Проект по экологии в старшей группе «Мы защитники природы»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
Актуальность проекта. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Природа – это первый эстетический воспитатель ребёнка. Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности.
Осознанно ценностное отношение дошкольников к объектам природы строится на основе знаний особенностей жизни живых существ, их взаимодействия со средой обитания, где не мало важную роль играет и личный пример взрослых.
Одним из инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Мы защитники природы» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.
Цель: формирование у детей «экологического чувства», привитие экологической и моральной ответственности перед каждым живым существом.
Задачи: расширять и углублять представления о животных и растениях, как представителях живого в мире природы; систематизировать и обобщать представления детей о цикличности роста и развития живых организмов; формировать гуманное отношение к природе, умение сочувствовать представителям растений и животных мира.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатель.
Сроки реализации проекта: долгосрочный, сентябрь 2020г.-август 2021г.
Тип проекта: природоохранный, социально-образовательный, экологический.
Ожидаемы результаты
У детей:
1. повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;
2. развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;
3. воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.
У родителей:
1. повышение экологической культуры;
2. создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
3 . участие в совместных экологических мероприятиях и акциях.
Этапы реализации проекта:
1 этап (подготовительный). Обсуждение целей и задач, создание условий для реализации проекта.
2 этап (основной). Реализация основных видов деятельности по образовательным областям, направленных на реализацию проекта.
3 этап (заключительный). Обработка практических и методических материалов. Обобщение материалов проекта. Выступление на итоговом педсовете.
Этапы реализации проекта:
Название мероприятия | Дата | участники |
1 Предварительный (информационно – подготовительный) | сентябрь | воспитатель дети |
Подбор методической литературы по теме; Подбор материала, дидактических, подвижных игр.
| ||
Сбор семян на участке детского сада | ||
Наблюдение за растениями осенью | ||
Загадки о фруктах и овощах, Михалков «Овощи» В.Бианки «Лис и мышонок» Берг «Рыбка» Я. Аким «Хлеб ржаной» наизусть.
| ||
Беседа на тему: «Осень чудесная в гости пришла» |
|
|
Конкурс поделок «Дары природы» |
|
|
Хороводные игры «Огородная – хороводная», «Осенний хоровод».
|
|
|
2 Практический (основной) | октябрь | воспитатель дети родители |
Составление детьми рассказов Фото репортаж «Как мы провели лето»
| ||
НОД «Осенний ковер» (аппликация) | ||
НОД «Что нам осень принесла» (лепка) | ||
Подвижная игра «Птички» | ||
Наблюдение «Как животные готовятся к зиме» | ||
Пальчиковые игры «Осенние листья», «Овощи», «Капуста».
|
|
|
Конкурс рисунков «Охраняемые растения и животные» | ноябрь | воспитатель дети родители |
А.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» К.Ушинский «Бодливая корова» В.Бианки «Лесная газета» Г. Циферов «В медвежачий час» НОД "Как вести себя в природе" | ||
НОД «Береги природу» |
|
|
Дид.игра «Природа и человек» | ||
Беседа на тему «Какую пользу приносит лес?»
|
|
|
Участие в акции «Поможем птицам» - изготовление кормушек для птиц и установка их на территории детского сада » |
|
|
Беседа на тему «Лес без птиц и птицы без леса не живут» |
|
|
Конкурсы «Стилизованная новогодняя елка» «Подарки для елки» | декабрь | воспитатель дети родители |
Наблюдение за птицами зимой | ||
Выступление на пед. совете с консультацией «Методы и формы экологического воспитания детей в соответствии с ФГОС ДО».
| ||
Дид. игра «Прилетели птицы» | ||
Чтение Р. Н. С. «Зимовье зверей» | ||
Конструирование «Строим ферму для животных» | ||
Настольно-печатные игры «Во саду ли в огороде» | январь | воспитатель дети
|
Консультация для родителей «Мы любим природу!». | ||
Акция «Украсим землю цветами» (посадка рассады для клумб) | февраль |
|
Огород на подоконнике. | ||
Весенний праздник «Праздник бабушек и мам»
| март | воспитатель дети
|
Чтение художественной литературы: Ф. Тютчев «Весенние воды» В. Жуковский «Жаворонок»
| ||
Конкурс «Бережем планету» | апрель | воспитатель дети родители |
Нетрадиционное рисование «Природа весной» | ||
3 этап: Заключительный. | май | воспитатель дети
|
Акция «Чистый дворик» | ||
Оформление проекта | ||
НОД «Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить!» | ||
Подготовка презентации на тему «Мы защитники природы»
|
Заключение
Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.
Приложение к проекту
Экологические дидактические игры
«Вершки и корешки»
Игровой материал:
Картинки с изображением листьев, плодов, корней овощей.
Правила игры:
Находить пару только после сигнала, называть съедобную часть растения и что из нее можно приготовить.
Ход игры:
Участники становятся в круг, образуя «корзинку», двигаются по кругу со словами. Дети останавливаются и говорят «корешки»:
Здесь чудо-корешки!
И для пищи мы важны.
Затем произносят «вершки»:
Куда чудеснее вершки,
все блюда с нами так вкусны!
Затем говорит воспитатель:
Опрокинулась корзина, разбежались корешки,
А за ними и вершки.
Дети бегают, не наталкиваясь друг на друга.
Тише, тише, не спешите
И друг друга находите:
Корешок найдет вершок,
А вершок – свой корешок.
После дети образуют пары. Кто-то из детей называет съедобную часть овоща и блюдо, которое можно из него приготовить.
«Когда это бывает?»
Подготовка к игре. Воспитатель подбирает 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей. Например, в серию «Осень» входят: «Осенний парк», «Дождь», «Первый снег», «Уборка пшеницы», «Сбор яблок», «Грибы», «Отлет птиц» и др.; в серию «Зима» — «Зимний парк», «Сосульки», «Снегири», «Подкормка птиц», «Уборка снега», «Каток», «Колка дров», «Зимние забавы»; серию «Весна» составляют: «Весенний парк», «Грачевник», «Ледоход», «Весенние игры детей», «Посадка деревьев», «Весенняя пахота», «Цветущие деревья», «Подснежники», «Ландыш»; серию «Лето» — «Летний парк», «Гроза», «Радуга», «Сенокос», «Луг», «Полив цветника», «Купание в речке».
Всем играющим воспитатель раздает по 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определенное время года, например: желтый — осень, белый или голубой — зима, зеленый — весна, красный — лето.
Игровое действие. Воспитатель (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопада). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета (желтый).
Правила игры. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Примечание. Может быть использован и другой вариант игры (игра проводится с группой детей), заключающийся в выполнении детьми следующих заданий:
1) устроить выставку картин на тему «Зима — лето», «Весна — осень» (отобрать картинки и рассказать, почему ты отобрал эти картинки);
2) устроить выставку картин на тему «Зима — весна», «Лето — осень»;
3) не называя картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года на ней нарисовано.
Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание (быстро «устроит» выставку и хорошо расскажет).
«Угадай, что где растет»
Игра словесная, проводится со всеми детьми или с небольшой группой вне занятия.
Игровое действие. Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель (или ребенок) кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.
Правила игры. Отвечает тот, кому брошен мяч. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Примечания.
1. В этой игре детей можно разделить на звенья. Звено, набравшее больше фишек, получает флажок.
2. Рекомендуем и другой вариант этой игры (игра с картинками) — по типу лото. Играют 4—5 человек. У каждого — большая картинка, на которой нарисован, например, огород, или сад, или поле. Ведущий поднимает маленькую картинку и называет растение, изображенное на ней.
Эту картинку берет тот, у кого есть соответствующая большая. Выигрывает тот, кто правильно отберет все свои картинки.
«С какого дерева листок»
Ход игры: предложить ребёнку разложить листочки к деревьям соответствующего внешнего вида.
Пальчиковые игры
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших)
Будем листья собирать
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(приседают, «шагают» по ковру средним
и указательным пальцами обеих рук)
«Овощи»
Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев
Вырос у нас чесночок,
(указательный левой руки)
Перец, томат, кабачок,
(средний)
Тыква, капуста, картошка,
(безымянный)
Лук и немножко горошка.
(мизинец)
Овощи мы собирали,
(мизинец правой руки)
Ими друзей угощали,
(безымянный)
Квасили, ели, солили,
(средний)
С дачи домой увозили,
(указательный)
Прощай же на год,
(большой палец левой руки)
Наш друг – огород.
(большой палец правой руки)
«Овощи»
Ох – ох – ох – лучше всех горох!
(дети соединяют ритмично большой и
указательный пальцы)
Ха – ха – ха – это чепуха!
(хлопают в ладоши)
Ор – ор – ор – всех вкуснее помидор!
(ударяют кулачками по коленкам)
Овь – овь – овь – сладкая морковь!
(хлопают ладонями по коленам)
Ла – ла – ла – вкусная свекла!
(ритмично сжимают пальцы в кулачок)
Оп – оп – оп – душистый укроп!
(ритмично сжимают и разжимают пальцы, подняв руки вверх)
«Капуста»
Тук! Тук Тук! Тук!
Раздаётся в доме стук.
(дети ритмично ударяют ребром ладони по столу)
Мы капусту нарубили,
Перетёрли, посолили.
(выполняют хватательные движения обеими руками,
указательный и средний пальцы трутся о большой)
И набили плотно в кадку.
Всё теперь у нас в порядке!
(ударяют обеими руками по столу, отряхивают руки)
«По грибы»
Топ, топ – пять шагов,
(дети «шагают» пальцами по столу)
В туесочке пять грибов.
(сплетают пальцы – делают туесочек, большие пальцы - ручка)
Мухомор красный – гриб опасный,
А второй лисичка – рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка, розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.
Пятый гриб – белый, ешь его смело!
(загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название гриба, начиная с мизинцев)
«Наш лесок»
Наш лесок, он не низок не высок.
Зелен светел наш лесок,
Мы когда учиться стали,
В том лесочке насчитали,
8 сосенок густых,
5 березок молодых,
7 осинок невеличек,
9 елочек сестричек.
Хорошо в лесу таком,
Каждый кустик нам знаком.
«Перелётные птицы»
Тили – тили, тили – тили –
На юг птицы улетели!
(скрещивают большие пальцы, машут ладошками)
Улетел от нас скворушка –
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей торопились:
Кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж!
(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках,
начиная с мизинца левой руки)
«Поздняя осень»
Солнышко греет уже еле – еле;
Перелётные птицы на юг улетели;
(дети поочерёдно, начиная с больших, соединяют
пальцы обеих рук (на каждую примету))
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком
принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре.
(сжимают руки в «замок»)
Поздняя осень стоит на дворе.
(разводят руками перед собой)
«Хризантемы»
Ах! Какие хризантемы!
(Пальцами показать. как цветок распускается)
Мы сорвем их без проблемы.
(Обеими руками срываем цветы.)
Ух! Охапку мы набрали!
(Обеими руками показать охапку)
Эх! Прихватим и для Вали!
(Махнуть рукой и рвать цветы дальше)
Эхе-хе… цветов не стало.
(Удивленно пожать плечами.)
Их и раньше было мало…
(Развести руки в стороны.)
Ох! Зачем мы их сгубили?
(Прижать к щекам обе руки)
Ведь не мы же их растили!
(горестно покачать головой)
«Бегония»
Какое красивое имя – бегония!
(Ритмично сжимать и разжимать пальцы рук)
Как будто все время куда-то бежит.
(Указательными и средними пальцами «бежим» по столу)
Живет на окошке красавица скромная
(Поочередное соединение всех пальцев с
большим, начиная с мизинца)
И убегать никуда не спешит.
(Хлопки)
«Фикус»
Ну-ка, фикус, похвались –
(Хлопки)
Вот какой огромный лист!
(Растопырить пальцы рук)
Сделан будто бы из кожи,
(Потереть ладони)
Фикус, мы тебе поможем:
(Сжимать и разжимать кисти рук)
Каждый толстенький твой лист
(Прижать ладони друг к другу)
Вымоем старательно.
(Поглаживаем кисти («моем»))
Зеленей ты становись.
(Хлопки)
Ростом - с воспитателя!
(Потянуться, руки поднять вверх)
Беседа на тему: «Осень чудесная в гости пришла»
Цель: систематизировать знания детей об осени.
Задачи: закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени;
развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь;
воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
Педагог. Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. Не касаясь сосен И ёлочек. Я. (осень).
Дети отгадывают загадку.
Педагог. Правильно! Дети, какое сейчас время года?
Дети. Осень.
Педагог. Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку.
Дети. Три. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Педагог. Вы сказали, что сейчас осень. Почему? Назовите признаки осени. Докажите мне, что на улице сейчас осень, а то я думаю, что там лето. Я сейчас пойду купаться на речку и буду загорать.
Дети методом рассуждения, доказательства убеждают педагога этого не делать. Называют признаки осени.
Дети. На улице стало холодно, люди тепло одеваются. Часто идут холодные, моросящие дожди. Дни становятся короче, а ночи длиннее. На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают. Началось расцвечивание листьев.
Педагог. Вот вы сказали, что листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Это явление природы как называется?
Дети. Листопад.
Педагог. Как опадают листья? Как летят? С чем их можно сравнить?
Дети. Листья опадают тихо, плавно, медленно, как бабочки, самолётики, вертолётики, парашютики.
Педагог. А почему деревья сбрасывают листья?
Дети. Они так готовятся к зиме.
Педагог. Где сейчас больше листьев: на деревьях или на земле?
Дети. На земле.
Педагог. Как происходит сбрасывание деревом листа?
Дети. Ветер отрывает.
Педагог. Представьте себе, дети, что листья с деревьев не опадут, и придёт зима, выпадет много снега. Что будет? Что может случиться?
Дети. Снег тяжёлый, и веточки под тяжестью снега станут гнуться и ломаться.
Педагог. Да, дети, тогда весной лес будет стоять голый. Не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным укрыться, спрятаться от палящего солнца и от людей. Что ещё может произойти, как вы думаете? Вспомните, что выделяют зелёные листочки?
Дети. Кислород. В воздухе не будет кислорода. Людям и животным нечем будет дышать.
Педагог. Вот видите, что может произойти. Какие ещё признаки осени вы знаете?
Дети. Птицы собираются стаями и улетают на юг.
Педагог. Почему?
Дети. Им нечего есть.
Педагог. Как так нечего есть? Всё лето они были сыты, а теперь еды нет.
Дети. Стало холодно, и все насекомые попрятались в щели домов, под кору деревьев, в землю, под листочки.
Педагог. Как готовятся к зиме люди? Животные?
Дети. Люди убирают урожай и заготавливают еду на зиму и для себя, и для домашних животных.
Педагог. А дикие животные готовятся к зиме? Как?
Дети. Белочка сушит грибы, собирает орехи, жёлуди. Медведь много ест и накапливает жир, присматривает себе берлогу. Ёж носит на своих иголках к себе в норку яблоки, грибы, листья, мох.
Педагог. Ребята, вы что-то не то говорите. Подумайте, ведь ёж спит всю зиму. Для чего ему нужны яблоки и грибы?
Дети. Да, ёж спит. Зимой у него могут завестись насекомые-паразиты, которые будут его беспокоить. Грибы и яблоки в норке будут преть, гнить и распространять запах, от которого все насекомые погибают. И ёжик спокойно спит всю зиму.
Педагог. Молодцы! Правильно! Ребята, осень бывает разная. Какая?
Дети. Золотая и поздняя «золушка». Поздняя «золушка», когда все деревья будут голые.
Педагог берёт корзину с листьями, достаёт из неё красивый лист.
Педагог. Кто-то бросил мне в ладоши, посмотрите, письмецо. Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо? Может, это воробьишко, пролетая, обронил? Может, кот письмо, как мышку, на окошко заманил?
Посмотрите-ка, сколько у меня в корзине таких писем. Как можно назвать эти письма?
Дети. Листок, листочек, листья.
Педагог. Какие листья?
Показывает листья: кленовый, дубовый, берёзовый, осиновый и т. д. Дети называют листья.
Пальчиковая игра.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших)
Будем листья собирать
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(приседают, «шагают» по ковру средним
и указательным пальцами обеих рук)
Педагог. Ребята, вы много гуляете, наблюдаете за явлениями природы, бываете в лесу, на участке детского сада. А какая сейчас земля?
Дети. Она холодная, сырая, тяжёлая, липкая, грязь. Она разноцветная, покрыта пёстрым волшебным ковром.
Педагог. Подберите предметы к признакам.Про что можно сказать: осенний, осенняя, осеннее, осенние?
Дети. Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес; осенняя – погода, ночь, одежда, сырость; осеннее – небо, пальто, дерево, увядание; осенние – каникулы, листья, заморозки, дожди.
Педагог. Дети, о чём мы сегодня говорили?
Дети. Мы говорили о золотой осени, сочиняли шутки, образовывали разные слова, составляли рассказы, читали стихи об осени.
Педагог. Да, дети, мы сегодня говорили о золотой осени, но совсем скоро наступит поздняя осень.
Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Осенний ковер»
Цель: Продолжать отрабатывать приёмы вырезывания частей круглой и овальной формы. Учить составлять изображения из частей (цветы, ягоды, листья). Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие. Воспитывать навыки коллективной работы.
Ход:
Воспитатель: Ребята, давайте с вами послушаем стихотворение, и расскажем, о чём в нем говорится?
Листик красный, листик желтый,
А зеленых не видать!
Поменяли цвет листочки,
Стали дружно опадать.
Солнце прячется за тучки,
Хмурый дождик льет с утра.
Это осень наступила –
Золотистая пора!
Я по листикам шагаю,
А они хрустят в ответ.
Наберу красивых листьев –
Будет мамочке букет.
Отнесла его домой я
Мама вазочку нашла
И сказала: «Посмотрите,
Осень к нам домой пришла!»
Дети : Про осень.
Воспитатель: Правильно, в стихотворении говориться о том, что наступила осень, часто идет дождь и пожелтелые листья облетают с деревьев.
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами посмотрим на картину. Расскажите, пожалуйста, что художник изобразил на ней?
Дети: Художник изобразил на ней золотую осень
Воспитатель: А какие краски присутствуют в его работе?
Дети: Красные, зеленые, желтые коричневые.
Воспитатель: Правильно.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать,
Листья березы, листья рябины,
Листья у тополя
И у осины,
Листики дуба, мы соберём,
Маме осенний букет унесём.
Ребенок по очереди загибает пальчики, начиная с большого, ребенок сжимает и разжимает кулачки. Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.
Воспитатель: Ребята молодцы! Когда приходит осень листья на деревьях начинают желтеть, и опадать. На земле можно увидеть необычный ковер из разноцветных листьев.
И сегодня мы с вами попробуем сделать такой необычный ковер.
Смотрите, какой сделаю я (показываю, как из сложенной бумаги вдвое можно вырезать листья.).
Вам нравится?
Дети: Да!
Воспитатель: Теперь вы можете приступить к работе.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые ковры у вас получились. Вы хорошо постарались. А вам понравилось делать такие необычные ковры?
Дети: Да!
В конце занятия проводится выставка работ, дети делятся своими впечатлениями.
Конкурс поделок «Дары природы»
Конспект интегрированного занятия по лепке в старшей группе
«Что нам осень принесла?»
Цель: систематизировать знания детей о признаках осени; закреплять знания об овощах, фруктах; активизировать знания о труде работников сельского хозяйства и продуктах их труда; учить описывать и сравнивать их, учить определять овощи по форме на ощупь; закреплять знания о том, что заготавливают овощи и фрукты на зиму; совершенствовать прием вдавливания середины шара и сглаживания пальцами поверхности вылепленного предмета; побуждать использовать слова: овощной, фруктовый, компот из вишен (слив, яблок, вишневый, яблочный т. д.)
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель читает стихотворение:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят (осень)
- Ребята, о каком времени года идёт речь в стихотворении? (Ответы детей)
- Какие определения мы можем дать осени, какая она бывает?
Дети: ранняя, золотая, богатая, тёплая, холодная, дождливая…
- А почему осень называют урожайной?
Дети: потому что осенью собирают урожай.
Воспитатель: По дороге в детский сад я встретила красавицу Осень. Она передала мне вот эту корзину и вот этот конверт (показывает детям конверт).
Что же в конверте? Давайте откроем и посмотрим.
Осень передала нам свои загадки и картинки с отгадками.
1. Само с кулачок
Красный бочок
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко (яблоко).
После того как дети отгадали загадку и нашли нужную картинку, воспитатель предлагает рассмотреть яблоко (достаёт фрукт из корзины) и просит описать его. Дети описывают: фрукт круглый, вверху у него небольшое углубление. Яблоко красного цвета, а может быть жёлтое или зелёное.
2. Висит, а не яблоко
Как лампочка, а не светит
Кто ест, тот хвалит (груша).
Дети разгадывают загадку и находят картинку. Воспитатель достаёт из корзины грушу и просит детей внимательно рассмотреть и описать её. Если дети затрудняются воспитатель помогает им.
Нижняя часть фрукта похожа на яблоко, но к верху фрукт сужается, вверху черенок, внизу углубление. Груша жёлтая, но бывает и зелёного цвета.
3. Крупная, славная
В борще я главная (свёкла).
Дети отгадывают загадку, находят картинку. Воспитатель достаёт из корзины свёклу и просит детей описать овощ.
Круглая по форме, снизу имеет длинный тонкий хвостик.
4. Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице (морковь).
Дети отгадывают загадку, рассматривают морковь и описывают её.
Длинная, сверху расширена, а книзу сужается. Оранжевого цвета или тёмно красного.
Воспитатель: Вот и все загадки отгадали. Теперь давайте вылепим все эти дары осени.
Но сначала немножко отдохнём:
Физминутка «Урожай» (дети имитируют движения по ходу тексту)
В огород пойдём,
Урожай соберём,
Мы морковки натаскаем,
Мы картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты
Круглый, крепкий, очень вкусный,
Щавеля нарвём немножко,
И вернёмся по дорожке.
Ход работы:
Дети по просьбе воспитателя показывают основные приёмы лепки, уточнив видоизменение базовой формы (шара, овала, конуса).
Воспитатель уточняет, как можно использовать стеку для передачи фактуры овощей.
Дети вспоминают, что можно изобразить при помощи стеки.
Дети самостоятельно берут материал для работы и реализуют свои замыслы. Воспитатель спрашивает 2-3 детей, что бы они хотели слепить, уточняя форму. Так же оказывает индивидуальную помощь. По окончании работы воспитатель спрашивает 1-2 детей, как они лепили.
Воспитатель: рассматривает работы детей, хвалит их. Предлагает детям после сна поиграть в овощной магазин.
Конспект занятия "Береги природу"
Цель: - формировать у детей основы экологической культуры.
Задачи: Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе. Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь. Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.
Ход занятия.
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем вам скажем «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется!
Воспитатель: Все готовы заниматься?
Дети: Будем очень мы стараться!
Воспитатель:
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что стучится к нам в окно?
- Интересно, от кого это письмо? Давайте прочитаем, что же нам пишут: «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Лесовичок. У нас в лесу может случиться большая беда! Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда! И тогда в нашем лесу будет скучно и грустно.
Помогите! Помогите! Я вас жду»
Воспитатель: Какая беда может случиться в лесу? (ответы детей) Ребята, а чем мы с вами можем помочь лесу? Что мы можем сделать?
Воспитатель: Давайте отправимся в лес. А на чем можно добраться до леса? (ответы детей). - Сегодня мы отправимся в лес на автобусе. Занимайте свои места!
Что нам нужно взять с собой в лес, как вы думаете? Давайте все эти предметы сложим в рюкзак. (перчатки, мусорные мешки, покрывало)
Рюкзак собрали, отправляемся в путь.
А для того чтобы нам попасть в лес, мы воспользуемся волшебным листочком который прислала нам Лесовичок. Но нужно произнести волшебные слова:
Листик листик закружи, нас в лес скорее унеси.
Воспитатель: Вот мы в лесу, садитесь на поляну. Посмотрите, как красив наш лес.
Воспитатель: Ребята скажите, каких животных мы можем встретить в лесу? (Волки, зайцы, лисы…)
Воспитатель: А теперь послушайте голоса птиц, каких птиц вы услышали голоса?
Посмотрите, что это у нас под ногами.
Дети: Листья деревьев.
Воспитатель: Возьмите каждый по листочку и скажите. С какого дерева листок?
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: С дуба - дубовый.
Воспитатель: посмотрите как много разных деревьев растет в лесу. Посмотрите внимательно и найдите то дерево с которого упал ваш листок и приложите его обратно к дереву. (дети прикладывают листики к своему дереву).
Воспитатель: Ребята, а что нужно всем обитателям леса для жизни?
Дети: Чистый воздух, вода, солнце, почва и наша любовь к природе.
Воспитатель: Чтобы отправиться дальше. Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Воспитатель: Ребята на этой полянке росли когда-то красивые цветы. Что произошло с ней? Почему она так выглядит? (кто-то собрал все цветы). Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой (ответы) Давайте посадим на ней цветы.
Игра «Собери цветок» (дети собирают картинки первоцветов из разрезных картинок).
Физминутка.
Воспитатель: «Звериная зарядка».
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала.
Воспитатель: - Ребята, обратите внимание на стол, на котором разложены «запрещающие знаки» с изображением того, что нельзя делать на природе, воде, дома. Выберите себе любой один «запрещающий знак», который соответствует нашему путешествию, то – есть то, что нельзя делать на природе.
Каждый ребёнок выбирает себе соответствующий знак и объясняет его значение.
Дети: Нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя рвать цветы, нельзя разорять гнёзда, нельзя кидать мусор в воду, нельзя разжигать костры в лесу, нельзя разбрасывать мусор около водоёмов, нельзя бросать непогашенные сигареты в лесу и т. д.
На доске висит большой лист ватмана. На столах для каждого ребёнка разложены тряпичные салфетки, клей – карандаши, клеёночки.
Воспитатель: - Молодцы! Сейчас я вам предлагаю наклеить свой «запрещающий знак» на большой лист ватмана и у нас получится с вами плакат. Какое название мы можем ему придумать?
Дети: «Правила поведения на природе»
Дети проходят к столам, на которых лежит всё необходимое для работы, намазывают обратные стороны «запрещающих знаков» клеем, подходят к ватману и приклеивают их к нему.
Воспитатель: - Этот плакат мы повесим в нашем детском саду, пусть его посмотрят другие дети, а вы им расскажите о том, какие правила надо выполнять на природе.
Пусть исчезнет зло на свете
Пусть с природой дружат люди.
Ведь и зайцы, и лисицы, насекомые и птицы
И растения живые – людям братья все родные!
Старайтесь их не обижать,
Любить, беречь и уважать!
Релаксация. На подносе у воспитателя разложены картинки с изображениями разных видов природы, кружки разного цвета.
Воспитатель: - Ребята, если вам сегодня понравилось наше путешествие, возьмите любую картинку с изображением природы, а если не очень, то вы можете выбрать себе любой кружок.
Дети выбирают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологии в старшей группе "Будь природе другом"
Паспорт проектаТема проекта: «Будь природе другом!» Вид проекта: информационно-творческий.Участники: дети 5-6 летСрок реализации проекта: один месяц.Проблема: зачем необх...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по экологии в старшей группе «Мы защитники природы»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по экологии в старшей группе «Мы защитники природы»...
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПО ЭКОЛОГИИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ПРАЗДНИК ЗАЩИТНИКОВ ПРИРОДЫ»
Сценарий днного развлечения подойдет для старшей разновозрастной группы от 4 до 6....
Агитбригада по экологии в старшей группе. "Юные защитники природы"
Цель: формирование экологического мирвоззрения и активной жизненной позиции у подрастающего поколения....
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Юные защитники природы»
формировать познавательный интерес к миру природы, считая себя её защитниками....
Конспект занятия по экологии в старшей группе: «Мы – защитники природы».
Конспект занятия по экологии в старшей группе: «Мы – защитники природы». Цель: формирование бережного отношения дошкольников к миру природы.Задачи:Развивающие:- развив...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Юные защитники природы»
Конспект занятия по экологии...