Презентация "Познавательно-исследовательская деятельность в МДОУ"
презентация по окружающему миру
Материал для помощи воспитателям в организации познавательно-исследовательской деятельности в МДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.pptx | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Расскажи- и я забуду,покажи -и я запомню, дай попробывать -и я пойму.
Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка
Задачи Поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности. Развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Развитие мышления, речи – суждений в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования.
Стимулы : •Внешние (новизна, необычность объекта); •Тайна, сюрприз; •Мотив помощи; •Познавательный мотив (почему так); •Ситуация выбора.
Типы исследования: Опыт. Экспериментирование. Коллекционирование. Путешествие по карте, путешествие по «Реке времени». Проекты. Наблюдения Дидактические игры. Экскурсии. Экологические игры. Работа по схемам, планам, моделям. Просмотр мультимедийных презентаций, мультфильмов. Опыт – основной метод исследований. Это научный процесс, целенаправленное воздействие, при успешной реализации которого поддерживается или опровергается гипотеза. Экспериментирование - метод исследования, осуществляемый для подтверждения гипотезы
Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса . Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах). . Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художествен ное Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
Основные принципы организации детского экспериментирования. *Связь теории с практикой. *Развивающий характер воспитания и обучения. *Индивидуализация и гуманизация образования. * Природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников. *Целостность и системность обучающего процесса. *Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
Экспериментирование Наблюдение Труд Развитие речи Изобразительная деятельность ФЭМП Чтение художественной литературы Музыка Физическое воспитание
Успешность эксперимента: Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым. Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги. Важно, чтобы была атмосфера лаборатории. Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.
Направления : - живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде. - неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет. - человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Элементарность опытов : - во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям; - во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; - в - третьих, они практически безопасны; - в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование. Отличие опыта от эксперимента: Последовательность: эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить ее на практике. Множественность : эксперимент – единичное исследование, опыт – множественное. Результат – эксперимент заранее представляет, что должно получиться; опыт – может получиться что-то неизвестное.
Трудности •Создание лаборатории. •Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать. •Воспитание научности познания — шаг от бытового уровня рассуждений к научному. •Планирование работы. •Планирование занятий. Приборы и оборудование: приборы-помощники; ёмкости; природный материал; разные виды бумаги; красители; медицинские материалы; технические материалы; утилизированный материал; прочие материалы.
Отличие опыта от эксперимента : Последовательность: эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить ее на практике. Множественность : эксперимент – единичное исследование, опыт – множественное. Результат – эксперимент заранее представляет, что должно получиться; опыт – может получиться что-то неизвестное. Коллекционирование - «систематизированное собирание однородных предметов. Коллекционирование – один из способов развития познавательной активности детей.
Типы исследования: -Опыт. -Экспериментирование. -Коллекционирование. -Проекты. -Наблюдения -Дидактические игры. -Экскурсии. -Экологические игры. -Просмотр мультимедийных презентаций, мультфильмов.
Наблюдение – метод познания, при котором наблюдатель изучает свойства объекта и фиксирует их. Вмешательство в естественную среду минимально. Наблюдение – основа чувственного познания мира. Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира.
Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. Классификация экологических игр: -ролевые; -словесные; -соревновательные; -дидактические; -игры-путешествия .
Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера. Содержание экскурсий, структу ра. Структура экскурсии: -вводная беседа, -коллективное наблюдение, -индивидуальное, самостоятельное наблюдение детей, -сбор материала, -игры детей с собранным материалом, -заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.
Метод проектов. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление. Работа с родителями . Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. -Анкетирование; -памятки, буклеты; -детско-родительские проекты; - прогулки с участие родителей; -изготовление макетов, газет, наглядных пособий; демонстрация -детьми результатов опытов, проведенных с родителями дома (изготовление мыла и др.); -участие родителей в создании познавательно-развивающей среды в группе.
Что даёт экспериментальная деятельность Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт проектной деятельности в МДОУ д/с "Ёлочка"
Опыт проектной деятельности был представлен на районном методическом обьединении для старших воспитателей в 2009г....
Доклад на тему: Развитие игровой деятельности в МДОУ №16.
Развитие игровой деятельности в МДОУ №16....
Организация познавательно – исследовательской деятельности в МДОУ
Систематизация знаний педагогов по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Совершенствовать педагогическое мастерство....
Организация познавательно – исследовательской деятельности в МДОУ
Систематизация знаний педагогов по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Совершенствовать педагогическое мастерство....
Объем образовательной деятельности в МДОУ № 1 на 2016-2017 учебный год.
Объем образовательной деятельности в МДОУ № 1 на 2016-2017 учебный год. Продолжительность режимных моментов по возрастным группам1 младшая2 младшаяСредняяСтаршаяПодготовительнаяМаксимальная...
Презентация "Опытно-экспериментальная деятельность в МДОУ детский сад № 23 "Ромашка" г. Лыткарино
Особое значение для развития личности детей дошкольного возраста имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деяте...
Справка об использовании ИКТ в деятельности воспитателя МДОУ «Детский сад № 62» Заводского района города Саратова Шипковой Натальи Александровны.
Применение ИКТ на игровых занятиях не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей: повышает мотивацию воспитанников к ...