Занятие по ФЦКМ в подготовительной группе «Знакомство с одеждой крестьян на Руси, рассматривание картины «Крестьянский обед во время жатвы» К. Маковского»
план-конспект занятия по окружающему миру
Задачи:
- познакомить с элементами русского национального костюма: женского и мужского, символикой вышивки;
- учить внимательно рассматривать картину, находить в ней главные детали, характерные особенности.
- учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать.
- совершенствовать диалогическую форму речи детей.
- обогащать и активизировать речь детей за счёт новых слов: рубаха, сарафан, кокошник, передник, косоворотка, кушак, порты, онучи, лапти;
- воспитывать у детей интерес и уважение к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.
- через народный фольклор, анализ ситуаций прививать интерес к искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_fktsm_znakomstvo_s_odezhdoy_i_bytom_krestyan.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ФКЦМ в подготовительной группе
«Знакомство с одеждой крестьян на Руси, рассматривание картины «Крестьянский обед во время жатвы» К. Маковского»
Цель: создание условий для формирования у детей любви, интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа, приобщение к культурному наследию.
Задачи:
- познакомить с элементами русского национального костюма: женского и мужского, символикой вышивки;
- учить внимательно рассматривать картину, находить в ней главные детали, характерные особенности.
- учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать.
- совершенствовать диалогическую форму речи детей.
- обогащать и активизировать речь детей за счёт новых слов: рубаха, сарафан, кокошник, передник, косоворотка, кушак, порты, онучи, лапти;
- воспитывать у детей интерес и уважение к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.
- через народный фольклор, анализ ситуаций прививать интерес к искусству.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование.
Иллюстрации русской одежды.
Кокошник, лапти, онучи, рубаха, сарафан, косоворотка, кушак.
Котелок
Люлька
Презентация
Здравствуйте, красны девицы и добрые молодцы! С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – это пожелание доброго здоровья.
Давайте мы поздороваемся друг с другом и поклонимся, как в старину.
Девочки, поклонитесь мальчикам: «Здравствуйте, добрые молодцы!»
Мальчики, с поклоном, девочкам: «Здравствуйте, красны девицы!»
Дети, а вы знаете, что значит, добрые молодцы и красны девицы? (ответы детей)
На Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый, поэтому и «добрый молодец». А «красны» девицы, потому, что слово «красная»означало красивая девушка в нарядной одежде.
- А для чего нам нужна одежда? (ответы детей). А знаете, как в старину называли одежду? Её называли оболочкой. А одеваться – значит облачаться. Одежда укрывает наше тело от непогоды, холода и солнца с одной стороны, а с другой – выражает представление о красоте. Сегодня мы познакомимся с вами с русской народной одеждой и символами, которыми их украшали.
Посмотрите на меня, какие элементы женской одежды вы узнали и можете назвать? (дети называют элементы национального костюма).
Совершенно верно, женщины на Руси носили: рубаху, сарафан, лапти. Рубаха – важная часть женской одежды, она длинная, ниже колен. Рубаху красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан или юбку (понёву) и передник, также расшитые узором. На голову надевали платок или кокошник. На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, она должна была волосы убирать под платок.
Рассмотрим мужской костюм (иллюстрация) дети называют элементы национального костюма). Основой мужского костюма тоже была рубаха, она доходила до колен.
- Кто из вас знает, как называлась такая рубаха? (ответ детей-рубаха-косоворотка).
- Кто догадался, почему она так называется? (ответы детей).
Да действительно, она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – портки. Портки заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Лапти – это плетённая обувь, плели их из лыка дерева липы. Ещё лапти плели из бересты – берёзовой коры. Это были праздничные лапти.
Я предлагаю вам посмотреть разные варианты женского и мужского народного костюма. (Дети садятся на стулья, включается презентация).
Как вы считаете, кто шил, создавал одежду? (ответы детей). Всю одежду женщины шили и украшали сами для себя, для своих родных, поэтому и называлась она народной.
Ребята, вы обратили внимание, что одежду по вороту, рукавам, подолу русские мастерицы украшали вышивкой. В старину знаки на вышивке имели особое значение. Например, извилистая или ломаная линия – это знак воды. На что похож этот знак? (на волны, на реку). Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Круг – это знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. Квадрат или ромб – земля, засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. Крест берег людей от злых сил. Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный – благополучие, хорошую жизнь, символ праздника; желтый – тепло и ласку; синий – радость; черный – богатство. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.
Слайд Сегодня я хочу познакомить вас с картиной К. Маковского (повторить с детьми фамилию) А картина необычная, волшебная! Она поможет нам оказаться в прошлом нашей страны! Хотите? Давайте совершим путешествие!
Слайд . Закройте глаза, представьте жаркий полдень, тёплый ветерок нас обдувает, слышится стрекотание кузнечиков….. (звучит музыка)
-Откройте глаза. Где мы оказались? Чувствуете запах скошенной травы…
-Что вы видите на картине? Кто эти люди? (крестьяне или знатные бояре) Как вы догадались? (по одежде) Какая одежда была у крестьян? Что делают люди?
-Да, это крестьянская семья, которая собралась пообедать и отдохнуть после работы.
- Какое настроение у картины? Как вы определили? (краски, выражение лиц)
- Как бы вы назвали эту картину?
- К. Маковский назвал картину «Крестьянский обед во время жатвы». Что такое жатва? (время сбора колосьев хлеба)
Слайд . Да, посмотрите, вдали стоят снопы, на переднем плане лежат колосья. Кажется, картина оживает! Посмотрите, какой сноп с колосьями! Какими их изобразил художник? (золотыми, спелыми, наливными)
Интересно, какой фрагмент картины сейчас оживёт?
Слайд ... Как думаете, кто это? Какое у него настроение? Почему он стоит?
- Раньше первыми кормили уважаемых работников, старших членов семьи, и лишь после ели все остальные.
Давайте посмотрим, что делает семья? (обедает)
- Какие блюда готовили на Руси?
- На чём готовили? (на картине котёл) В поле готовили на костре в котле (показ котла, зажигается костер), затем все ели из одного котла деревянными ложками. Художник изобразил обед в поле.
Ну, а нам пора возвращаться из прошлого.
-Ребята, что нового для себя вы сегодня узнали? В чем сходство и различие женского и мужского костюма? Что означала вышивка на одежде?
С каким художником познакомились? Что больше всего понравилось? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по экологии в подготовительной группе "Знакомство с садовым растением - тюльпаном".
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение...
Занятие по познанию в подготовительной группе «ЗНАКОМСТВО С ЕЛЬЮ».
Расширять знания детей о хвойных деревьях, в частности - о ели; знакомить с обитателями хвойного леса; показывать значение хвойных деревьев для человека и лесного сообщества; знакомить с изделиями, по...
Конспект занятия по шитью в подготовительной группе. Знакомство со швом «вперед иголку»
Тема недели: Транспорт. ПДД Конспект занятия по шитью в подготовительной группе. Знакомство со швом «вперед иголку» Цель: познакомить детей со способом «шов вперед иголкой»; Учить вдевать нить в иг...
Конспект интегрированного занятия для детей старше-подготовительной группы «Знакомство с аквагримом»
Цель занятия: создание условий для развития творческих способностей детей, посредством ознакомления с мастерством (работой) гримера и использованием аквагрима. Развивать интерес к аквагрим...
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Знакомство с часами"
Научить детей определять время по часам - одна из самых сложных задачь воспитателя. Проще всего это сделать через игру. А если еще и использовать любимые детьми развивающие мультфильмы, то такое обуче...
Презентация к занятию по рисованию в подготовительной группе «Знакомство с искусством – рассматривание иллюстраций художников к волшебным сказкам»
ПреПрезентация к занятию по рисованию в подготовительной группе «Знакомство с искусством – рассматривание иллюстраций художников к волшебным сказкам»зентация к занятию по рисованиюв ...
Занятие по ФЦКМ в подготовительной группе «Знакомство с одеждой крестьян на Руси, рассматривание картины «Крестьянский обед во время жатвы» К. Маковского»
Задачи:познакомить с элементами русского национального костюма: женского и мужского, символикой вышивки;учить внимательно рассматривать картину, находить в ней главные детали, характерные особенности....