проект "Удивительный песок"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Удивительный песок»
Подготовила: воспитатель Шпунарь Виктория Валерьевна
2021 г
«Удивительный песок»
Вид проекта: исследовательский, краткосрочный.
Длительность проекта: неделя.
Участники проекта: воспитанники, воспитатель, родители воспитанников
Цель: развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.
Задачи:
- Систематизировать и расширять знания детей о свойствах песка
- Расширить и обогатить словарный запас новыми словами
- Способствовать развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики рук
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь соблюдать правила безопасности при игре с песком.
Проблема:
Во время прогулки на участке детского сада, было замечено, что у детей возникает желание поиграть с песком, наблюдаются попытки получения форм, фигур из песка.
Важным моментом в проекте, был вопрос: как из сухого песка получить влажный, поэтому возникла необходимость приобщать детей к экспериментированию с песком.
Актуальность:
Игры с песком приносят радость детям и взрослым. Но это не только развлечение. Во время игры с песком, дети познают окружающий их мир, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, что ведет к развитию речи, обогащению словаря, координации движений. Общение со сверстниками становится более развитым, развивается возможность выражать свои эмоции.
Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта.
Формы и методы работы:
- опыты, экспериментирование
- беседы с детьми о песке,
- чтение художественной литературы,
- рассматривание иллюстраций,
- творческая мастерская,
- заучивание стихотворений о песке,
- отгадывание загадок,
- постановка и решение вопросов проблемного характера,
- наблюдения,опыты,
- дидактические игры, подвижные игры
Ожидаемые результаты:
- Расширятся знания детей о свойствах песка;
- Обогатится чувственный опыт и пополнится словарный запас ребенка
- Сформируются умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком.
Этапы проекта
1этап - подготовительный
2 этап – творческий
3 этап - заключительный
Участники проекта:
дети, воспитатели, родители воспитанников.
Подготовительный этап
- Определение общей темы исследования, разработка занятий-экспериментов, работа с родителями, оснащение предметной среды;
Практический
- Подбор дидактического материала, проведение игровых занятий - экспериментов, опытов, наблюдений;
Обобщающий
- Самостоятельная деятельность с предметами в уголке природы и сенсорного развития, совместные игры детей в соответствующих зонах.
План работы
Понедельник
Совместная деятельность в режиме дня:
Утро: чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница» с просмотром иллюстраций.
Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки.
Вторник
Прогулка: дидактическая игра «Тайничок».
Цель: научить закапывать в песок предметы и откапывать их.
Самостоятельная деятельность: Игра-эксперимент «Волшебные бутылочки».
Цель: сформировать знания о свойствах песка (сухой - мокрый, сыпется, влажный песок сохраняет форму предмета).
Среда
Совместная деятельность в режиме дня: Прогулка: Беседа об аккуратном обращении с песком.
Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам.
Самостоятельная деятельность: Игра-эксперимент «Найди овощи».
Цель: Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы.
Четверг
Совместная деятельность в режиме дня:
Утро: повторение стихотворения А. Барто «Мячик», просмотр иллюстраций.
Прогулка: рассматривание формочки «Слепим мяч».
Самостоятельная деятельность: игра-эксперимент «Украсим горку из песка»
Цель: формировать знания о свойствах песка (сухой - мокрый, сыпется, влажный песок сохраняет форму предмета).
Пятница
Совместная деятельность в режиме дня: прогулка: игра - эксперимент «Отпечатки наших рук».
Цель: закрепить знания детей о свойствах влажного песка - сохранять форму предмета.
Самостоятельная деятельность: разучивание пальчиковой гимнастики с использованием песка
«Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять…»
Список используемой литературы
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.
«Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) Творческий центр «Сфера», Москва 2002г.
2. Иванова А. И.
«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Творческий центр «Сфера», Москва 2004г.
3. Николаева С. Н.
«Ознакомление дошкольников с неживой природой»
Москва. Педагогическое общество России, 2005г.
4. Соловьева Е.
«Как организовать поисковую деятельность детей».
5. Варыгина В. В., Горбач Т. В.Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск., 2010.
6. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО 2005.
Картотека игр-экспериментов и опытов с песком.
Игра-эксперимент «Найди овощи»
Цель:- познакомить детей со свойствами сухого песка;
- учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы (овощи-муляжи);
- уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас (овощи, огород);
- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь соблюдать правила безопасности при игре с песком;
- создать атмосферу радости и удовольствия.
Игровой материал: центр песка, сухой песок, ракушки, камушки - галька, разноцветные стеклянные шарики
Ход игры: - Ребята, что же это такое перед вами на столе? (песок)
-Можно с песком играть? (да)
-Песок можно сыпать? (да)
-Но с песком надо играть осторожно! Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросают ими в других детей, а то будет больно!
Воспитатель приглашает детей поиграть с песочком.
- Возьмите в ладошку песочек, пересыпьте его из одной ладошки в другую. Ручки радуются песочку!
Легко ли сыплется песок? (легко)
Давайте поиграем с песком. Представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по песочку.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Долго шли они пешком.
А потом бегом, бегом.
Немного поскакали,
А в конце в песок упали.
Воспитатель предлагает опустить руки глубже в песок. Когда кто-то из детей первый находит игрушку, воспитатель восклицает радостным голосом:
-Ой, что это такое мы откапали? (например, камень) Какой он? (форма, цвет)Давайте еще поищем! Найдите мне на ощупь шарик, камень, ракушку? Как много вы собрали! Молодцы ребята, хорошо потрудились!
Игра-эксперимент «Волшебные бутылочки»
Цель: - формировать знания о свойствах песка (сухой, мокрый, сыпется, из мокрого песка можно лепить, влажный песок сохраняет форму предмета);
- развивать умение узнавать и называть основные цвета;
- расширять и обогащать словарь детей новыми словами;
- развивать творческие способности.
Игровой материал: пластиковые бутылочки с разноцветными крышками, два небольших контейнера с сухим и мокрым песком, воронки.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям наполнить бутылочки песком. Дети попытались насыпать песок руками. Получается не очень хорошо. Тогда воспитатель предлагает детям воспользоваться воронками. Получается? (да) Почему? (потому что сухой песок сыпется легко).
- А теперь давайте насыпать мокрый песок в бутылочку через воронку. Получается? (нет) Почему? (мокрый песок не сыпется).
Педагог предлагает детям оставить отпечатки крышек и дна бутылочек на мокром песке.
- Посмотрите, на мокром песке остаются следы, отпечатки. Да и следы получаются разные!
Игра - эксперимент «Отпечатки наших рук»
Цель: - закрепить знания детей о свойствах влажного песка - сохранять форму предмета;
- научиться создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры на поверхности песка.
- развиваем тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;
- формируем инициативность, самостоятельность;
- развиваем воображение и речь.
Игровой материал: неглубокий контейнер или поднос с сухим песком, лейка с водой.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям оставить отпечатки своих ладошек на сухом песке.
- Ребята, хорошо ли видны отпечатки? (нет)
- Почему? (потому что сухой песок рассыпается)
- А что надо сделать, чтобы песок стал мокрый? (полить его водой)
Педагог поливает песок водой с лейки, перемешивает его, ровняет, предлагает детям снова оставить отпечатки своих ладошек на мокром песке.
- А теперь получается? (да)
- Посмотрите, виден каждый ваш пальчик! На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
Игра-эксперимент «Украсим горку из песка»
Материал: ёмкость с песком, лопатки, лейки, разноцветные крышки из пластиковых бутылок (можно использовать камешки, ракушки и т. п.).
Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям горку из песка с помощью лопаток.
- Что-то у нас с вами ничего не получается. Как вы думаете, почему? (песок рассыпается) А почему он рассыпается? (потому что он сухой) А что надо сделать, чтобы песок стал мокрый? (полить его из леечки водой)
Дети поливают песок водой, затем строят горку.
- Какая у нас с вами получилась большая горка! А давайте теперь с вами ее украсим!
Воспитатель раздаёт детям крышки от пластиковых бутылок и предлагает ими украсить горку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родителей - "Сыпь песок"
Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...
Перспективный план кружка "Чудесный песок"
В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...
Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»
Познакомить со способом изготовления и внедрить использование кинетического песка в свою практику....
Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.
Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...
Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"
Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....
Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"
Мастер-класс для педагогов и родителей...