Картотека зимних и весенних прогулок в разновозрастной группе от 3-5 лет
картотека по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Лиственский детский сад «Берёзка»
Картотека зимних и весенних прогулок в разновозрастной группе от 3-5 лет
СОСТАВИЛА:
воспитатель
СКУМИНА ЮЛИЯ ЯКОВЛЕВНА
Декабрь.
Карточка №1.
Наблюдение за сезонными изменениями.
Цели:
- формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает);
- учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.
Ход наблюдения
Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! Вот о чем всю ночь свистел За моим окошком ветер! Он про снег сказать хотел И про то, что зиму встретил. Нарядилась и рябинка В белый праздничный наряд, Только гроздья на вершине Ярче прежнего горят.
Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах.
- Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)
- Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)
- Декабрь год кончает — зиму начинает.
- Теплая зима к холодному лету.
- Солнце летом греет, а зимой морозит.
Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки
деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее.
Воспитатель задает детям вопросы.
- За каким месяцем идет декабрь?
- К какому времени года относится ноябрь?
♦ Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью?
♦ Зачем засыпают корни деревьев снегом?
♦ Как одеваются люди зимой и осенью?
Трудовая деятельность
Засыпка корней деревьев снегом.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.
Подвижные игры
«Попади в обруч», «Парный бег».
Цель: продолжать учить бегать парами, кидать снежки в Цель.
Индивидуальная работа
Упражнения на скольжение.
Цель: учить с разбега скользить по ледяным дорожкам
Декабрь.
Карточка №2.
Наблюдение за птицами зимой.
Цель:
- формировать представление о жизни птиц зимой;
- воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.
Ход наблюдения
Не видно в лесу тропинок,
В тулупах кусты стоят.
Уснувших жуков и личинок
Укрыл под корой снегопад.
Лети же, пичуга, к людям
И прячься скорей за окном,
А мы кормить тебя будем
Крошками хлеба, пшеном.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Каких птиц вы видите зимой около своего дома?
- Почему они прилетают к жилью человека?
- Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?
- Почему зимующих птиц надо подкармливать?
- Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?
- Какой корм они охотнее поедают?
- Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?
- Есть ли кормушка возле вашего дома?
Трудовая деятельность
Очистка участка младших дошкольников от снега.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.
Подвижные игры
«Ловкая пара».
Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.
«Попади в цель».
Цель: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения.
Индивидуальная работа
Метание снежков вдаль и в цель.
Цель: развивать координацию движений.
Декабрь.
Карточка №3.
Наблюдение за состоянием природы.
Цели:
— учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях;
— закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.
Ход наблюдения
Удивительный художник у окошка побывал, Удивительный художник нам окно разрисовал: Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой. Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой. На стекле цветы и листья — все искрится, все бело. Но без красок и без кисти разрисовано стекло. Замечательный художник у окошка побывал. Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)
За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный.
Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными Цветами.
Трудовая деятельность
Заливка цветной водой постройки на участке.
Цель: формировать навыки работы в коллективе.
Подвижные игры
«Не оставайся на полу», «Встречные перебежки».
Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.
Индивидуальная работа
Ходьба на лыжах.
Цель: учить выполнять повороты на месте и в движении, подниматься на горку лесенкой и спускаться с нее в низкой стойке.
Декабрь.
Карточка №4.
Наблюдение за работой дворника.
Цели:
- продолжать наблюдение за работой дворника;
- совершенствовать словарный запас;
- формировать стремление к порядку и чистоте;
— прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
- Что делает дворник на участке детского сада зимой?
- Какие орудия труда нужны дворнику в это время года?
- Как может дворник помочь деревьям зимой?
Первый зимний снежок Белым пухом лежит. Первый легкий мороз веселит и бодрит.
Трудовая деятельность
Сбор снега для постройки горки для куклы.
Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры
«Два мороза», «Мы веселые ребята».
Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа
Закрепление навыков ходьбы на лыжах.
Цель: учить спускаться с горки.
Декабрь.
Карточка №5.
Наблюдение за домашними животными зимой.
Цели:
— закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года;
- формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).
Ход наблюдения
Домашних животных я очень люблю:
Кормлю, берегу и ласкаю.
Собаку и кошку, козу и свинью
Друзьями своими считаю.
Помощники наши — корова, баран
И конь вороной темногривый
Живут с нами рядом, привязаны к нам,
Доверчивы, миролюбивы.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Каких домашних животных вы знаете?
♦ Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы?
- Почему животных перестали выгонять на пастбища?
- Как люди ухаживают за домашними животными?
♦ Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой.
♦ Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные.
- Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время?
- Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся?
Трудовая деятельность
Расчистка дорожки к кормушке.
Цель: совершенствовать умения пользоваться лопатой для Уборки снега.
- Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время?
- Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся?
Подвижные игры
«Медведи и пчелы».
Цель: учить перелезанию «перевалом» через препятствие.
«Совушка».
Цель: учить выполнять движения по сигналу.
Индивидуальная работа
Выполнение упражнений на сохранение равновесия.
Цель: развивать координацию движений.
Декабрь.
Карточка №6.
Наблюдение за снегопадом.
Цели:
- формировать представление о свойствах снега;
- закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.
Ход наблюдения
Снег из тучи прилетел, Лечь на землю захотел. Ищет места — не найдет, Задержался у ворот.
Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Почему скрипит снег?
- Где образуются снежинки? Почему?
- Какой на ощупь снег?
- Когда снег бывает мокрый, когда сухой?
- Из какого снега легче лепить? Почему?
- Что такое снег?
Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые).
- На что похожи снежинки?
- Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?
Трудовая деятельность
Уборка участка от снега.
Цель: учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место.
Подвижные игры
«Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет?».
Цели:
— продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры;
— закреплять умение прыгать.
Индивидуальная работа
«Хоккей».
Цель: учить прокатывать шайбу друг другу в парах.
Январь.
Карточка №1.
Наблюдение за зимующими птицами.
Цели:
- закреплять знания о зимующих птицах;
- формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;
— воспитывать желание заботиться о них и охранять.
Ход наблюдения
Вновь разгулялась вьюга, Срывает снежные шапки. Совсем замерзла пичуга, Сидит, поджимая лапки.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Каких птиц называют зимующими?
- Чем они питаются?
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?
♦ Как человек может помочь зимующим птицам?
Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам — синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.
Трудовая деятельность
Сбор снега для постройки зимнего городка.
Цель: совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща.
Подвижные игры
«Кто быстрей по дорожке?».
Цель: учить выполнять подскоки сериями, прыжки боком.
«Прыгуны».
Цель: учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2—3 м.
Индивидуальная работа
Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание).
Цель: вырабатывать координацию движений.
Январь.
Карточка № 2.
Наблюдение за вороной.
Цели:
- расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;
- воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком. (Ворона.)
- Кто это, как зовут эту птицу?
- В чем особенности ее внешнего вида?
- Где она живет?
- Чем питается?
- Есть ли у нее враги?
Приметы: ворона под крыло нос прячет — к морозу.
Трудовая деятельность
Расчистка участка и дорожек от снега и мусора.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
Подвижные игры
«Встречные перебежки», «Попади в обруч».
Цели:
— повышать двигательную активность детей на прогулке;
— развивать меткость, ловкость, выносливость.
Индивидуальная работа
Прыжки через скакалку.
Цель: развивать двигательную активность.
Январь.
Карточка №3.
Наблюдение за снегирем.
Цели:
— формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них;
знакомить с характерными особенностями снегиря.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.
- Как выглядит снегирь?
- Чем питается?
- Где зимует?
- Как человек заботится о нем?
- Почему снегирь прилетел к нам зимовать?
Каждый год я к вам лечу —
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)
Есть примета: если снегирь под окном чирикает — это к оттепели.
Трудовая деятельность
Подкормка птиц на участке детского сада.
Цель: воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам.
Подвижные игры
«Ловишки», «Бездомный заяц».
Цели:
— упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга;
— воспитывать ловкость и выносливость.
Индивидуальная работа
«Сбей флажок».
Цели:
- учить метать снежки в цель;
- развивать меткость, внимание.
Январь.
Карточка №4.
Наблюдение за солнцем.
Цели:
— продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза;
— формировать интерес к неживым объектам природы.
Ход наблюдения
Где ты, солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла.
Выйди, солнышко, скорей!
Приласкай и обогрей!
Кто заметил, в какой стороне солнце утром? Правильно, на восходе, солнце там встает, а вечером оно будет в другой стороне — на западе, там солнце будет прятаться на ночь. Зимой солнце светит, но не греет, встает поздно, а ложится рано. День зимой короткий, ночь длинная. Летом солнце греет, зимой морозит. Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
Трудовая деятельность
Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур.
Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.
Подвижные игры
«Пустое место», «Сделай фигуру».
Цель: учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.
Индивидуальная работа
Элементы хоккея.
Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.
Январь.
Карточка №5.
Наблюдение за снегом и льдом.
Цели:
— формировать реалистическое понимание неживой природы;
— закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).
Ход наблюдения
Ой ты, зимушка-краса! Побелила все леса, Горы снега намела, Нас кататься позвала.
Воспитатель проводит опыт, задает детям вопросы. В один стакан кладем лед, в другой — снег.
- Какой лед по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.
- Какой снег по цвету, на ощупь? Назовите его свойства.
- Из чего состоят снег и лед?
Теперь ставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом и снегом.
Трудовая деятельность
Уборка участка от снега.
Цель: закреплять представления о защитных свойствах снега.
Подвижные игры
«Затейники», «Пожарные на ученье».
Цель: закреплять умение бегать, увертываться от ловушки, пролезать под препятствием.
Индивидуальная работа
Развитие движений. Цель: учить метать снежки вдаль
Февраль.
Карточка №1.
Наблюдение за сезонными изменениями.
Цели:
- формировать представления об изменениях в природе;
- учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);
- закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.
Ход наблюдения
Снег да вьюжные узоры,
В поле вьюги, разговоры.
Холод, полутьма...
День — коньки, гора, салазки,
Вечер — бабушкины сказки.
Вот она — зима!
Воспитатель загадывает детям загадки.
♦ Гуляет в поле — да не ночь.
Летает на воле — да не птица. (Вьюга, метель.)
♦ Лежал, лежал, а весной в грядку убежал. (Снег.) Есть приметы:
- В феврале зима с весной встречается впервой.
- Бледная луна — к снегопаду.
- Если вокруг солнца туманный круг — к метели.
- Февраль — бокогрей.
- Февраль — конец холодной поры, морозотрескучий и метельный месяц, полный неожиданностей и разных перемен. В нем звенит первая робкая капель,
вытягиваются длинные хрустальные сосульки* стекленеют южные склоны сугробов, появляются затайки у одиноко стоящих деревьев. Февраль — месяц волчьих свадеб. В феврале сугробы, частые поземки и бураны, вьюги да метели. На один бок февраль греет, на другой — студит. В оттепель окна покрываются слоем воды. В мороз из этой воды образуются причудливые узоры.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Назовите все зимние месяцы.
- Зачем мы засыпали корни деревьев снегом?
- Назовите признаки февраля.
Трудовая деятельность
Украшение участка цветными льдинками.
Цели:
- учить работать в коллективе;
- развивать эстетический вкус.
Подвижные игры
«Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».
Цели:
- продолжать учить прыгать гигантскими шагами;
- начинать игру по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа
Развитие движений. Цели:
- упражнять в скольжении;
учить приседать во время скольжения
Февраль.
Карточка №2.
Наблюдение за елью.
Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели.
Ход наблюдения
Ель хоть и колючее дерево, но и его подстерегают опасности. Сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в холодную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ее ножом, задумает спилить к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.
Трудовая деятельность
Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы ели было тепло зимой.
Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям, умение своевременно заботиться о них.
Подвижные игры
Обучение детей ходьбе на лыжах.
Цель: упражнять в ходьбе на лыжах, делать повороты на месте и в движении.
Индивидуальная работа
«Сбей кеглю».
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.
Февраль.
Карточка №3.
Наблюдение за ветром.
Цели:
—- формировать представление об одном из признаков
зимы — метели; — учить определять направление ветра.
Ход наблюдения
Кружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям
И каждому кусту.
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.
Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает снегу опуститься на землю — это метель.
Трудовая деятельность
Сгребание снега в общую кучу для постройки горки.
Цель: работать сообща, получать радость от выполненной работы.
Подвижные игры
«Сбей мяч», «Пронеси мяч, не задев кеглю».
Цель: учить метанию мяча в беге, выполнять задания по команде.
Индивидуальная работа
Игровые упражнения при ходьбе по буму.
Цель: закреплять умение держать равновесие.
Февраль.
Карточка №4.
Наблюдение за легковым автомобилем.
Цели:
~~ продолжать различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые);
— формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт.
Ход наблюдения
Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улице города, рассмотреть их внешний вид, организует беседу.
- Какие виды транспорта вы знаете?
- Чем отличается легковой автомобиль от грузового и от автобуса?
- Что спереди у автомобиля? (Фары.)
- Для чего они нужны? (Для освещения дороги.)
Еще у машины есть противотуманные фары. Они необходимы, чтобы машину было видно в период тумана и дождя.
- Кто управляет машиной? (Водитель.)
- Любой человек может управлять машиной? (Нет.)
Их видно повсюду,
Их видно из окон,
По улице движутся длинным потоком,
Они перевозят различные грузы
И люди в них ездят.
За эту работу мы их полюбили.
Они называются ... (автомобили).
Трудовая деятельность
Сгребание снега в определенное место, очистка дорожек на участке, подкормка птиц.
Цели;
- приучать к чистоте и порядку;
- закреплять умение трудиться в коллективе;
— воспитывать заботливое отношение к животным.
Подвижные игры
«Попади в коробку».
Цель; тренировать меткость бросков.
«Золотые ворота».
Цель: развивать внимательность.
Индивидуальная работа
Хождение по буму; прыжки с места на двух ногах (энергичное отталкивание и правильное приземление).
Цель: развивать чувство равновесия.
Февраль.
Карточка №5.
Наблюдение за сосульками.
Цель: закреплять знания о различных состояниях воды.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Если сели на карниз,
То растут все время вниз. (Сосульки.)
- Из чего состоит сосулька?
- Какие свойства льда вам знакомы?
Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Они образуются только с солнечной стороны дома. Почему? Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают упасть с крыши и замерзают.
- В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный?
- Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка?
- Почему сосульки растут «головой вниз»? (Когда капелька стекает вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.)
Если появляются сосульки — это первый признак приближения весны. Капель — борьба весны с зимой.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек и скамеек от снега.
Цель: воспитывать желание помогать взрослым в уборке участка.
Подвижные игры
«Дорожка препятствий», «Охотники и зайцы».
Цели:
- учить согласовывать движения друг с другом;
- развивать глазомер.
Индивидуальная работа
Катание на санках.
Цель: учить выполнять повороты при спуске.
Март.
Карточка №1.
Наблюдение за сезонными изменениями.
Цели:
— формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях каждого сезона.
Ход наблюдения
Улеглись в полях метели
В белоснежные постели.
Отдохнуть пришла пора!
У крыльца звенят капели,
Воробьи повеселели,
Гонят зиму со двора! П. Образцов
Март — первый весенний месяц. Но поглядите в окно: идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается. Солнце всходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера, значит, день прибавился почти на пять часов.
21 марта — день весеннего равноденствия, т.е. день по долготе равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться.
Март — это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра разойдутся тучи, выглянет солнце и осветит укрытую снегом землю. Вот тут-то сразу и скажешь, что метелям и вьюгам приходит конец. Невольно жмуришь глаза, и не хочется уходить со двора.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Перечислите признаки весны.
- Какой сейчас месяц?
- Что происходит со снегом весной?
- Как изменяется жизнь человека весной?
Трудовая деятельность
Уборка снега на участке.
Цель: формировать трудовые умения.
Подвижные игры
«Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт».
Цели:
- развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений;
- тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.
Март.
Карточка №2.
Наблюдение за воробьем.
Цели:
- продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье;
- обогащать словарный запас художественным словом о воробье;
- активизировать внимание и память;
- учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.
Ход наблюдения
В канаве с водою талой
Плещется воробей,
У темной ольхи я встала,
Смотрю из-за голых ветвей.
Как беззаботный мальчишка,
С головкой он хочет нырнуть...
Задорный, лихой воробьишка
— Боюсь я его спугнуть.
Забыл он и голод, и стужу,
Забыл, как поземка мела.
Он рад нынче солнечной луже
И каплям скупого тепла!
Воспитатель задает детям вопросы.
- Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны?
- Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с человеком? Почему?
- Кого боятся воробьи?
- Чем они питаются весной?
♦Как люди должны заботиться о птицах?
Трудовая деятельность
Расчистка грядок на огороде от старых сорняков.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.
Подвижные игры
«Перелет птиц».
Цели:
- учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки, влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая;
- развивать ловкость, внимательность.
«Мыши в кладовой».
Цель: тренировать в пролезании под дугу или веревку.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.
Март.
Карточка №3.
Наблюдение за легковым автомобилем.
Цели:
— продолжать различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать положительное отношение к людям труда.
Ход наблюдения
Воспитатель проводит наблюдение за автомобилями, движущимися по улице, предлагает детям вспомнить, какой это вид транспорта, задает вопросы.
- Почему он так называется?
- Какие вы видите автомобили?
- Какие автомобили перевозят людей?
- Чем отличается автобус от легковой машины?
- Что у них общего?
- Кто водит машину?
Спешат автобусы,
Спешат машины легковые,
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
У каждой машины
Дела и заботы,
Машины выходят
С утра на работу.
Трудовая деятельность
Сбор мусора на участке, погрузка прошлогодних листьев на носилки.
Цели:
— приучать поддерживать порядок на участке;
— воспитывать желание помогать другим.
Подвижные игры
«Не замочи ног», «Извилистая тропинка».
Цель: учить перепрыгивать через препятствия и приземляться на обе ноги.
Индивидуальная работа
Прыжки вверх с места.
Цель: развивать умение концентрировать усилие, сочетая силу с быстротой.
Март.
Карточка №4.
Наблюдение за птицами на участке детского сада.
Цели:
- учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;
- развивать наблюдательность, память;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
Ход наблюдения
Трава опять зазеленела,
И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!»
— Звенят уж птичек голоса.
Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут
— Все пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, воробьи, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки
— Их желторотые птенцы.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Какие птицы прилетают к нам на участок?
- Как вы им помогаете?
- Какого они размера?
- Какую пользу приносят птицы?
- Какая у них окраска?
- Чем питаются?
- Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
- Как птицы заботятся о своем потомстве?
- Каких птиц вы еще знаете?
Трудовая деятельность
Посыпание песком дорожек на участке.
Цели:
— воспитывать положительное отношение к труду;
— учить оказывать помощь младшим.
Подвижные игры
«Лови — бросай».
Цели:
— учить ловить мяч, не прижимая его к груди;
— бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.
«Салки».
Цель: учить двигаться приставными шагами в разные стороны, действовать по сигналу.
Индивидуальная работа
Прыжки вверх с места.
Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.
Март.
Карточка №5.
Наблюдение за легковым автомобилем.
Цель: продолжать учить отличать легковой автомобиль от грузового.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
На колесах четырех,
С окнами и дверями. (Легковой автомобиль.)
- Как выглядит легковой автомобиль?
- Чем он отличается от грузового?
- Какие виды легковых автомобилей вы знаете?
♦Человек, который управляет легковым автомобилем, называется водителем или шофером?
Трудовая деятельность
Коллективный труд на огороде.
Цель: закреплять навыки работы в огороде.
Подвижные игры
«Догони свою пару», «Ловишка, бери ленту».
Цель: объяснять правила игры, учить действовать по сигналу, развивать ловкость.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в бросании мяча вверх и ловле его обеими руками.
Апрель.
Карточка №1.
Наблюдение за дятлом.
Цели:
— расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птицы и среде ее обитания;
— формировать реальные представления о жизни птицы.
Ход наблюдения
Дятел длинным языком
Капли сока лижет,
Бабочка, усевшись ниже,
Пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По березе гладкой
Ползут, как по дорожке,
За капелькою сладкой.
Всех березка напоила,
Вешним соком оделила!
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел.)
♦ Где зимуют дятлы?
♦ Чем любят лакомиться дятлы ранней весной? (Березовым соком.)
♦ Что помогает дятлу доставать насекомых из-под коры
♦ Как дятел строит гнездо?
♦ Как выглядит дятел? Почему дятлов называют «санитарами леса»?
Трудовая деятельность
Расчистка участка от остатков снега и мусора.
Цели:
— приучать к чистоте и порядку на участке;
— воспитывать дружеские отношения.
Подвижные игры
«Сбей кеглю».
Цель: развивать координацию движений, умение предать
силу броску.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: упражнять в подскоках на месте с поворотами направо, налево, вокруг себя.
Апрель.
Карточка №2.
Наблюдение за ветром.
Цели:
- закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях;
- дать понятие о ветре, его свойствах;
— определить направление ветра.
Ход наблюдения
Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т.п.). Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт. Помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок — стало лучше дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, морским кораблекрушениям.
Воспитатель загадывает детям загадку.
Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер.)
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры
«Быстрее ветра», «Кто смелее?».
Цель: развивать быстроту бега, навыки лазания.
Индивидуальная работа
«Прыгни дальше».
Цель: продолжать учить прыгать в длину с разбега.
Апрель.
Карточка №3.
Наблюдение за проклюнувшимися почками березы.
Цель: продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
- Я раскрываю почки
- В зеленые листочки,
- Деревья одеваю,
- Посевы поливаю,
- Движения полна,
- Зовут меня ... (весна).
- Она весну встречает,
- Сережки надевает,
- Накинута на спинку
- Зеленая косынка,
- А платьице в полоску.
- Ты узнаешь ... (березку)!
- О каком времени года говорится в загадке?
- Перечислите признаки весны?
- Что это за дерево?
- Что произошло с почками?
- В каком состоянии находятся деревья весной? пробуждаются.)
Трудовая деятельность
Заготовка талой воды для поливки комнатных растений; уборка мусора с участка.
Цель: обеспечивать участие в трудовой деятельности каждого ребенка.
Подвижные игры
«Бездомный заяц», «Караси и щука».
Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу.
Индивидуальная работа
«Пустое место», «Брось за флажок».
Цели: закреплять умение быстро бегать;
развивать глазомер.
Май.
Карточка №1.
Наблюдение за майским жуком.
Цели:
- расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука;
- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Ход наблюдения
Чок-чок-чок-чок!
Прилетел в сад жучок.
На березу сел
— Все листочки съел.
Позову скворцов
Со всех концов,
Позову грачей
— Летите скорей!
Жука проглотите
И мой сад спасите!
Воспитатель задает детям вопросы.
- Как выглядит майский жук?
- Как он передвигается?
- Где живет майский жук?
- Чем питается майский жук?
- Почему майских жуков называют вредителями лесов и садов?
- Какие враги есть у майских жуков?
- Где зимуют майские жуки?
Майские жуки крупные, похожи на гладкие коричневые желуди. Майские жуки опасные вреди
Особенный вред приносят их личинки: они живут в почве и питаются корнями растений. Живут личинки майских жуков долго — три-четыре года. А вот век майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают.
У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве.
Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи, ежи — все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками.
Трудовая деятельность
Посадка семян гороха.
Цели:
— формировать навыки посадки гороха (разложить семена в бороздки, присыпать землей, полить);
— воспитывать интерес к труду.
Подвижные игры
«Кати в цель», «Догони мяч».
Цель: развивать глазомер и точность.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.
Май
Карточка №2 .
Наблюдение за цветником
Цели: продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов;
- закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
Ход наблюдения
Мне не нужен огород, ягода клубника — Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика. Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку. Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку. Первый опыт у меня не совсем удачен, Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче! Быть садовником хочу, когда стану взрослым, Буду разводить цветы, хоть это и непросто.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Ребята, как называются цветы, которые мы посадили?
- Что надо сделать, чтобы наши семена взошли?
- Почему некоторые растения называют однолетними, двулетними и многолетними?
Трудовая деятельность
Посадка цветов.
Цели:
— формировать умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя;
— закреплять знания о росте и развитии растений.
Подвижная игра
«Ловишки».
Цели:
- упражнять в беге в разных направлениях;
- тренировать быстроту, выносливость.
Индивидуальная работа
«Попади в обруч».
Цели:
- формировать умение метать в горизонтальную цель, вдаль на расстояние не менее 5-9 м;
- совершенствовать координацию движений.
Май.
Карточка №3 .
Наблюдение за облаками.
Цели:
— побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений;
— закреплять знания о неживой природе.
Ход наблюдения
Могу я бесконечно
Смотреть на небеса,
Но шлепнул дождик в речку,
И скрылись чудеса. А. Сиголаев
По состоянию облаков можно предсказать погоду. Когда они плывут высоко в небе и имеют небольшие размеры — жди хорошую погоду.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака.)
- Из чего состоят облака?
- Всегда ли они бывают одинаковыми?
- Чем отличаются облака в солнечную погоду?
Трудовая деятельность
Работа граблями и метлой.
Цель: учить видеть результат своего труда.
Подвижные игры
«Не сбивай и поймай», «Дальше и выше».
Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствий, дрыгать легко, беззвучно.
Индивидуальная работа
развитие движений.
Цели:
- воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе;
- упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни;
развивать силовые
Май.
Карточка №4.
Наблюдение за божьей коровкой.
Цели:
- расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки;
- воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Ход наблюдения
Божья коровка, алая спинка,
Уцепилась ловко коровка за травинку.
Вверх неспешным ходом
Ползет по стебельку
К пахнущему медом
Яркому цветку.
Поедает быстро
Коровка вредных тлей,
И цветок душистый
Спасибо скажет ей!
Воспитатель загадывает детям загадку и предлагает ответить на вопросы.
Всех жуков она милей,
Спинка алая у ней,
А на ней кружочки —
Черненькие точки. (Божья коровка.)
- Как выглядит божья коровка?
- Как она передвигается?
- На кого охотятся божьи коровки?
- Где они живут?
- Какую пользу приносят божьи коровки?
Где зимуют?.
Подвижные игры
«Пингвины с мячом», «Не наступи».
Цель: усложнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед с зажатым предметом между ступнями.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: совершенствовать прыжки на двух ногах с зажатым предметом между ступнями.
Трудовая деятельность
Уборка участка от сухих веток.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.
Май.
Карточка №5.
Наблюдение за одуванчиком.
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.
Ход наблюдения
Желтая головушка,
Розовая ножка.
Одуванчик-солнышко
Подержу в ладошке.
Появилось солнышко
В мае на лугу,
На него любуюсь,
Очень берегу.
Жаль, недолго солнышко
Будет золотым,
Побелеет солнышко
— И расстанусь с ним. В. Мирясова
Одуванчик назван солнышком, потому, что его цветок желтого цвета, круглый и похож на солнышко. Сначала появляется зеленый бутон, который раскрывается в желтый цветок, затем на месте лепестков появляются белые пушинки — зонтики, с помощью которых ветер разносит семена цветка.
Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое растение, произрастает по всей территории нашей страны. Сырьем являются корни. Отвар корней одуванчика применяется в качестве горечи для возбуждения аппетита и улучшения пищеварения. Корни и корневища можно заготавливать только после созревания и осыпания семян, часть корней и корневищ желательно оставлять в земле для возобновления растений.
Трудовая деятельность
Уборка участка от сухих веток.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.
Подвижные игры
«Спящая лиса».
Цель: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча.
«Перелет птиц».
Цель: учить выполнять действия по сигналу.
Индивидуальная работа
Прыжки вверх с места.
Цель: развивать прыгучесть, сочетая силу.
Май.
Карточка №6 .
Наблюдение за комаром.
Цели:
— расширять представления об особенностях внешнего вида комара;
— формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит.
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
- Как выглядит комар?
- Как он передвигается?
- Есть ли у комаров уши?
- Чем питаются комары?
- Почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров?
- Почему комаров называют вредными насекомыми?
- Какие враги есть у комаров?
- Какие загадки и сказки о комарах вы знаете?
Надо мной комарик вьется
И звенит, звенит, звенит,
Кровушки моей напьется
И в окошко улетит.
У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. У комаров есть «уши», которые находятся в усах.
Комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь.
Комары — вредные насекомые, так как разносят опасные болезни.
Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы.
Трудовая деятельность
Уборка петрушки.
Цель: учить правильно и аккуратно срывать веточки петрушки, не повреждая корневую систему.
Подвижные игры
«Пронеси, не урони», «Пожарные».
Цель: учить перелезанию «перекатом» через препятствие.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: совершенствовать навыки лазания по гимнастической лестнице.
Май.
Карточка №7 .
Наблюдение за стрекозой.
Цели:
- расширять знания о внешнем виде стрекозы;
- воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Ход наблюдения
Склонились низко лозы
Над гладью тихих вод,
Мы, быстрые стрекозы,
Здесь водим хоровод.
Без всякого усилья
Скользим мы над водой,
Сверкают наши крылья
Прозрачною слюдой.
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называют ее ... (стрекоза).
- Как выглядит стрекоза?
- Как она передвигается?
- Почему у стрекозы огромные глаза и короткие усики?
- Где живет стрекоза?
- На кого она охотится?
- Чем питается?
- Есть ли враги у стрекозы?
Какие стихи, загадки, сказки о стрекозе вы знаете
У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увертливо, а ее удлиненное тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полете. У стрекозы огромные глаза, помогающие ей высматривать добычу, а усики короткие, почти незаметные. Они большой роли в их жизни не играют.
Стрекоза — хищное насекомое. Она питается мошками, комарами, жучками, которых хватает на лету цепкими лапками,
Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или старые гнилые коряги, спят до весны.
Трудовая деятельность
Посадка картофеля.
Цель: совершенствовать навыки и умения посадки клубней картофеля в лунки.
Подвижные игры
«Сумей вскочить», «Лягушки в болоте».
Цель: продолжать обучать прыжкам с разбега.
Индивидуальная работа
«Кто дальше?».
Цель: совершенствовать технику прыжка (сильный толчок, энергичный взмах рук).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий весеннего праздника в разновозрастной группе "Наши мамы лучше всех"
Данное мероприятие проводится с детьми 2-5 лет в виде конкурсной программы. Дети и родители (мамы, бабушки и сестренки) получают массу удовольствий от такого праздника....
Сценарий весеннего праздника в разновозрастной группе
Сценарий весеннего праздника в разновозрастной группе...
Сценарий весеннего праздника "Весенняя сказка" в разновозрастной группе
Сценарий весеннего праздника "Весенняя сказка" в разновозрастной группеЦЕЛЬ : продолжать ознакомление детей с весенними природными явлениями, создать атмосферу праздника, хорошего настроения...
Сценарий весеннего фольклорного утренника «Весенние посиделки» в разновозрастной группе от 3 -5 лет.
Сценарий весеннего фольклорного утренника «Весенние посиделки» в разновозрастной группе от 3 -5 лет....
картотека прогулок в разновозрастной группе для детей с ТНР
картотека прогулок...
Картотека весенних прогулок в младшей группе
Картотека весенних прогулок в младшей группе подойдет для воспитателей и родителей детей младшей группы. Сценарии прогулок разработаны в соответствии с ФОП....
картотека весенних прогулок для старшей группы
Наблюдение за сезонными изменения...
- Мне нравится (1)