Конспект занятия на тему: «Мой любимый Ямал». подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Формировать патриотические чувства своей родине- ЯМАЛ.
Задачи:
- Расширять представление о родном крае – Ямал.
-Познакомить детей с картой Ямала, столицей округа. Дать преставления о городах, входящие в состав ЯНАО. Знакомить детей с государственной символикой округа (герб, флаг). Расширять кругозор об основных профессиях в округе
-Развивать у детей любознательность , совершенствовать умение играть в командные игры.
- Воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям людей разных национальностей, учить видеть красоту природы, воспитывать бережное отношение к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_yamal_konkurs_avtosohranennyy.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс научно-исследовательских, методических и творческих работ "Мой Ямало-Ненецкий автономный округ, проводится Академией народной энциклопедии в рамках реализации Общероссийского инновационного проекта «Моя Россия».
Конспект занятия на тему: «Мой любимый Ямал».
подготовительная группа
Цель: Формировать патриотические чувства своей родине- ЯМАЛ.
Задачи:
- Расширять представление о родном крае – Ямал.
-Познакомить детей с картой Ямала, столицей округа. Дать преставления о городах, входящие в состав ЯНАО. Знакомить детей с государственной символикой округа (герб, флаг). Расширять кругозор об основных профессиях в округе
-Развивать у детей любознательность , совершенствовать умение играть в командные игры.
- Воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям людей разных национальностей, учить видеть красоту природы, воспитывать бережное отношение к ней.
Предварительная работа: Рассказы воспитателя о жизни и труде ненцев. Чтение ненецких рассказов, заучивание стихотворений. Разучивание подвижных игр народов Севера. Рассматривание физической карты России, уточнение местонахождения ненецкого полуострова- ЯМАЛ.
Наглядные пособия, оборудование: Национальные ненецкие костюмы, географическая карта, занятие в сопровождением презентации.
Ход занятия:
Сегодня у нас будет интересное занятие посвящено нашему любимому северному краю на оленьих упряжках. Ребята , а вы знаете , что такое «оленья упряжка?». Их все называют «Нарты». Ну что вы готовы отправится в путешествие .Давайте с вами скажем: « Раз, два , три в прекрасном крае очутись !». О нашем чудесном крае сложено много стихов и песен, написано рассказов, а также народом сочинены сказки. Послушайте стихотворение о нашем Ямале. (стихи читает воспитатель, в презентации идет слайд картинок).
Слово «Ямал» означает: «Я» — земля, «мал» — край, Ямал – значит край земли. так переводится с ненецкого языка на русский слово «ЯМАЛ»
Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в арктической зоне на севере Западно-Сибирской равнины. Велик Ямал: на юге раскинулась обширная тайга, а на Севере – полярная тундра. давних времён поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Названия народностей означают места их проживания – безлесную тундру, побережье рек, тайгу. И живут они большими семьями в стойбище.
А вы знаете, что означает слово «стойбище»? Может кто – то из вас объяснит значение этого слова.
Ребята, коренные жители в основном проживают в тундре в чумах, по несколько семей – это и называют стойбище. С севера Ямал омывается Великим Северным Ледовитым океаном, который дышит студёными ветрами, как бы испытывая на прочность смельчаков, живущих на его берегах. На бескрайних просторах тундры пасут тысячные стада оленей ненцы, ловят драгоценную рыбу – нельму, осетра, муксуна – ханты. Лесные ненцы – охотники, рыбаки, оленеводы. Это удивительно дружелюбный, спокойный, отважный, трудолюбивый и выносливый народ, живущий одной жизнью с природой. В лесах, растущих ближе к югу, в изобилии водятся пушистые звери, много грибов, ягод.
Природа Ямала сурова и добра. Зима продолжительная и суровая, длится около 8 месяцев. Лето тёплое и короткое.
Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство – нефть и газ, а главная ценность земли – люди – труженики.
Физминутка
«ПОЛЯРНАЯ СОВА И КУРОПАТКИ»
ЦЕЛЬ: Развивать реакцию на сигнал, учить бегать в разных
направлениях, не наталкиваясь, друг на друга, расширять
познавательный интерес о птицах.
ПРАВИЛА ИГРЫ: «Полярная сова» находится в углу площадки, «куропатки» - под тихие, ритмичные удары бубна бегают по площадке, под громкие - становятся «столбиком» и не шевелятся. « Полярная сова» обходит куропаток и того, кто шевелится -забирает и уводит с собой. В заключение игры, после 4-5 раз повторений, воспитатель отмечает детей, особо отличившихся.
Ребята, скажите, сколько в округе городов?Назовите эти города.
(Ноябрьск, Салехард, Муравленко, Губкинский, Надым, Новый Уренгой, Тарко-Сале, Лабытнанги).
А мы с вами в каком городе живем?(Салехард)
Какие национальности народов Севера вы знаете?(Ханты, ненцы, селькупы, коми-зыряне). Ребята,как вы думаете, любят играть дети коренных жителей?
А еще на ЯМАЛе на огромных просторах тянется тайга. Тайга – это очень большой хвойный лес. Сосны, кедры, ели, изредка встречается берёза. Царство колючей хвои. Тропы в лесу выбиты звериными лапами, изредка встречаются следы человека. Ребята скажите мне пожалуйста какие ягоды растут у нас на Ямале?
Игра «Сбор ягод». На полу рассыпаны ягоды (шарики) разного цвета. Одна команда собирает красные (брусника, другая –желтые (морошка, третья –черные (черника). Берем по одной ягоде в руку и кладем в корзину своего командира. Ребята давайте проверим насколько вы, дети, внимательны, наблюдательны, интересуетесь жителями лесов, тундры и тайги. Вам предстоит разгадать загадки на тему «Живая природа».
1. По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днем на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит. (сова)
2. По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
Рогами защищается,
От врагов спасается. (олень)
3. Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет,
И на охоте помогает. (собака)
4. Кто в жестокую пургу,
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается? (куропатка)
5. Ушки на макушке,
Хвостик как пушок,
Очень симпатичный
Маленький зверек. (белка)
6. Какой петух
Порою глух?
Сел на елку на сучок
Бороды торчит клочок,
Как летун он плоховат,
А порою – глуховат. (глухарь)
Красный цвет –цвет мужества, силы.Белый цвет –цвет чистоты ,мудрости. Сине-голубой цвет –цвет моря, воды, неба, газа–основного вида природного богатства Ямала. Белый орнамент «оленьи рога» символизирует основу жизни. При наложении белого орнамента на полотнище флага возникает аналогичный перевёрнутый рисунок в виде жилища (чума) коренных народов Севера.
Герб Ямала состоит из геральдического щита, увенчанного короной, который поддерживают два полярных медведя.В лазоревом (сине-голубом) поле геральдического щита идущий белый (серебряный) северный олень, сопровождаемый вверху и слева Полярной звездой о четырех лучах того же металла, из которых левый короче остальных; щит увенчан традиционной золотой региональной короной особого вида с золотым же пламенем на среднем зубце и имеющей лазоревую шапку; в опорах щита серебряные полярные медведи с червлеными пастями и с черными носами и когтями, стоящие на серебряных заснеженных льдинах, соединенных лазоревой лентой, на которой воспроизведен орнамент, соответствующий бело-сине-красному горизонтальному рисунку флага автономного округа.
Игра «Меткий охотник» - сбить мячом кеглю - для команд.
Воспитатель: Ямал – это наша малая Родина. Все кто живет на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край. Сейчас мы узнаем, что же вы знаете о Ямале, о своей малой Родине.
Начинаем викторину. Будьте внимательны, сейчас я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать.
1. Что означает слово Ямал в переводе с ненецкого языка? (край земли)
2. Столица Ямала? (г. Салехард)
3. В каком округе мы живем? (Ямало-ненецком)
4. Что изображено на гербе, флаге Ямала?
5. Назовите коренных жителей тундры? (ханты, ненцы)
6. Чем занимаются ханты, ненцы на Ямале? (охотой, рыбалкой)
7. Чем богат наш край? (пушниной, газом и т. д.)
Кто не бывал в тундре Ямала,
Я приглашаю вас сюда.
Сейчас она не снежная пустыня-
Полюбите наш край наверняка.
Мы ждем, друзья! И вовсе не беда,
Коль встретит нас неласковая вьюга,
В любой зайдете чум – вас ждут всегда
Гостеприимство и забота друга.
Суров мой Север лишь на первый взгляд:
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по теме "День Победы"в подготовительной группе
конспект занятия...
Конспект занятия на тему «Край родной» в подготовительной группе.
Закрепление знаний детей о Татарстане, его богатстве; совершенствование технических умений и навыков рисования красками; развитие чувства цвета; воспитание интереса к историческому прошлому нашей респ...
Конспект занятия по теме: «Пожарная безопасность» в подготовительной группе
1. Обучающая задача:Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.2. Развивающие задачи:Формировать у детей умение правильно действов...
Конспект занятия по теме «Моя безопасность» в подготовительной группе.
Конспект занятия по теме «Моя безопасность» в подготовительной группе.Тема: "Моя безопасность. "Приоритетная образовательная область: «Познание».1. Обьединить различные виды детской деятельности в цел...
Конспект занятия НА ТЕМУ: «РОДНЫЕ, ЛЮБИМЫЕ, БЛИЗКИЕ» СРЕДНЯЯ ГРУППА
Цель: Учить детей быть внимательными друг к другу. Воспитывать доброжелательные отношения между мальчишками и девчонками, к родным и близким людямРазвивать классификационные умения на примере предмета...
Конспект занятия на тему:"Мои любимые игрушки" 2мл.группа
Конспект образовательной деятельности во II младшей группеВоспитатель: Карнаухова Э.А.ТЕМА: «Мои любимые игрушки»ЦЕЛЬ: Учить детей бережному отношению к своим и чужим игрушкам, правилам об...