«Знатоки леса»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Сценарий экологической викторины «Знатоки леса» для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_viktorina_-_znatoki_lesa_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 41.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий экологической Викторины
«Знатоки леса»
для детей подготовительной группы
Сценарий экологической викторины «Знатоки леса» для детей подготовительной группы
Цель: обобщить и уточнить знания детей о природе.
Задачи:
- Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях.
- Конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса.
- Развивать память, сообразительность, находчивость, логическое мышление, речь, умение слушать друг друга.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы.
Оборудование и материалы: иллюстрированный материал (дикие животные леса, зимующие и перелетные птицы, слайдовые картины леса, животных, знаки «Чего нельзя делать в лесу»); игра Лото «Кто – где живет», «Чей след», эмблемы для команд; компьютер, телевизор ,запись музыки из телепередачи «В мире животных», фонограмма песни из мультфильма «Маша и медведь» , спокойная музыка с пением птиц.
Предварительная работа: занятия по познавательному развитию о лесе и его обитателях, занятия по изобразительной деятельности, лепке, аппликации, чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи о животных), беседы об охране и бережном отношении к природе, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций природоведческого характера, дидактические и развивающие игры, оформление альбома «Животные глазами детей», сочинение стихов и сказок, изготовление поделок совместно с родителями.
Участники викторины: дети подготовительного дошкольного возраста, воспитатели, «Мудрецы» (члены жюри), сказочный персонаж Старичок-Лесовичок.
Ход
Ведущий-воспитатель:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит солнце – доброте.
Учит снег нас чистоте.
У природы круглый год
Обучаться нужно
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Ведущий: Сегодня мы проводим викторину «Знатоки леса». В соревновании примут участие две команды – это команды «Зайчата» и «Бельчата». Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки «Зайчата» - морковку, «Бельчата» - грибочки. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает. Оценивать соревнование, будет опытное и знающее жюри.
Приветствие команд:
«Зайчата»:
Мы зайчата не простые,
Мы зайчата озорные.
Вместе гуляем, вместе играем,
Учимся вместе и отдыхаем.
«Бельчата»:
Мы - веселые бельчата,
Есть мальчишки и девчата.
Здесь мы учимся считать,
Бегать, петь и танцевать.
Ведущий:
Готовы мы сегодня поиграть,
Все вместе о природе рассуждать.
Молодцы, ребята, в добрый час!
Пусть удача встретит вас!
1 конкурс «Разминка».
Команде «Бельчата».
1) Зачем заяц следы запутывает? (чтобы его хищники не нашли)
2) Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла)
3) В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)
4) Какой лесной житель и для чего сушит себе на зиму грибы на деревьях? (белка)
5) Как заяц готовится к зиме? (меняет шубу)
6) Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).
7)Как называется дикая свинья? (кабан).
Команде «Зайчата»
1) В какое время года с деревьев опадает листва (осенью)
2) Ласточка остаётся зимовать или нет?
3) Кто в лесу зимою спит? (медведь, еж)
4) У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (у зайца)
5) Какие цветы расцветают весной? (Мать-и-мачеха, ландыш, одуванчик, подснежник.)
6) Зачем лисе нужен такой пушистый хвост (заметать следы)
7) Какие звери летают? (белки-летяги, летучие мыши).
Ведущий: Ребята ответьте, пожалуйста, что обязательно должно расти в лесу, без чего не бывает леса? (без деревьев) Сможете ли вы узнать деревья в лесу?
2 конкурс «Назови ветку и найди дерево»
Командам раздаются картинки с изображением веток деревьев и картинки с изображением самих деревьев. Дети составляют пары: ветка – его дерево и называют их.
Ведущий: В нашей стране очень много лесов. Растут они и на севере, и на юге, на горах и по берегам рек. И леса эти самые разные, потому что в них разные деревья и кустарники. Сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы по слайдам определить лес по его разновидностям и временам года.
3 конкурс «Определи вид леса и его время года»
Детям показываются слайды с разновидностями леса и разными временами года. Каждая команда определяет по 2вида и 2 времени года.
Ведущий: Ребята, мы говорили, что в нашей стране очень много лесов и даже определили на какие виды они делятся, а кто же живёт в этих лесах? (ответы детей). Вот сейчас мы поговорим о диких животных. На какие 3 вида они делятся – травоядные, хищники и всеядные. И в следующем конкурсе вам нужно разделить животных на 3 этих вида.
4 конкурс «Раздели животных на хищников и травоядных»
Детям показывают слайды с изображением животных, каждой команде по 5 животных, дети их запоминают и делят на виды.
Гимнастика для глаз «Прогулка в лесу»
Динь – дон! Дин – дон!
Слева звон, справа звон!
Лето красное пришло, свет и радость принесло. (смотрят вправо – влево)
Дети по лесу гуляли за природой наблюдали. (Круговые движения глазами по и против часовой стрелки)
Вверх на небо посмотрели (фиксируют взгляд на потолке)
Их глазки лучики согрели. (ладонями накрывают глаза, не надавливая на них)
Рядом бабочки летали, крылышками нежными махали. (закрывают, открывают глаза)
Прилетала к ним пчела, на нос села она. (выставляют перед собой указательный палец. Прослеживают его движение к носу. (фиксируют взгляд на носу на несколько секунд.)
Ведущий: А вы знаете, что у животных, как и у людей есть свои дома. Сейчас каждой команде нужно расселить каждого животного в своё жилище и назвать его.
5 конкурс «Найди дом для каждого животного».
Командам раздаются конверты с рисунками зверей и их разных жилищ. Надо составить пары «зверек - его дом».
Ведущий: Ребята, интересно, а сможете ли вы угадать животного по его описанию?
Вот мы сейчас и проверим.
6 конкурс «Угадайте по описанию».
«Зайчатам» “Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”. Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ: еж.
“У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.
Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.
«Бельчатам» “Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”.
Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).
Ответ: лиса.
«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу. Зимой впадает в спячку».
Подсказка: очень любит мед и малину.
Ответ: медведь.
Подвижная игра «Лесной хоровод»
Ведущий: Какой весёлый звериный хоровод получился! Все повеселились на славу! А сейчас, назовите сказки в которых могут жить эти животные.
7 конкурс «Кто в какой сказке живёт?»
Бельчатам – заяц, волк
Зайчатам – лиса, медведь
«Три медведя», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Мешок яблок» и др.
Включается запись песни «Про следы» (из мультфильма «Маша и медведь»)
Ведущий: Ребята, из какого мультфильма эта песня? Правильно. Маша никак не могла определить следы на снегу, которым её обучал медведь, но вы-то дети смышленые и обязательно справитесь со следующим заданием.
8 конкурс «Угадай следы»
Каждая команда получает карточки с изображением следов животных и картинки соответствующих животных. Дети составляют пары.
Ведущий: Ребята, а кто кроме животных живёт в лесу? А вы, когда ни будь слышали, как поют птицы в лесу? Их завораживающее пение можно слушать бесконечно. А сможете ли вы определить, какая птица как поёт?
9 конкурс «Определи какая птица поёт и назови её»
Каждая команда прослушивает запись с голосами птиц и называет их. (по 3 записи каждой команде).
Ведущий: Ребята, а вы знаете, как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие). А птиц, которые улетают на юг осенью и прилетают к нам весной? (перелётные)
10 конкурс «Отберите зимующих и перелетных птиц».
На полу расположены картинки зимующие и перелетные птицы, одна команда собирает зимующих птиц, другая – перелетных.
Звучит музыка «Звуки леса», появляется Старичок-Лесовичок
Лесовичок: Здравствуйте, друзья!
Ведущий: Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?
Лесовичок:
Я – Старичок - Лесовичок.
Домик мой в глуши лесной.
Лес стоит глухой стеной,
И деревья, и цветы.
Льется солнце с высоты.
Стукнул дятел по сосне,
Я кричу: «Лети ко мне,
Побеседуем вдвоем
В светлом домике моем».
Заяц прыгнул на лужок,
Говорю: «Привет, дружок!
Зайка вздрогнул,
вбок скакнул
И в кусты улепетнул.
Ой, трусишка! Ой, чудак,
У меня же нет собак!
Белки, лисы, дикий гусь –
Я со всеми подружусь,
Я гуляю без ружья,
Сторожу покой, друзья.
Ведущий: Мы рады такому гостю. Скажи, Старичок - Лесовичок: почему ты к нам именно сегодня пожаловал?
Лесовичок: Я пришел к вам, потому что птички мне прощебетали, что сегодня здесь собрались знатоки леса, которые всё о нём знают и я очень захотел посмотреть на вас и убедиться самому правду ли мне говорили птицы.
Ведущий: Да, Лесовичок наши дети действительно очень много знают о доме, в котором ты живёшь и отвечают на все вопросы викторины.
Лесовичок: Ребята, а вы знаете сколько удивительного можно увидеть в Природе, а как много жителей там живёт. Природа всех встречает с радостью, но нам надо знать, как вести себя в гостях у Природы, чтобы не нарушить её красоту и не беспокоить её жителей. Вот сейчас я и хочу проверить знаете ли вы правила поведения в лесу.
Ведущий: Конечно, Лесовичок дети знают эти правила они даже сами на компьютере составляли знаки правил поведения в лесу. Сейчас они тебе их покажут и всё о них расскажут.
10конкурс «Подбери знак»
Командам по очереди показывается знак, они называют его и рассказывают о нём.
Лесовичок: Вижу, ребята, вы знаете правила поведения в Природе, я очень рад этому и хочу с вами поиграть в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
***
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
***
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
***
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
***
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
***
Если сильно насорю
И убрать забуду? (нет)
***
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
***
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Молодцы, ребята, вижу я, что вы действительно знатоки леса и никогда его не обидите. А мне нужно прощаться и собираться в путь-дорогу. Жду вас у себя в гостях! На прощание я хочу угостить вас лесными сладостями.
Ведущий: Ну что ж, ребята наша викторина подошла к концу, вы были все большие молодцы, а жюри осталось подвести итоги и объявить победителей.
Подведение итогов, награждение
Ведущий: А на последок хотелось прочитать вам такое стихотворение
Любите родную природу -
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша, с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Клуб знатоков леса"
Воспитание познавательного интереса, желания стать знатоком леса....
Конспект интегрированного занятия "Клуб знатоков леса"
Конспект интегрированного занятия (Ознакомление с окружающим миром и аппликация в подготовительной группе (ОНР)) Тема: «Клуб знатоков леса »...
Сценарий КВН "Знатоки леса"
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы КВН "Знатоки леса"...
Сценарий КВН "Знатоки леса"
Конспект совместной деятельности КВН "Знатоки леса" с детьми старшей группы...
Викторина "Знатоки леса"
Материал для закрепления. Содержит загадки, правила поведения в лесу, различные ситуации для решения их детьми.В Королевство Природы попасть легко, не надо ехать далеко.Закрой глаза и сделай шаг...
Викторина «Клуб знатоков леса. Дикие животные». НОД в подготовительной к школе группе
Викторина «Клуб знатоков леса. Дикие животные». Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе Автор: Павлова Татьяна Михайловна, воспитатель ГБДОУ ...
Сценарий экологической Викторины «Знатоки леса» для детей подготовительной группы
Цель: обобщить и уточнить знания детей о природе.Задачи: - Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях .- Конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса.-...