Сценарный план экспериментально исследовательской деятельности "Таинственные чернила"
занимательные факты по окружающему миру (подготовительная группа)

Мануйлова Елена Александровна

формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о невидимых чернилах посредством активного включения в экспериментально-исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarnyy_plan_tainstvennye_chernila.docx483.69 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный  план  педагогического  мероприятия  

по познавательно-исследовательской деятельности    с  детьми   подготовительной  группы  

«Таинственные чернила».

Цель:  формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о невидимых чернилах посредством активного включения в экспериментально-исследовательскую деятельность.

 Задачи:

  1. Обучающая: осуществлять развитие детей в познавательно-исследовательской деятельности, дать представление детям о чернилах, используемые в древности, формировать интерес к истории человечества.
  2. Развивающая: развивать в процессе экспериментальной деятельности умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  3.  Воспитательная: формировать умение соблюдать технику безопасности, воспитывать самостоятельность.
  4.  Образовательная  среда.

Характер  взаимодействия  субъектов  деятельности: педагог-ребенок, педагог – группа детей, ребенок – ребенок.

Виды  деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Формы работы с детьми: сюрпризный момент, отгадывание загадок, решение проблемных ситуаций, исследовательская деятельность,

Средства  обучения и воспитания:  карточки с изображением бытовых приборов, загадки, колбы с соком  лука и лимона. 

Предметно – практическая среда: посылка почтовая, ноутбук, музыкальный центр, мебель для продуктивной деятельности, стол для проглаживания рисунков, утюг, свеча, обогреватель, альбомные листы, кисти.

Ведущая образовательная область: познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Планируемые результаты: элементарные представления дошкольников  о   симпатических (невидимых) чернилах, которые можно получить

из лимонного  и лукового сока, используя нагревательные приборы.

C:\Users\User\Desktop\на сайт\закинули\DSC00575.JPG

Примерный план  деятельности

Этапы  деятельности

Содержание     деятельности

Деятельность педагога

Самостоятельная деятельность детей

Мотивационный

- Дети, сегодня я Вас приглашаю на очередное заседание клуба «Хочу все знать». Сегодня у нас присутствует ученый совет, давайте с ними поздороваемся. Они будут наблюдать за нашей работой.

Стук в дверь. Педагог  приносит детям посылку. Открывает и достает записку. Читает здравствуйте, дорогие мои, маленькие ученые! Письмо, которое  я вам отправил, я написал специальными чернилами, затем высушил. Эти чернила называются симпатическими. Вы наверняка, не догадываетесь, какие это чернила? Это чернила, записи которыми являются изначально невидимыми. Записи становятся видимыми лишь при определенных условиях. Я вам предлагаю провести опыт и узнать, при каких условиях чернила проявятся и можно будет прочитать текст. Для этого у вас в лаборатории подготовлены все необходимые материалы и оборудование.

Основной

2. Этап.  Педагог:

- Ребята,  мы сейчас рассмотрим с вами, что за интересные предметы лежат у нас на столе. Это утюг, свечка, электроплита.. А вот лежат картинки, но чтобы их перевернуть нам нужно отгадать загадки. Может вы догадались, что это за предметы? Правильно, это бытовые приборы, а среди них есть нагревательные.  Как их используют?  Если вы затрудняетесь ответить, я вам подскажу, что эти предметы  при нагревании выделяют тепло. Значит, они называются нагревательными. Профессор нам предлагает нагреть лист. Самый безопасный способ – это прогладить лист утюгом. Но проглаживать буду я. Потому что маленьким детям нельзя пользоваться утюгом.

Педагог:

- Ребята, как вы думаете, какую жидкость использовал профессор для своего сообщения?  Он нам приготовил все необходимое для нашего эксперимента.  Подойдите к рабочим столам.

На столах у детей приготовлены колбочки с лимонным  и луковым соком,  альбомные листы, салфетки, кисти.

Педагог:

- Хотите узнать, что за жидкость находится  у вас в колбочках? Как это можно сделать? Я вас хочу предупредить, жидкость нам незнакомая, неизвестная.  На язык пробовать нельзя, можно только посмотреть, осторожно на расстоянии понюхать. Попробуем определить, что за жидкость?

Дети:

- Да

Педагог:

- Какой цвет?

Дети:

- желтый

Педагог:

- Нюхаем на расстоянии. Запах есть?

Дети:

- Есть. Похоже на лимонный сок.

Педагог:

- Мы с вами определили, что жидкость похожа на лимонный сок. Я тоже с вами согласна и думаю, что это лимонный сок. Сейчас мы превратимся в юных ученых. У нас есть жидкость, бумага, кисточки. Что мы будем делать?

Дети:

- Мы будем рисовать.

Педагог:

- Правильно. А рисовать мы будем цветы. Мы будем работать аккуратно.

Дети рисуют. Самостоятельная работа.

Педагог:

- А пока наши листочки подсыхают,  мы с вами немного отдохнём.

 Физкультминутка. Танец «Дрынц тынц»

Педагог:

- В наше время для письма используют шариковые ручки с пастой различной окраски. Этот способ возник очень давно.  Многие старинные рукописи дошли до наших дней: буквы, написанные старинными чернилами, сохранили свой цвет и блеск, несмотря на то, что с момента их написания прошли столетия.

Невидимыми, или по-другому симпатическими чернилами пользовались для ведения тайной переписки ещё в древние времена. Например, тайные агенты Иоанна Грозного использовали для написания своих доносов луковый сок, а потом бумагу нагревали, и буквы появлялись.

А Владимир Ильич Ленин писал тайные письма при помощи сока лимона или молока. Бумагу было достаточно в этом случае прогладить горячим утюгом.

Педагог:

- Ребята, сейчас мы с вами посмотрим презентацию о том, какими  письменными принадлежностями   пользовались наши предки в старину.

Педагог:

-  Наши рисунки подсохли. Вы что-нибудь на них видите?

Дети:

- нет.

Педагог:

- что надо сделать, чтобы проявился рисунок?

Дети:

- прогладить рисунок утюгом.

Педагог:

- У нас получился эксперимент. Мы узнали о невидимых чернилах. Сейчас мы ваши рисунки разместим на магнитную доску. Так давайте прочтём то письмо, которое отправил нам профессор, что же он хотел нам сообщить. Педагог проглаживает письмо от профессора, появляется надпись М О Л О Д Ц Ы!

 

Ответы детей.

 

   

Отгадывают загадки

  1. Микроволновая печь.
  2. Обогреватель
  3. Пылесос
  4. Чайник
  5. Холодильник
  6. Стиральная машинка
  7. Фен
  8. Электробритва

Исследовательская деятельность

Ответы детей.

Игра «Узнай по запаху»

 Дети угадывают  по запаху жидкости.

 

Продуктивная деятельность.

Физкультминутка.

Просмотр презентации «Таинственные чернила»

 Просмотр эксперимента.

Рефлексивный

4. Этап Заключительный.

 Дети рассаживаются на свои места

Педагог:

- из какой жидкости получились невидимые чернила?

Дети:

- из лимонного  и лукового сока.

Педагог:

- что нового вы узнали сегодня на заседании?

Дети:

- мы узнали, что  в лимонном и луковом  соке содержатся вещества, которые  выделяются при нагревании, благодаря которому рисунок на бумаге становится видимым.

Педагог:

- правильно.  Мы узнали. Что такие невидимые чернила можно получить из лимонного  и лукового сока. Но проводить такие опыты необходимо только в присутствии взрослых, потому что мы используем нагревательные приборы. Спасибо за работу. Очередное заседание клуба «Хочу все знать!» закончилось.

- Ребята, наше очередное заседание клуба «Хочу все знать!» на сегодня считаю закрытым. Спасибо!

 .

Ответы детей.

Дети высказывают своё мнение, что им понравилось больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности в детской лаборатории старшей группы

Разработанный план предпологает ознакомление с окружающим миром и природой через опытно-экспериментальную познавательную  деятельность детей....

План кружка «Эколошка» во второй младшей группе (экспериментально - исследовательская познавательная деятельность)

В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы младшего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьн...

Конспект занятия по экспериментально- исследовательской деятельности «Симпатические чернила»

Вовлекать детей в экспериментально-исследовательскую деятельность на основе формирования представлений о симпатических ( невидимых ) чернилах....

Сценарный план НОД по ФЭМП с элементами исследовательской деятельности

Сценарный план НОД  по ФЭМП с элементами исследовательской деятельности в подготовительной группе...

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Материал направлен на развитие умений детей старшего дошкольного возраста решать элементарные арифметические и логические задачи, с применением блоков Дьенеша....

Сценарный план НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительный огород".

Целью данного занятия является освоение способа образования новых необычных слов. Это своего рода словотворчество....

Индивидуальный план "Экспериментально-исследовательская деятельность детей"

Форомирование у дошкольников познавательного интереса...