Методическая разработка " Я -Петербуржец"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Ольга Евгеньевна Огнева

Методическая разработка  по Петербурговедению для детей старшего возраста.Составлена на основе опыта работы в старшей и подготовительной группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_spb_2_novaya_ispravlennaya.docx70.69 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВОСПИТАТЕЛЕЙ    СТАРШЕЙ   ГРУППЫ  №5

 ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ

«Я ПЕТЕРБУРЖЕЦ»

Авторы – составители:

Воспитатель высшей квалификационной категории

 Огнева Ольга  Евгеньевна

Воспитатель  высшей квалификационной категории

 Крахмаль Светлана Владимировна

 

Содержание:

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………..3
  2. Цели, задачи, методы обучения…………………………………………….…4
  3. Содержание программы……………………………………………………….6
  1. Взаимосвязь Петербурговедения с различными видами детской деятельности……………………………………………………………………6
  2. Развивающая предметно-пространственная среда……………………….9
  1. Примерное планирование работы по сотрудничеству с  семьей……….....11
  2. Тематическое планирование……………………………………………...….12
  3. Список использованной литературы………………………………………..19

Пояснительная записка

Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города? Прежде всего, они должны знать свой город, его историю, любить его.  А еще с малых лет должны чувствовать себя петербуржцами - воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние юные его жители в будущем станут их достойными преемниками. Мир истории, архитектуры, искусства и традиций Санкт-Петербурга  безграничен. Мы, взрослые люди, должны ежедневно прикладывать усилия для  новых открытий и приобретений в душах  и сердцах молодого поколения.

Город и человек тесно взаимосвязаны. Природа во многом определяет условия жизни горожан, их менталитет, внешний облик города в целом . В свою очередь, состояние городской среды зависит от отношения к ней горожан, от их поведения.    Воспитание настоящего петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные  ценности и традиции, прилагающего все свои силы к его развитию и процветанию – важная задача.

В основу воспитания маленького петербуржца положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущей идеей при этом стало восприятие, сохранение  традиций и развитие духовной культуры Санкт-Петербурга (Ленинграда)  

Обращение к теме воспитания культурного горожанина ставит ряд вопросов: с чем знакомить детей, как определить  цель и задачи работы, а следовательно   предполагаемый результат образования и воспитания детей.

Основой содержания методической разработки является культурно-историческое наследие Санкт-Петербурга, его традиции, сравнение быта и культуры «раньше и сейчас»,связь времен, преемственность поколений, особенности поведения горожан.

Актуальность заключается в том, что воспитание подлинного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.

 Методическая разработка при интеграции с программой « Мы входим в мир прекрасного» направлена на:

  •  Расширение ознакомления детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры,  
  • приобщение детей к различным видам искусства – архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;
  • планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому
  • воспитание культуры юного петербуржца.
  • Включение детей в активную познавательную и практическую деятельность, способствующую развитию познавательных умений, воображения и фантазии детей.
  • Развивать опыт участия в проектной деятельности ,содержанием которой являются представления о Санкт-Петербурге
  • Включение детей в создание коллекций и мини-музеев, связанных с наследием Санкт-Петербурга, бытом горожан

Возрастная категория. Программа содержит в себе конкретные задачи и цели работы на год для детей старшей группы детского сада. Учебная нагрузка не выходит за рамки учебной нормы.

  1. Цели, задачи, методы обучения.

Основной целью разработки этой программы является создание условий для развития, адаптации и социализации ребёнка к внешнему миру, воспитания чувства любви к родному городу, чувства патриотизма.

Целью цикла НОД ,практической и совместной деятельности с детьми является воспитание культуры юного петербуржца,углубление знаний об истории города и развития культуры,традиций, воспитание патриотизма и чувства любви к родному городу.

Создание условий для проявления инициативы ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи:

 

I. Образовательные:

  •  Расширить знания  детей об истории возникновения нашего города, с его традициями, архитектурной;
  • учить детей адекватно пользоваться полученными знаниями;
  • способствовать социализации воспитанников в инфраструктуре.

II. Воспитательные:

  • воспитывать в детях патриотизм и чувство любви к родному городу;
  • воспитывать и развивать духовную сферу детей через их чувства и ощущения;
  • формировать навыки адекватного поведения в общественных местах,согласно традиций поведения петербуржца.

III. Развивающие:

  • развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию;
  • развивать чувство коллективизма, умение слушать других, не перебивать;
  • развивать познавательный интерес к изучению истории и традиций города,  ,архитектурных и исторических достопримечательностей   Санкт-Петербурга;
  • развивать познавательную активность детей путем включения в информативно-поисковые ситуации ,экскурсии, экспедиции,экспериментирование,квесты.
  • развивать умение отвечать на вопросы преподавателя и аргументировать свою точку зрения.

     Для решения этих задач было решено использовать такие  методы обучения:

  • практическая работа;
  • беседа;
  • экспериментирование
  • квесты
  • сюжетно-ролевые игры, дидактические игры;
  • видео-экскурсии;
  • проектная деятельность
  • продуктивная деятельность,творческие задания (рисование, аппликация, поделки), конкурсы, викторины;
  • экскурсии: организованные и выходного дня совместно с родителями;
  • обращение к литературным и музыкальным произведениям.
  • создание коллекций и мини-музеев
  • моделирование
  • театрализация(разыгрывание мифологических сюжетов)
  • создание фотоальбомов, посвященных традициям, праздникам ,развлечениям в Санкт-Петербурге

 

                         Основные задачи образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие

1.Присвоение норм и ценностей ,принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2.Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками

3.Становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий.

4. Развитие социального и эмоционального интеллекта

5.Формирование готовности к совместной деятельности

6.Формироваие позитивных установок к различным видам труда и творчества

7Формирование основ безопасности в социуме

Познавательное развитие:

1.Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

2.Формирование познавательных действий.

3.Развитие воображения и творческой активности

4.Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о природных явлениях  и сохранении экологии города.

5. Формирование знаний и интереса к родному городу

Речевое развитие:

1.Владение речью как средством общения

2.Развитие связной,г рамматически правильной диалогической и монологической речи

3.Развитие речевого творчества

4.развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

5.Знакомство с историей книжной культуры Санкт-Петербурга

Художественно-эстетическое развитие:

1.Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,изобразительного)

2.Формирование элементарных представлений о видах искусств

3.Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности через восприятие увиденного , услышанного и прочитанного о Санкт-Петербурге

4.Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной ,музыкальной)

Физическое развитие:

1.развитие физических качеств

2.Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни


Содержание методической разработки  

Использование различных видов дидактических игр:

  • Словесные игры.

При использовании словесных игр активизируется словарь, развивается фонематический слух, воображение, быстрота реакции, сообразительность, внимание. Важно правильно подобрать игры в соответствии с возрастными и психологическими особенностями каждого ребёнка. (‘Пять названий’, ‘Прибавь слово’, ‘Петербургская азбука’, ‘ Закончи предложение’, ‘Назови имя’, ‘Петербургский телефон’, , ‘Назови улицы микрорайона’ и т. д.)

  • Настольно-печатные игры.

Настольно - печатные игры вызывают у детей живой интерес, побуждают к деятельности, воспитывают умение предвидеть результат. Для этих игр дети должны иметь определенный объём знаний, учиться уточнять и систематизировать эти знания. Дети любят играть в кубики, собирать разрезные картинки. Игры с картами - схемами даются детям не просто, т. к. ориентировка в пространстве и на карте требует внимания, сосредоточенности, сообразительности.

Дидактические игры развивают творческие способности детей и являются одной из основных форм работы с детьми.

В свободный период времени (чаще в вечернее время) проводятся индивидуальные игры - занятия. К ним относятся конструктивные игры.  Детям предлагаются различные задания:

  • ‘Построй ‘красивый’ дом’, (закрепляем понятия: ‘шпиль’, ‘колонны’, ‘купол’ , ‘арка’ и т. д.,
  • ‘Построй жилой дом’ (закрепляем понятия: ‘фундамент’, ‘крыша’, ‘стены’ , ‘окно’ и т. д.)
  • Изготовление макетов зданий
  • М аршруты по городу
  • Игра «живые скульптуры»

Методы и средства:

  1. Художественная литература.
  2. Иллюстративно-познавательные материалы.
  3. Природа Санкт-Петербурга.
  4. Собственная деятельность детей.
  5. Окружающая обстановка.
  6. Беседы.
  7. Подборки материалов по теме.
  8. Рассказывание педагога.
  9. Посещение музея, библиотеки, театров, парков
  10. Целевые прогулки по улицам микрорайона.
  11. Прогулки по городу с родителями
  12. Встречи со старожилами (коренными ленинградцами)
  13. Проектная деятельность
  14. Творческие встречи с поэтами и писателями Красносельского района
  15. Мультимедийные просмотры ( видео ,презентации)
  16. Просмотр фрагментов фильмов. связанных с жизнью города

Планируемые показатели освоения  детьми  содержания  рабочей  программы.

Показатели  освоения  детьми старшего  дошкольного  возраста  содержания программы   основаны  на  понимании  интереса  как  проявления  субъектной  позиции  ребенка.

Эмоциональный  компонент интереса проявляется  в  стремлении:

  • Проявлять эмоционально-положительное  отношение  к  Санкт-Петербургу,  горожанам, традициям  города и к процессу  познания  города;
  • Эмоционально  откликаться  на  образы  скульптуры  и символы  в  архитектурном  пространстве  Санкт-Петербурга;
  • Сопереживать  и  внутренне  содействовать  в  процессе  восприятия  образов  художественной  среды  пространства  города;
  • Проявлять  разнообразные  интеллектуальные  эмоции – удивление, радость познания  нового,  ожидание  узнавания  нового, гордость за  свои  успехи.

Действенный  компонент интереса  проявляется  в  стремлении:

  • Обыгрывать образы  архитектурно-скульптурного  облика  города
  • Отражать результат  познания  в  художественно-продуктивной  деятельности
  • Приглашать родителей  в  путешествие по городу  и  принимать на себя  роль «экскурсовода»
  • Экскурсии выходного дня «погуляем вместе»
  • Творческие работы «Любимый уголок города»
  • Использовать  представления  о  городе  в  самостоятельной  деятельности  и  общении  со  сверстниками, педагогами, родителями

Познавательный компонент  интереса  проявляется  через  стремление:

  • Формулировать  высказывания  о  городе  и  его  художественной  среде,  интересующихся  явлениях,  знаменитых  петербуржцах,  городских  традициях и т.д.
  • Использовать  методические пособия   на ассоциации  в  процессе  познания  архитектурно-скульптурного  облика  города
  • Использовать  поисковые  действия  при  решении  познавательных  задач, содержанием  которых  является  культурное наследие  Санкт-Петербурга.
  • Использовать  словарь  петербургской  тематики  в процессе  коммуникативной  деятельности.

Мотивационно-волевой  компонент  интереса  проявляется  как:

  • Увлеченность процессом  познания  города,  сосредоточенность  и  стремление  к  дальнейшему  познанию,  стремление  преодолевать мыслительные  затруднения.

  1. Развивающая предметно-пространственная среда

Направление образовательной деятельности.

Оснащение

ПОЗНОВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Познавательное развитие

Внесение в центр детского творчества иллюстраций на тему: городской пейзаж в разное время года (время суток).

«Горд Санкт-Петербург-город мостов, рек, львов …»

«Санкт-Петербург- город герой!»

Формирование элементарных математических представлений

 В математическом центре предложить детям пазлы (мозаика) с видами архитектурных памятников Санкт-Петербурга; математические ребусы. Дидактические упражнения: «Сложи из палочек», «Обведи по точкам»

Дидактические игры: «Цифры в городе», «Лабиринт», «Четвертый лишний».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Внести в группу иллюстрации с изображением музеев и достопримечательных мест района и города.

КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми

Предложить ребенку игру в журналистов  взять интервью у взрослых (воспитатель, помощник воспитателя, родители)

 «За что ты любишь свой город?»

Развитие всех компонентов устной речи

Предложить детям, в игровой деятельности, рассказать об «Отличительных чертах Санкт-Петербурга» (город рек, мостов, музеев)

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛЕРА

Развитие литературной речи

Приобщение к словесному искусству

  произведения о природе Ленинградской области, фотоальбомы «Экскурсии по Санкт-Петербургу», «Санкт-Петербург в загадках», Полякова Н.М. «Недаром зовется»

Предложить детям рисовать отгадки, альбомы с рисунками и рассказами детей о Санкт-Петербурге;

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ РАЗНОГО МАТЕРИАЛА

Развитие навыков и умения конструктивной деятельности

Предложить детям в центре конструирования создать макает  города- мосты, реки, дома, используя кубики, конструкторы разного вида.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)

  Игровую ситуацию «Магазин Сувениров-

Солдатики  времен ВОВ»

Предложить детям распределить роли, используя считалки.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности

Внести в центр «Мой город» генеалогическое дерево своей семьи, фотоальбомы «Я и мой город»

Предложить детям представить свои исторические факты.

Формирование патриотических чувств

В центре «Мой город» выставить иллюстрации на тему

«Мой город-город герой. Фото блокадного Ленинграда».

 Предложить детям провести экскурсию по фото галереи.

Передача детям знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортах средств.

Предложить детям игровую ситуацию «Как вести себя на улице города», «Опасные ситуации в городе»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие навыков и умений изобразительной деятельности детей

 ( рисование, лепка, аппликация, художественный труд)

Рассматривание вариантов различного оформления праздничных открыток.

Работы детей.

Развитие детского творчества

тематические раскраски; в центр детского творчества внести

силуэты памятников и архитектурных сооружений города Санкт-Петербурга.

  1. Примерное планирование работы по сотрудничеству с родителями

Месяц

Формы работы с родителями

Сентябрь

*Информационный блок «Давайте вместе растить наших петербуржцев»

 * Анкетирование родителей (письменно) для выявления предложений по улучшению работы с детьми по знакомству с культурным наследием города

*Рекомендации на сайт детского сада и в группу в контакте «Маршрут выходного дня» - проулки по улицам микрорайона.

Октябрь

*Информационный блок .Консультации для родителей на темы: «Как знакомить ребенка с достопримечательностями города», «История города-  средство  воспитания ребенка-дошкольника».

Ноябрь

*Встреча с родителями в «Петербургской гостиной» для ознакомления с дидактическими играми и атрибутами, которыемогут быть использованы в домашних условиях.

Декабрь

*Рекомендации родителям по закреплению знаний детьми правил поведения на улице.

*Составление памятки «Безопасное и этичное поведение пассажиров в транспорте и на остановках».

Январь

*Информационный блок»,Советы и рекомендации по безопасному проведению праздничных мероприятий»

*«Маршрут выходного дня»- прогулки по рождественскому Петербургу.

*Экскурсия  «Рождество-детский праздник»-посещение дворца в Гатчине

Февраль

*Провести консультацию  на тему «Экскурсия». Обсудить с родителями тему выездной экскурсии и методы её реализации.

*«Маршрут выходного дня»-посещение музея на выбор :Зоологический, Эрмитаж, Кунсткамера(отв музейный педагог)

Март

*Консультация на сайт детского сада  «Правила поведения детей при посещении театра, музея, у памятника, мемориала»

«*Маршрут выходного дня»- посещение Петропавловского собора.( отв музейный педагог)

Апрель

*Выездная экскурсия  « Музей А.С.Пушкина» (отв музейный педагог).

*«Маршрут выходного дня» - целевая прогулка  по площади Искусств ,знакомство с памятником А.С.Пушкину.

*Информационный блок : рекомендации по росещению домика –музея Арины Родионовны в д.Кобрино Гатчинского района.

Май

*Проведение конкурса рисунков, выполненных детьми вместе с родителями, на тему «Вместе дружною семьей любим город наш родной».

«Маршрут выходного дня» - рекомендовать прогулки в Летний сад, на Дворцовую площадь, по Невскому проспекту (наблюдение за украшением города к празднику).


Тематическое планирование

Месяцы

Темы непосредственно образовательной деятельности

Цели

Развивающие игры

Продуктивные виды деятельности

Сентябрь

  1. Знание членов семьи, их имен, кем работают, обязанности каждого в семье   «Дружная семья». Знание домашнего адреса, дороги в детский сад, улиц ближайшего окружения.

  1. Знакомство с Санкт-Петербургом - обзорное (имя города, герб – опознавательный знак города, кто создатель Санкт-Петербурга, символика) видео.

Петербургский словарь-

 город – горожане, остров – островитяне, Санкт-Петербург – петербуржцы, пешеходы, пассажиры, герб, скипетр – символ власти, щит.

  1. Чтение глав из книги В. Пянкевич и А. Смирнова. Как найти счастье на улице.

- сформировать знание о символах города;

- формирования понятия «Мы - Петербуржцы»;

- изучение истории СПб через символы;

- формирование гражданской позиции;

- объяснить «Почему надо знать свой адрес?», «Знание телефонов «01», «02», «03»

Наглядные

  1. Составь картинку с видами города (кубики, настольная мозаика)
  2. «Найди пару» - внесение фотоальбомов с видами города в разное время года, части суток и заснятые в разных ракурсах.

Словесные

  1. Знакомство детей с «правилами поведения настоящего горожанина»
  2. «Азбука общения» стр 209

Практические

  1.  Обводки и трафареты с видами Санкт-Петербурга «Бегемотик – обормотик»
  2. С южетно– ролевые: семья, детский сад (обогащение знаний и словарного запаса через атрибутику)
  3. Знакомство с ребусами по тематике (семья, имена, улица, двор, подъезд, комната)

Рисование

«Я здесь живу»

«Символы города»

Аппликация, конструирование

«Дома на нашей улице»

Просмотр слайдов на тему»Город и природа.Живой город»

Работа с картой (найди зеленое и синее в городе)

Уход за комнатными растениями

Рассмотрение гербария

Прогулки по территории детского сада

Прогулки с родителями в ближайший сквер,парк

Месяцы

Темы непосредственно образовательной деятельности

Цели

Развивающие игры

Продуктивные виды деятельности

Октябрь

  1. « Я вновь хочу вернуться в этот сад» - флора старейшего сада города, ограда Летнего сада, реки, каналы, омывающие Летний сад.

  1.  Баснописец  И.А. Крылов .

  1. Просмотр видео сюжетов о Летнем саде и слайдов «Сказки Летнего сада»

2.

- формирование ценности памятников культуры  и искусства;

- воспитание петербуржца на лучших традициях петербургской культуры;

 Расширить представления  о Летнем саде, его  истории,мифах

 Расширение знаний  об  основных памятниках и скульптурах Летнего сада

-знакомство с одной из форм литературного произведения-«басня»;

-обогащение словаря ребенка новыми терминами

-развитие речи ребенка

развитие памяти, мышления;

-развитие творческих способностей ребенка;

  1.  рассматривание фотоальбома «Осенний Петербург»
  2. «С какой ветки детки?»
  3. «Чей лист?»
  4. «Узнай дерево по листу,      плоду».
  5. «Много – нет»
  6.  Игры «Петербургские окна», «каменный лев».
  7. Ребусы: (сад, Крылов, статуи, трава, вода, ваза)
  8. Разбор слов и понятий «Дети о Санкт-Петербурге»
  9. Индивидуальная работа:   рассматривание скульптурной композиции «Мир и изобилие»
  10. Л.Н. Михинько «Строим город»

11Чтение книги М. Борисова «Мы гуляем по Летнему саду», басни И.А. Крылова, журнал «Автобус №2», «Люся и дедушка Крылов», «Саша черный».

Рисование

 «Осень в Летнем саду»

Конструирование

«Лебеди» (шишки)

Лепка

«Скульптуры в Летнем саду»

Аппликация (рваная) – коллективная

 «Осень в Летнем саду»

Месяцы

Темы непосредственно образовательной деятельности

Цели

Развивающие игры

Продуктивные виды деятельности

Ноябрь

1.Понятие «петербуржец» -житель нашего города (толерантность)

2.«Вдоль по улице пешком»Продолжать расширять  знания  правил дорожного движения.Правила дорожного движения в петровские времена.

3.Знакомство с микрорайоном (с картой микрорайона).

-познакомить детей с понятием «Петербуржец»

-воспитывать у детей желание заботиться о близких

-расширять представления о дружбе

-развивать эмоциональную отзывчивость

-воспитывать вежливость.учить в различных ситуациях договориваться и избегать конфликтов

- познакомить детей с различными видами транспорта(сейчас и ранл

- рассказать о необходимости транспорта для большого города;

- побеседовать с детьми о том как выгладил транспорт много лет назад;

- напомнить детям о правилах дорожного движения;

  1. «Что изменилось?»
  2. «1, 2, 5, 9»
  3. «Кто на чем едет»
  4. «Один – много»
  5.  кроссворда      «Кто на чем едет»
  6.  игра                  «Так – не так»

«Фея вежливости»

  1. «Дорожные знаки»

8.Просмотр видео сюжетов по правилам дорожного движения.

  1. 9 Чтение.

Журнал «Автобус №2»

«Сколько лет автобусу»

Е. Мараховская «Метро»

Просмотр слайдов на тему «Петербуржец»

Рисование на тем у « Я Петербуржец»

Настольно-печатная игра «Санкт –Петербург»

Игра-викторина «Знаешь ли ты свой город?»

См сборник «Патриотическое воспитание»

Рисование

«Машины на нашей улице»

 «Мосты Санкт-Петербурга»

Аппликация

«Дорожные знаки»

Месяцы

Темы непосредственно образовательной деятельности

Цели

Развивающие игры

Продуктивные виды деятельности

Декабрь

1   «  Живой город»-город и природа

2Жизнь улицы( почта,парикмахерская,мага

Зины,киоски) раньше и сейчас.Звуки города

- развитие личности ребенка в процессе общения с разнообразными объектами окружающей среды;

- продолжать знакомить детей с городом;

- объяснить детям существования природы в большом городе, раскрыть значение садов, парков для нашего города;

- научить ребенка видеть необыкновенное в повседневном;

 - знакомство с картой города;

1. Заучивание  стихотворения Н. Федотова «Что мы видим за окном».

2. Дидактическая игра «Азбука вежливости»

3.Составление маршрута «Дорога в детский сад».

4.Дидактическая игра «Найди улицы на карте Красносельского района»

5.Сочинение сказки «Живая улица района»

Работа с картой («Найди «зелёное, синее»» и т.д.)

. Просмотр слайдов на тему «Город и природа. Живой город»;

- уход за комнатными растениями;

- рассмотрение гербария;

- рисование по замыслу детей «Летнего Сада»;

- прогулка по территории двора детского сада;

 -просмотр слайдов на тему «Жизнь улицы»

-прогулка с родителями на почту

-прослушивание аудиозаписи «Звуки города»

-сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская,магазин»

-аппликация «Витрина магазана»

Январь

  1.  « Нева-особая река»

  1. Знакомство с реками, каналами.Судоходство раньше и сейчас

  1. Рождественские традиции Санкт-Петербурга.

(экскурсия в Гатчинский дворец)

Уточнить и систематизировать имеющиеся знания

-активизация и обогащение словаря за счет слов :набережная,судоходная,гранит,встала,

замерзла

- продолжать знакомить детей с историей родного города и его достопримечательностями;

- познакомить детей с реками и каналами Санкт - Петербурга, с их названиями;

- рассказать об истории строительства мостов города Санкт - Петербурга;

-расширить знания детей о праздновании Рождества в прошлом

-познакомить с народными традициями празднования Рождества

-познакомить с рождественскими сказками

  1. Путешествие по рекам и каналам.
  2. «Что лишнее?»
  3. «Собери картинку»      (мосты Санкт-Петербурга)
  4.  фотоальбом«Мосты Санкт-Петербурга»
  5. «Петербургское лото»

6.Чтение произведений о реках, каналах, мостах

7 просмотр слайдов о праздновании Рождества

8-заучивание стихотворения «Знаменитая Нева» М Борисовой ( см картотеку стихотворений о СПб)

Рисование

 «Твоих оград узор чугунный»

Совместная работа с родителями. Конкурс: «Реки и каналы СПб»;

Коллективная работа «Набережная реки Невы»;

Просмотр презентаций «Город на островах,Река Нева, Мосты и каналы,Судоходство раньше и сейчас»

Месяцы

Темы непосредственно образовательной деятельности

Цели

Развивающие игры

Продуктивные виды деятельности

Февраль

  1. Сказки и были Петропавловской крепости.Тана имени крепости.

 

3. Чтение «Путешествие по Санкт-Петербургу с Аликом и Гусариком»

Л. Шиф

- рассказать детям об основании нашего города, день рождения города;

- сформировать у детей представление о том «Почему строительство города началось со строительства крепости»;

- рассказать о крепостях древней Руси;

- учить детей «читать карту - схему»;

  1. Словесные игры:

«Что я видел?»

«Где я был?»

«Четвертый лишний»

  1. «Петербургское домино»
  2. Чтение ребусов (шпиль, колокольня, верфь, Кронверк)
  3. «По болоту Петр шел»
  4. Книга – макет «Построй город» - С.А. Прохватилова

«Петропавловская крепость»

  1. Л.Н. Михинько           «Строим город»
  2. Внесение фотоальбома «Зверинец Санкт-Петербурга»

-просмлтр видеосюжетов на тему «Петропавловская крепость»

=путешествие с детьми по карте –схеме «Петропавловской крепости».

-Рассматривание фотографий и рисунков

-Лепка (барельеф)

«Флюгер»

-Аппликация»Крепость»

-Рисование

«Петропавловская крепость»

- Просмотр видеосюжетов

-составление мнемотаблицы с шифровкой информации о Петропавловской крепости

Месяцы

Темы непосредственно образовательной деятельности

Цели

Развивающие игры

Продуктивные виды деятельности

Март

  1.   Ансамбль стрелки Васильевского острова (Ростральные колонны, Биржа, спуск к Неве…)Мифы и легенды  стрелки Васильевского острова.

  1. Васильевский остров.Город на островах.Мосты ,каналы,судоходство.

-расширять и активизировать словарь за счет слов: Медный всадник, Ростральная колонна, Биржа, архитектор, маяк

-продолжать развивать у детей связную речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным предложением.

-развивать у детей чувство прекрасного, умение любоваться красотой родного города, проявлять интерес к истории Санкт-Петербурга.

  1. Настольная мозаика «Стрелка Васильевского острова»
  2. «Что перепутал художник?»
  3. «Узнай картину по её части»
  4. Книга – макет «Построй город» С.А. Прохватилова
  5. Л.Н. Михинько «Строим город»                           Ребусы (стрелка, колонна, вода, Нева, чайка, канал, Мойка, волна)

6 Чтение Л. Шиф, Е. Ефимовский

«Путешествие в Санкт-Петербург»

7.Просмотр видеосюжетов

-Просмотр видео «Город на островах,Река Нева,Мосты,каналы

.Судоходство»

-Лепка

«Ростральные колонны»

-Рисование

«Стрелка Васильевского острова»

-совместная работа с родителями»Реки и каналы СПБ»

-Чтение стихотворения « 101 остров и 600 мостов» Н.Полякова.

(см картотеку стих о СПБ)

Месяцы

Темы непосредственно образовательной деятельности

Цели

Развивающие игры

Продуктивные виды деятельности

             Май                                     Апрель

1.Сказка о дивных зверях «Львы стерегут город»

2.Память в памятниках

о. Декабристов

Адмиралтейство

Медный всадник

Исаакиевский дворец

Зимний дворец

Дворцовая площадь

Символы Санкт-Петербурга

«Город в наследство»-.День рождения города

- формировать начальные знания об архитектуре СПб;

- способствовать формированию о том, кто такие архитекторы;

- рассказать детям о главных архитекторах нашего города;

- рассказ о подготовки города к празднованию дня рождения;

- развивать интерес к жизни родного города;

- рассказать детям о подарках которые дарят нашему городу в день рождения;

  1. Разрезные картинки
  2. Кубики
  3. «Петербургское лото»
  4. «Много, два, четыре, один»
  5. «Так – не так»
  6. «Что изменилось?»
  7. «Где я был?»
  8. Составь герб города
  9. «Петербургские окна»

 10 фотоальбома   «Весна в Санкт-Петербурге»

11.Просмотр иллюстраций

Ребусы (собор, музей, дворец, купол, Сенат)

Просмотр видеосюжетов и слайдов

Подготовка спектакля «Город дивный-город славный»

-рисование «Львы у Невы»

Прорисовка различных оконных проемов, колонн

-Квест «Львы стерегут город»

Рисование

Исаакиевский собор,

Казанский собор,

Адмиралтейство

Конструирование

«Кораблей»

Аппликация

«Корабли на Неве»

Подготовка праздника

«День рождения Санкт-Петербурга»

Стихи, песни, танцы, викторины.

  1. Список используемой литературы

  1. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Спб., 2008.
  2. Алифанова Г.Т. Первые шаги (воспитание петербуржца-дошкольника). СПб.,2000
  3. Авсеенко В. История города Санкт-Петербурга а лицах и картинах. Исторический очерк. 1703-1903. СПб., 1993.
  4. Вежель Г.Взрослеем вместе с городом.СПб., 1997.
  5. Горбачевич, К. Хабло Е.  «Почему так названы?
  6. Ермолаева Л. Прогулки по Петербургу. Спб.,1992.
  7. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город.СПб.,1995.
  8. Канн П. Прогулки по Петербургу.СПб.,1994.
  9. Махинько Л.Я –петербуржец.СПб.,1997.
  10. Помарнацкий В. Узнай и полюби Санкт-Петербург. СПб.,1997.
  11. Никонова Е. Мы-горожане.СПб.,2005.
  12. Никонова Е. Первые прогулки по Петербургу.СПб.,2004.
  13. Солнцева О.В.,Город-сказка,город- быль: учебно-методическое пособие СПб ,2003г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-методическое пособие "Я - петербуржец"

Учебно-методическое пособие "Я - петербуржец" - это разработанные в соотсетствии с ФГТ конспекты комбинированной  образовательной деятельности с детьми старшей группы по знакомству с Петербургом....

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка воспитателя ГБДОУ детского сада № 10 Выборгского района Санкт-Петербурга, Персиной Елены Николаевны. Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец»

Данный материал включает в себя содержание работы с дощкольниками с (задержкой психического развития) и их родителями по теме:Ознакомление детей дошкольного возраста (старшей группы) с  Санкт-Пет...

Методическая разработка Вариативная часть системы работы по ознакомлению детей с ТНР старшего дошкольного возраста Санкт-Петербургом «Я - Петербуржец». Воспитатель: Болачкова А.М.

Дошкольный возраст является особо восприимчивым к освоению духовного опыта, поэтому так  важно для ребенка сделать свои первые шаги на пути знакомства с культурой и историей своей родного города ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по программе дополнительного образования «Маленький петербуржец» Возраст: 4 – 5 лет

В основу воспитания маленького петербуржца положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательн...