Методическая разработка "Зимующие птицы Урала" средняя группа
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Методическая разработка экологического проекта "Зимующие птицы Урала" разработана для воспитанников 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zimuyushchie_ptitsy_uralskogo_kraya.docx | 306.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
МА ДОУ №4
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
УРАЛЬСКОГО КРАЯ»
Проект по экологическому воспитанию для воспитанников 4-5 лет
Разработала:
Перминова Екатерина Михайловна, воспитатель
Краснотурьинск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Актуальность экологического воспитания дошкольников | 5 |
3. | Цели и задачи проекта | 6 |
4. | Этапы проекта и предполагаемый результат | 10 |
5. | Приложения | |
6. | Приложение №1 Презентация проекта «Зимующие птицы Уральского края» | |
7. | Приложение №2 «Непрерывная образовательная деятельность», «Прогулки» | 18 |
8. | Приложение №3 Интерактивные игры и презентации о птицах (, видео-фрагменты: повадки зимующих птиц (на диске) | |
9. | Приложение №7 «Календарь наблюдения за птицами» | 50 |
10. | Приложение №8 Творческие работы воспитанников – Детский вернисаж (раскраски, рисование, аппликация из ватных дисков) | |
11. | Приложение № 9 Творческие работы родителей с детьми | |
12. | Приложение №10 Лэпбук «Зимующие птицы» | |
13. | Приложение №11 Консультация для родителей | 57 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 58 |
1. Пояснительная записка
В настоящее время всё большее значение в работе с воспитанниками приобретают вопросы экологии и защиты окружающей среды. Огромную важность имеют вопросы экологического оздоровления нашей малой Родины, возрождение природы родного края, воспитание уважения и любви к красоте окружающего мира. Экология - одна из важнейших проблем современного общества.
Интерес к вопросам обучения и воспитания экологии обусловлен еще и тем, что экология - интересная и полезная наука о защите природы, которая дает возможность детям узнать как можно больше о природе родного края, воспитывать у них любовь к растениям и животным. Ничего не изменится в лучшую сторону в нашей стране, пока мы не вложим в душу наших детей любовь и заботу о природе, а в их головы - экологическое сознание.
Поэтому создавая социальные проекты по защите окружающей среды, мы делаем первый шаг к познанию того, что находится вокруг ребенка, а работа в группах и творческих делах позволяет понять, зачем нам нужна природа и, что только сообща мы можем сохранить ее для будущего, то есть защитить от самих себя. Ребенок должен понять, какую он может оказать помощь в защите окружающей его природы, какие этапы экологического становления он должен пройти, чтобы не навредить, а только помогать в развитии этой красоты. Поэтому с самого начала создания социальных проектов по защите природы мы должны помнить, что экологическое воспитание должно быть знанием с большой буквы пронизанным любовью и гуманизмом.
Данный проект «Зимующие птицы Уральского края» - первый шаг к приобретению у воспитанников знаний о природе, которая их окружает в настоящее время, развитию практических умений и навыков, необходимых для созидательного и ответственного отношения к природе той территории, где они проживают с учетом региональных особенностей.
В процессе работы над проектом, дети учатся работать в одной команде, развивать творческие и технические способности, используя интеграцию областей.
Результатом проекта должно стать:
- бережное отношение к природе родного края;
- экологическая культура воспитанников;
- творческая самореализация;
- умение работать в команде.
II. Актуальность проекта
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Задача педагога - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
III. Цели и задачи проекта:
Вид проекта: информационно-творческий, практический.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Сроки выполнения проекта: октябрь 2019– январь 2020
Участники проекта: воспитанники 4-5 лет, родители (законные представители), воспитатель.
Участники проекта: воспитанники средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Цель:
формирование экологических знаний о зимующих птицах Уральского края и ответственного, бережного отношения к ним.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
Цели:
1.Формирование основ экологической культуры воспитанников.
2. Расширение и обогащение знаний о перелетных и зимующих птицах уральского края.
Задачи:
Образовательные:
Формировать знания о зимующих птицах Урала, о роли человека в жизни птиц;
Расширять знания о приспособленности птиц к зимнему периоду жизни;
Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц;
Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц;
Учить воспитанников коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
Расширять пассивный и словарный запас и активизация в речи существительных, глаголов и прилагательных по данной лексической теме; обогащение активного словаря названиями частей тела птиц.
Совершенствовать умения составлять предложения о птицах по картине и рассказы по мнемодорожке.
Развивающие:
Развивать познавательные способности воспитанников, учить проявлять
любознательность и самостоятельность.
Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Активизировать познавательную и речевую деятельность воспитанников.
Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;
Формировать умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (синица – синичка, перо – пёрышко, крыло – крылышко, воробей – воробушек).
Воспитательные:
Воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.
Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Методы исследования:
Исследовательские: наблюдения, вопросы проблемно – поискового характера.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, картин, организация выставок.
Словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, слушание музыки.
Обеспечение проекта:
УМК:
1. Коломина Н.В. « Воспитание основ экологической культуры в детском саду», Москва, 2004г.
1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», Санкт – Петербург, 2004г.
2. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми». ТЦ «Учитель», 2009г.
3. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду». Москва, 1991г.
4. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003г.
5. «Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о жизни птиц).
6. В союзе с природой. Л.И.Грехова, М.,1999 г.
7. Л.П.Молодова «Экологические праздники для детей» М.,1999 г.
8 . Журнал «Обруч» - 2011.- №2
9. Звуковой файл Голоса птиц.
Художественная литература:
1. М. Горького «Воробьишко».
2.А. Яшина «Покормите птиц зимой».
3. В. Берестов « Солнечный, погожий выдался денек».
4. Воронкова Л. «Помощь птицам».
5. Н. Сладков « Сказки о птицах».
6. З. Александрова « Загадки про птиц».
7. Е.Благинина «Пришла зима холодная».
8. Л.Воронкова «Птичьи кормушки».
9. В.Сухомлинский «Как синичка меня будит».
10. Чарушин Е.И. Воробей.
11.О.Григорьева«Синица».
- А.Яшин «Покормите птиц зимой»
- В.Бианки «Лесная газета»
Иллюстрации «Зимующие птицы»
Материально – техническое оснащение - (компьютер, телевизор, фотоаппарат, стенд, аудиозаписи и видеозаписи).
Формы работы с воспитанниками:
•Непрерывно - образовательная деятельность
•Викторины
•Праздники, театральные постановки
•Чтение художественной литературы
•Беседы
•Игры (подвижные, дидактические, пальчиковые)
•Художественное творчество
•Наблюдение, прогулки
•Мультимедийные презентации, интерактивные игры, видеофрагменты (повадки птиц)
Работа с родителями
•Консультации
•Совместная работа с детьми
•Участие в конкурсах
•Помощь в подготовке праздников и развлечений (подготовка атрибутов и костюмов птиц)
•Помощь в подготовке праздников и развлечений, театрализации.
Инновационность: заключается в использовании информационных компьютерных технологий (в виде игр и презентаций). Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные технологии для нового поколения, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно расширять знания о зимующих птицах.
Предполагаемый результат:
У воспитанников расширится кругозор о зимующих птицах. Сформируется любознательность, творческие способности, познавательная активность, развиваются коммуникативные навыков.
Развивающая среда группы пополнится дидактическими играми, литературой, иллюстрациями, интерактивными играми, видеорядами о повадках птиц.
Родители:
Воспитанники и их родители примут активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
IV. Этапы экологического проекта
I этап – Организационно-подготовительный (октябрь)
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
- Анкетирование родителей;
- Определение темы проекта, исходя из интереса и знаний детей;
- Разработка форм воспитательной работы с детьми;
- Подбор методической и художественной литературы по данной теме;
- Пополнение предметно-развивающей среды в группе (тематический альбом «Зима и зимующие птицы», книги о птицах;
- Подбор презентаций и видеороликов о повадках птиц;
- Обеспечение дидактическим материалом;
- Взаимодействие педагогов с родителями по вопросам формирования начал экологического воспитания у детей
II этап (основной): Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта - перспективное планирование.
Перспективное планирование по проекту «Зимующие птицы Уральского края»
III этап – Заключительный (декабрь-январь)
Оформление результата в виде презентации:
а) выставка детских работ - вернисаж;
б) изготовление кормушек с родителями;
в) оформление подкормочного комплекса и ведение календаря наблюдения за птицами:
г) показ театральной сказки для воспитанников детского сада
д) посещение птичьей поляны 13 января (дети и родители, воспитатель).
Методы проекта:
• наглядный: демонстрация таблиц на данную тему, творческих работ детей, фотографий, презентаций, прослушивание записей голосов зи-мующих птиц;
• практический: изготовление кормушек (родителями в присутствии детей), продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование, изготовление корма для птиц), совместный труд на участке с родителями (кормление птиц, развешивание кормушек, наблюдение).
Приложение I. НОД №1 «Покормите птиц зимой»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Ход занятия:
Мотивация. Воспитатель беседует с детьми о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.
В: А как живется зимой птицам? (Холодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав — под снегам. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
— Жалко? (Очень жалко!)
— Послушайте стихотворение Н. Грибачева
Ну, морозы, ну, морозы.
Нос наружу — ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Даже белки-непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю.
Не дожить мне до весны!»
— Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам? (люди)
Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!
В: Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как? (можно сделать и повесить кормушки).
Основная часть. Воспитатель предлагает детям рисунки, на которых изображены разные варианты изготовления кормушек. Дети рассматривают кормушки, делятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилегали, каким кормом кормили птиц.
В: Ребята, надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармливать птиц.
— Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи крупу, семена, хлеб. Снегири - семечки арбуза, тыквы; свиристели — рябину, маслины; голуби — крупу, хлеб. (Дети подбирают для птиц – определённый корм и приклеивают на ладошку, оформляют плакат).
В: Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.
— во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
— подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилегать к этому времени;
— кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
— корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Воспитатель: во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
— Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?
— Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.
— Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их —
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми…
— Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д.
— Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, вороны, снегири, дятлы, свиристели и т.д.)
Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»
2.НОД – трудовая деятельность
«Папа делает кормушку для птичек в садике»
Цель: Создание условий для развития трудовой активности детей.
Задачи:
- Знакомить с особенностями поведения птиц зимой (им холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм.
- Формировать у воспитанников навыки трудовой деятельности (кормление птиц), положительное отношение к труду взрослого и его результату.
Ход занятия:
1. Мотивация.
В гости в группу к детям приходит папа одного из детей. В руках у него деревянные детали (заготовки для изготовления кормушки) и инструменты.
Воспитатель спрашивает ребят, как они думают, зачем пришёл папа Алёны? Что он собирается делать? (выслушывает предположения детей).
Воспитатель: Папа Алёны пришёл не просто так, он пришёл позаботится о птичках нашего детского сада. Сейчас он покажет, как будет делать красивый домик для птичек - кормушку (проговаривание вместе с детьми). А для кого эта кормушка? Для птичек. Зачем папа будет мастерить кормушку? Как сейчас на улице? (холодно). Правильно - холодно и много снега (обращает внимание детей, как тепло они одеваются). Чем птички летам питались? (насекомыми). А сейчас поздней осенью, когда лежит снег и холодно есть ли насекомые? (нет). Что тогда птички будут есть? Птицам трудно найти корм, поэтому люди развешивают кормушки насыпают в них корм для птиц.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать. (А.Чепурнов)
2. Основная часть.
Процесс изготовления кормушки отцом в присутствии детей. Во время процесса воспитатель задаёт детям вопросы:
Что папа задумал сделать?
Из чего папа делает кормушку?
Из металла, из бумаги, из древесины?
Что в руках у папы? (инструмент).
Кто знает, как он называется? (шуруповёрт). Им очень удобно и быстро вкручивать болтики.
В течение изготовления кормушки – дети наблюдают.
Когда кормушка готова, папа показывает кормушку и дети рассматривают её.
Дети радостно хлопают в ладоши.
В: Давайте рассмотрим кормушку.
Что есть у кормушки? (крыша). Для чего? (она укрывает корм от снега). Какой она формы? (треугольной). Почему из кормушки не высыпается корм? (есть дно, куда насыпают корм). Что ещё есть? (бортики). Для чего? (чтобы корм ветер не сдул). А что же любят птички? (зернышки, хлебные крошки, семечки).
Куда нужно разместить кормушку на улице? На дерево. К кормушке делают веревочку, за которую ее подвешивают на дерево, чтобы ни кошки, ни собаки их не достали.
- Рефлексия.
Дети вместе с папой выходят разместить кормушку.
В: Какая замечательная кормушка у нас появилась! Кто сделал нам кормушку, чтобы мы кормили птиц? (Папа Алёны). Для чего? (Чтобы мы позаботились о птицах). Приготовьте свои ладошки, я вам положу корм, и вы их насыпьте в кормушку. Хлебные крошки нужно размять руками, так как у птичек тоненький и острый клюв.
После того, как дети насыпят корм в кормушку, воспитатель предлагает отнести кормушку вместе с папой на участок и разместить на дереве и говорит: «Завтра на прогулке мы посмотрим, склевали птички корм. А может мы уже сегодня увидим птичек, которые прилетят на нашу кормушку. Мы будем очень рады!»
Кормушку папа сделал,
Повесил за окном –
И вот какой-то смелый
В ней воробей клюёт зерно!
Весёлая синичка
Прилетела в гости к нам,
Я завтра этим птичкам
Кусочек хлеба дам.
Синичка звонко пела,
А после, ровно в три,
Из леса прилетели
Красавцы снегири!
Забыла всё на свете,
Смотрю теперь в окно,
Как птичку у кормушке
Весь день клюют зерно.
3.НОД «Здравствуй, птичка-синичка»
Цель занятия: сформировать у детей общее представление о синицах, и снегирях об их пользе для человека, об особенностях их внешнего вида и поведения.
Задачи:
1. Познакомить детей с синицей, с праздником «Синичкин День»;
2. Учить отличать синиц от других видов птиц;
3. Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, развивать интерес к жизни птиц.
Материал и оборудование: методические пособия, видео и аудиозаписи, плакат с рисунком ветки дерева, изображения букашек и синиц, птенцов синиц, 2 шарфа для гнезд, цветные восковые мелки или карандаш.
Предварительная работа: сказка Виталия Бианки «Синичкин календарь», видеоряд о синицах
Ход занятия.
- Организационный момент.
Звучит музыка с записью голоса синицы. Вступительное слово воспитателя: Ребята, чьи голоса вы слышите? Как вы думаете, что это за птичка? Дети пытаются отгадать.
На экране появляется фото синицы (слайд №1)
Воспитатель:
«Эта маленькая птица называется синица.
Любит лес и огород, вредных гусениц клюет».
2. Основная часть:
Воспитатель задаёт вопросы детям:
- Как вы поняли, что это птичка?
- Какого цвета пёрышки у синички? Какая грудка? (слайд 2).
- Что есть у синички? (глазки, клюв, лапки, крылья, перья, хвост) (слайд 3).
- Есть ли ножки? Как она ходит? (дети прыгают как воробьи) (слайд 4).
- Сколько крыльев у синички и как они летают? Покажите, как синички летают.
- Синичка живая? Как вы узнали? (дети называют 5 признаков живого).
- Синичка - большая или маленькая птичка?
В: Размером синица невелика, как воробей (слайд 5). Но она имеет нарядную внешность. Посмотрите, дети, на птичку, у нее лимонно- желтая грудка, разделенная черной полосой как галстуком, черная шапочка на голове, белые щечки и острый короткий клювик.
Показ видеоролика о синицах.
Звучат голоса синиц в записи.
Воспитатель задает вопрос: А как вы думаете, ребята, почему синиц так назвали? (предположения детей). Да, потому, что они поют: «синь- синь- синь». А еще они зинькают: зинь-зинь-тан, а также: зинь-зинь-тю, зинь-зинь-чур. Синицы знают до 10 песен. Воспитатель предлагает детям пропеть песенку синички.
«Маленькой синице на месте не сидится.
Бодро прыгает по веткам. Букашек носит своим деткам» (Слайд 6).
В: Их у синицы бывает от 6 до 10. И кормит птенцов синица почти ежеминутно (слайд 7). Птенцы ждут родителей в гнезде. Оно обычно бывает в старом пне, дупле, выдолбленном дятлом, или под крышей дома. Каких же букашек едят синицы в лесу? Они поедают вредителей. Поэтому благодарные люди придумали праздник, Синичкин День. А празднуется он в ноябре потому, что в это время, поздней осенью множество синиц из леса перебираются поближе к людям. А почему они перебираются к нам в город? (предположения детей).
В: Корма в лесу становится мало и у синиц вся надежда на помощь человека.
Пальчиковая игра «Синички»
Мёрзнут лапки у синичек,
Трудно им без рукавичек,
Да и холодно в мороз,
Я им семечек принёс,
На ладонь мою садятся,
Греют лапки – не боятся.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Интерактивная игра «Что можно есть синичками?»
В: Чем же можно покормить синиц? Можно привязать к кормушке кусочек сала (слайд 8), так как синицы очень его любят. Можно насыпать зерна. Нельзя кормить синиц хлебом. От хлеба у них болит животик (слайд 9).
Подвижная игра «Покорми синиц».
Дети делятся на две команды. Каждая команда состоит из синиц. Синицы будут носить корм своим птенцам. Птенцы синиц сидят в гнездах (напротив команд два «гнезда»). Их легко изготовить, свернув шарфы и поместив в них картинки птенцов. Букашек можно сделать из картона. Дети поочередно бегут к гнездам, кладут корм и возвращаются, им на смену бегут другие ребята. Количество букашек соответствует количеству детей в группе. Выигрывает команда, первой накормившая птенцов.
- Рефлексия.
С какой птичкой мы познакомились сегодня? Чем она отличается от воробья? Нужно ли о ней заботиться? Почему нужно заботится о синичке? Откуда она к нам прилетает? Зачем? Где мы можем увидеть эту птичку? Кто мне споёт песенку синички?
4. НОД (продуктивная) – аппликация
из ватных дисков «Птичка-синичка» и «Дружок - Снегирёк»
Цель: продолжать формировать у детей общее представление о синицах, об их пользе для человека, об особенностях их внешнего вида и поведения.
1. Расширять представления детей о синице и о снегире, о внешним виде птиц, повадках, питанием зимой.
2. Вызывать добрые чувства к зимующим птицам, желание помочь.
3. Учить наносить клей равномерно на всю поверхность.
Оборудование: игрушка-синичка, снегирь, запись пения синицы, кормушка, просо, неочищенные семечки.
Ход занятия:
1. Мотивация.
Дети садятся в круг. Воспитатель вместе с ними проговаривает приветствие:
Собрались все детки в круг.
Ты – мой друг, и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг - другу улыбнемся!
И скажем «доброе утро!»
В: Ой, послушайте, кто-то ещё хочет с нами поздороваться!
Звучит запись голоса синицы.
-Как вы думаете, кто это? (птичка).
В: Да, верно, а вот и она сама!
Появляется синичка (показ на слайде 1).
Воспитатель: Вы помните, как называется эта птичка? (варианты ответов).
Воспитатель: Да, это синичка,
Посмотрите детки,
Вон сидят на ветке
Птички невелички
Жёлтые синички. (Н. Маслей)
В: И мы покажем, как синичка клюет зернышки (наклоны вперёд).
В: Синичка, тебе понравилось с нами играть? Ну, тогда спой нам свою песенку! Почему же ты молчишь? Ребята, почему синичка не хочет петь? (она голодная). Что надо сделать? (покормить). Правильно. Посмотри, синичка, мы с ребятами сегодня повесим кормушку на участке, и насыплем в неё твой любимый корм. (Дети по очереди берут из тарелки семечки и просо, сыплют в кормушку). Синичка «клюет» корм.
Воспитатель: а теперь ты споешь нам? Опять не хочешь? Что же теперь у тебя случилось? (синичка шепчет воспитателю). Ребята, синичка говорит, что ей скучно без своих подружек. Как можно ей помочь? (Сделать целую стайку синичек!). А с кем дружит синичка? Со снегирём.
В: Давайте и снегирей сделаем тоже!
2. Основная часть.
Дети подходят к столам.
В: Ребята - перед вами синички и снегири (дети говорят, что это не синички). Почему? (грудки белые). Действительно, грудки пока белые, а посмотрите на нашу птичку: какого цвета её грудка?
Дети: Желтая и Красная (для снегиря)
В: Сейчас мы и нашим птичкам сделаем желтые грудки, а снегирям - красные
Так что мы задумали сделать? (стайку синичек и стайку снегирей).
Из чего мы будем делать? (Из заготовленных окрашенных ватных дисков)
А чем мы будем делать? (кисточкой и клеем)
В: Будем делать по порядку, и тогда у нас получится то, что задумали. Сначала нужно определиться, какую птичку вы хотите сделать. Далее - нужно намазать клеем грудки наших синиц. Посмотрите, везде ли вы нанесли клей? А теперь надо приклеить головку и крылышки. Посмотрите, как красиво получилось.
Продуктивная деятельность детей. Индивидуальная помощь.
3. Оценка деятельности детей.
В: Синичка нас уже заждалась! Принесите своих синичек и снегирей – и покажите птичек грустной синичке (дети показывают). Смотрите, как синичка обрадовалась. Сколько получилось синичек? (много). А сколько снегирей. Получилась целая стайка, поэтому им так весело вместе!
А сейчас все наши синички нам споют свою песенку (дети поют синь-синь).
Звучит запись голоса синицы.
А теперь снегири споют.
Звучит запись голоса снегиря
Воспитатель: слышите, ребята, это синичка говорит нам «Спасибо!» за желтеньких и красногрудых подружек и прощается с нами. Скажем и мы ей «до скорой встречи у нас на участке!».
- НОД - «Прянички для птиц из хлеба, семян подсолнечника, тыквы и крупы»
Цели: Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам.
Задачи:
- Научить проявлять заботу о птицах;
- Расширить знания детей о птицах;
- Обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение;
- Выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.
- Развить чувство формы, мелкую моторику рук.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, беседа о птицах.
Оборудование: белый хлеб, салфетки бумажные и матерчатые, клеенки для лепки, тарелка, ленточки для крепления.
Ход занятия.
- Мотивация.
Сюрпризный момент.
В группу приходит почтальон и приносит письмо. Воспитатель читает это письмо вслух: «Дорогие ребята, спасите нас, нам голодно и холодно, так как пришла поздняя осень, и скоро придёт зима. Без вашей доброты – мы погибнем».
Воспитатель спрашивает ребят: «Как вы думаете – кто это нам написал? (ответы детей). А почему они обратились за помощью к нам? (потому что мы о них заботились уже).
В: Совершенно верно, мы с вами недавно наблюдали за птицами на прогулке, а потом позаботились о них. А чем мы их покормили? (семечками, хлебными крошками, салом). Зачем мы кормили птиц? (Поздней осенью и зимой птичкам очень голодно, им очень трудно найти корм, поэтому о них нужно заботится каждый день). Вы хотите спасти птичек от голода? (да, хотим). Как мы сможем им помочь? Может быть принесём им прянички, печенье? Вы же любите сладкое, пусть и они поедят? (нет, птицам нельзя это есть). Почему? (птицам нужен свой корм, иначе они погибнут).
- Основная часть.
В: Сегодня мы будем делать необычное угощение. Печенье для птичек из хлеба, семечек и крупы. Но прежде чем лепить это угощение, мы разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Каждой птичке – свой корм»
Я зимой кормлю всех птиц – Голубей, ворон, синиц, Воробьев и снегирей – Вот кормушка у дверей. Дам им булки, пшенной каши, Дам зерна и семена, А синице дам я сало, Пусть клюет его она. | Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц. Показывают одной рукой на кормушку. Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм. Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения. |
В: Чем мы задумали угощать наших птичек? (Печеньем). Чем мы будем делать? (руками). Из чего? (из хлеба, семечек, крупы).
Объяснение и показ.
В: Возьмите размоченный хлеб, чтобы он стал липким, и я возьму. Комочек хлеба у нас большой, а семечки и крупа маленькие. Чтобы у нас получилось вкусное угощение - сначала скатаем большой хлебный шарик и немного его приплющим. Покажите, как вы будете катать шарик? (дети показывают кругообразные движения ладонями).
В: Правильно. Ладошки у нас жёсткие, а хлеб какой? (мягкий), поэтому шарик хорошо будет кататься. И я буду катать шарик. У меня ладошки жёсткие, какие у вас ладошки? Катайте шарики, берите ещё комочки, ещё катайте, будет у нас много-много пряничков для птичек. Птичек у нас много или мало на улице? (много). Поэтому и корма им надо много. Потом возьмите семечки, кто какие хочет (тыквенные или подсолнечника), можно добавить крупу, и добавьте в хлебный шарик. Ой, как много вы уже сделали! Мы сейчас с вами отдохнём.
Физкультминутка
Ой, летали птички, птички - невелички (дети машут руками как крыльями)
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
На дорожку сели,
Зёрнышки поели (приседают на корточки; указательными пальцами постукивают по дорожке).
Клю-клю-клю-клю, Клюю-клю-клю,
Как я прянички люблю.
Пёрышки почистим,
Чтобы были чище (ребята руками чистят предплечья, как бы обнимая себя)
Вот так, Вот так, чтобы были чище!
Прыгаем по веткам, чтоб сильней стать деткам.
Прыг скок, прыг скок, прыгаем по веткам (дети прыгают на месте).
Продуктивная деятельность угощения для птиц. Индивидуальная помощь педагога.
Педагог помогает сделать верёвочку в угощении, за которую можно будет подвешать его на дерево.
- Рефлекия. Кто просил нас о помощи? (птицы). Смогли мы им помочь? (да). Что сделали? (корм) Из чего делали угощение? (Из хлеба, семечек, зерна). Чем сделали? (руками). Какие у вас прянички получились? (вкусные, аппетитные). Получились такие, какие вы задумали сделать? (да). А может, не стоило делать это угощенье? Можно же прянички в магазине купить? (Нет нельзя, так как они сладкие – и птица погибнет).
Посмотрите, наши прянички твёрдые или мягкие? (мягкие). И если вы потяните за ленточку, что с ней случится? (она выскочит из угощения и мы не сможем повесить его на дереве). Поэтому предлагаю положить на поднос и на холод. Когда всё замёрзнет, давайте отнесём птичкам, посмотрим, как много пряничков для птичек у нас получилось. И каким же птичкам понравится ваша забота? Синичкам? Воробьям? Голубям?
Всем птичкам хватит корма! Молодцы вы у нас!
Звучит музыка – пение птиц.
6. НОД - Виртуальная экскурсия в зимний парк.
Цель: расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании.
Обучающие задачи:
1. Формировать представления детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
2. Формировать у детей представление о зимующих птицах: синицы, снегири, воробьи, вороны, их внешнем виде, питании, поведении.
3. Развивать у детей логическое мышление, внимание, память, воображение, мелкую моторику рук.
4. Пополнить и активизировать словарь (снегири, зимующие птицы, кормушка)
5. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе,
отзывчивость, желание помогать другим.
Материалы и оборудование: блоки Дьенеша, картинки с изображением птиц, деревянная кормушка.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок;
рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы»;
Ход занятия.
- Игровая мотивация
Мишка приходит с сундучком к детям. Он хочет показать там, что-то ребятам, но не может открыть сундучок и просит ребят помочь ему.
Замок и ключи имеют определённую геометрическую форму. (Дети подбирают каждый ключик). Правильно выполненное задание позволяет открыть замок. (Дети подбирают ключ).
- Молодцы! Давайте посмотрим, что же лежит в сундучке.
- Посмотрите, что оказалось в этом сундучке? (карточки с птичками)
В: Возьмите карточку с птичкой из сундучка. На столах лежат карточки, вам нужно подойти к столу, и найти такую же карточка как ваша (дети находят).
В: Как вы думаете, ребята, почему мишка принёс в сундучке карточки с птичками? (о них надо позаботится). Ребята, посмотрите, а что я ещё в сундучке? (кормушка). А для чего она нужна? (кормить птиц зимой). Почему зимой нужны кормушки? А как мы можем им помочь? (развесить кормушки, принести корм)
Поэтому мы сегодня отправимся в парк на прогулку и посмотрим, какие птицы нам встретятся.
Прежде, чем отправится в парк, нам нужно выполнить задание, так как в сундучке Мишка принёс ещё блоки Дьенеша - нужно составить птичку из блоков.
- Основная часть - Виртуальная экскурсия в парк.
Игровой момент – дети отправляются на «лыжах» в лес (звучит музыка)
Посмотрите, на ёлочке сидят птички. Чтобы узнать, что это за птицы, надо отгадать загадки.
1. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине,
Он появится опять (снегирь) слайд 1
Снегири прилетают перед первым снегом, если они прилетели, значит скоро пойдёт снег. Поэтому красногрудая птичка зовётся снегирём. Свист снегиря похож на звук флейты – нежный и грустный.
2. Целый день без перерыва - Кар-кар-кар,
- кричит сварливо (ворона).Слайд 2
Как ворона каркает? Ворона живёт и в деревне и в городе.
3. Чирик - чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей
Кто это? (воробей) Как воробей чирикает? Слайд 3
Воробьи летают стайкой, вместе им легче заметить опасность и быстрее найти корм.
4. Непоседа - невеличка
Жёлтогрудая птичка
Ем я сало и пшеничку
А зовут меня? (синичка) Эта самая быстрая птичка. 4 слайд
Ребята, скажите, какие из этих птиц живут с нами круглый год?
А какие из этих птиц прилетают к нам только зимой?
Ребята посмотрим на наших птиц, они разные или одинаковые?
Все птицы чем-то похожи. Чем же?
Сколько у птиц лапок? (две)
Чем покрыто тело птицы? (перьями)
Как питаются птицы? Клюют, у птиц есть клюв.
Что ещё есть у птиц? (крылья)
А чем же отличаются птицы? Размером, окраской, пением.
Ворона большая, а воробей маленький
Покажите, как она ходит (ворона ходит, а воробей… прыгает)
Ворона каркает, а воробей …… чирикает.
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Воспитатель - А теперь давайте потренируемся кормить птичек.
Прилетайте, птички («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке (4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям (то же левой рукой)
Галки да вороны -
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).
- Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. 1,2,3 повернись, в детский сад возвратись.
Где вы были? Кого встретили? (птичек) Каких? Как вы позаботились о них? Почему нужно заботится о птицах зимой? Что случится с птицами, если люди не будут заботится о птицах зимой?
НОД 7. Опыты и эксперименты о птицах
Воспитатель: Ребята, посмотрите (воспитатель обращает внимание на картинки) сколько загадок вы отгадали! Как можно назвать, одним словом, этих птиц?
Дети: Домашние, лесные, зимующие….
Воспитатель: Правильно, зимующие. А почему мы их так называем?
Дети: Не улетают на юг, остаются у нас на зиму
Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам много нового и интересного о птицах и мы с вами проведём опыты.
Воспитатель: Дети, трудно приходится птицам зимой. Найти корм под снегом нелегко. Птицам зимой надо помочь прокормиться. Вот и летят птицы поближе к человеку. Для этого взрослые и дети делают кормушки и насыпают туда корм. Воробьям зёрнышки и хлебные крошки, синичкам вывешивают сало, снегири клюют ягоды рябины, так же любят мелкую крупу. Голубям и воронам бросают семена подсолнечника и крошки.
Игра: «Корм для птиц». На подносе лежит различная еда, воспитатель предлагает детям выбрать то, чем питаются птицы и положить в кормушку.
Воспитатель: Дети, посмотрите на картинки, все птицы разные. Они отличаются, друг от друга, по цвету, размеру. А чем они похожи?
Дети: Есть клюв, лапки, перышки…
Воспитатель дополняет и уточняет ответы детей:
Воспитатель: Все тело птицы за исключением клюва и лап покрыто перьями. Они защищают птиц от переохлаждения, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания. Птицам в полете помогают крылья и хвост. С раскрытыми крыльями и хвостом, даже маленькая птица становится широкой, большой. Поэтому она может опираться на воздух. Взмахами крыльев она отталкивается от воздуха. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает. По земле птицы передвигается с помощью лап: одни птицы прыгают, например - воробей, другие ходят и даже бегают (вороны, голуби). Ребята как вы думаете, перья у птиц легкие или тяжелые?
Дети: Тяжёлые, лёгкие, не знаю…
Воспитатель: Хотите узнать?
Дети: Да ….
Воспитатель: Пойдёмте со мной
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Белая крупа сыплется в сад (медленно опускаем руки)
А воробьи обедать летят (летаем, взмахи руками)
Стайкой сели. Стали клевать (присели, клюем зернышки)
Что за еда? Не могут понять (встали, руки в стороны, вращения головой)
Это не крупка, не творожок (поднимаем плечи вверх)
Это холодный белый снежок (похлопывания руками)
(Воспитатель с детьми подходят к столу. На одном подносе лежат камни, на другом перья. )
Опыт «Взвешивания на ладонях»
(Воспитатель предлагает взять на одну ладонь камень, на другую перо.)
Воспитатель: Ребята, какой руке тяжелее, где лежит камень или перо?
Дети: Где перо.
Воспитатель: Правильно, а почему?
Дети: Потому что перо лёгкое, а камень тяжёлый.
Опыт с перьями: «Подуем»
(Воспитатель предлагает взять детям в одну руку камень, а в другую перо. Сначала дети дуют на ладонь, где находится камень, затем, где находится перо. )
Воспитатель: Дети, что произошло с камнем, а что с пером?
Дети: Камень остался на ладони, а перо улетело.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что перо лёгкое, а камень тяжёлый.
Опыт «Тонет - не тонет»
(Воспитатель предлагает в один таз с водой опустить камни, в другой перо. Наблюдают, что происходит с камнями, что с пером.)
Воспитатель: Дети, почему камень утонул, а перо нет?
Дети: Потому что камень тяжёлый, а перо лёгкое.
Воспитатель: Ребята – вы молодцы! Давайте расскажем попугаю, что вы сегодня делали и что нового вы узнали?
Дети: Провели опыты и узнали - перья у птиц легкие. Если они будут тяжёлыми, как камни, птицы не смогут летать.
Зимующим птицам надо помогать, делать для них кормушки, они не улетают на юг, у всех птиц есть клюв, перья и крылья.. ( Воспитатель дополняет и уточняет ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а попугай – это какая птица?
Дети: Зимующая, потому что она не улетела на юг…
Воспитатель: Попугай – это декоративная птица, она живет в домах людей, если её выпустить на улицу - она погибнет.
Попугаю очень понравилось у нас в группе, и он останется здесь погостить. Вы согласны, дети?
Дети: Да.
8. НОД - Викторина «Что вы знаете о зимующих птицах?
Цель: обобщение знаний детей о перелётных и зимующих птицах.
Задачи: закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц.
-развивать умение детей в отгадывании загадок о птицах.
-развивать внимание, мышление, память.
-умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями,
-совершенствовать грамматический строй речи – образование притяжательных прилагательных, употребление в речи предлогов ;
-воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Материалы:
Таблицы, карточки с изображением птиц, картинка с изображением кормушки, макеты деревьев, посылка с кормом.
Предварительная работа:
Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Ход викторины.
Воспитатель: Дети, сегодня мы собрались, чтобы провести викторину "Птицы -наши друзья!». А поможет мне провести нашу викторину наша старая знакомая ворона Каркуша. Что-то она задерживается. Давайте, пока её нет, мы разделимся на команды. Раз разговор у нас будет о птицах, то и название команд должны быть связаны с птицами. У вас в руках есть части картинок, их надо собрать в целые, и тогда мы узнаем название команд.
Д/и «Собери картинку»
Ну, вот у нас появились две команды «воробьи» и «снегири».
Появляется Каркуша.
-А вот и я. Я вижу, вы готовы начать нашу викторину. Будьте внимательны. Если вы будете готовы отвечать на вопросы, то поднимайте руку. За каждый правильный ответ команда получает вот таких птичек (силуэты птичек из картона). В конце викторины определим победителя.
1 тур «Разминка»
Чья команда назовет больше птиц.
2 тур «Загадки»
-На ветвях, украшенные снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют.
- И петь не поет, и летать не летает…
За что же тогда его птицей считают.
- Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.
Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло.
3 тур «Узнай по описанию»
- Вся жизнь его проходит на деревьях. Здесь он добывает себе корм, из-под коры деревьев, так как ему пищей служат личинки насекомых. Как внимательный врач осматривает, выстукивает выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено – принимается долбить его.
- У этой птицы черная шапочка, желтая грудка и острый клав. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Зимой в поисках еды часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало.
- Окраска оперенья у этой птицы оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные, клюв скрещенный, им удобно щелкать орешки. Выводит птенцов зимой.
- Еще наряднее становится зимняя природа, когда на деревьях появляются эти птицы. Это красногрудая птичка с черной головкой. Это доверчивая и общительная птица.
Игра «Хочу быть птичкой».
Я по улице гулял (Поступательные движения указательным и средним пальцами обеих рук, обозначающие ходьбу. )
Галок и ворон считал (Скрестить перед собой кисти рук, сделать плавные движения кистями, обозначающие полет птицы.)
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибать поочередно пальцы рук, начиная с большого.)
Буду я считать опять – (Загибать пальцы с мизинца. )
Рот открыл, смотрю я в небо (Открыть рот, поднять голову вверх .)
Вправо-влево. Я там не был. (Повороты головы. )
Птичкой захотел я стать.
И руками стал махать. (Взмахи руками через стороны вверх, вниз, часто, кисти напряжены. )
Крылья вверх и крылья вниз (Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками. )
Только слышно ветра свист. (Вращательные движения указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх)
Я подпрыгнул, чтоб взлететь.(Руки поднять вверх, подпрыгнуть.)
Но пришлось на землю сесть.Присесть.
4 Тур «Ответь на вопрос»
Какая птица умеет дразниться? (попугай)
Какая птица хвостом разноцветным гордится? (павлин)
Какая птица летает в «очках» на носу? (филин)
Какая птица зимой выводит птенцов? (клест)
Какую птицу называют символом мира? (голубь)
Какая птица селится на крышах домов и по преданию приносит счастье? (голубь)
Какую птицу можно назвать зимним яблоком? (снегирь)
Какая птица может «работать почтальоном? » (голубь)
5 Тур Игра «Летает не летает»
Воспитатель называет слова, если дети услышат название птицы. они должны хлопнуть в ладоши.- орел, козел, щегол, синица, горчица, фазан, сазан, баклан, лягушка, старушка, глухарь, сухарь, гагара, гитара, утенок, ворона, корона, сова, трава, удод, компот и т. д.
6 тур "Из какой мы сказки?"
Воспитатель: Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них.
а) С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями)
б) С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
а) Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
б) В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
а) Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
б) С какой птицей дружил Винни Пух?
а) У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
б) Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
7 тур : «Что у нас сегодня на обед и ужин?»
1. В конверте лежит фотография птицы. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Кто это? (Кедровка питается кедровыми орехами).
2. В конверте лежит плод дерева, семена которого очень любят есть клесты. Что это? (Еловая шишка).
3. В конверте лежит ветка дерева, которое поит дятла. Что это? (Ветка берёзы)
8 тур : «Пословица не даром молвится».
Воспитатель: В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.
Каждой команде предлагается по 3 пословицы.
1. На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).
Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
У каждой птицы… (своя песня).
2.Одна ласточка… (весны не делает).
Цыплят по осени… (считают).
Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).
9 тур- «Найди птицу».(вывешиваются 2 макета деревьев)
Воспитатель: Каждая команда на своем дереве должна разместить только зимующих птиц.
Команды подходят к своему панно и размещают на нем птиц, отбирая только зимующих
10 тур «Угадайте, для каких птиц эти мешочки».
Воспитатель: Ребята, Каркуша принесла в детский сад небольшую посылку. Давайте мы посмотрим, что в посылке? Здесь мешочки с кормом для птиц. Вам надо отгадать какой корм для какой птицы.
(Воспитатель передает по два мешочка с кормом каждой команде. Дети рассматривают их, совещаются и один ребенок из команды рассказывает какой корм для какой птицы.)
Воспитатель:
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь
Воспитатель: Ребята, что может случиться, если люди не будут помогать птицам пережить суровую зиму?
Дети: Они погибнут.
Воспитатель: Представим себе на одну минутку, что на земле осталось очень мало птиц? Что измениться?
Дети: Разведется очень много вредных насекомых и мелких грызунов. Деревья начнут болеть и погибнут. Людям станет трудно дышать, потому что деревья вырабатывают кислород. Вредители будут уничтожать весь урожай на полях и огородах.
Воспитатель: А еще я думаю, что будет очень печально, если мы не сможем наслаждаться пением птиц, их весеннему гомону, и поэтому
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Воспитатель: Ребята, мы должны помочь маленьким друзьям – развесить птичьи домики, перевязать кусты для гнезд, устроить бесплатные столовые для милых гостей. Ведь птиц в природе становится все меньше и меньше. Поможем, дети, птицам! Спасибо участникам, болельщикам, жюри за интересную и увлекательную игру! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле.
Каркуша: До свидания, ребята! Мне пора лететь проверить кормушки. Полны ли они кормом, не заметены ли снегом!
Подведение итогов. Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, если вам понравилось сегодня участвовать в викторине, то вы можете прикрепить птиц на кормушки, которые вам раздавала Каркуша.
Наблюдение 1. «Следы на снегу»
Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Кто прошелся по дорожке
И оставил здесь свой след?
Это птичка-невеличка,
А зовут ее ... (синичка).
Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки.
- Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц?
- Что такое след? (Отпечаток, оставшийся на снегу.)
- Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапками, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок.)
Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.
♦ Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась, в каком направлении; делала ли остановки.)
Трудовая деятельность Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.
Исследовательская деятельность
Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.
Подвижные игры
«Найди по следу», «След в след».
- Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей.
Цели:
- на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;
- воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки.
Серых перьев комок На морозе продрог. Скачет по дорожке, Собирает крошки. (Воробей.) | Непоседа, невеличка, Желтая почти вся птичка, Любит сало и пшеничку. Кто узнал ее? (Синичка.) |
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.
- Что у них общего? (Остались зимовать, держатся поодиночке.)
- Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.
- Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)
- Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)
Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)
- Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)
- Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)
Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)
Трудовая деятельность Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.
Подвижные игры
«Птицы и кукушка».
- Наблюдение за снегирём
Цели:
- расширять представления о птицах;
- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Ход наблюдения
Стынут лапы на морозе У сосны и ели. Что за чудо — На березе яблоки поспели! | Подойду поближе к ней, И глазам не верится — Стайка алых снегирей Облепила деревце! |
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)
Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде? (Снегирь.)
- Какого цвета грудка у снегиря? (Ярко-красного.)
- А у самочки? (Темно-серого.)
- Где живут снегири летом, весной, осенью? (В тени густых лесов.)
- Когда прилетают к нам снегири? (С наступлением первых заморозков.)
- Когда появляются птенцы у снегирей? (В мае.)
- На что похож свист снегиря? (На звук флейты — нежный, грустный.)
- Какие птицы не боятся зимы? (Клест, снегирь, синица воробей, свиристель.)
- Чем отличается клест от снегиря? (Оперением: ярко-вишневый — у клеста, желто-зеленый — у самочки, у снегиря — ярко-красная грудка, у самочки — темно-серая. Клест питается семенами еловых и сосновых шишек; снегири — семенами растений, ягодами рябины, боярышника, шиповника.)
Исследовательская деятельность
Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?
Трудовая деятельность
Уборка участка от снега, защита корней деревьев от мороза.
Цель: воспитывать трудолюбие.
Подвижная игра
«Не поется птицам без небес».
Цель: формировать знание о том, что нельзя лишать птиц вольной жизни.
Индивидуальная работа
«Донеси мешочек корма».
Приложение №7. Календарь наблюдений за зимующими птицами
(разработан для средней группы)
Цель: наблюдение за птицами, которые прилетают на участок, на экологическую тропу.
- Учить вести календарь природы, используя условные обозначения
- Продолжать концентрировать внимание детей на зимующих птиц, прилетающих на участок, закреплять знания о корме для птиц, формировать умение сравнивать и анализировать информацию по видам птиц.
С календарём наблюдений за зимующими птицами дети и воспитатель работает на протяжении проекта. Наблюдения ведутся с детьми каждый день.
- Воспитатель предлагает детям прикрепить магнитные картинки тех видов птиц, которые прилетали в день наблюдения;
- В следующей ячейке отмечается – сколько птиц прилетало на экологическую тропу или участок (отмечается маркером).
- В третей ячейке - исходя из вида птицы – прикрепляются магнитные картинки корма. Дети могут рассказать, что ещё любит эта птица из корма
- По следу определить птицу и прикрепить картинку данной птицы.
Вывод: По итогам недели и месяца можно сделать анализ – какие птицы прилетали чаще на участок и почему, какой корм предпочитает определённый вид птицы.
Приложение № 11. Консультация для родителей на родительском собрании
«Зимующие птицы нашего края»
Белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес, и спрятались под ним плоды и семена. Растительный мир погрузился в зимний сон. Но в животном царстве жизнь не замерла. Гулко раздается в лесу стук дятла, попискивает синички, резко вскрикивает сорока. В некоторых местах над снегом торчат сухие стебли травянистых растений. На верхушках их часто сохраняются плоды с семенами. Этими плодами, семенами, почками и спрятавшимися насекомыми кормятся зимой птицы. А поползни и синицы отыскивают и запасы, которые они сделали осенью.
Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты. Дятел не может жить без леса, так как питается насекомыми, живущими на деревьях. |
Своим острым клювом он достает из – под коры насекомых и их личинки и тем самым «лечит» деревья. И все же звери и птицы зимой нередко голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы.
Настало время подкармливать зимующих птиц, особенно синиц. Наши пернатые друзья – защитники лесов и садов от вредителей – крайне нуждаются зимой в «столовых». Масса их гибнет в холодное время года от бескормицы. Устройте у себя под окном самую простую кормушку в виде полочки – вы сделаете очень полезное дело. В такую «столовую» непременно заглянут бойкие синицы. На кормушке они не засиживаются – схватят арбузное семечко или кусочек сыра и скорее прочь.
Если вы хотите подольше полюбоваться синицами, угостите их салом. Привяжите к кормушке кусок несоленого сала, так чтобы птицы не могли его сдвинуть с места. Синички скоро заметят пищу и прилетят. Своим маленьким и острым, как конец шила, клювом они начнут деловито выщипывать крохотные кусочки. |
Подкармливайте зимой птиц. Только делайте это регулярно, систематически, а не от случая к случаю. Птицы отплатят вам за все сторицей, уничтожая летом множество вредных насекомых, наносящих большой урон полям, садам, лесам.
ПРАВИЛА КОРМЛЕНИЯ ПТИЦ
Чтобы правильно кормить птиц, нужно соблюдать некоторые правила:
1. Во время подкормки птиц не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.
2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно итоже время – птицы сами будут прилетать к месту кормления.
3. Кормить птиц регулярно, ежедневно. Нельзя подкармливать время от времени, в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Зимой во время прогулки обратите внимание ребёнка на то, как трудно переносят холода зимующие птицы, Вот сидят на карнизе нахохлившиеся голуби, возле остановки в снегу копошатся в снегу воробушки. Выходя на прогулку, захватите с собой крошки белого хлеба (чёрный хлеб вреден птицам), горстку пшена, семена подсолнечника. Насыпьте корм в кормушку в парке. Если не найдёте кормушку, сделайте их сами из подручного материала (коробки из-под сока, из пластиковой бутылки, из тыквы) или нанизывайте на ниточку кусочки сухофруктов и сала получатся кормушки «гирлянды». Учите ребёнка узнавать птиц, называть их части тела.
Выучите с ребёнком стихотворение Е. Благининой «Прилетайте»
Голодно, холодно галки, воробьи?
Голодно, голуби, гуленьки мои?
Прилетайте в гости, полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте, не пугайтесь, клюйте!
Гуль-гуль-гуль!
Поиграйте с ребёнком в пальчиковую игру «Птички-невелички»
Птички полетел («птички»)
Крыльями махали, (махи кистями)
На деревья сели, («дерево» каждой кистью)
Вместе отдыхали
(«птица» каждой кистью)
Такие прогулки будут формировать у детей: желание заботится о зимующих птицах, основы экологической культуры.
На прогулке понаблюдайте за разными птицами - за голубями, воронами, воробьями, синицами, снегирями. Закрепите в словаре обобщающее понятие «Зимующие птицы». Потренируйте ребенка в узнавании и назывании диких птиц на картинках в книжках.
Расскажите, чем питаются птицы зимой, как взрослые и дети помогают пережить птицам холодную зиму. Покормите вместе с ребенком птиц.
Расширяем словарь ребенка глаголами летать, летать, клевать, кричать, сидеть. Наблюдая за птицами на прогулке, составьте с ребенком предложения, включающие эти глаголы. Помогите ребенку вопросами:
- Звери бегают, а птицы … что делают? (летают)
- А как едят птицы? (птицы клюют)
- Соловьи поют, а вороная … что делает? (ворона кричит) Как кричит ворона? (Кар-кар)
- Что делает воробей? (Воробей летит.)
- Что делает голубь? (Голубь клюет.)
- Что делает ворона? (Ворона сидит, кричит.)
Выполните с ребенком подвижные упражнения. Предложите проговаривать текст упражнений вместе с вами (см. на предыдущей стр.).
Предложите ребенку слепить из пластилина много зернышек-шариков, чтобы покормить игрушечных птичек. Это будет способствовать развитию мелкой моторики.
|
Загадка и ее роль в воспитании детей
Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Составление загадки, и ее разгадывание требовали пристального наблюдения над объектами действительности, выявления в них характерного, типичного. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль.
По определению известного фольклориста В.И.Чичерова, «загадка – это иносказательное описание какого- либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».
Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая их которых характеризует его со своей стороны.
Цель создания загадки – поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, поломать голову, поэтому в ней средства языка используются таким образом, чтобы создавалась преднамеренная многоплановость понимания.
Загадки о птицах
|
| Кто-то скачет вдоль дорожки, Семечки клюет и крошки. «Здесь не страшно, не робей!» Крикнул другу... (Воробей) |
Птица пестрая стрекочет, Замолчать на миг не хочет. С ней у нас одна морока. Птицу как зовут?
Верещунья, белобока, А зовут ее …..(Сорока) |
На головке — хохолок, Хвост — как желтый лоскуток. Зимовать к нам прилетели Что за птицы? (Свиристели) | |
Догадайтесь, что за птица: Ночью ей совсем не спится, Не поможет сон-трава, Только днем заснет... (Сова) | |
Кто глядит на тротуар И кричит нам с ветки: «Карр!»? Покроши кусок батона — Прилетит поесть... (Ворона) | |
Он в своей лесной палате |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию экологического сознания. Данный проект позволил систематизировать знания детей о птицах, сформировать осознанно-действенное отношение к птицам, желание заботится о пернатых, бережно относится к «братьям нашим меньшим».
Разработанный проект по экологическому воспитанию для воспитанников 4-5 лет знакомит детей с живой природой, с миром птиц, учит сопереживанию, заботе о пернатых в зимний период.
В результате освоения проекта, у детей появилась заинтересованность в совместной деятельности, формирование целостного представления о жизни зимующих птиц, бережного отношения к природе. Данный проект – начальная ступень в ознакомлении с зимующими птицами. С каждым годом необходимо усложнение материала по данному экологическому направлению.
Наилучших результатов в экологическом обучении удастся достичь тогда, когда взрослый проявит заинтересованность, дображелательное и бережное отношение к миру природы и передаст её младшему поколению.
Данный проект рекомендован воспитателям, педагогам дошкольного воспитания и родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Птицы - верные друзья"
Учебно-методическое пособие "Птицы - верные друзья" спосособствуют развитию у детей знаний об окружающем мире, о птицах, обитающих в регионе, об их внешнем виде, повадках. Способствует раз...
Методическая разработка для младшей группы по экологическому воспитанию на тему : "Зимующие птицы"
Конспект занятия в младшей группе по экологическому воспитанию на тему : "Зимующие птицы" в сопровождении презентации...
Собственная методическая разработка "Птицы зимующие и перелётные"
Конспект открытого урока по дифференциации звуков Р-Рь....
Учебно-методическое пособие для подготовительной группы на тему: «Перелётные птицы»
Уточнить знания детей о весне и перелётных птицах....
Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности по позновательному развитию по теме: "ПТИЦЫ" Старшая группа..
Конспект (сценарий) непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "Птицы" на старший возраст....
Методическая разработка .Презентация проекта «Птицы» (средняя группа)
Презентация проекта «Птицы» (средняя группа)Живая природа – это удивительный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Первые представ...
Методическая разработка для старшей группы по теме "Перелетные птицы"
Цель:-Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах,Задачи:-Познакомить с перелетными птицами: аистом, кукушкой, соловьем, ласточкой, с их внешним видом, голосами.-Познакомить детей с ...