Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)
В последние годы психологи отмечают рост числа дошкольников, не желающих идти в школу, что свидетельствует о потере притягательности процесса познания у детей. Одна из причин интеллектуальной пассивности дошкольников - ограниченность интеллектуальных впечатлений и интересов. Повысить интерес к познавательной деятельности и обогатить интеллектуальные впечатления ребенка позволяет применение адекватного для дошкольников вида деятельности – детского экспериментирования. Дети по своей природе исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие факторы познавательного развития детей. специально организованная экспериментально-исследовательская детская деятельность не только поощряет детскую любознательность, утоляет жажду познания маленьких «почемучек», но и способствует развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno_-_rechevoe_razvitie_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_-_kopiya.pptx | 996.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В последние годы психологи отмечают рост числа дошкольников, не желающих идти в школу, что свидетельствует о потере притягательности процесса познания у детей. Одна из причин интеллектуальной пассивности дошкольников - ограниченность интеллектуальных впечатлений и интересов. Повысить интерес к познавательной деятельности и обогатить интеллектуальные впечатления ребенка позволяет применение адекватного для дошкольников вида деятельности – детского экспериментирования. Дети по своей природе исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие факторы познавательного развития детей. специально организованная экспериментально-исследовательская детская деятельность не только поощряет детскую любознательность, утоляет жажду познания маленьких «почемучек», но и способствует развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи. Актуальность
« САМОЕ ЛУЧШЕЕ ОТКРЫТИЕ – ТО, КОТОРОЕ РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ САМ » Р АЛЬФ У. Э МЕРСОН В процессе детского экспериментирования дети учатся: Видеть и выделять проблему Принимать и ставить цель Анализировать объект или явление Выделять существенные признаки, связи Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения Отбирать материал для самостоятельной деятельности Делать выводы Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе .
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ . Диагностика уровня развития познавательных способностей дошкольников и работу с ними на основе данных диагностического обследования. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские уголки, уголки игровой деятельности и пр.). Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Проведение познавательных бесед. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью различных методов.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ : Демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) Фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) Те и другие учат детей наблюдать , анализировать , делать выводы.
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними; Безотказность действия приборов; Однозначность получаемых результатов; Показ только существенных сторон явления или процесса ; Отчетливая видимость изучаемого явления; Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента; Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений; Проводя опыт, нельзя наносить вред и ущерб растениям и животным.
Проект «Зимний лес» Вид проекта: творческий, исследовательский. Актуальность темы: Всё чаще возникает у детей дефицит общения с взрослым, а, как известно , общение является одной из функциональных потребностей, которая лежит в основе общего развития детей. Каждый день у ребёнка появляется потребность в новых впечатлениях и новых знаниях, которые впоследствии будут выступать базой для развития личности ребёнка. Как показывает наблюдения, что у многих детей недостаточно знаний о лесе, его красоте в зимний период времени и о его обитателях в этот период года.
Цель: Обогащение представлений дошкольников о живой и неживой природе родного края в процессе создания макета «Зимний лес». Задачи: 1.Продолжать знакомить ребёнка с дикими животными родного края и среде их обитания в зимний период года. 2.Формировать представления ребёнка о зимних явлениях в природе. 3. Расширять представления ребёнка о свойствах воды и её состояниях (лёд, снег). 4.Развивать художественные, творческие навыки ребёнка в ходе изготовления макета «Зимний лес». 5.Познакомить ребёнка с правилами поведения в лесу. 6.Воспитывать любовь к природе родного края.
Продукт проекта. Макет «Зимний лес» (изготовленный из природного и бросового материала, на нем размещены лесные животные)
Предварительная работа: Просмотр с ребенком мультфильмов - «О зайчонке — листопадничке ». - сказка о медвежонке «Первая зима» или «Какая она, зима».
Задания по мультфильмам Задание 1. Обсудите с детьми, что в этом мультфильме правда, а что — сказка. Например, правда, что зайчонок меняет шубку. Но сказка, что он ее меняет как люди. Зайчонок линяет, а не переодевается! Другой пример. Правда, что новая шубка у зайчика появляется не сразу, а по частям. Но сказка — что зайчик может «переодеться» в новую шубку за минутку. Что еще в этом мультфильме — быль, правда, а что сказка? Задание 2. После просмотра мультфильма поиграйте в игру «Так бывает или нет?» - дети любят отвечать с движением, например, притопывать ногой и прихлопывать в ритм или даже подпрыгивать, отвечая на вопросы. Позвольте им это делать с удовольствием и радостью. Это только помогает игре и ничуть не мешает.
2.Опыты . Опыт 1. Почему заяц зимой белый? «Летом – серый, зимой – белый», — эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет? Ответ на этот вопрос даже трехлетний ребенок может найти сам, если показать ему один очень простой и интересный опыт. Вырежьте из белой бумаги силуэт зайчика (сделайте так, чтобы ребенок не видел, как и что Вы вырезаете, это сюрприз для него!). Положите силуэт зайчика на лист белой бумаги. Прикрепите. Можно чуть приклеить клеящим карандашом. Белый силуэт зайчика прикреплен на белый фон. Теперь всё готово и можно подозвать детей к себе. Скажите, что Вы придумали для них загадку . Вы сейчас покажете кого-то, а он попробует догадаться, кто это. Отойдите как можно дальше — в другой конец комнаты и быстро покажите Вашу картинку детям (секунд на пять максимум). Кто же это? Скорее всего дети скажут, что ничего не видно или плохо видно. Покажите еще раз, но держите картинку подольше, чтобы можно было разглядеть. Всё равно трудно догадаться, кто это, потому что его плохо видно? Спросите детей, почему так трудно догадаться, кто это? А теперь открепите силуэт и положите на зеленый фон. Покажите ребенку тоже издалека. О! Сразу же понятно, что это заяц! Спросите детей, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).
Опыт 2. Почему белка меняет шубку зимой ? Опыт проводится аналогично предыдущему, но используется два силуэта белки: серебристого цвета и рыжего цвета. Они демонстрируются ребенку на серебристом фоне и на рыжем фоне. Когда легче увидеть и отгадать, кто это? Зачем же белка меняет шубку?
Опыт 3. Какая шубка теплее? В холодную погоду возьмите на прогулку с детьми две пары рукавиц – одну легкую пару, осеннюю. А другую – зимнюю, пушистую, толстую. Пусть ребенок сначала наденет легкие рукавички, а потом теплые. В каких теплее? Объясните, что животным на зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек, шапочек, пальто у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка?
Опыт 4. Как сделать искусственный снег своими руками: иней из соли. В кипящую воду засыпаем соль, даем ей полностью раствориться (пропорция:1 кг соли на 1,5-2 литра воды). В горячий солевой раствор опускаем чистые и сухие веточки (это важно). Оставляем остывать. Затем аккуратно вынимаем ветки и даем высохнуть. Иней готов. Способ удобен для небольших веточек, засушенных трав, зонтиков укропа и т.п. Можно вырастить кристаллы соли и на елочных игрушках. «Заиндевелые» ветки хорошо смотрятся не только соло, как самостоятельный зимний букет, но и в новогодних композициях из хвойных веток.
Опыт 5. Как сделать искусственный снег своими руками: снег из пенопласта Натираем на терке пенопласт и посыпаем им предварительно намазанные клеем ветки. Ветви годятся любые, а пенопласт можно смешать с блестками, если Вы хотите, чтобы веточки поблескивали. Этот способ хорош, если Вам необходимо декорировать крупные, раскидистые ветви. Готовые «заснеженные» ветки можно украсить чем угодно: шарами, бантами, светодиодной гирляндой и т.д .
Макет «Зимний лес»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""
Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство...
Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Россия – родина моя»
Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране.Решаются программные задачи: закрепить знания о нашей стране и государственной символике; познакомить детей с картой ...
Международный день птиц Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ и технологий: детское экспериментирование, оригами.
На протяжении долгого времени дети проводили наблюдения на территории детского сада и в лесопарке Александрино, развешивали кормушки в зимнее время и подкармливали птиц. Прочитали много книг о птицах....
«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы
Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...
Родительское собрание по теме ""Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста"
Данное собрание проводилось в форме игрового практикума для детей и их родителей....
Проект «Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»
Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста...
«Создание проблемных ситуаций как метод формирования познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
1 Введение.Основные напраления социально-педагогической деятельности по формированию познавательно-речевых навыков в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. Цели, задачи методики.2. Метод...