Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Чудо- прялица»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие по духовно-нравственному воспитанию "Чуда-прялица". Занятие знакомить детей со старинными предметами обихода: веретеном и прялкой; знакомить с народными видами женского рукоделия - прядением..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo-pryalitsa.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
«Чудо- прялица»
Программное содержание.
Цель:
- Познакомить детей с предметами обихода: веретеном и прялкой.
- Знакомить с народными видами женского рукоделия - прядением.
- Формировать представления об особенностях рукоделия.
Задачи:
- Воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.
- Расширять знания детей о предметах старины, их назначении.
- Активизировать в речи слова: прялка, веретено, шерсть, нитки кудель, прясть.
- Развивать двигательную активность.
Материалы и оборудование:
- Мини- музей «Русская изба», с предметами быта, деревенской утварью;
- Русские народные костюмы
- Аудиозапись с русской народной музыкой.
- Предварительная работа:
Знакомство с предметами быта в мини-музее «Русская изба»; знакомство с обычаями и традициями русского народа на предыдущих занятиях кружка; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр.
Предварительная работа:
- Чтение сказок «Морозко», «Золушка»
- Посещение выставки «Рукоделие»
Материал: Настоящая прялка, веретено, клубки различных ниток, изделия из пряжи, веретенца на каждого ребенка, шерсть, цветные нитки, клей.
Ход занятия:
Дети входят в «Уголок русского быта» (в центре стоит прялка).
(в группу под русскую народную музыку входят дети одетые в русские народные костюмы)
Хозяюшка: Здравствуйте! Милости просим! Рады гостям как хорошим вестям!
Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому!
Хозяйка: Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке.
Рассаживайтесь поудобнее. В тесноте, да не в обиде. Посидим рядком, да поговорим ладком.
Хозяйка: А хочу всем вам, ребятки, загадать сейчас загадки.
- Сейчас я буду загадывать вам загадки о предметах находящихся в избе, а вы должны найти эти предметы и рассказать, зачем они были нужны.
(Педагог загадывает загадки, дети отгадывают и рассматривают предметы)
Попало наше тесто в горячее место. Попало — не пропало, Румяной булкой стало (Печка).
А что хозяйка в печку ставит, кто из вас ребята знает? (Чугунок).
Шипит и кипит, всем пить чай велит (Самовар)
Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди, И плели из лыка,
А чтоб с ножки не спадали, Их верёвкой привязали. (Лапти)
Не коробка и не ящик, Но в себе секреты прячет.
Бабки наши вместо шкафа Там хранить все рубахи. (Сундук)
- Посмотрите в моем сундуке много вещей.
(Показываю вышитые холсты, наволочки, полотенца, связанные свитера, носочки т.д.) Все это сделано из разных ниточек, которые раньше наши прабабушки могли прясть с помощью прялки и веретена. (подходит к прялке)
Хозяйка: Такие прялки раньше были в каждой избе. В крестьянской избе начинали учить девочек прясть с пяти-семи лет, потому что это нелегкая работа и ей нужно долго учиться.
Состоит прялка из донца, на котором сидят, и лопасти. К лопасти привязывали кудель (волокнистый пучок из хлопка, льна, шерсти). Во время работы мастерица (пряха) садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено. Веретено – деревянная палочка (Рассматривают)
Хозяйка: - Хотите, я вам покажу, как работает прялка и веретено?
Смотрите, я пальчиками вытягиваю шерсть, кручу нитку. Нитки наматываются вот сюда. Это веретено. Чем больше ниток наматывается, тем толще становится веретено.
Что делает веретено?
Дети: Крутится, крутится, вертится.
Хозяйка: за то, что оно вертится, его и назвали веретено.
(прясть и петь)
«Золотая моя прялица,
Я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется
Мне работа эта нравится».
Сегодня на таких прялках прядут шерсть на носочки и варежки.
Хозяйка: Дети, скажите из чего прядут нитки (пряжу). ( Ответ детей) А какое животное дает нам шерсть? (баран).
Я прочитаю вам стихотворение про барашка:
«Стригут барана под машинку
Бочок кудрявенкий и спинку.
Ведь каждый знает:
Через год другая шерстка нарастёт.
А из шерстки нашей
Одежду теплую мы свяжем».
Хозяйка: - Какую пользу приносит овца?
Дети: - Овца даёт нам шерсть, молоко, мясо, одежду и другие изделия из шерсти. Овцы не только одевают и обувают человека, но и кормят его.
Хозяйка: - А как получают овечью шерсть?
Дети:- Их стригут ножницами. (показать ножницы для стрижки овец)
Хозяйка: - Хотите, получше рассмотреть шерсть? (Давайте перейдем к столу)
- Вот она барашкина шерстка. Чтобы из нее связать варежки, нужно её расчесать специальными чесалками (показать). А теперь эту мягкую, пушистую шерсть можно превратить в нитку (показать)
Давайте попробуем скрутить ниточку из шерсти вручную (раздать каждому по кусочку шерсти). Давайте потрогаем шерстку.
- Какая она? Мягкая, легкая, пушистая, тёплая, жёлтая, чёрная. Подуем на нее, может ли она лететь? Давайте понюхаем её, чем она пахнет? Барашком. Хотите превратить этот комочек шерсти в ниточку? Смочите пальчики водой, затем растяните её в ниточку и скручивайте так, как делаю я. (во время работы задает вопросы: Что ты делаешь?)
Вот видите, что у нас получилась: ниточка коротенькая, и прясть неудобно, потому люди стали привязывать шерсть к специальной подставке – прялке, а нитку привязывали к деревянной палочке – веретену.
Хозяйка: Хотите сами попробовать вращать веретено?
- Берем все веретенца, держим на весу правой рукой, вращаем слева направо. Большой палец отталкивает веретено, указательный и средний придерживают его. Главное - не уронить. Чем быстрее крутим, больше ниток можем напрясть (хозяйка помогает детям).
- из шерсти после прядения получаются нитки. Затем шерстяные нитки сматывают в клубки. Посмотрите, какие они круглые и плотные. (Дети рассматривают клубки разного цвета, пробуют сами их сматывать).
Хозяйка: Для чего нужны эти нитки?
Дети: Чтобы вязать.
Хозяйка: Что можно связать из этих ниток?
Дети: Кофту, варежки, носки, шапку, шарф.
Хозяйка: Почему лучше вязать из этих ниток?
Дети: Потому что они шерстяные, толстые, пушистые, мягкие. Из них получится тёплая одежда. Но не только можно вязать одежду, но ещё из шерсти делают валенки (показывает).
Хозяйка: Посмотрите, что это у меня в руках? (Шерстяные носочки). Из чего они связаны? (из шерстяных ниток).
- Скажите мне, пожалуйста, как называются те предметы, которыми вяжут эти изделия?
Дети: - Спицы, крючок, клубок ниток.
- Посмотри как я с помощью спиц и шерстяной нитки вяжу носочки. Также ваши бабушки и мамы вяжут вам теплые вещи..
Хозяйка: - Раньше, в далекие времена, когда в деревне заканчивались все дела по хозяйству, женщины и мужчины собирались у кого-нибудь в избе на посиделки и рукодельничали, то есть делали вещи своими руками.
Как раньше бывало рукодельницы после работы пели песни, водили хороводы и играли в игры.
Не хотите поиграть, позабавиться? Становитесь в круг.
Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру "Клубочек"
Участники берутся за руки цепочкой. Один крайний участник (узелок) ведёт за собой всю цепочку, не спеша вращается на месте, и вся цепочка участников завивается вокруг него «клубком». Когда клубок закрутился полностью, все поднимают руки, не расцепляя их и за узелком выпутывается из «клубка», проходя под воротами и вытягивая всех остальных. Во время игры поется песенка:
Уж я улком шла, переулком шла,
Клубок ниточек нашла
Клубок катится, перекатится
Нитка тянется, перетянется
Клубок дале, дале, далее
Нитка доле, доле, доле
Тонка ниточка не рвись, поскорее раскрутись!
Когда клубок раскрутился и все встали в круг, поются слова
Я за ниточку бралась, тонка нить оборвалась!
все участники демонстративно «разрывают» руки.
Приседают, руки отпускают
Хозяйка: - Хотите тоже стать рукодельницами? И что ни будь сделать из шерсти и шерстяных ниток?
- Я вам предлагаю пройти в мастерскую. И сделать своими руками красивую картину из ниток и шерсти. (На столе лежат картинки с наклеенными силуэтами овечек на каждого ребенка; шерсть, нитки, ножницы, клей).
Посмотрите на лужайке овечка (показываю картинки). Чего же ей не хватает?
Дети:- Шерсти.
Хозяйка: - Я предлагаю вам наклеить для неё эту шерсть. (Дети под русскую народную музыку выполняют работы). - Для этого берем маленький кусочек шерсти скатываем в комочек и приклеиваем плотно друг к другу. Оживим картинку – наклеим зеленые ниточки на лужайку, а желтыми нитками сделаем солнышко. (Во время работы к каждому ребёнку индивидуальный подход).
- Молодцы, ребята. Как красиво у вас получается!
Вы славно потрудились, сделали красивые картины своими руками. Как вас можно назвать?
Дети: Рукодельницы, мастера, трудолюбивые.
Итог
Хозяйка: - Где мы сегодня с вами побывали?
Дети: в избе.
Хозяйка: - С какими предметами быта и труда познакомились?
Ответы детей.
Хозяйка: - Что нового узнали?
Из чего делают нитки?
Как можно получить шерстяные нитки? (спрясть на прялке)
Что больше всего вам понравилось на занятии?
Хозяйка: - Вам понравилось наше занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....
конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет " Праздник Пасхи"
Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет ,тема занятия " Праздник Пасхи"...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
Цель: познакомить детей с понятиями «Земля», «Вода», «Растения» Задачи: Формировать у детей понятия земля, вода, растения; Расширять представления детей ...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе: Чудо рождества
Данная разработка направлена на формирование представления детей о празднике Рождества Христова, об истории рождения Иисуса Христа....
Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой»
Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба. Развивать навыки работы детей в коллективе.Развитие навыков работы с верёвкой,...
Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Родина»
Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитаниюво второй младшей группе «Родина» ...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи на тему: «Доброта спасет мир»
Цели: сформировать у детей представление о духовно-нравственных нормах, отношениях с окружающими.Задачи: Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Разви...