Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Чудо- прялица»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Манина Надежда Михайловна

Занятие по духовно-нравственному воспитанию  "Чуда-прялица". Занятие знакомить детей со старинными предметами обихода: веретеном и прялкой; знакомить с народными видами женского рукоделия - прядением..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo-pryalitsa.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

«Чудо- прялица»

Программное содержание.

Цель:

  • Познакомить детей с предметами обихода: веретеном и прялкой.
  • Знакомить с народными видами женского рукоделия - прядением.
  • Формировать представления об особенностях рукоделия.

Задачи:

  • Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.
  • Расширять знания детей о предметах старины, их назначении.
  • Активизировать в речи слова: прялка, веретено, шерсть, нитки кудель, прясть.
  • Развивать двигательную активность.

Материалы и оборудование:

  • Мини- музей «Русская изба», с предметами быта, деревенской утварью;
  • Русские народные костюмы
  •  Аудиозапись с русской народной музыкой.
  • Предварительная работа:

Знакомство с предметами быта в мини-музее «Русская изба»; знакомство с обычаями и традициями русского народа на предыдущих занятиях кружка; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр.

 

Предварительная работа:

  • Чтение сказок «Морозко», «Золушка»
  • Посещение выставки «Рукоделие»

Материал: Настоящая прялка, веретено, клубки различных ниток, изделия из пряжи, веретенца на каждого ребенка, шерсть,  цветные нитки, клей.

Ход занятия:

 Дети входят в «Уголок русского быта»  (в центре стоит прялка).

 (в группу под русскую народную музыку входят дети одетые в русские народные костюмы)

Хозяюшка: Здравствуйте! Милости просим! Рады гостям как хорошим вестям!

Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому!

Хозяйка: Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке.

Рассаживайтесь поудобнее. В тесноте, да не в обиде.   Посидим рядком, да поговорим ладком.

Хозяйка: А хочу всем вам, ребятки, загадать сейчас загадки.

 - Сейчас я буду загадывать вам загадки о предметах находящихся в избе, а вы должны найти эти предметы и рассказать, зачем они были нужны.

(Педагог загадывает загадки, дети отгадывают и рассматривают предметы)

Попало наше тесто в горячее место. Попало — не пропало, Румяной булкой стало (Печка).

А что хозяйка в печку ставит, кто из вас ребята знает? (Чугунок).

Шипит и кипит, всем пить чай велит (Самовар)

Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди, И плели из лыка,

А чтоб с ножки не спадали, Их верёвкой привязали. (Лапти)

Не коробка и не ящик, Но в себе секреты прячет.

Бабки наши вместо шкафа Там хранить все рубахи. (Сундук)

- Посмотрите в моем сундуке много вещей.

(Показываю вышитые холсты, наволочки, полотенца, связанные свитера, носочки т.д.)         Все это сделано из разных ниточек, которые раньше наши прабабушки могли прясть с помощью прялки и веретена. (подходит к прялке)

Хозяйка: Такие прялки раньше были в каждой избе. В крестьянской избе начинали  учить девочек  прясть с пяти-семи лет, потому что это нелегкая работа  и ей нужно долго учиться.

Состоит прялка из донца, на котором сидят, и лопасти. К лопасти привязывали кудель (волокнистый пучок из хлопка, льна, шерсти). Во время работы мастерица (пряха) садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено. Веретено – деревянная палочка  (Рассматривают)

Хозяйка: - Хотите, я вам покажу, как работает прялка и веретено?

Смотрите, я пальчиками вытягиваю шерсть, кручу нитку. Нитки наматываются вот сюда. Это веретено. Чем больше ниток наматывается, тем толще становится веретено.

Что делает веретено?

Дети: Крутится, крутится, вертится.

Хозяйка: за то, что оно вертится, его и назвали веретено.

(прясть и петь)

«Золотая моя прялица,

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется

Мне работа эта нравится».

Сегодня на таких прялках прядут шерсть на носочки и варежки.        

Хозяйка: Дети, скажите  из чего прядут нитки (пряжу). (  Ответ детей)  А какое животное дает нам шерсть? (баран).

Я прочитаю вам стихотворение про барашка:

«Стригут барана под машинку

Бочок кудрявенкий и спинку.

Ведь каждый знает:

Через год другая шерстка нарастёт.

А из шерстки нашей

Одежду теплую мы свяжем».

Хозяйка: - Какую пользу приносит овца?

Дети: - Овца даёт нам шерсть, молоко, мясо, одежду и другие изделия из шерсти. Овцы не только одевают и обувают человека, но и кормят его.

Хозяйка: - А как получают овечью шерсть?

Дети:- Их стригут ножницами. (показать ножницы для стрижки овец)

Хозяйка: - Хотите, получше рассмотреть шерсть? (Давайте перейдем к столу)

- Вот она барашкина шерстка. Чтобы из нее связать варежки, нужно её расчесать специальными чесалками (показать). А теперь эту мягкую, пушистую шерсть можно превратить в нитку  (показать)

Давайте попробуем скрутить ниточку из шерсти вручную (раздать каждому по кусочку шерсти). Давайте потрогаем шерстку. 

- Какая она? Мягкая, легкая, пушистая, тёплая, жёлтая, чёрная. Подуем на нее, может ли она лететь? Давайте понюхаем её, чем она пахнет? Барашком. Хотите превратить этот комочек шерсти в ниточку? Смочите пальчики водой, затем растяните её в ниточку и скручивайте так, как делаю я. (во время работы задает вопросы: Что ты делаешь?)

Вот видите, что у нас получилась: ниточка коротенькая, и прясть неудобно, потому люди  стали привязывать шерсть к специальной подставке прялке,  а нитку привязывали к деревянной палочке – веретену.

Хозяйка: Хотите сами попробовать вращать веретено?

- Берем все веретенца, держим на весу правой рукой, вращаем слева направо. Большой палец отталкивает веретено, указательный и средний придерживают его. Главное - не уронить. Чем быстрее крутим, больше ниток можем напрясть (хозяйка помогает детям).

- из шерсти после прядения получаются нитки. Затем шерстяные нитки сматывают в клубки. Посмотрите, какие они круглые и плотные. (Дети рассматривают клубки разного цвета, пробуют сами их сматывать).

Хозяйка: Для чего нужны эти нитки?

Дети: Чтобы вязать.

Хозяйка: Что можно связать из этих ниток?

Дети: Кофту, варежки, носки, шапку, шарф.

Хозяйка: Почему лучше вязать из этих ниток?

Дети: Потому что они шерстяные, толстые, пушистые, мягкие. Из них получится тёплая одежда. Но не только можно вязать одежду, но ещё из шерсти делают валенки (показывает).

Хозяйка: Посмотрите, что это у меня в руках? (Шерстяные носочки). Из чего они связаны? (из шерстяных ниток).

- Скажите мне, пожалуйста, как называются те предметы, которыми вяжут эти изделия?

Дети: - Спицы, крючок, клубок ниток.

- Посмотри как я с помощью спиц и шерстяной нитки вяжу носочки. Также ваши бабушки и мамы вяжут вам теплые вещи..

Хозяйка: - Раньше, в далекие времена, когда в деревне заканчивались все дела по хозяйству, женщины и мужчины собирались у кого-нибудь в избе на посиделки и рукодельничали, то есть делали вещи своими руками.

Как раньше бывало рукодельницы после работы пели песни, водили хороводы и играли в игры.

Не хотите поиграть, позабавиться? Становитесь в круг.

Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру "Клубочек"

        Участники берутся за руки цепочкой. Один крайний участник (узелок) ведёт за собой всю цепочку, не спеша вращается на месте, и вся цепочка участников завивается вокруг него «клубком». Когда клубок закрутился полностью, все поднимают руки, не расцепляя их и за узелком выпутывается из «клубка», проходя под воротами и вытягивая всех остальных. Во время игры поется песенка:

Уж я улком шла, переулком шла,

Клубок ниточек нашла

Клубок катится, перекатится

Нитка тянется, перетянется

Клубок дале, дале, далее

Нитка доле, доле, доле

Тонка ниточка не рвись, поскорее раскрутись!

Когда клубок раскрутился и все встали в круг, поются слова

Я за ниточку бралась, тонка нить оборвалась!

все участники демонстративно «разрывают» руки. 

Приседают, руки отпускают

Хозяйка: - Хотите тоже стать рукодельницами? И что ни будь сделать из шерсти и шерстяных ниток?

- Я вам предлагаю пройти в мастерскую. И сделать своими руками красивую картину из ниток и шерсти. (На столе лежат картинки с наклеенными силуэтами овечек на каждого ребенка; шерсть, нитки, ножницы, клей).

Посмотрите на лужайке овечка (показываю картинки). Чего же ей не хватает?

Дети:- Шерсти.

Хозяйка: - Я предлагаю вам наклеить для неё эту шерсть. (Дети под русскую народную музыку выполняют работы). - Для этого берем маленький кусочек шерсти скатываем в комочек и приклеиваем плотно друг к другу. Оживим картинку – наклеим зеленые ниточки на лужайку, а желтыми нитками сделаем солнышко. (Во время работы к каждому ребёнку индивидуальный подход).

 - Молодцы, ребята. Как красиво у вас получается!

Вы славно потрудились, сделали красивые картины своими руками. Как вас можно назвать?

Дети:  Рукодельницы, мастера, трудолюбивые.

Итог

Хозяйка: - Где мы сегодня с вами побывали?

Дети: в избе.

Хозяйка: - С какими предметами быта и труда познакомились?

Ответы детей.

Хозяйка: - Что нового узнали?

Из чего делают нитки?

Как можно получить шерстяные нитки? (спрясть на прялке)

Что больше всего вам понравилось на занятии?

Хозяйка: - Вам понравилось наше занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....

конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет " Праздник Пасхи"

Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет  ,тема занятия " Праздник Пасхи"...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

Цель: познакомить детей с понятиями «Земля», «Вода», «Растения» Задачи: Формировать у детей понятия земля, вода, растения;       Расширять представления детей ...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе: Чудо рождества

Данная разработка направлена на формирование представления детей о празднике Рождества Христова, об истории рождения Иисуса Христа....

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой»

Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба.  Развивать навыки работы детей в коллективе.Развитие навыков работы с верёвкой,...

Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Родина»

Конспект занятия по духовно -  нравственно патриотическому воспитаниюво второй младшей группе «Родина» ...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи на тему: «Доброта спасет мир»

Цели: сформировать у детей представление о духовно-нравственных нормах, отношениях с окружающими.Задачи: Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Разви...