Открытое занятие по экологии "Болотное царство"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Павлова Жанна Владимировна

Это занятие я провела с детьми в рамках экологического проекта, который проводил ФГБУ "Государственный заповедник "Полистовский" в 2021 году.

Мне понравилась тема "Болота", потому что в нашем Псковском крае много болот и можно рассказать детям много интересного о животных и растениях, которые обитают в наших краях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_bolotnoe_tsarstvo.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непрерывной образовательной деятельности

в старшей группе

«Болотное царство»

Подготовила:

Воспитатель старшей  группы

Павлова Ж.В.

Конспект НОД в старшей группе «Болотное царство»

Цель: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, формировать познавательный интерес к окружающей среде.

Задачи: 

Образовательная область: «Познавательное развитие»:

  • Сформировать у детей представления о болотах, как о неотъемлемой части нашей природы.
  • Развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств (моделей, символов, схем).
  • Учить детей использовать накопленные ранее знания при изучении и обследовании вещества.
  • Закрепить знания дошкольников о разнообразии животных и растений болота.

Образовательная область: «Речевое развитие»:

  • Продолжать развивать навыки связной речи: умение выражать свою мысль в предложении; говорить распространёнными предложениями;

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Воспитывать стремление проявлять себя на занятии.

      Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»:

  • развивать творческие способности детей,
  • закреплять навыки работы с пластилином, умение составлять композицию заданной формы,
  • воспитывать аккуратность, эстетику.

Образовательная область: «Физическое развитие»:

  • развивать мелкую моторику рук,
  • развивать координацию движений.

Материалы и оборудование:

Тарелка с клюквой, тарелка с торфом, зубочистки.

Клеенка на стол, по две бумажные салфетки на каждого ребенка, емкости с водой, пластиковые ложки, пластиковые тарелки, губка флористическая, губка обычная – по количеству детей.

Иллюстрации растений болота и его обитателей, схема «Зарастание водоёма», д/и «Этажи болота».

Макет «Болото», картонная основа под макет, губка, пластиковые кустики, цветной картон, зубочистки, пластилин разных цветов, фигурки животных.

Предварительная работа: 

  • рассматривание иллюстраций с изображением болот;
  • рассматривание макета «Болото»    
  • изучение обитателей болот, их особенностей;
  • чтение книги  А. Тамбиева «Кто на болоте живет»;
  • рассматривание торфа, мха;
  • просмотр фильма «Обитатели болот»;

Ход занятия:

1. Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Встаньте красиво, ровно, мы отправляемся в путешествие.

2. Сообщение темы:

А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи

Нет опоры для ноги.

Кто знает, где это бывает?

(На болоте)

- Правильно, ребята – это болото. И занятие наше называется «Болотное царство». Вы хотели бы узнать, почему наше занятие называется именно так?  Ребята, а что бы вы хотели узнать и чем заниматься на нашем занятии? (Ответы детей).

- Ребята, у меня для вас сюрприз! (показываю поднос с торфом и замороженными ягодами клюквы, накрытый салфеткой). Как вы думаете, что там? (Ответы детей) Снимаю ткань, показываю содержимое подноса. Вместе с детьми проговариваем слова: торф, клюква.

 – А откуда у меня все эти богатства? Правильно! Из болотного царства! Ребята, а кто из вас знает, что такое торф? (ответы детей)

- Торф - это земля, которая образуется на болотах из не до конца сгнивших растений. В нем много полезных веществ. Он также полезен для растений, как для детей - каша (помогает лучше расти, становиться здоровыми, сильными). Вы хотите узнать, из чего состоит торф? А как можно это сделать? (рассмотреть через увеличительное стекло)

3. Исследовательская деятельность.

1 опыт: Рассматриваем флористическую губку. Наливаем на нее несколько ложек воды. Губка впитывает воду и удерживает ее в себе.

Вывод: Так же и в болоте,  торф является накопителем влаги. Торф постоянно накапливает воду, его называют копилкой воды. Поэтому здесь растут такие влаголюбивые растения как мох, морошка, клюква.

У мха нет корня, а стебель и листочки не похожи на другие растения. Он состоит из множества сцепленных между собой мягких стебельков. Мох разрастается и получается пружинистый матрас. Мох напоминает губку. Он поглощает и удерживает в себе воду. Давайте посмотрим, как губка впитывает воду.

Опыт: Наливаем в тарелочку немного воды, кладем губку – вода исчезает, она впиталась в губку. Сверху кладем бумажную салфетку. Она осталась сухой.

Жарким летом мох сверху высыхает, но в глубине всегда есть влага, наступишь и сразу почувствуешь сырость. (Надавить пальцем на салфетку)

Вывод: мох удерживает в себе влагу.

4. Динамическая пауза.

- Ребята, давайте пройдем на коврик и немного подвигаемся! Поиграем в п/и «На одной ноге стоим».

5. Дидактическая игра.

А теперь давайте посмотрим на схему и  вспомним, как образуется болото (схема зарастания водоема).

Посмотрите на этот макет. Если сравнить болото с домом, то мы можем выделить три этажа.

1й этаж (голубого цвета) – это вода.

2й этаж (черный или коричневый) -  это торф.

3й этаж (зеленый) – это мох и разнообразная растительность болотного царства.

- На каждом этаже этого большого дома, есть свои жильцы. Давайте подумаем, на какой из этажей мы поселим ужа, а журавля? А лягушка может жить и в воде и на суше, поэтому она относится к отряду земноводных животных.

- Молодцы ребята, вы отлично справились!

6. Практическая деятельность.    

- А теперь посмотрите на наш макет. Вы хотели бы научиться делать макеты сами? (ответы детей). Тогда давайте попробуем. У нас есть заготовка макета, но пока она больше похожа на большое чистое озеро. Как же нам превратить его в болото? Посмотрите, у нас есть различные предметы и материалы, что мы будем использовать в изготовлении макета?

7. Заключительная часть.

Так как каждый ребенок работает в удобном для себя темпе, у занятия предполагается открытый временной конец. По окончанию работы, воспитатель интересуется у ребенка, что ему понравилось больше всего, что не понравилось, какие сложности у него возникли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологии «Царство животных»

Конспект открытого занятия по экологии «Царство животных» в старшей группе....

«Грамматическое царство». Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.

«Грамматическое царство». Открытое занятие по обучению грамоте в             подготовительной группе.   Программное содержан...

Открытое занятие по экологии "Царство животных".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 28 «Мишутка» станицы Незлобной»          Материал участника районного этап...

Открытое занятие "Путешествие в царство ЗДОРОВЬЕ"

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....

Открытое занятие "Письмо из Царства всезнающих"

Почтальон приносит письма из царства всезнающих с заданиями. Дети с воспитателем открывают конверты разных цветов и выполняют задания....

Конспект открытого занятия «Путешествие в царство «Здоровье»

Конспект открытого занятия«Путешествие в царство «Здоровье»Подготовила и провела:Воспитатель первой квалификационной категорииХохлова Антонина СергеевнаДата проведения: 19.02.20...