Познавательно - исследовательский проект "Здравствуй, осень"!
проект по окружающему миру (средняя группа)
Актуаоьность проекта: познание ребенка окружающего мира обязательно и включает познание природы.
Цель: расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, признаках, и явлениях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» города Алейска Алтайского края
Познавательно - исследовательский проект
Воспитатель высшей категории: Долматова Н.В.
2021 г.
Вид проекта:
Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Продолжительность – краткосрочный. (сентябрь-октябрь)
Участники – дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Возраст детей - средняя группа (4-5 лет).
Актуальность проекта : познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Явления и объекты природы привлекают детей своей красотой, яркостью красок, разнообразием.
Сухомлинский В. А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться».
Учитывая, что представление детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши – мы потеряли веру в волшебство и сказку.
Мы не стараемся придумывать что-нибудь интересное и замысловатое – ведь у нас еле-еле сил хватает на работу и домашние заботы. А для малыша осень столько чудесного и необычного приносит. Согласитесь, что большим приключением для малыша будет поход в осенний парк, встречаем осень в детском саду все вместе. Это нам кажется, ну что там может быть такого особенного? Но мы глубоко заблуждаемся. Для малыша – это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами.
Цель: расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи: углубить представления об изменениях в природе осенью;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечь внимания к окружающим природным объектам;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Перелетные птицы»;
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Предполагаемые результаты:
Дети:
1. Имеют элементарные знания об осени, осенних явлениях.
2. Интересуются изменениями, происходящими в природе. У детей наблюдается благоприятное эмоциональное состояние к осенним прогулкам. 3. Расширился активный словарь детей по теме «Осень». 4. Повысился интерес к музыкальной и художественно-изобразительной деятельности.
Родители:
1. Создан благоприятный эмоциональный фон в семье. 2. Возник интерес к совместной деятельности с детьми и участию в жизни детского сада.
Воспитатели:
1.Собран и систематизирован дидактический материал по теме проекта. 2.Повышен уровня педагогической компетентности, профессиональный рост, удовлетворенность работой.
Используемые виды деятельности:
- НОД;
- Игровая;
- Чтение художественной литературы;
- Изобразительная;
- Труд
Продукт проектной деятельности.
- Выставка поделок из природного материала «Разноцветная осень»
- Праздник осени.
Этапы работы над проектом:
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатели: Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, с\р игр с детьми.
Музыкальный руководитель: Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.
Сотрудничество с родителями: Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «Разноцветная осень».
2. этап. Практический.
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов» «Оденем куклу на прогулку», «Сварим суп из овощей».
Дидактические игры: «Найди такой же листок». Цель: учить находить по образцу листья, закреплять названия деревьев. «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Какое время года?», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?», «Что это за птица?» «Собери картинку»
Труд Совместное украшение группы к осеннему празднику. Сбор природного материала на прогулке. Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки. Сбор гербария.
Познание Беседы «Осень» Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях
«Почему птицы улетают на юг» Цель: Закрепить понятия «Перелетные», «Зимующие» птицы, закрепить названия перелетных птиц ласточки, утки, журавли и дрозды, цапля аист дикий гусь. Познакомить со значением слова «оседлые».
«Что изменилось в осеннем лесу» Цель: уточнить и расширить у детей представления об осеннем пейзаже. Рассказать, как прекрасна природа в это время года.
«Осенний урожай» Цель: развитие речевых навыков; закрепление знаний об овощах, фруктах и других дарах природы; формировать культуру питания; воспитывать аккуратность, чистоплотность; развивать умение работать в коллективе.
«Почему деревья сбрасывают листья» Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.
Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, птиц.
Ознакомление с природой: «Что нам осень подарила?», «У медведя во бору грибы, ягоды беру», «Скоро зима»
Цикл наблюдений:
Наблюдение за сезонными изменениями в природе Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и описывать приметы осени, узнавать их в стихотворениях; учить определять время года по характерным признакам. Понаблюдать за состоянием погоды. Формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; - подмечать особенности этого явления, делать выводы.
Наблюдение за цветником Цель: познакомить детей с названиями нескольких цветов, показать их строение, формировать представление о том, что цветы – живые, они растут и изменяются.
Наблюдение за перелетными птицами Цель: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.
Наблюдение за деревьями осенью Цель: Расширение и обогащение знаний детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.
Наблюдение за насекомыми
Цель: Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при
наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т. д.)
Коммуникация Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
Чтение художественной литературы Пословицы, поговорки, загадки об осени. Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", «Чтение стихотворения И. А. Бунина «Листопад», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» . Чтение детям: И. Соколов- Микитов «Листопадничек», Чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки», «Репка», В. Сутеев «Яблоко», «Петушок и бобовое зернышко», «Как мужик рожь сеял»
Художественное творчество
Рисование: «На яблоне поспели яблоки», «Красивые цветы», «Золотая осень», «Идет дождь», «Сказочное дерево». Лепка: «Фрукты», «Овощи», «Грибы» Аппликация: «Ваза с фруктами», «Осенний ковер», «Грибы», «Корзинка с грибами».
Музыка Слушание: П. И. Чайковский "Времена года". Разучивание песен об осени. Музыкальная сказка «Репка»
Культурно - досуговая деятельность: «Праздник осени». Конкурс чтецов на лучшее стихотворение об осени. Осенняя викторина, оформление выставки семейных поделок: «Разноцветная осень».
3-й этап – заключительный.
- Награждение участников конкурса чтецов на лучшее стихотворение об осени.
- Поощрение участников выставки «Разноцветная осень» (грамотами) Подведение итогов проекта.
Приложение№1.
План работы с детьми по осуществлению проекта
Наблюдение за цветником
Цель: познакомить детей с названиями нескольких цветов, показать их строение, формировать представление о том, что цветы – живые, они растут и изменяются. Образовательные: закрепить название цветов, растущих на клумбах, особенностей их строения, условий, необходимых для развития; закрепить представление о том, что одни цветы называются однолетними, а другие многолетними; учить сравнивать растения по высоте, по цвету, по запаху, по форме листьев и цветов. Развивающие: развивать наблюдательность, речь детей. Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе. Предварительная работа: рассматривание картин из серии «Садовые цветы», отгадывание загадок, чтение стихов. Словарная работа: бархатцы, астры, хризантемы, сальвии, лобелия; однолетние, многолетние.
Ход наблюдения
Воспитатель: Какое сейчас время года? Что происходит с растениями осенью? (ответы детей) А вот осенние цветы, Как островочек красоты, Который согревает, И взгляд чарует и ласкает. Воспитатель: Давайте подойдем поближе и внимательно посмотрим, как изменился цветник с приходом осени? (очень много цветов и ярких красок) На клумбе цветут цветы. Какие слова к ним можно подобрать? (красивые, восхитительные, прекрасные, они украшают жизнь людей) Воспитатель: Как называются цветы, растущие на клумбе? (ответы детей) Воспитатель: Все цветущие растения, за которыми ухаживают люди, называются садовыми. Воспитатель: Эти растения радуют нас своей красотой. (Воспитатель и дети рассматривают растения). Воспитатель: Ребята, вспомните, из каких частей состоит растение? (корень, стебель, листья, цветы). Для чего растениям нужен корень? Стебель? Листья? Цветы? Что нужно растениям для нормального роста и развития? Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние? Воспитатель: Посмотрите, какие красивые цветочки растут на клумбе. Кто знает, как они называются? (бархатцы, астры, циннии, лобелия, сальвия).
Итог: Как изменился наш цветник с приходом осени? Чем отличаются цветы от травы? Какими словами можно описать наш цветник? Для чего нужны цветы? Трудовая деятельность Цель: воспитание любви к растениям, желание о них заботиться. Сбор семян цветов. Подвижная игра "Раз цветочек, два цветочек" Цель: развивать внимание.
Конспект НОД по ознакомлению с природой
Тема: «Что нам осень подарила?». Цель: систематизировать знания об осени; расширение представлений детей об овощах и фруктах и пользе природных витаминов. Задачи: Формировать устойчивые представления о фруктах и овощах. Упражнять в употреблении времён года. Развивать активный словарь слов соответствующих сезонным природным изменениям (листопад, осень, прохлада, дождливый день). Дидактический материал: муляжи фруктов и овощей, две корзинки, Макет дерева. Карточки с геометрическими фигурами (билеты и на спинках стульчиков, осенние листики жёлтого и красного цвета. Шапочки к сказке репка) Музыкальная колонка.
Ход занятия:
Раздаётся стук в дверь. Клоун: Тук, тук, тук! Можно к вам? (ответы детей) Здравствуйте ребятишки девчонки и мальчишки! Меня зовут клоун Забияка и я приехал к вам из страны Клоуляндии. Я очень люблю ребятишек, но ёще больше люблю с ними играть и веселиться! Вы любите играть? (ответы детей) Тогда вставайте скорее в круг и повторяйте за мной Встаньте дети, встаньте в круг. Ты мой друг и я твой друг. Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнёмся!
Клоун: Вы любите путешествовать? Дети: Да Клоун: Тогда отправляемся ко мне в гости! (дети садятся в автомобиль и отправляются в путешествие) Клоун: В моей стране круглый год лето. А что за чудное время года у вас? (ответы детей) Я такого никогда не видел? А что бывает осенью, подскажите мне скорей? (приметы осени). Клоун: Вы умеете разгадывать загадки? (ответы детей) Хорошо, тогда слушайте внимательно: (загадки)
Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь) Круглое зелёное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленькие детки. (Яблоко) Сто одёжек и все без застёжек (капуста) Кто его раздевает, тот слёзы проливает (лук) Молодцы! Какие же вы умные ребята! Клоун: Предлагаю поигратьв игру «Чудесный мешочек» Клоун: Есть у меня волшебный мешочек, где вам нужно, не подсматривая, на ощупь определить что там. Назвать, на какую геометрическую форму похож предмет (круг, овал, треугольник). Молодцы! И с этим заданием вы справились. Клоун: Дети, как можно назвать одним словом: морковь, картофель, капусту? (ответы детей) А где растут овощи? (ответы детей).
А как можно назвать одним словом: апельсин, виноград, лимон? (ответы детей). А где растут фрукты? (ответы детей)
Физминутка:
А теперь все Дружно встали, Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело.
Клоун: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру "Собери урожай". (Команды подходят к корзинкам, (зеленая и серая). Дети должны собрать все фрукты в зеленую корзинку, а овощи в серую, по каманде дети собирают урожай). Клоун: Молодцы ребята вы справились! Клоун: Ребята, овощи и фрукты полезные или нет? Что в них много содержится! Правильно, много витаминов содержат в себе и овощи и фрукты. Клоун: я хочу поиграть с вами в игру «Посадил дед репку» А сейчас нам пора возвращаться. Занимаем свои места в машине. Едем, едем на машине. Нажимаем на педаль. Газ включаем, выключаем, пристально мы смотрим вдаль. Дворники счищают капли. Вправо, влево, чистота. Волосы ерошит ветер, мы шофёры хоть куда. Би-биб. Рефлексия: Ребята, а где мы сегодня с вами были? (ответы детей) Что нам осень дарит? Ребята, чем богаты овощи и фрукты? Вам понравилось путешествовать? (смайлики весёлые и грустные). Простите ребята, но мне пора уезжать в страну Клоуляндию.
Конспект НОД по ознакомлению с природой Тема: «У медведя во бору грибы, ягоды беру»
Цель: Закреплять знание детей о сезонных изменениях в природе, формироватьпредставление о растениях леса: ягодах и грибах. Расширять представление о пользе витаминов для человека и грибов. Материал: Иллюстрации с деревьями: рябина, береза, ель, грибов и ягод. Муляжи грибов.
Ход занятия
Воспитатель: Предлагаю отправиться с вами в осенний лес. Предлагаю идти за мной, я знаю дорогу. Но только сначала надо пройти по узкой тропинке идем по кругу, перешагиваем через кочки, отодвигаем ветки деревьев.
Воспитатель: Вот и дошли мы до полянки, смотрите вокруг как тут красиво! А сколько пенечков наромсло в лесу, предлагаю всем занять свои места. Воспитатель: Какие деревья вы видите в лесу, назовите? Дети: Это березка, как вы догадались (белый ствол и листья желтого цвета). Воспитатель: Какого цвета листья у березки? Дети: Да они стали желтые с наступлением осени. Воспитатель: А как называется это дерево? Дети: Рябинка Воспитатель: как вы догадались? Дети: У нее ягоды. Воспитатель: Какого цвета листья у рябинки? Дети: Разноцветные с наступлением осени. Воспитатель: А как называется это дерево? Дети: Елочка. Воспитатель: У березки листочки желтые, рябинки- разноцветные, а у елочки все время зеленые иголочки. Про нее так и говорят "зимой и летом одним цветом. " В лесу осенью так красиво все вокруг. Воспитатель: Ой, кто то шуршит и фырчит? идет по травке кто же это? Дети: Ежик Ежик: Здравствуйте ребята! Дети: Здравствуй ежик. Воспитатель: Ежик что-то хочет нам сказать, давайте послушаем его. Ежик: Я хочу вам рассказать, как нам осенью живется в лесу. Каждый занят своим делом. Вон видите на полянке белочка - она собирает орешки и грибочки. Затем она их сушит на зиму. Ежик: Вы наверно устали ходить по лесу, предлагаю отдохнуть.
(Физминутка) Меж еловых мягких лап Дождик тихо кап, кап, кап! (Дети поочередно, то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх) Где сучок давно засох, Вырос серый мох, мох, мох! (Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз) Где листок к листку прилип, Появился гриб, гриб, гриб! (Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку) Кто нашел его, друзья? (Дети стоят прямо, пожимая плечами) Это я, это я, это я! (Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.) Воспитатель: Ребята, а все грибы можно кушать? Дети: нет Воспитатель: А почему? Дети: Есть грибы съедобные – несъедобные Воспитатель: Посмотрите на этот гриб (Мухомор.) В шапке красной Враг опасный. Воспитатель: Мухомор не съедобный, но его нужно беречь, он может быть полезным лесным жителям при болезни. Грибы нельзя выдергивать из земли их надо срезать ножом. Воспитатель: А вот еще гриб (Белый). Это съедобный гриб. Ежик: В нашем лесу зайчики, белочки, мишка любит рвать ягоды. Воспитатель: Какие ягоды вы знаете в лесу? Есть ягоды которые нельзя есть - несъедобные, и которые можно- съедобные. А еще ягоды очень полезные и вкусные. В них много витаминов. Ежик: Я пойду, ребятки к маме - ежихе и она меня уже потеряла наверно. И спрошу про ягоды у нее заодно. Стук в дверь (появляется медведь) Медведь: Кто на моей полянке тут шумит? А вы знаете как надо вести себя в лесу? (ответы детей) Медведь: Ну вы и молодцы, а теперь поиграем в игру « У медведя во бору». Какие вы дружные, я для вас подарки принес, в коробочке. Сейчас подарю всем из нашего леса. (листочки из раскраски с деревьями, ягодами и грибами.)
Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
Цель: Углублять интерес к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы полным ответом. Развивающие: Продолжать развивать умение различать по внешнему виду, вкусу и форме наиболее распространённые овощи и ягоды.
Воспитательные: Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи. Приобщать к общепринятым нормам и правилам. Речевые: Учить использовать в речи обобщающие понятия. Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением из 3-4 слов с однородными членами. Обогатить речь названиями овощей, фруктов и ягод. Предварительная работа: Беседа об овощах и фруктах Наблюдение за огородом Рассматривание иллюстраций, картин с овощами и фруктами Чтение стихов, загадок об овощах Раскраски «Овощи и фрукты». Д/И «Что растёт на грядке?». Методы и приемы: Игровой Чтение стихотворения воспитателем Вопросы к детям Объяснение новых слов Хоровое проговаривание Физминутка
Ход занятия:
Дети садятся полукругом. Воспитатель: Дети посмотрите, кто к нам пришёл в гости? ( Это кукла Маша) Воспитатель: Правильно, а что у неё в руках? (У неё в руках корзинка) Воспитатель: Как вы думаете, куда Маша собралась с корзинкой? (Маша собралась в магазин или на базар) Воспитатель: Маша захотела сварить вкусный борщ, но она не знает, что ей для этого нужно. Давайте поможем Маше.
Я предлагаю вам послушать стихотворение Юлиана Тувима «Овощи». Воспитатель читает стихотворение. После небольшой паузы задаёт вопросы.
Воспитатель: Куда пошла хозяйка? (Хозяйка пошла на базар) Воспитатель: Какие овощи купила она? (Хозяйка купила картошку, капусту, морковку горох, петрушку, свёклу.) Воспитатель: О чём спорили овощи? (Кто лучше, вкусней и важней на земле) Воспитатель: Где варила хозяйка суп? Куда она сложила все овощи? (Хозяйка сложила все овощи в кастрюлю) Воспитатель: Что нужно сделать, чтоб получился вкусный суп? (Нужно обязательно овощи помыть и порезать) Воспитатель: Как ещё можно назвать этот суп? (Это борщ) Воспитатель: Почему? Какой овощ обязательно добавляют в борщ? (Борщ варят со свёклой).
Физминутка
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнём и поиграем с нашей гостьей. Игра называется «Съедобное - несъедобное». Я и Маша будем кидать вам мяч, а вы будете ловить мяч, если это съедобное. (В перечисленных словах называю фрукты, овощи и ягоды). Воспитатель: Молодцы!!! Хорошо поиграли! Маше очень понравилось. Воспитатель: А сейчас давайте Маше поможем сложить овощи в корзинку, из которых она будет варить борщ.
Выходи Илья, я буду читать ещё раз, а ты складывай овощи в корзину. (Дети хором называют овощи). Воспитатель: Молодец! Теперь Маша сможет сварить вкусный борщ. Как вы думаете, вкусный получиться борщ? А будет он полезный? Почему? (Потому что в овощах очень много витаминов) Воспитатель: Маша хочет угостить вас вкусным и полезным овощем. Но она хочет, чтоб вы попробовали на вкус и назвали этот овощ. (Дети пробуют и называют овощ). Воспитатель: Дети, понравилось вам стихотворение, которое я вам сегодня прочитала? Как он называется? (Называется «Овощи») Давайте поблагодарим Машу и попрощаемся с ней.
Чтение стихотворения И. А. Бунина «Листопад»
Цель: Познакомить детей с новым стихотворением И. Бунина «Листопад». Задачи: Учить детей слушать и анализировать стихотворение о ранней осени. И. Бунина «Листопад». Учить замечать красоту осенней природы, запечатленную в репродукции. Уточнить с детьми приметы осени. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Вызвать у детей желание самостоятельно рассказывать о красоте осени. Развивать интерес к поэзии. Воспитывать чувства прекрасного, эстетический вкус и любовь к природе. Предварительная работа: Беседы с детьми на тему «Осень». Экскурсия по территории детского сада, наблюдение за осенней природой. Рассказывание пословиц и отгадывание загадок, чтение стихотворений на осеннюю тему. Словарь к занятию: терем, лиловый, багряный, золотой, лазурь. Демонстрационный материал: репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».
Вводная часть. Собрались все дети в круг (встают в круг) Я твой друг (руки к груди) И ты мой друг (протягивают руки друг к другу) Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки) И друг другу улыбнёмся (улыбаются) Ждет знаний целая страна (хлопают в ладоши) Сядем дружно на места (садятся на места)
2. Основная часть. Воспитатель: Ребята сегодня к нам в группу пришел Незнайка. (показывает игрушку «Незнайка»). Он пришел к нам в детский сад, и принес с собой вот что (показывает репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень») и ни как не может понять, что тут изображено на картине, что произошло, почему на картине все деревья разноцветные. Что случилось? Дети: Осень наступила. Воспитатель: Ребята, наверное, Незнайка живет в своем «Цветочном городе» сказочном городе и ничего не знает про Осень. Давайте ему все расскажем и будем все показывать Незнайке. Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что изобразил на своей картине И. Левитан. Дети: Желтые, красные деревья, речку, тучки, трава пожелтела. Воспитатель: Да ребята, правильно, И. Левитан изобразил на картине «Золотая осень» осенний пейзаж: рощу, поле и речку. На одном берегу раскинулась березовая роща на другом ивы. У берез в роще уже пожелтела листва. Кажется, что при порыве ветра облетает с деревьев листва, покрывая землю опавшими листьями. Ивы наоборот стоят еще зеленые как будто продолжается лето.
Картина у И. Левитана получилась солнечная, но солнце закрывают облака и от этого оно уже не так хорошо прогревает землю. Воспитатель: Ребята вам понравилась картина И. Левитана «Золотая осень»? Дети: Да понравилась. Воспитатель: Ребята давайте встанем около своих стульчиков и немного разомнемся. Пальчиковая игра «Собираем листочки» Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки) Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого) Листья рябины Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем) Воспитатель: Сейчас я хочу прочитать вам стихотворение поэта Ивана Бунина «Листопад»
«Листопад».
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой, Вступает в пестрый терем свой. Воспитатель: Вот какое осеннее стихотворение я Вам сейчас прочитала. Посмотрите, как стихотворение И. Бунина «Листопад» подходит к картине И. Левитана. Воспитатель: Ребята, а кто запомнил, как называется стихотворение? Дети: «Листопад» Воспитатель: Какое время года описывает поэт в своем стихотворении? Дети: Осень. Воспитатель: Как поэт говорит о лесе, с чем он его сравнивает? Дети: С теремом. Воспитатель: Ребята, а как об осени пишет поэт? Какая у него осень? Дети: Осень красивая, золотая, веселая. Воспитатель: Да осень у И. Бунина красивая, расписная. Ребята, а почему поэт сравнивает лес с «расписным теремом»? Дети: Ответы детей. Воспитатель: А как Вам кажется, почему поэт говорит о березах «березы желтою резьбой»? Дети: Ответы детей. Воспитатель: Молодцы. Предлагаю поиграть с Незнайкой. Мы будем передавать его друг другу, и называть приметы осени, чтоб Незнайка лучше все понял. Игра «Приметы Осени» (Правила игры такие: Незнайка говорит приметы лета, вы его берете и называете приметы осени.) Незнайка: Летом очень тепло. Дети: Осенью уже намного холоднее Незнайка: Летом я бегаю в шортиках и панамке. Дети: Осенью все одеваются потеплее, чтоб не замерзнуть. Незнайка: Летом, если на улице дождик, то он теплый и на улице тепло. Дети: Осенью дождик уже холодный и на улице холодно, все одевают сапожки. Незнайка: Летом всегда много птичек, которые весело чирикают. Дети: Осенью перелетные птицы улетают туда, где теплее, а остаются зимующие. Незнайка: Летом все деревья красивые зеленые. Дети: Осенью листики желтеют, краснеют и опадают. Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Все, что вы перечислили, все это можно сказать об осени. Я думаю, Незнайка все понял. Рефлексия: Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень старались. Незнайке
помогли разобраться, что такое осень. Ему очень понравилось у нас в гостях. Он наверняка расскажет жителям Цветочного города, что он узнал интересного.
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Знакомство со стихотворением А. Толстого "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад"
Цель: познакомить детей с новым стихотворением Алексея Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. Задачи: уточнить и обобщить представления детей об осени; учить детей характеризовать приметы глубокой осени при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворениях Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я шла в детский сад через парк. Деревья вокруг были желтые, словно из золота и под ногами шуршала листва, такая вокруг красота! Воспитатель: Какое сейчас время года. (осень.) Воспитатель: У каждого времени года свои любимые краски. Есть они и у осени. Что это за краски? (ответы.) Дети: желтая, рыжая, золотая. Воспитатель: А что происходит с погодой? (хмурая, пасмурная, дождливая) Воспитатель: Почему листья деревьев кружатся в воздухе? (Это сильный ветер срывает листочки.) Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворения об осени. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. Весело и горестно сердцу моему, Молча твои рученьки, грею я и жму, В очи тебе глядючи, молча слёзы лью, Не умею высказать, как тебя люблю. Воспитатель: Это замечательное стихотворение написал великий русский поэт Алексей Толстой. Воспитатель: Ребята, а какую картину нарисовал поэт (унылую, красочную) А что происходит с садом? (Листья облетели, сад опустел.) А можно сказать, что картина красочная? Да! Кругом желтые листья и ярко-красные листья рябин. Воспитатель: А почему настроение грустное? Дети: Уходит лето, листья рябин вянут. Воспитатель: На мой взгляд, лучшего описания осени, у Алексея Толстого, не существует. Воспитатель: Ребята, осень прощается с нами до будущего года!
Конспект НОД по рисованию
Тема: «Красивые цветы»
Цель: Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать ее и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения. Демонстрационный материал: клумба с цветами, образец рисунка. Раздаточный материал: листы бумаги А4, краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки, палитра. Методические приемы: беседа-диалог, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, загадывание загадок анализ, подведение итогов. Материалы. Гуашь разных цветов (по 3–4 цвета на каждый стол, бумага белого или любого светлого цвета, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Мы с вами радуемся осеннему солнышку, которое так ярко освещает золото листьев. Ярко-желтые, красные и оранжевые листочки выглядят так нарядно. А какие красивые осенние цветы растут у нас на клумбе. Осень длится три месяца. Сейчас сентябрь, потом наступит октябрь, затем ноябрь. Воспитатель: Ребята, а какие осенние цветы вы знаете? (ответы детей) Дети: Сентябринки, бархатцы, Астра Воспитатель: А вы любите цветы? (Да.) Почему? (Они приносят радость, можно подарить мамам, бабушкам, сестренкам.)
- Посмотрите по сторонам и расскажите, какие цветы вы видите в нашей группе. Воспитатель: Мы сейчас посмотрим с вами картинки о цветах, и вспомним какие цветы еще есть в природе. Просмотр картинок, обсуждение цветов, какие они по цвету? Чем они отличаются? Что у них общего?
Физ. Минутка Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках) Распускают лепестки (Начинают медленно вставать) Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой) Лепестки колышет (раскачиваются) Наши чудные цветки Закрывают лепестки Головой качают (раскачиваются) Тихо засыпают (и медленно принимают исходное положение)
Практическое занятие. Предложить ребятам показать, как можно нарисовать цветы. Затем показать детям несколько других приемов рисования лепестков: всей кистью, концом, примакиванием. Предложить нарисовать цветы, кто какие захочет. Поощрять использование красок разного цвета. Напомнить о правильных приемах рисования кистью, красками. Дети приступают к работе. Как только дети нарисовали, делаю выставку работ. Воспитатель: Какие красивые цветы вы нарисовали. Все они яркие и сразу видно, что выполнены они с любовью. Ребята скажите, как называются эти цветы? Рефлексия: Что есть у цветов? Что вам больше всего понравилось на занятие?
Конспект по рисованию
Тема: Сказочное дерево»
Цель: упражнять в умении передавать правильное строение дерева. Программные задачи. Обучающие: продолжать учить рисовать кистью, красками, учить правильно, держать кисть и аккуратно пользоваться краской. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, толстые и тонкие ветки. Воспитывать самостоятельность. Предварительная работа: рассматривание деревьев в детском саду, рассматривание иллюстраций с изображением сказочных деревьев, чтение стихотворения К. Чуковского «Чудо-дерево».
Ход ЗАНЯТИЯ Здравствуй, правая рука, Здравствуй, левая рука, Здравствуй, друг, Здравствуй, друг, Здравствуй, наш весёлый круг! - Доброго утра, Всем пожелаем! Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам пришло письмо от медвежонка. Что же с ним случилось? Давайте прочитаем. «- Осенью вся листва с деревьев опадает. Пусто и некрасиво становится вокруг моей берлоги. Я знаю, что ребята могут рисовать волшебные деревья, которые смогут радовать меня целый год. Помогите, пожалуйста!». Воспитатель: Поможем медвежонку? Сейчас мы нарисуем волшебные деревья, и медвежонок посадит их возле своего домика. Вы согласны? Дети: Да Воспитатель: Ребята, у волшебных деревьев, как и у настоящих, есть ствол, ветви, но листья, цветы и плоды могут быть разными, волшебными, не похожими на настоящие. Подумайте, с чего мы начнём рисовать дерево? Дети: Со ствола.
Воспитатель: Правильно. Ствол мы будем рисовать волшебными красками. Каким цветом будем рисовать ствол дерева? (Коричневым) Дерево растёт из земли. Отступаем от основания листа и рисуем ствол дерева одним движением. Получился ствол дерева. Что же еще мне нужно нарисовать, чтобы получилось дерево? Дети: Ветки Воспитатель: Правильно. Они растут из ствола. Нижние длиннее верхних. На больших ветвях есть маленькие веточки. Воспитатель: Ребята, получилось дерево? Дети: Да. Воспитатель: Чтобы получилось сказочное дерево, краски какого цвета мы будем использовать для изображения листьев и плодов? Дети: Желтый, красный, оранжевый, синий и т. д. Воспитатель: Перед тем, как начать рисовать сказочное дерево для нашего медвежонка, нужно размять наши пальчики. «Гимнастика для пальчиков» Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (Вращаем кисти рук) И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками) Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем) Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями) Постучали. Постучали. (Стучим кончиками пальцев по парте) Повертели. Повертели. (Круговые вращения кистью) И работать захотели. (Потираем руками) А теперь пройдем за столы и приступим к рисованию. Самостоятельна работа: Воспитатель помогает детям в процессе работы наводящими вопросами, советами, показом тем, кто в этом нуждается, приёмом изображения. Итоговая часть Воспитатель: Вот сколько красивых, разноцветных деревьев теперь будет у нашего медвежонка расти возле домика. Когда работы высохнут, мы их по почте отправим медвежонку. Воспитатель: Ребята, что мы с вами рисовали? Чем мы сегодня рисовали?
Конспект занятия по лепке
Тема: «Грибы»
Цели: закрепить умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы (раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы), развивать мелкую моторику рук, воображение, творческую самостоятельность, воспитывать аккуратность, усидчивость. Демонстрационный материал : муляжи грибов, пластилин, доска для лепки, салфетка.
Раздаточный материал - пластилин, доска для лепки, салфетка.
Ход работы:
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку: «Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек. Шляпка есть, нет головы» (В это время звучит запись птичьих голосов, шума леса, расставляются грибы (муляжи). Дети: Это гриб! Воспитатель: Правильно, это гриб. Посмотрите, ребята, куда это мы с вами попали? Дети: Мы попали в лес. Воспитатель: Дети, а кого можно встретить в лесу? Дети: В лесу можно встретить диких животных: лису, зайца, медведя, волка… Воспитатель: Ребята, а кто еще живет в лесу? Дети: В лесу живут птицы. Воспитатель: А что растет в лесу? Дети: В лесу растут деревья, трава, кусты, ягоды, орехи, грибы. Воспитатель: А сейчас, дети, я предлагаю вам размять наши пальчики. Пальчиковая игра «Соберу грибы» Я корзину в лес беру, (показывают удивление, разводят руки в стороны) Там грибы я соберу. Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!» Подосиновик, масленок, поочередно сгибают пальчики Подберезовик, опенок, пальчики на обеих руках, начиная Боровик, лисичка, груздь – с мизинца правой руки. Не играют в прятки пусть! Рыжики, волнушки Найду я на опушке. Возвращаюсь я домой, Все грибы несу с собой. А мухомор не понесу. (Большой палец левой руки отстав) Пусть останется в лесу! Воспитатель: Молодцы! Понравилась игра? А теперь, дети, возьмите по данному грибу и рассмотрите его. Скажите, чем они похожи? Дети: У грибов есть шляпка и ножка. Воспитатель: Правильно, дети! А чем они отличаются? Дети: Грибы разного цвета и размера. Воспитатель: Я вам предлагаю слепить такие грибы из пластилина. Сначала надо вылепить ножку гриба. Для этого я беру кусок пластилин и делю его на две части. Одну часть откладываю в сторону, а другую раскатываю между ладоней вперед движениями вперед – назад. Вот так. У меня получилась ножка гриба.
Теперь беру другую часть теста, кладу ее на одну ладонь другой накрываю и круговыми движениями скатываю шар. Вот так. Для того чтобы получилась шляпка, надо положить шар между ладонями и расплющить. Вот так. Теперь надо смочить водой место соединения шляпки и ножки и соединить. Вот так. У меня получился вот такой красивый гриб. Дети, всем понятно? С чего мы начинаем лепку? (Еще раз уточнить поэтапность изготовления) Можете приступать к лепке. Рефлексия Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько грибов выросло в нашем лесу. Все красивые и не похожие друг на друга. Сегодня все старались и были очень внимательны.
Конспект занятия по аппликации
Тема: «Корзинка с грибами»
Цель: Расширить знания о грибах.
Задачи: Закреплять умение классифицировать грибы (съедобные - несъедобные). Уточнить, расширить, словарный запас про «Грибы» (лес, гриб,
ножка, шляпка боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка.). Воспитывать умение радоваться сделанной работе
Демонстрационный материал:
• Плакат с изображением грибов на доске.
• Муляжи грибов.
Ход НОД:
Воспитатель показывает детям Белку (игрушку или картинку).
Воспитатель: Ребята, к нам в садик из леса прибежала Белочка. Она делала запасы на зиму. Собрала много шишек, желудей и орехов. Но вот вкусных грибов не нашла. А она их так любит. Смотрите, какая она грустная. Что же делать, ребята?
Дети: Надо вырезать грибы и наклеить их на корзинки. А корзинки с грибами подарим белочке. Воспитатель: давайте порадуем белочку. Воспитатель: ребята, посмотрите на плакат. Что на нем изображено? Дети: грибы Воспитатель: Какие из представленных грибов вы можете назвать? Воспитатель: Ребята как вы уже знаете, грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Какие бывают грибы? Дети: Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Пальчиковая гимнастика «Грибы» Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу. Мы идем грибы искать. Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику, Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел.(гимнастика проводится два раза). Воспитатель: Ребята, у вас на подносах лежат прямоугольники разного цвета и разной формы. Назовите, какого цвета будут шляпки, а какого цвета ножки. Дети: Белые прямоугольники – это ножки. А оранжевые и коричневые – это шляпки. Воспитатель: Верно. А как из прямоугольников сделать шляпки, ножки? Дети: Нужно срезать углы у прямоугольников. Воспитатель: Правильно. Посмотрите внимательно, как мы будем, с вами работать. (При показе пояснить, что вырезать шляпку гриба нужно начинать с нижнего угла прямоугольника, вести закругленный главный разрез до второго нижнего уголка используя всю поверхность заготовки. Ножки грибов вырезают также, по срезают углы у обоих сторон). Ребята возьмите в правую руку ножницы и попробуйте сами срезать углы у прямоугольников). Воспитатель: А теперь возьмите ножки гриба, наложите клеем и аккуратно приклейте на корзинку. Затем приклеиваем шляпку. (Дети самостоятельно выполняют аппликацию). Итог. Воспитатель: Молодцы, ребята. Закончили свою работу. Возьмите свои корзинки с грибами и покажите белочке. Смотрите, сколько красивых корзинок с грибами у нас получилось. Давайте подарим их белочке. А сейчас, попрощаемся с ней. Белочке пора возвращаться в лес. Она расскажет своим подружкам – белочкам, зайчикам и ежам, какие подарки она получила от нас. (Дети прощаются с Белочкой, она уходит. Все работы выставляются на столе. Дети любуются своими корзинками с грибами).
Сюжетно ролевая игра «Овощной магазин»
Цель: Формирование социального опыта у детей средней группы через сюжетно-ролевую игру «Овощной магазин». Задачи: Учить детей распределять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли; Воспитывать уважение к труду взрослых, дружеское отношение друг к другу; Закрепить знания детей о профессии продавец; Закреплять знания об овощах; Закреплять правила поведения – правила вежливости, говорить: "спасибо" и "пожалуйста", здороваться и прощаться. Оборудование: Прилавок, весы, муляжи овощей, пакеты для покупок, деньги, фартук и нарукавники для продавца.
Ход игры:
Игру мы построили по схеме: • Позови друзей; • Распредели роли; • Выбери необходимые предметы для игры; • Поиграй; • Наведи порядок. Воспитатель: Ребята, вы ходили в магазин со своими родителями? Чем там занимаются люди? (ответы детей) - Что продают в магазине? (ответы детей) - А какие магазины вы знаете? (ответы детей)
Я предлагаю вам поиграть в «Овощной магазин». Воспитатель: А что продают и покупают в овощном магазине? (овощи и фрукты). - Чтобы нам начать играть, нам нужно распределение роли. Поскольку желающих на роль продавца всегда много, её мы распределим по считалке: Раз, Два, Три, Четыре, Пять Будем в магазин играть Становись скорее в круг Приглашай своих подруг Раз, Два, Три, Продавец сегодня ТЫ!
Роли распределены: продавцом стала наша Александра, остальные дети играют роль покупателя, я взяла на себя роль заведующей магазина, чтобы иметь возможность при необходимости руководить игрой.
Дети берут пакеты, деньги, идут в магазин за покупками и встают в очередь: «Кто последний я буду за Вами».
В магазине покупателей встречает очень вежливый и предупредительный продавец – кассир он вежливо здоровается с покупателем, потом предлагает ему товар, дает его посмотреть, говорит, сколько он стоит.
Ребенок - «покупатель» обращается к «продавцу»: - Здравствуйте! Я хочу купить кочан капусты.
Ребенок - «продавец» обращается к «покупателю» - Здравствуйте! Выберите, пожалуйста, какой именно кочан капусты вам нравится, я его взвешу на весах и назову вам его стоимость. - Стоимость вашей покупки составляет 10 рублей, оплатите, пожалуйста, покупку и получите товар. - Спасибо за покупку. Приходите к нам ещё.
Ребенок - «покупатель» отвечает «продавцу»: «Спасибо», «До свиданья» . Слаживает покупку в пакет, отходит от прилавка. Игра повторяется несколько раз. «Покупатели» и «Продавец» обращаются вежливо друг к другу. «Покупатели» озвучивают «Продавцу», какие овощи, и в каком количестве они бы хотели купить, (например: один большой помидор и много маленьких огурцов) спрашивают цену, уточняют свежий ли товар, когда завезён и т. д.
Магазин закрывается: уже поздно, рабочее время подошло к концу, покупатели купили все необходимые овощи, продавцу можно снимать фартук и навести порядок на рабочем месте. РЕФЛЕКСИЯ: Воспитатель: Ребята, во что мы с вами играли? (ответы детей). Понравилась вам игра? (ответы детей). Какие роли вы сегодня исполняли? (ответы детей). Кто, что купил в магазине? (ответы детей). Скажите, вы купили овощи или фрукты? (ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Осенний пейзаж"
Конспект детской экспериментальной деятельности: «Осенний пейзаж» Средний дошкольный возраст Программное содержание: Ø Закрепить представления детей о цветовом многообразииØ Расширить знани...
познавательно - исследовательский проект "Осень золотая" 2 младшая группа
Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе «Солнышко»...
Познавательно исследовательский проект «Осень в гости к нам пришла»
Познавательно исследовательский проект «Осень в гости к нам пришла»...
Отчет по познавательно исследовательскому проект «Осень в гости к нам пришла» с детьми раннего возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17269799","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"352","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17269805","...
Отчет по познавательно – исследовательскому проекту «Осень - чудная пора»
Цель: Расширять знания о сезонных изменениях в природе....
Проект краткосрочный, познавательно-исследовательский "Краски осени"
Проект для детей старшего дошкольного возраста с созданием осеннего гербария...
ПРОЕКТ Познавательно-исследовательский «Краски осени»
В условиях образовательного процесса в МБДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе. Приобщение к совместной деятельности детей...