опыты с солью
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Соль в нашей жизни
(опыты, пословицы, загадки)
Сказка про соль.
Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото.
Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:
- Как вы, доченьки, любите меня?
- Как золото, - ответила старшая дочь.
- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.
- Как соль, - сказала младшая, Марьюшка.
Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марьюшки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.
И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам.
Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.
Пословицы о соли
- Соли нет, так и слова нет.
- Без соли и стол кривой.
- Без соли и хлеб не естся.
- Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
- Хоть бы песок, лишь бы солил.
- Соли не жалей, так и есть веселей.
- Несолоно хлебавши.
- Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!
- От хлеба–соли не отказываются.
- Хлеб-соль и разбойника смиряет.
- Хлеб-соль не бранится.
- Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
- Хлеб да соль, ем да свой.
- Надо хлеб-соль помнить.
- Ешь солоней, жить будешь веселей.
- Без соли, без хлеба, худая беседа.
- Без хлеба, без соли никто не обедает.
- Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
- Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.
- Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.
- За хлебом-солью всякая шутка хороша.
- Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).
- Подавая соль - смейся, не то поссоришься.
- Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.
- Я помню твою хлеб-соль.
- Хлеб-соль взаимное дело.
- От хлеба-соли не отказываются.
- Хлеб да соль, и обед пошел!
- Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.
- Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).
- После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.
- Хлеб-соль платежом красна.
- Чтоб потом положить по щепотке
- Сразу стали вкусней во сто крат!
- Без денег торговать, как без соли хлебать.
- Насыпать соль на хвост.
- Соль варим, а сами в нужде сидим.
- Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.
- Хлеб-соль и во сне хорошо.
- Хлеб соль кушал, а не послушал.
Загадки о соли
- Меня не едят — и без меня мало едят.
- В воде родится, а воды боится.
- Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь.
- Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (с водой) свидится – опять умирает. (загадка).
- Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.
- В воде родится, а воды боится.
- В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).
- Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).
- Что в избе за белая Марья? (соль).
- Белый камень из горы,
- Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. (соль).
Опыты с солью
Опыт № 1 «Свойства соли»
Рассмотреть объект (соль, лежащий на столе, определить его свойства. Отметить, что объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах. Обследовали объект, на запах, вкус, рассмотреть в микроскоп.
Вывод: неизвестный объект – это соль, она белого цвета, без запаха, соленая на вкус, имеет кристаллическую структуру.
Опыт № 2 «Растворимость соли»
Взять три стакана: один с водой, второй с молоком, третий с лимонадом. В каждый стакан необходимо положить по одной чайной ложке соли и размешали.
Вывод: соль растворяется во всех перечисленных жидкостях, причем в лимонаде она растворяется быстрее и образовывает пену. (Воспитатель пояснил, что соль вступила в химическую реакцию с веществами, которые есть в лимонаде.)
Опыт № 3 «В какой воде легче утонет яйцо»
Взять три банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполнить чистой водой и поместили в нее сырое яйцо. Во вторую банку налили крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды) и опустить туда второе яйцо. Затем положить яйцо на дно литровой банки и постепенно подливать воду из обеих маленьких банок. В результате был получен такой раствор, в котором яйцо держалось как подвешенное посередине раствора. Вывод: в пресной воде яйцо тонет, в соленой воде оно плавает, значит, соленая вода тяжелее пресной. Воспитатель объяснил, что соленая вода тяжелее, поэтому в море плавать легче, чем в реке.
Опыт № 4 «Как соль влияет на рост растений»
Для определения влияет ли соль на рост растений, посадить луковицы в разную почву: в один стаканчик насыпали чернозем, а в другой – смесь чернозема с солью. Посадить две одинаковые луковицы в разную почву и наблюдать за ростом в течение месяца. Уход за луковицами осуществлять одинаковый.
Вывод: В стаканчике, где не было соли, уже на следующий день появился росток лука, а в стаканчике, где была смесь чернозема с солью, оставалось все по-прежнему.
Опыт № 5 «Получение питьевой воды из соленой»
В глубокий таз налить воду, добавить 2 столовые ложки соли, перемешать до полного растворения соли. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, чтобы стакан не всплывал, но его края были выше уровня воды в тазу. Сверху натянуть пленку и завязать вокруг таза. В центре над стаканчиком пленку слегка продавить и положить еще один камешек (пленка не должна касаться края стакана). Таз поставить на солнце. Через некоторое время в стакане должна накопиться пресная вода.
Вывод: таким образом, из соленой воды можно получить пресную воду.
Опыт № 6 «Выращивание кристаллов соли»
Постепенно растворить соль в воде, нагревая воду на слабом огне. Продолжая нагревать раствор, подсыпать соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Потом опустить в стакан веревочку, на которой будут образовываться кристаллы. Если раствор охлаждать быстро, то кристаллы тоже будут расти быстро, но их форма будет неправильной. Если раствор охлаждать медленно, то кристаллы образуются правильные.
Вывод: При нагревании соль растворяется быстрее. Соль может кристаллизоваться (образовывать кристаллы).
Опыт № 7 «Опыт со льдом и солью»
Возьмем два кубика льда. Один из них посыплем солью, а второй оставим для сравнения. Соль разъедает лед, проделывая канавки и ходы в ледяном кубике. Как и ожидалось, кубик льда, посыпанный солью, растаял гораздо быстрее. Именно поэтому дворники зимой посыпают дорожки солью.
Опыт № 8 «Замерзание воды»
Взять в две формочки пресную воду, а другие две соленую, положить в морозильник. Через некоторое время проверить, пресная вода начинает замерзать, а соленая нет. Жидкости замерзают с разной скоростью.
Вывод: солёная вода не замерзает.. В океане вода соленая, поэтому она и не замерзает зимой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность.Опыты с солью.
"Волшебница- соль!"...
Детские проекты, исследовательские работы на примере: "Опыты с солью"
В данной презентации представленно исследование ребенка - Даниила, 5 лет. Презентация - это пример того, каким образом может быть представленна исследовательская самостоятельность ребенка....
Консультация для родителей. Чудо – кристаллы (опыты с солью и сахаром)
В стародавние времена соль и сахар почитали как дорогую диковинку. «Белы как снег, в чести у всех» - так говорит о них народная мудрость. С этими продуктами ребёнок встречаетс...
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...
Опыты с солью
Опытническая деятельность...
Картотека опытов с солью
Опыты с солью ,позволяющиедетям эксперементировать....
конспект опыта "Удивительная соль"
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,И становится вся пища несъедобной вдруг!Если в ранку попадет – испытаешь боль.Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)...