Путешествие в подводный мир
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Квест - игра в подготовительной группе .Воспитывать познавательный интерес к представителям подводного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_1.docx | 34.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие в подводный мир».
Цель: Продолжать формировать познавательную, исследовательскую деятельность; логическое мышление. Способствование накоплению опыта в совместной партнерской деятельности через интеграцию образовательных областей «Коммуникативно-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие» с учётом ФГОС.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с новым подводным транспортом – батискаф;
- дать представление о море, как экосистема (вода в море соленая, море – среда для обитания многих живых существ);
- продолжать закреплять и расширять знания детей об обитателях водных глубин, об их особенностях, внешнем виде, питании, среде обитания, передвижении;
- закреплять умения ориентироваться в пространстве;
- продолжать формировать навыки полных ответов;
- закрепить представления детей о формах рыб и других жителей подводного мира;
Развивающие:
- развитие долговременной памяти, наглядно - образного, словесно – логического мышления, произвольного и слухового внимания, воображения;
- умение уточнять и систематизировать знания о свойствах воды;
- умение анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к представителям подводного царства;
- воспитывать уважительное отношение к ответам детей;
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе, желание бережно относиться к ней и восхищаться ее чудесами;
- развивать любознательность.
Интеграция областей: социально - коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Словарная работа батискаф, морской ёж, морская звезда, осьминог, краб, жемчужина и т.д.
Предварительная работа: знакомство с обитателями морских и пресноводных водоёмов, особенностями их проживания.
Методы:
игровые – загадывание загадок, создание игровой ситуации, воображаемая ситуация, дидактические игры, создание проблемной ситуации;
наглядные – презентация, рассматривание, демонстрация опытов.
словесные – вопросы к детям, опрос детей, рассказ воспитателя; физминутки, самоанализ, самооценка.
Игровой - воображаемая ситуация, логические игры .
Приёмы:
- организация детей на игру – путешествие;
- активизация умственной активности детей (проблемные ситуации, вопросы, побуждающие познавательную активность);
- обучение (смена деятельности детей, использование наглядного и демонстрационного материала, ТСО).
Демонстративный материал: презентация с изображением морских обитателей, яблоко, обруч, глобус, музыка спокойная, илюстрация батискафа, столы, материал для опытов (емкости с пресной и соленой водой).
Раздаточный материал: раскраски на морскую тематику – по количеству детей. Трубочки, стаканчики с водой, массажные мячи, силуэты рыб, голубые листы бумаги, клей – карандаш, клеёнка, салфетка.
Индивидуальная работа: с Вовой, Валерией проговаривание слова батискаф; Алёшей, Никитой чёткое проговаривание чистоговорок.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости.
Добрый день! – они нам скажут, Добрый день! – ответим мы.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас будет необычная деятельность, я приглашаю вас в морское путешествие.
Воображаемая ситуация – перемещение в Подводное царство.
Воспитатель: Прежде чем отправиться путешествие, давайте вспомним, как называется река, которая течет по нашему посёлку? А посёлок как называется?
Воспитатель: Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. А вот наш помощник. Ребята, что это?
(Беру глобус)
Дети: - Это глобус
ВоспитательКто мне скажет, что такое глобус?
Дети: Глобус - это модель нашей планеты.
Воспитатель: Правильно, глобус - это макет планеты. А кто может сказать, что изображено на глобусе коричневым цветом? А, что голубым?
Дети: Коричневым цветом изображена - суша, а голубым - моря, реки и океаны.
Воспитатель: Верно. Если мы сильно будем вращать глобус, то он будет казаться голубым. Почему?
Дети: Глобус кажется голубым потому, что голубого цвета на нем больше.
Воспитатель: Посмотрите, если мы возьмем яблоко, оно такое же круглое, как и глобус, отрежем от него четвертую часть, то всего лишь вот эту долю нашей планеты составляет суша, а все остальное - вода.
Воспитатель: Что мы слышим ?
Дети: - Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.
(включаю запись звуков моря.)
Воспитатель: - Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
А знаете ли вы, что можно путешествовать не только по морю, но и под водой?
- На чём же мы можем опуститься на морское дно? (на подводной лодке).
- Конечно, можно и на подводной лодке, а сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на батискафе.
- А что это? - спросите вы.
Воспитатель: - Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью.
Показываю картинку
Воспитатель: Так на каком водном транспорте мы отправимся в подводный мир.
Дети: на батискафе.
Воспитатель: - Давайте пройдем в батискаф… Приглашаю вас пройти в люк батискафа и занять места.
( Дети проходят через обруч).
- Ребята, посмотрите, на борту батискафа находится лаборатория, в которой мы можем узнать много интересного о море.
Воспитатель: Ребята, Вы знаете, чем морская вода отличается от речной? (она соленая)
Опыт 1. Определи воду (морская, пресная)
Сейчас мы определит на вкус воду из стаканчиков, которые стоят у нас в лаборатории.
Предлагаю вам попробовать воду из синего (соленая) и из белого стаканчика (пресная) – без вкуса и сказать в каком стаканчике вода соленая.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, почему в море вода соленая?
- Потому, что в море вливается много рек, они текут по земле и вымывают из неё минеральные соли и вода становится соленой.
- В первой емкости у нас соленая вода, во второй – пресная. Предлагаю опустить куриное яйцо в стакан с пресной водой. Что произошло? (оно утонуло).
- Теперь положим это же яйцо в стакан с соленой водой. Что мы наблюдаем? (яйцо плавает).
Вывод: Значит, соленая вода держит лучше. Это происходит потому, что у соленой воды есть свойство выталкивать предметы.
- Ребята, пока мы проводили опыты наш аппарат опустился на морское дно (слайд)
Здесь мы продолжим наше путешествие. Но мы не можем выйти из батискафа без гидрокостюмов.
- А вы знаете, сегодня я обладаю волшебной силой, и мы с вами можем передвигаться по морскому дну без оборудования.
2. Основная часть – 20 мин
Воспитатель: Мы же будем погружаться под воду, глубоко, а для этого нам надо уметь правильно дышать.
Дыхательная гимнастика «Рыбка в воде».
Воспитатель: Дети, посмотрите на нашу рыбку. Она пускает ртом пузырьки. Как это у нее получается? Давайте и мы так попробуем!
Педагог раздаёт детям трубочки и просит сначала подуть в неё. Потом педагог просит подставить ладошку и почувствовать струю воздуха. Затем детям предлагают стаканчики с водой. Дети отпускают трубочку в воду и дуют в трубочку.
(Музыка останавливается).
Воспитатель: Посмотрите как красиво морское дно, какие там необычные жители…
Воспитатель: Ребята давайте поближе познакомимся с подводными жителями.
Воспитатель: Обхватив хвостиком травинку не за край, за серединку.
На коралловый пенек хочет сесть морской …… (конек).
Воспитатель: Показывает изображение морских коньков. Они просят повторить за ними.
Чистоговорки.
РЯ – РЯ – РЯ – мы уже у моря
ДЕ – ДЕ – ДЕ - рыбы плавают в воде
ТА – ТА – ТА - под водою красота
АК – АК – АК - проползает рак
СИ – СИ – СИ - резвятся караси
ШКИ –ШКИ –ШКИ - красивые ракушки
НЕК – НЕК – НЕК – вот морской конек
ФИНЫ – ФИНЫ – ФИНЫ – гладкие дельфины
АБА – АБА – АБА – я увидел краба
АЛЛЫ – АЛЛЫ – АЛЛЫ – красивые кораллы
«Что мы знаем о рыбах».
Воспитатель: Как называют рыб живущих в море?
Дети: Рыбы живущих в море называют - морскими.
Воспитатель: Как называют рыб, которые живут в реке?
Дети: Рыб, которые живут в реке называют - речные.
Воспитатель: А кто знает, как еще можно назвать речных рыб?
Дети: Речных рыб называют еще - пресноводные.
Воспитатель: Почему?
Дети: Речных рыб называют пресноводными потому, что вода в реке пресная.
Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?
Дети: Тело рыб покрыто чешуей.
Воспитатель: Скажите, ребята, в чем главное отличие морских рыб от речных?
Дети: Морские рыбы необычных форм и очень яркой окраски.
Воспитатель: Как рыбы передвигаются в воде?
Дети: Рыбы передвигаются с помощью плавников и хвоста.
Воспитатель: А, что является " рулем " рыбки?
Дети: "Рулем" рыбки служит хвост.
Воспитатель: С помощью чего дышат рыбы?
Дети: Рыбы дышат с помощью жабр.
Воспитатель: Давайте, ребята, мы с вами немного отдохнём.
Физминутка «Осьминог».
Ветер дует, задувает (руки подняты вверх, раскачиваются из стороны в сторону)
Волны в стороны качает.
Осьминог на дне сидит (топают ногами, руки на поясе)
И ногами шевелит.
Чайка над водой летает (имитируют движение крыльев)
И за рыбками ныряет (приседают)
Осьминог на дне сидит
И ногами шевелит.
Под водой на глубине (движение «плавают брасом»)
Крокодил плывёт в воде.
Осьминог на дне сидит
И ногами шевелит.
Воспитатель: А теперь мы отправимся сейчас узнаем.
Ты со мною не знаком
Я живу на дне морском
Голова и 8 ног
Вот я весь я ……
(Осьминог)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что осьминог – родственник обычной улитке, которая живет в пруду. Когда на него нападают, он выпускает чернильную струю и под ее покровом скрывается. А еще он меняет цвет – вот, например, по песку пошел – желтым стал, а в водоросли попал – стал зеленый. Осьминог просит помочь разобраться.
«Какое слово не подходит?»
Формировать умение различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов лишнее.
Рыбак, рынок, рыбка, рыболов.
Вода, подводный, водоросль, водить.
Морской, море, морщина, моряк.
Речевая игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Воспитатель указывает на части тела морских обитателей и задаёт детям вопросы:
- Чей хвост? (дельфиний)
- Чей глаз? (акулий)
- Чья голова? (черепашья)
- Чьи присоски? (осьминожьи)
- Чьи плавники? (дельфиньи)
- Чьи щупальца? (осьминожьи)
Воспитатель: А ещё осьминоги очень любят играть с морскими ежами. А вы хотите с ними поиграть? Возьмите по 1 “морскому ежу” (массажные мячи) встали врассыпную.
«Подводный мир».
Посмотри скорей вокруг !
Что ты видишь, милый друг.
(Дети катают Су – Джок между ладонями.)
Здесь прозрачная вода, плывет морской конек сюда,
Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.
А вот расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
(Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки)
Упражнение под музыку.
Воспитатель: Посмотрите, как красиво вокруг.
Как хочется в морскую глубину
Там увидишь друзей ты тьму
Маленьких, больших и разных
Но очень разнообразных.
(Воспитатель обращает внимание на красивых рыбок).
Воспитатель: А сейчас давайте присядем за столы. Ребята, послушайте загадку:
Стоит стеклянный водоём,
Много разных рыбок в нём –
Жёлтых, чёрных, красных,
И таких прекрасных…(Аквариум)
Воспитатель: Вот мы с вами и сделаем сегодня аквариум. Перед вами листы бумаги голубого цвета. Скажите, на какую фигуру похож этот лист?
Дети: Лист бумаги похож на прямоугольник.
Воспитатель: У каждого из вас на столе лежат рыбки. Сколько рыб на столе?
Дети: Пять рыб.
Воспитатель: На какие геометрические фигуры похожи рыбки?
Дети: Тело рыбки похоже на ромб, а хвост на треугольник.
Воспитатель: Все они разного цвета. Берем красную рыбку, обратную сторону ее смажем клеем и разместим в правом верхнем углу, остатки клея аккуратно удалим, промокнув салфеткой. Затем голубую - в левом нижнем углу, желтую - в правом нижнем углу, сиреневую - в левом верхнем углу, а оранжевую в центре листа. Вот какой красивый получился аквариум.
3. Итоговая часть
Воображаемая ситуация – возвращение из Подводного царства
- Ребята, вам пора возвращаться. Прошу занять места в батискафе.
Батискаф всплывает, слышится шум моря.
Итог занятия.
Воспитатель подводит итоги:
– Ребята, мы побывали с вами на морском дне.
– Какое задание оказалось для вас самым лёгким? (ответы детей)
– Какое было самым трудным для вас? (ответы детей)
С какими обитателями мы с вами встретились?
Воспитатель напоминает, что «трудно» – не значит «плохо», желаю вам всегда преодолевать трудности. Напоминает народную мудрость: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Терпение и труд всё перетрут».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 6 - 7 лет на тему "Путешествие в подводный мир"
Развивая познавательный интерес дошкольников через различные виды деятельности, в том числе изобразительную, можно достичь значительного роста уровня представлений об окружающем детей мире. В ходе зан...
Интегрированное занятие в подготовительной группе "Путешествие в подводный мир"
Интегрированное занятие в подготовительной группе "Путешествие в подводный мир". В занятии интегрируются различные виды деятельности: познавательная, изобразительная (лепка из соленого теста)...
Конспект занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики руки на тему: "Путешествие в подводный мир"
Занятие направлено на развитие мелкой моторики через исследовательскую деятельность детей по подводному миру....
Конспект интегрированного ООД с детьми подготовительной группы «Путешествие в подводное царство»
Конспект интегрированного ООД с детьми подготовительной группы "Путешествие в подводное царство"...
Презентайия "Путешествие в подводное царство"
Дополнительный материал к занятию...
Путешествие в подводное царство
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе детского сада...
Открытое занятие "Путешествие в подводный мир Байкала"
Знакомство детей с разновидностью рыб озера Байкала, учить количественному счету до 5. Развивать интерес к экспериметнальной деятельности....