ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ТЕМА «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ» СТАРШАЯ ГРУППА
проект по окружающему миру (старшая группа)
Формирование позновательного интереса к оружающей среде,воспитание эмоционально- положительного отношения к природе у детей старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pereletnye_ptitsy_starshaya_gruppa.docx | 107.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты
«Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса
муниципальнöйвелöдан учреждение
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ТЕМА «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»
СТАРШАЯ ГРУППА
Шабунас Елена Владимировна
воспитатель
МБОУ «Начальная школа- детский
сад№1» г.Воркуты
Паспорт проекта.
Тип проекта:
По содержанию – познавательный,информационный, творческий, игровой.
По числу участников - групповой.
По характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результатов.
Сроки исполнения:
Краткосрочный (одна неделя )
Участники проекта:
- Воспитатель группы:
Шабунас Е.В
- Дети старшей группы № 1
- Родители
Актуальность проекта:
Началу проекта послужила необходимость дать детям представления о перелетных птицах обитающими в тундре и на улицах города, об их повадках.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель проекта:
Познакомить детей с птицами, обитающими в тундре и на улицах города.
Задачи проекта:
1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.
2.Уточнить и систематизировать знания детей о перелетных птицах, подвести к усвоению понятия «перелетные птицы».
3.Воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- интерес детей
- расширение кругозора
- проявление творчества и двигательной деятельности
- использование полученных знаний в жизни перелетных птиц
Продукты проекта:
Книжка своими руками «Перелетные птицы»
Взаимодействие с семьей:
Консультации для родителей по изготовлению страничек для книжки Экологическая акция: «Поможем пернатым»
Папка-передвижка «День защиты окружающей среды»
Оформить фотовыставку «Я и природа»
Заучивание стихотворений: «Морошка», «Брусника», «Голубика».
Этапы проекта:
1 этап: подготовительный.
1.Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературы, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной проблеме.
2.Изготовление дидактических игр.
3.Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности.
4. Составить план мероприятий на неделю, подобрать материал для продуктивной деятельности.
2 этап: реализация проекта.
- Проведение бесед с детьми (см приложение №1).
- Исследовательская деятельность( рассматривание птиц на прогулке, поиск материалов для книжки)
- Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-развивающих игр (см приложения №2).
- Чтение художественной литературы; заучивание стихов, пословиц и поговорок; загадывание загадок по теме (см приложение №3).
- Рассматривание картин
- Творческо-продуктивная деятельность(рисование - см приложение №4, аппликация/лепка).
- Наблюдение за птицами на участке детского сада (см приложения №5).
- Совместная работа детей с родителями (см приложение №6).
3 этап: заключительный
- Обработка результатов по реализации проекта
- Участие в групповом конкурсе «Репортажи о перелетных птицах»
- Выставка детских работ «Птицы в парке» (из пластилина).
- Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни перелетных птиц.
- Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им.
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Приложение 1.
Рассказать детям о перелетных птицах.
Сокол-сапсан, утки, лебедь, гагары, пуночка, лапландский подорожник, розовая чайка.
Перелетные птицы — птицы, улетающие зимой в теплые края.
Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.
Сокол-сапсан, один из самых быстрокрылых летунов планеты, стал настолько редок в дикой природе, что приходится принимать срочные и серьёзные меры, чтобы сохранить его популяции.
Сапсан знаменит своими боевыми и лётными качествами. Ещё в древние времена этих соколов приручали и тренировали охотиться с руки человека на пернатую дичь. Специалисты считают, что сапсан — самое быстрое существо в мире. В пикирующем «падении» на свою жертву сокол может развить скорость свыше 322 км/час. В тундре сапсан гнездится на кочках моховых болот. Сапсан стремиться образовать сохранить пару на всю жизнь. Утка — птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.
Лебедь- самый маленький из ныне живущих лебедей — тундровый. Весит он всего около 6 килограммов. У тундрового лебедя в окраске клюва больше чёрного, чем жёлтого. Встретить тундрового лебедя можно только на территории России. Но это только в гнездовой период. Малый лебедь проводит на своей исконной родине, в тундре, примерно 130 дней в году. За это время пара успевает построить нехитрое гнездо, отложить 2-4 белых яйца и вывести забавных серых птенцов. Как и другие пары лебедей, малый лебедь образуют пару на всю жизнь.
Гагары — крупные птицы. Чернозобая вообще величиной с хорошего гуся. У них длинные острые клювы, которыми они ловко добывают рыбу, ныряя за ней в глубины северных озёр. Гагары очень красивы. У краснозобой летом хорошо заметен красно-рыжий «галстук» на передней части шеи. У чернозобой на этом же месте галстук чёрный. Сему верху тела рассыпаны у гагар белые пятна и полоски, а по бокам тела и на шее идут эффектные струйчатые полосы. Гнездо обычно сооружается на островке или берегу, прямо у воды, чтобы в случае опасности можно было быстро соскользнуть в спасительную стихию.
Пуночка (снежный воробей) На севере за сходство с белым снегом пуночку, с полным правом, называют арктическим или снежным воробьем. Пуночки – птицы самые первые прилетающие весной, приносящие на Север весну из тёплых стран.
Лапландский подорожник, как и пуночка, - типичный обитатель тундры. Самцы начинают проявлять активность рано, когда снег ещё только подтаивает, и занимают гнездовые участки, распевая мелодичные песенки. Как и пуночка, лапландский подорожник строит гнездо на земле, под прикрытием кочки, камешка или травы. Питание у обеих птичек сходное: летом основной долей в меню являются насекомые (в том числе комары, наиболее многочисленные именно в заболоченных тундрах), а зимой — семена травянистых растений..
Розовая чайка -Родина eё исключительно тундровая зона России. То есть места её гнездовий находятся только в пределах нашей страны — в болотистых низовьях восточно-сибирских рек Колымы, Яны, Индигирки. Полёт её изящный и лёгкий, клюв тонкий и слабый, такие же и лапки, а хвост — клиновидной формы, как у многих крачек. Розовая чайка любит сидеть на льдинах, а не качаться на волнах в морской воде, как это делает большинство чаек. Основное блюдо в меню этих птиц — мелкая рыба, ракообразные и моллюски, в тундре чайка охотно ловит насекомых.
Приложение №2.
Русские народные игры:
Филин и пташки
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.
Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.
На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.
Пчелки и ласточка
Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают:
Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.
Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.
Коршун
Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные - цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова: Вокруг коршуна хожу, По три денежки ношу, По копеечке, По совелочке.
Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:
-Коршун, коршун, что ты делаешь?
-Ямку рою.
-На что тебе ямка?
-Копеечку ищу.
-На что тебе копеечка?
-Иголочку куплю.
-Зачем тебе иголочка?
-Мешочек сшить.
-Зачем мешочек?
-Камешки класть.
-Зачем тебе камешки?
-В твоих деток кидать.
-За что?
-Ко мне в огород лазят!
-Ты бы делал забор выше,
Коли не умеешь, так лови их.
Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!»
Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.
Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.
Гуси
На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:
- Гуси, вы гуси!
- Га-га-га, га-га-га!
- Вы, серые гуси!
- Га-га-га, га-га-га!
- Где, гуси, бывали?
- Га-га-га, га-га-га!
- Кого, гуси, видали?
- Га-га-га, га-га-га!
С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга - в логово. Гуси встают в круг и отвечают:
- Мы видели волка,
Унес волк гусенка,
Самого лучшего.
Самого большого
Далее следует перекличка хоровода и гусей:
- А, гуси, вы гуси!
- Га-га-га, га-га-га!
- Щиплите-ка волка,
Выручайте гусенка!
Гуси машут крыльями, с криком «га-га-га» бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка.
Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают.
Правила игры. Хоровод гусей и гусята идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка.
«Утка-Гусь».
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» — которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь!» — кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны.
Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу названия перелетных птиц, доходят до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим
Дидактические игры:
- «Разбери птиц» (классификация птиц на перелетных, зимующих, оседлых)
- «Четвертый лишний» (какая птица лишняя?) Цель: учить детей сравнивать и обобщать.
- Д/и «Какой, какая?» Цель: учить ребенка употреблять в речи прилагательные и расширять знания о перелетных птицах.
- Д/и «Кто у кого?» Цель: учить называть птенцов перелетных птиц, как в единственном, так и во множественном числе (скворец – скворчонок – скворчата).
- «Кто как кричит?» Цель: учить детей называть звуки, которые издают птицы (журавль – курлыкает).
- «Я начну, а ты закончи». Цель: учить детей продолжать описывать птиц. (Птица с буровато-серым опереньем, свои яйца подбрасывает в чужие гнезда, много ест, уничтожает вредных насекомых).
Приложение №3.
Загадки о перелетных птицах.
- Эту птицу знает всякий
На месте его дворец
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день... (скворец)
- Кто без нот и свирели
Лучше всех заводит трели? (соловей)
- Гости приходят весной,
А уходят осенью... (перелетные птицы)
- Шея тонкая и ноги,
Не боясь воды и капли,
Рыб, лягушек ловят много
Клювом длинным. Это... (цапли)
- Начинает песни в мае,
Трели льются средь ветвей,
Всё вокруг ему внимает!
А певец тот... (соловей)
- Весной и летом
За пахарем ходит,
А под зиму
С криком уходит... (грач)
- В синем небе голосок
Будто крошечный звонок... (жаворонок)
- По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон птица.
Для деревьев наших врач-
Насекомых ест всех... (грач)
- Эта птица желтого цвета,
Ярким солнцем она согрета.
Песнь красива ее и долга-
Флейтой свищет в лесу... (иволга)
- Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут... (кукушки)
- Всех приметных птиц черный,
Чистит землю от червей
Вдоль по пашням мчится вскачь
А зовется птица... (грач)
- На месте — дворец,
Во дворе — певец... (скворец)
- Маленький мальчишка,
Черный, кричит: «Кра»
Червякам враг... (грач)
Пословицы и поговорки.
В одно перо и птица не родится.
Видно птицу по полету.
Соловья баснями не кормят.
У всякой пташки свои замашки.
Летать умеет тот, кто умеет садиться.
Птицу видать по полету.
Стихи о перелетных птицах.
***
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
А. Плещеев
***
Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков
***
Удод
Он украшен хохолком.
Дом его в дупле сухом.
Знает весь лесной народ:
Эти птицу звать удод.
***
Скворец
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Прилетай же!
М. Карим
***
Милый скворушка-скворец,
Прилетайте же наконец!
Для тебя я дом построил -
Не скворечник, а дворец
Приложение №4.
Конспект занятия по рисованию «Жаворонок».
Цели:
-Учить детей рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей.
-Учить детей рисовать птицу в движении.
-Показать, что небольшое смещение составных частей относительно друг друга дает нам другую позу птицы.
-Развивать навыки рисования наброска рисунка карандашом.
-Развивать навыки рисования цветными карандашами.
-Развивать навыки создания фона с помощью восковых мелков.
Ход занятия.
Воспитатель:
Сегодняшнее наше задание я хочу начать с музыки. Я предлагаю вам послушать романс русского композитора А. Алябьева «Жаворонок».
Не правда ли, какая нежная, чистая, красивая музыка. Она очень точно передает впечатление от песенки жаворонка - звонкой, высокой, чистой. Она так радует душу, так согревает сердце.
Сегодня я предлагаю вам научиться рисовать жаворонка.
Посмотрите на эти картинки. Глядя на них, мы понимаем, что тело большинства птиц состоит из нескольких частей. Каких? (Голова, туловище, хвост, крылья.) Какой они формы? (Голова- круглая или слегка овальная, туловище- овальное, хвост может иметь треугольную форму, быть раздвоенным, как у ласточки, крылья обычно имеют изогнутую форму - если птица летит, в сложенном виде они овальные, клюв имеет треугольную форму, может быть маленьким или большим, изогнутым или прямым.
Рисовать геометрические формы - круг, овал, треугольник - вы умеете. Поэтому сможете легко изобразить составные части тела птицы. Нужно только правильно соединить эти части.
(Показ наброска рисунка мелом на доске.)
Воспитатель:
-У жаворонка небольшое овальное туловище, круглая головка, маленький треугольный клюв, хвост треугольной формы. Посмотрите, сначала я нарисую овальное туловище. Теперь пририсую к нему круглую головку, овальные крылышки - немного заострю у них концы (это самые длинные перья).
Остается хвост в сложенном виде он напоминает скорее не треугольник, а
четырехугольник, и треугольный маленький клюв. И вот мой жаворонок собирает с земли семена растений.
Теперь вам понятна последовательность рисования. Видите, стоит немного изменить положение частей тела относит-ельно друг друга, и у жаворонка совсем другая поза. Чуть-чуть измените, положение головы, перенесите ее повыше, жаворонок уже не клюет зернышки, а сидит на гнезде, зорко смотрит по сторонам, охраняя птенцов.
А теперь попробуем сделать набросок жаворонка, который взлетает. Снова начинаю с овального туловища, пририсую к нему круглую головку с маленьким клювом. А теперь- развернутые крылышки. Начну их рисовать с изогнутой линии, похожей на закругленный угол, это внешняя часть крыла. Внутренняя часть - тоже закругленная, но уже более плавная линия, ее я разделяю на отдельные перышки. Точно так же рисую второе крыло. Остается хвост. В полете жаворонок расправляет его, хвост приобретает треугольную форму, в нем тоже можно прорисовать отдельные перышки
А теперь попробуйте составить свою композицию, изобразив жаворонков в самых разных позах, неподвижными и в движении, сидящими на земле и летящими. Сделайте набросок простыми карандашами. Если вам что-то не понравится в вашем наброске, вы можете воспользоваться ластиком и исправить его.
2часть. Во время рисования включается музыка. Воспитатель помогает детям только советами, словесной подсказкой, не прибегая к прямому вмешательству в детский рисунок.
3часть. После того, как дети закончили выполнять набросок простым карандашом, воспитатель предлагает им подумать, чем они будут раскрашивать набросок, какие используют изобразительные средства, простые карандаши. Он беседует с детьми о том, какое оперение у жаворонка. У полевого жаворонка перья верхней части тела землисто-бурого, коричневого цвета, а нижний – рыжевато-белого.
В заключение – короткая беседа о содержании получившихся рисунков.
Приложение №5.
Наблюдение за птицами на участке детского сада
Цели:
-учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;
-развивать наблюдательность, память;
-воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
Ход наблюдения
Трава опять зазеленела,И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!» -Звенят уж птичек голоса.
Сухие прутики, солому,Кусочки мха они несут
-Все пригодится им для дома,Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на веткахСиницы, воробьи, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки-Их желторотые птенцы
.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какие птицы прилетают к нам на участок?
♦ Как вы им помогаете?
♦ Какого они размера?
♦ Какую пользу приносят птицы?
♦ Какая у них окраска?
♦ Чем питаются?
♦ Какие изменения в жизни птиц происходят осенью?
♦ Каких птиц вы еще знаете?
Трудовая деятельность
Посыпание песком дорожек на участке.
Цели:
-воспитывать положительное отношение к труду;
-учить оказывать помощь младшим.
Подвижные игры
«Лови - бросай».
Цели:
-учить ловить мяч, не прижимая его к груди;
-бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.
«Салки».
Цель: учить двигаться приставными шагами в разные стороны, действовать по сигналу.
Индивидуальная работа
Прыжки вверх с места.
Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.
Приложение №5
Вторник.
Тема дня: «Птицы тундры»
Продукт дня: Поделка «Птичка для Тундровичка.
Утро.
Беседа: «Каких птичек вы встретили по дороге в детский сад?» Чтение стихотворения В. Берестова «О чем поют воробушки».
Цель: ознакомление детей с птицами, которые летают у нас в городе.
Дидактическая игра: «Лото» - Приложение 4.
Цель: формирование у детей представлений о птицах, животных и растениях тундры, умений узнавать и называть их.
Утренняя гимнастика: комплекс тот же.
Организованная образовательная деятельность. Познание. Элементарные математические представления
Тема: «Сколько полярных сов, куропаток?».
Цель: Формирование у детей умений различать количество движений и называть их словами «один», «много». Совершенствование умений составлять группу предметов и выделять один предмет из группы.
Прогулка.
Наблюдение: «Забота о пернатых»; кормление птиц. Чтение стихотворения:
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью
- Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!
Цель: Формирование знаний о том, какие птицы чаще всего прилетают на участок, чем их надо подкармливать; воспитание доброго отношение к пернатым, желание заботиться о них.
Подвижные игры: «Кот и воробьи», «Сова и мыши» - Приложение 2.
Цель: формирование у детей положительных эмоций, желание и умение выполнять движения согласно правилам игры.
Труд: Расчистим дорожку для воробьев и голубей.
Совместная деятельность воспитателя с детьми (после прогулки).
Рассматривание альбома «Птицы, которые живут в тундре» Небольшой рассказ ребенка о полярной сове (заранее подготовленный дома с родителями). Тундровичок дополняет рассказ о других птицах тундры.
Цель: Ознакомление детей с птицами крайнего Севера, внешним обликом, средой обитания.
Вечер.
Организованная образовательная деятельность. Физическая культура.
Досуг «В гости к совушке – сове».
Цель: Формирование у детей умений изображать характерные особенности животных тундры. Развитие двигательного опыта.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Ситуация для общения: «Для чего нужны птицы?» после прочтения стихотворения В. Берестова «О чем поют воробушки»
Цель: Формирование знаний у детей о простейших взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания. Развитие умения узнавать птиц по описанию, желание заботиться о птицах.
Продуктивная деятельность: Поделка «Птичка для Тундровичка.
Цель: Развитие навыков творческих способностей (посыпание цветной манкой контура птицы); развитие мелкой моторики рук.
Дидактическая игра: «Узнай и назови птицу» - Приложение 4.
Цель: формирование представления о характерных особенностях птиц тундры.
Приложение №6
7.00-8.00. Организация утреннего приема
Содержание образования, развития и воспитания на основе интеграции образовательных областей. | Педагогические цели | Материал |
Нормы и правила взаимоотношений со сверстниками, взрослыми. (С.К.) | Приучать детей к вежливости (учить здороваться, благодарить за помощь); провести осмотр детей, заполнить журнал. | Наглядно-демонстрационный плакат «Этикет для детей» |
Ознакомление с природой. Птицы. Беседа: «Каких птичек вы встретили по дороге в детский сад?» Чтение стихотворения В. Берестова «О чем поют воробушки» (Ч.П.К.С.) | Расширять представление о птицах, которые летают у нас в городе. Вызвать желание помочь им. Развивать наблюдательность | Иллюстрации голубя, воробья. |
Дидактическая игра: «Кто где живет» (К.С. П) | Расширять представления детей о птицах, животных. Упражнять в умении правильно называть дом животного. | Картинки с изображением птиц и животных и их жилье. |
8.00 – 8.10. Утренняя гимнастика
Комплекс упражнения: «Тундра» Дыхательное упражнение «Вьюга» (Ф.З.С.Б.М) | Развивать физические качества, способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей; формировать потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании; укреплению здоровья; развивать умение выполнять согласованно основные движения. | Музыкальное сопровождение. |
8.10 – 9.00 Подготовка к завтраку. Завтрак.
Правила поведения во время еды. «Покажем Воробушкам, как мы умеем, есть аккуратно». (З.Б.К.П.) | Формировать культурно – гигиенические навыки; правильно держать ложку, кушать закрытым ртом, аккуратно не сорить хлебом. | Столовые приборы, посуда |
9.00 – 9.30 Организованная образовательная деятельность. Познание.
Элементарные математические представления. «Найди и назови птицу» - Дидактическая игра «Сделай как я» - Игровая ситуация: «Сколько полярных сов, куропаток, воробьев» - Подвижная игра «День и ночь» (П.К.С.Ф.) | Формировать умение различать количество движений и называть их словами «один», «много». Совершенствовать умение составлять группу предметов и выделять один предмет из группы. | Фланелеграф. Демонстрационный материал: картинки птиц: полярная сова, куропатка, голубь, воробей. Раздаточный материал: на каждого ребенка карточка с полоской, предметные картинки птиц. |
9.30. – 11.15 Прогулка (наблюдение, труд, игры). Возвращение с прогулки.
«Забота о пернатых» Кормление птиц. Понаблюдать за поведением птиц. Чтение стихотворения «Киньте крошек воробью…» (П.Т.С.Ч.) | Расширять представление о птицах. Формировать знания о том, какие птицы чаще всего прилетают на участок, чем их надо подкармливать; воспитывать доброе отношение к пернатым, желание заботиться о них | Корм для птиц. |
Двигательная активность детей. Подвижные игры: «Собаки и воробьи», «Сова и лемминги» Основные движения: прыжки, поднятие и разведение рук. «Полетаем, как птички» (Ф.З.Б.К.С) | Совершенствовать двигательные умения и навыки детей; формировать положительные эмоции, желание и умение выполнять движения согласно правилам игры; поощрять участие детей в совместных играх | Маски «воробьи», «Сова» |
Трудовая деятельность. Расчистим дорожку для воробьев и голубей. (Т.С.П.К) | Формировать положительное отношение к труду; приучать детей к заботе о ближнем. | Лопатки на каждого ребенка. |
11.15 - 11.40 Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Физическое совершенствование. Пальчиковая гимнастика: «Совушка» (Приложение № 3) (З.С.К.) | Развивать мелкую моторику, координацию движений. Совершенствовать умение передавать в жестах, движениях повадки птиц. | Картинка «полярная сова» |
Рассматривание альбома «Птицы, которые живут в тундре» Небольшой рассказ ребенка о полярной сове (заранее подготовленный дома с родителями) Воспитатель дополняет рассказ о других птицах тундры. (Приложение № 5) (П.Ч.К.) | Воспитывать умение слушать рассказ, создавать условия для запоминания информации. Дать детям представления о птицах, живущих в тундре (пуночка, полярная сова, куропатка); о характерных отличительных особенностях птиц севера. Воспитывать бережное отношение к животному миру. | Альбом с иллюстрациями птиц родного края. |
11.40. – 15.25 Организация питания и сна. Подъем и закаливание.
Культурно – гигиенические навыки, элементарные правила поведения за столом: не крошить хлебом, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать. «Покажем птичкам, как мы умеем, есть аккуратно» (П.С.З) | Расширять представление о здоровой и полезной пищи; совершенствовать элементарные навыки поведения за столом; создать условия для соблюдения культурно – гигиенических норм | Столовые приборы, посуда, иллюстрации птиц: полярной совы, куропатки, пуночки, воробья, голубя на фланелеграфе. |
Дневной сон. Рассказ воспитателя: «Где спят птички?» (Ч.П.З) | Формировать гигиенические навыки, создавать условия для организации сна. | Кровать, иллюстрации птиц в гнездах. |
Постепенный подъем. Звучит музыкальное произведение «пение птиц». Закаливание: босохождение по «дорожке здоровья» - имитирующие движения птиц (махи руками, как крыльями, попрыгаем, поищем себе корм). (М.З.Ф.П.) | Создавать условия для систематического закаливания организма; способствовать хорошему настроению, воспитывать положительный эмоциональный настрой на процесс пробуждения после сна. | «Дорожка здоровья» музыкальное оформление. |
За стол с чистыми руками. «Птички то же умываются» (З.П.К) | Формировать культурно – гигиенические навыки и правила поведения за столом. | Иллюстрация «Птичек купающихся в лужице». |
15. 25. – 16.00 Организованная образовательная деятельность. Физическая культура.
Физическая культура: «В гости к совушке – сове» - Упражнения на развитие ориентировки в пространстве «Беги к..» - Развивать навыки равновесия «По тропинке к сове» - «Наши ноги, как у совы, поэтому сугробы нам не страшны» - Подвижная игра: «Сова и лемминги» - Игра малой подвижности: «Пройдем тихо, что бы ни спугнуть птиц». (П.З.Ф.К.С) | Через двигательную активность знакомить детей с живой природой, повадками птиц, способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений, участию в подвижных играх, приучать бегать в разных направлениях, не мешая друг другу. | Физкультурное оборудование: скамейка гимнастическая, обручи, картинки птиц: куропатки, совы, пуночки, воробья, голубя, маска «совы». |
16.00 – 17.20. Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Ситуация для общения: «Для чего нужны птицы» Загадки о птицах (ответы с коротким пояснительным рассказом), Д/игра «Назови лишнее слово» П /игра «День и ночь» Коллективная работа: «Столовая для птиц». (П.К.Ч Т.М.) | Формировать знания детей о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Совершенствовать умение детей узнавать птиц по описанию. Уточнить знания о видах кормушек и о кормах. Развивать способность анализировать, делать выводы. (создают красоту в природе, являются санитарами леса) | Картинки или фото с изображениями птиц. Демонстрационный магнитный плакат с карточками “ Птицы зимой” Звукозаписи с голосами птиц. Плакат с изображением экосистемы «птицы и природа» Коробка кормушки, клей, заготовки из цветной бумаги для украшения. |
17.20. – 17.50 Подготовка к ужину. Ужин.
Правила поведения за столом во время еды. З.К.П. | Воспитывать культурно – гигиенические навыки, элементарные правила поведения за столом. | Мыло, полотенце, столовые приборы |
17.50 – 18.10 Организация самостоятельной деятельности.
Окружающий мир. Социально-личностное развитие, социальные отношения. «Поиграем с игрушками». (К.С.П.) | Развивать у детей интерес к окружающему миру в процессе игры с различными игрушками; содействовать формированию дружеских отношений. | Игровой уголок, игрушки. Внести макет чума, куклу в ненецком костюме, игрушку оленя. |
18.10 – 19.00. Организация самостоятельной деятельности детей. Работа с родителями.
Дидактическая игра: «Разрезная картинка» (П.К.С) | Расширять представление о характерных особенностях птиц. Упражнять в умение составлять целое из частей. Развивать мышление. | Дидактическая игра |
Экологическая акция: «Поможем пернатым» Папка-передвижка «День защиты окружающей среды» Оформить фотовыставку. «Я и природа». | Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле. | Подпор материала: образцы кормушек. |
Подвижная игра «Сова» Ведущий говорит слово «ночь» Дети стоят полукругом, изображают спящую птицу сову. Ведущий читает стих:
В лесу темно, все спят давно
Все птицы спят, одна сова не спит,
Большая голова, на суку сидит,
Головой вертит, вовсе стороны глядит, (дети изображают сову в соответствии с текстом)
Да вдруг, как полетит. - Дети начинают бегать по площадке, выполняя взмахи руками. Ведущий говорит «день», дети возвращаются на свои места.
Подвижная игра «Кот и воробьи» Один ребенок – кошка, сидит на скамеечки и «спит» все остальные «воробьи», стоят на противоположной стороне площадки от кота
Ведущий произносит слова:
Скачет, скачет воробей – дети выполняют прыжки.
Скок – поскок!
Кину крошек воробью – дети приседают, начинают «клевать зернышки»
Воробьи поели весело запели – дети скачут, произносят чив –чив – чив.
Кот проснулся – дети убегают на свои места, а кот догоняет.
Воробей, которого поймал кот, становиться водящим.
Дидактическая игра «Узнай и назови птицу» Цель: Формирование представлений о характерных особенностях птиц тундры.
Описание: В игру может играть от 1 до 6 человек. В игру входят 6 больших карточек с изображением птиц, но у птицы не достает какого-нибудь одного фрагмента (крыло, клюв, лапа, хвост и т.д.) ребенок должен подобрать к ней недостающие детали, чтобы получилась птица, свое выполненное задание он может проверить с изображением на обратной стороне большой карточки. Побеждает тот, кто быстрее найдет недостающий фрагмент.
Пальчиковая гимнастика: «В гнездышке».
В гнездышке спит птичка - сложить ладони «ковшиком».
А песец в норе – сложить руки «окошечком», заглянуть в него.
Мушка на листочке – положить руки на тыльную сторону второй.
Жучка в конуре – сложить руки над головой «домик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию детей в старшей группе "Покормите птиц зимой"
целью Целью проекта является закрепление представлений детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....
Конспект открытого просмотра ННОД для педагогов МКДОУ д/с № 215 по Познавательному развитию «Перелётные птицы» (старшая группа»
ЦЕЛЬ: расширение и углубление знаний дошкольников о жизни перелётных птиц в осенний период. Задачи: 1. Образовательные - изучать особенности отлёта перелётных птиц 2. Развивающие - формировать н...
ООД Развитие речи» Тема: «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»(Старшая группа)
ООД Развитие речи»Тема: «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»Цели и задачи.Дать представление о диких перелетных птицах, познакомить с их внешним видом, образом жизни.Закладывать основы экологического ...
Планирование воспитательно-образовательной работы "Перелётные птицы" (старшая группа)
Цель: Формировать представление о перелётных птицах, различать их по существенным признакам. ...
Краткосрочный проект «Перелётные птицы» (старшая группа)
Цель: расширять знания детей о перелётных птицах....
Календарно-тематическое планирование на тему: "Перелётные птицы" старшая группа
Календарно-тематическое планирование на неделю, тема: "Перелётные птицы" старшая группа...