Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Грибки-невидимки»
план-конспект занятия по окружающему миру

..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_gribki_nevidimki.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе

«Грибки-невидимки»

Программное содержание:

  • Продолжать развивать у детей простейшие естественнонаучные представления.
  • В доступной для детей форме познакомить их с микроорганизмами (дрожжевыми грибками). Дать представления об их работе, назначении с помощью элементарных опытов.
  • Учить детей рассуждать, делать выводы.
  • Познакомить детей с работой микроскопа.
  • Развивать познавательный интерес.
  • Воспитывать умение работать сообща.

Предварительная работа: Беседы о хлебе, экскурсия на кухню.

Материал:

1)  Микроскоп;

2)  Предметы: карандаш, камешек, палочка (все на каждого ребенка);

3)  Соль, сахар, вода, мука, дрожжи;                          

4)  Тетради для зарисовки, ручки;

5)  Карточки для схемы.

Непосредственно образовательная деятельность:

Восп.: Расскажу-ка я вам, дети, одну историю. Как-то гуляя по лесу встретила я двух мальчиков. У них шел важный спор. Но лучше все по порядку. Женя и Вова отправились в лес по грибы. Набрали маловато, хотели еще поискать, да проголодались.

-   У меня хлеб есть, - вспомнил Вовка и, вытащив ломоть, разломил его   пополам. Взял Женя свою половинку, повертел и вздохнул;

-  И отчего это в хлебе столько дырочек?

-  Хлеба без дырочек не бывает, - заметил Вовка, - Хлеб-то в печках пекут, а там, знаешь, как горячо! Сам, небось, видел, когда что-нибудь жарится или кипит, обязательно получаются пузыри. Вот и в тесте так.

- А вот и нет, - подумав, сказал Женя, - ведь тесто не жарят и кипятят. Наверное, когда на хлебозаводе его в печки ставят, в тесте что-нибудь выгорает, вот и остаются дырочки. В печи, знаешь, какая жарища!

-  Ну да, если б в хлебе что-нибудь горело, то на зубах хрустели бы угольки.

Тут мимо проходила девочка - тоже с корзинкой. Ребята ней, - так мол и так, разреши наш спор. Послушала девочка, тряхнула косичками, и засмеялась. О, да вы оба не правы! А ведь как все просто! Запомните, прежде чем хлеб испечь, его месят. Когда тесто месят, в него попадает воздух. Чем дольше месят, тем больше пузырьков воздушных. Ясно?

И девочка убежала.

Сначала   ребята   ей   поверили,   а   потом   опять   засомневались. Заспорили. Да так разошлись, что чуть не подрались, а тут меня увидели. Ну, ребята, конечно, ко мне - так мол и так, рассудите наш спор. - Оба вы не правы! Девочка тоже ошибается, - говорю я им. - Тесто в печи не закипает, и ничего в нем не выгорает. И дырочки в хлебе, вовсе не оттого, что воздух в тесто попадает, когда его месят. Дело совсем в другом. А что же это такое, я вам скажу чуть позже. 

Воспитатель предлагает детям по маленькому кусочку хлеба. Дети рассматривают его и убеждаются, что в нем действительно очень много дырочек.

Восп.: Ребята, а может быть, кто-то из вас знает, откуда появляются дырочки в хлебе? Высказывайте свои предположения.

Ответы детей.

Воспитатель слушает, загадочно смотрит на детей.

Восп.: Вот как много ответов. Но как же узнать, кто из вас прав? Чтобы узнать, я предлагаю вам немножко поэкспериментировать. Рассмотрите,   что  лежит  у  вас  на  столе?   Что  же   мы   будем узнавать? (на столе лежат карандаш, мелкий камушек, палочка)

Ответы детей.

Восп.: Ну что же, давайте все вместе и попытаемся узнать, откуда появляются в хлебе дырочки? А знаете ли вы, как пекут хлеб?

Дети затрудняются ответить.

Восп.: Чтобы испечь хлеб, сначала замешивают тесто. Для этого смешивают воду, соль, сахар и муку. Давайте попробуем это сделать.

(Детям предлагается совместно смешивать все эти компоненты. Затем воспитатель добавляет немного дрожжей, но о них пока ничего не говорит).

Восп.: Все это же самое я сделала накануне вечером. Сейчас я раздам вам по небольшому кусочку теста, а вы попробуйте узнать, есть ли в нем дырочки.

Дети: Дырочки в тесте не видны.

Воспитатель предлагает попробовать сделать эти дырочки предметами, лежащими перед детьми. Дети пробуют, но вскоре убеждаются, что все сделанные этими предметами дырочки затягиваются.

Восп.: Может именно эти предметы помогают тесту сделать дырочки? Получается ли? Почему не получается? Что происходит? Какой вывод - подходят ли эти предметы к нашей загадке?

Дети: Нет, эти предметы не подходят,

Восп.: Неужели нет отгадки. Не может быть. Давайте еще проверим.

(Предлагает детям немного дрожжей, дети рассматривают их).

Затем воспитатель  предлагает  добавить  их  в  кастрюлю,   где заранее дети смешивали соль, сахар, воду. Через некоторое время дети видят, что на поверхности образуется шапочка из пены.

Восп.:  Посмотрите, ребята, что происходит в нашей кастрюле? Как вы думаете, что это такое? Почему вначале, когда дрожжей не было, в кастрюле   ничего   не   происходило?   Что   случилось,   когда   мы добавили их?

Дети видят,  что в тесте начали  появляться дырочки  (тесто жидковатое).

Восп.: Так кто же начал делать дырочки в тесте?

Дети предполагают, что может быть это дрожжи (Если затрудняются, воспитатель сам делает вывод).

Восп.: Правильно, ребята, тут все дело в дрожжах, или если сказать точнее в дрожжевых грибках. Да-да не удивляйтесь. Конечно же они совсем не похожи на те грибы, что растут в лесу.

Еще в глубокой древности, человек разваривал хлебные зерна  в пищу. Позднее он стал размалывать их и печь из теста пресные лепешки. Дрожжевые грибки, попали в тесто,  и оказавшись там, начали размножаться. Эти грибки такие маленькие крохотные, что даже самый хороший глаз их не разглядит. Тут нужен специальный прибор. А называется такой прибор — микроскоп. Вот он.

Воспитатель показывает детям микроскоп и рассказывает о нем:

Восп.: Этот прибор показывает, как из маленького получается большое. Даже в маленьком кусочке дрожжей, этих грибков очень и очень много. Как только дрожжи положат в тесто, грибки принимаются за дело, потому что в тесте есть те вещества, которые нужны для работы. Что же это за вещества? вспомните их?

Дети: Это соль, сахар вода

Восп.: Правильно, ребята. Какой же важной работой заняты эти грибки? А вот какой: Оказавшись в тесте, они вырабатывают пузырьки углекислого газа. Чем больше углекислого газа в тесте, тем больше пузырьков. От этого тесто начинает вспухать, подниматься и расти. Оно как бы разрастается. Посмотрите, как под микроскопом хорошо видна работа этих грибков.

(Воспитатель предлагает детям по очереди посмотреть в микроскоп).

Под микроскопом дети видят, как грибки очень быстро двигаются, как бы бегают в разные стороны. Сами они выглядят в виде палочек разной формы.

Восп.: Что вы видите, ребята? Как работают эти грибки? Что происходит вследствие этой работы?

Ответы детей.

Восп.: А сейчас, ребята, я предлагаю вам зарисовать в тетради то, что вы сейчас увидели.

Дети делают зарисовки, объясняют, что это они нарисовали.

Восп.:  А теперь, ребята, я предлагаю вам немного поиграть. Давайте поиграем в маленьких человечков. Подойдите сюда. Итак, из чего мы замешивали тесто? Вспомните, какие вещества мы использовали?

Дети: Соль, сахар, воду.

Восп.: Изобразите это маленькими человечками.

Дети изображают, двигаясь по группе. Часть детей сахар, часть - соль (по 1 человеку), часть  -  вода (держатся вместе змейкой),

Восп.: Что же случилось потом? Правильно.  Вы объединились вместе. Покажите как.

Дети становятся в круг, крепко держатся за руки, кружатся по кругу.

Восп.: Что же дальше?                                        

В игру включается еще часть детей. Это дрожжевые грибки.

Восп.: А что же сейчас будет происходить? Вспомните, что вы видели в микроскоп?

Дети показывают в середине круга, как они работают, имитируют движения, разбегаются в разные стороны. Дети, которые держат круг, приседают, а затем пружинящими движениями поднимаются, делают круг шире. (Можно включить музыку).

Восп.: Молодцы, ребята. Правильно вы все показали. Теперь вы поняли, кто же действительно делает в хлебе дырочки?

Дети: Это дрожжевые грибки.

Восп.: Правильно. В жаркой печи, куда помещают тесто, после того как оно подошло, пузырьки лопаются, дрожжи еще некоторое время продолжают работать, поднимая тесто, а затем от высокой t° они погибают, и газ уходит. А дырочки в душистом, теплом хлебе остаются.

Читает стихотворение:

Замесили с вами тесто

Дышит тесто в тишине,

Стало душно, стало тесно,

Тесту в глиняной квашне.

Теплое, сдобное, толстое, доброе.

Ай да тесто!

Разрезаем это тесто на куски.

А в печи огонь стихает,

Полыхают угольки...

Хлеб горячий на столе,

Золотистая горбушка.

С корочкой блестящею.

Вкусною, хрустящею!

Восп.: Молодцы, ребята. Сегодня вы были маленькими почемучками. Так называют людей, которые хотят много знать, уметь, проводят разные опыты и наблюдения. Теперь я знаю, что вы бы ответили мальчикам, о которых я вам рассказала. Кто же делает в хлебе дырочки, откуда они там?

Ответы детей.

Восп.: Правильно, ребята, ведь не будь дрожжевых грибков, сколько ни меси тесто, а такого пышного вкусного хлеба не полупится. У человека очень много таких крохотных невидимых помощников-грибков. Одни помогают делать квас, другие - сыр, третьи - лекарства. Но о них мы поговорим в другой раз. А пока мы с вами беседовали, наше тесто подошло, и повара приготовили из него вкусные пирожки. Угощайтесь.

Воспитатель угощает детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Школа. Учитель"

Конспект  для воспитателя  подготовительной к школе группе....

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа о школе"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа о школе"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"

Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Экскурсия в школу»

Цель: Познакомить детей с учебным заведением.Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет учатся читать, писать, рисовать и считать и учит их этому учительница.Познакомить с помещением...