые ладони.

Погладить тыльные стороны рук поочередно.

Хлопки в ладоши.

Потереть ладоши друг о друга.

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

Большие пальцы соприкасаются, ладони – крылья машут.

Пальцы правой руки обхватить левой ладонью.

Шевелить ими – птенцы.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони.

Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков.

Соединить ладони с сомкнутыми пальцами и

поднять руки вверх.

Опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола.

Воробей

Ловит воробей жучков,

Уплетает червячков,

И на юг не улетает –

Так, под крышей обитает.

Прыг, да прыг,

Да чик-чирик!

Жить он в городе привык!

«Попрыгать» ладошками по плечам.

Потрясти кистями рук перед собой.

Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.

Поднять руки вверх и покачать ими.

Помахать руками – «крылышками

Зимовать у нас остались

Дятлы, совы, воробьи,

Галки, голуби, синицы…

Прилетели снегири.

Снегири

Снегири.

Раз, два, три.

Прилетели, посидели,

Погалдели, улетели.

Улетели в небеса.

Вот какие чудеса

Стоят лицом в круг. Хлопают опущенными руками по бокам.

Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.

Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.

Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.

Останавливаются, машут скрещенными ладонями.

С удивлением разводят руками .

Сорока

Рано утром издалека

Прилетела к нам сорока.

Стала громко стрекотать,

Длинным хвостиком махать,

Зернышки она клевала,

Все на свете рассказала.

Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями; помахать обеими кистями, как крыльями.

Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к другу и наклонять их вправо-влево.

Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать зернышки» с поверхности стола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»"

           Традицией МБ ДОУ «Детский сад № 195» компенсирующего вида стало проведение акции «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!», в рамках которой воспи...

проект "Трудно птицам зимовать! Надо птицам помогать!"

знакомство дошкольников с видовым многообразием, особенностями зимующих птиц приханкайской долины и способами помощи им в зимний период....

Проект "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!"

Проект направлен на формирование  экологического сознания  дошкольников,  познавательной активности. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняю...

Презентация проекта "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!"

Проект направлен на формирование  экологического сознания  дошкольников. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняют, чем питаются птицы зимой и как...

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».

Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».

Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...