Познавательно-исследовательский проект в средней группе на тему: «Снегирики-снегири»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

Снегирь – оседлая птица, кочует на зиму только из северных регионов своего обитания. Возможно, снегирь получил своё название потому, что именно с первым снегом птица прилетает с таёжного Севера. Снегири не боятся людей, поэтому их можно часто встретить в садах и парках. Кроме того, вырубка лесов и уничтожение природного ареала их обитания, способствует переселению снегирей ближе к человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_snegiri.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 12 «Рябинушка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Познавательно-исследовательский

проект в средней группе

на тему: «Снегирики-снегири»

Составила: воспитатель

Ермолаева Т.Ф.

2022 г.

Содержание

Пояснение

Тема проекта

«Снегирики-снегири»

Тип проекта

Педагогический

Вид

Групповой,  познавательно-исследовательский, творческий, игровой, краткосрочный

Образовательная область

Познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Организатор

Воспитатель

Участники проекта

Дети средней группы «Солнышко», воспитатель, родители.

Группа

Средняя группа «Солнышко»

Сроки реализации

Одна неделя

Актуальность разработки проекта

       Снегирь – оседлая птица, кочует на зиму только из северных регионов своего обитания. Возможно, снегирь получил своё название потому, что именно с первым снегом птица прилетает с таёжного Севера. Снегири не боятся людей, поэтому их можно часто встретить в садах и парках. Кроме того, вырубка лесов и уничтожение природного ареала их обитания, способствует переселению снегирей ближе к человеку.

Цель проекта

Создать условия для формирования познавательного интереса к зимующим птицам.

Задачи проекта

  • Познакомить детей со снегирем, формировать представление о жизни снегирей зимой в нашей местности;
  • Учить понимать зависимость между внешним видом, средой обитания и образом жизни животного;
  • Дать представление детям о значимости рябины для снегирей;
  • Закрепить знания о зимующих птицах;
  • Формировать представления о природных изменениях в зимнее время в нашей местности;
  • Формировать умения делать элементарные выводы и умозаключения;
  • Развивать любознательность,  познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение…) при совместной и индивидуальной деятельности;
  • Активизировать словарный запас дошкольников;
  • Развить  навыки связной речи, навыки самостоятельной творческой деятельности;
  • Развивать мелкую моторику рук; Обогащать сенсорный опыт детей;
  • Вовлечь родителей в жизнь группы.
  • Воспитывать у детей доброе, бережное  отношение и любовь к птицам.

Ожидаемые результаты

  • Повышение познавательной активности детей;
  • Проявление интереса к природным явлениям;
  • Создание выставки детских работ: «Ой, какие снегири, цвета утренней зари».
  • Заучивание коротких стихов про снегирей.
  • Показ мультфильмов и познавательного видео про снегирей.
  • Проведение развлечения «Красногрудый, чернокрылый прилетел снегирь с Сибири!».

Форма реализации

  • Дидактические,  коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
  • работа с родителями.

Используемые  виды деятельности

  • Познавательно-исследовательский;
  • Игровой;
  • Чтение художественной литературы;
  • Продуктивный;
  • Труд;
  • Коммуникативный;
  • Двигательный;
  • Музыкально-художественный.

Продукт проектной деятельности

  • Выставка детских работ «Ой, какие снегири, цвета утренней зари».
  • Изготовление альбома «Снегири».

•   Развлечение «Красногрудый, чернокрылый прилетел снегирь с Сибири!»

Содержание проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатель:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  с/р игр с детьми.

Подбор мультфильмов, познавательного видео, музыкальных игр, связанных  с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Совместное с детьми изготовление поделок по теме «Ой, какие снегири, цвета утренней зари»

2 этап. Практический

Образовательные области.

Задачи

Виды детской деятельности.

Познавательное развитие

Продолжать расширять знания детей  о зиме, её признаках и явлениях. Познакомить детей со снегирем. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление  о внешнем виде снегиря, его повадках, пище и место обитания.

 Закрепить обобщающее понятие «зимующие птицы», рассказать детям об особенностях жизни зимующих птиц в холодное время года.

Закрепить умение описывать снегиря, согласно схеме. Закрепить правила поведения в холодное время года. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.

  • Рассматривание альбомов: «Зимующие птицы», «Зима».
  •  Беседы: «Зимующие птицы», «Чем питаются зимующие птицы?», «Откуда к нам прилетают снегири?», «Семья снегирей», «Рябина для снегирей», «Снегирь – кочующая птица», «Почему снегирь к нам прилетает зимой?», «Интересные факты о снегире».
  •  Прогулки по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе, за зимующими птицами, рябиной на участке детского сада. Развешивание кормушек и ежедневное подкармливание птиц.
  •  Загадывание загадок о зимующих птицах.
  • Экспериментирование 

«Перья», «Свойства снега». 

  •  Дидактические игры 

«Один-много», «Назови ласково», «Сдуй перышко», «Прилетели птицы», «В зимней столовой», «Кто как голос подает», «Летает – не летает», «Доскажи словечко», «Закончи предложения», «Где какая птица находится?», «Кого не стало?», «Узнай птицу по силуэту», «Кто улетел?», «Зимующие и перелетные птицы», «Что склевали птицы?», «Кто лишний?».

Социально –коммуникативное развитие

Развивать стремление импровизировать  несложные сюжеты произведений; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. 

  • Сюжетно-ролевые игры: «В лесу», «В парке», «Мастерская», «Айболит».

Речевое развитие

Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во

время рассматривания картин; формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; расширение предметного словаря; развитие слухового и зрительного внимания.

  • Творческое рассказывание детей по темам «Как выглядит снегирь?», «На что походит снегирь?», «Как у снегиря стала грудка алой?». Рассматривание сюжетных иллюстраций «Кормушка», составление описательных рассказов.
  • Дидактические игры: «Определи птицу по описанию», «Наоборот», «Закончи предложения», «Про кого можно сказать», «Скажи какой?».
  • Составление описательных и сравнительных рассказов о снегире и синице, о снегире и свиристеле.
  • Чтение художественной литературы. 

     Загадки про зимующих птиц.

  • Чтение и заучивание стихотворений о снегире: «Января красногрудые птицы», «Прилетели снегири», «Как эти птички давно хороши», «Много есть зимой», «Попросили снегири», «Загорелось небо ало», «Морозец легкий, всюду иней», «Снег метет и кружит», «На сосне заснеженной», «Тихо, тихо, сидят снегири на снегу», «Побелело за окошком» А.Барто, «Гляньте, легкой стайкой» И.Батый, «На кустах, Андрей, смотри» И.Зигзаг, «Снегри в мороз и вьюгу» С. Ледкова, «Осеннее времечко настало» Н.Львов, «Солнечный погожий выдался денек» Т.Гусарова, «На Арбате, в магазине» А.Барто, «Что за чудо» Н.Заболоцкий, «Сидят на ветках снегири», «Снегири рябину ели», «На снегу, сидит, блистая», «Алой кисточкой заря», «Снегири, снегири», «Ой, какие снегири», «В гости, в первый день недели», «Тридцать градусов мороза», «Глянь-ка, мама, посмотри».

  • Чтение произведений:  

Сказка «Зайчонок и снегирь», «Сказка про снегиря», «Снегирь», сказка Ирис Ревю «Снегирь и рябина», Т. Домаренок «Снегирь принес снег?».

Художественно-эстетическое развитие

 Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки. Учить изображать снегиря. Подбирать цвет головы, грудки, крыльев и хвоста. Продолжать знакомить с частями тела птицы, с особенностями внешнего вида снегиря (голова круглая, клюв толстый и короткий, туловище овальное, крылья заостренные, хвост короткий широкий). Учить вырезать из прямоугольников овалы; собирать птицу из частей, передавая позу, движения; составлять композицию. Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемой птице; развивать умение ритмично наносить точки с помощью ватных палочек, изображая снегопад; развивать эстетическое восприятие. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.   Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

  • Драматизация сказки: «Зайчонок и снегирь», «Снегирь».
  • Рисование: «Как розовые яблоки на ветках снегири».
  • Аппликация: «Снегирь на ветке».
  • Лепка: «Снегирь».
  • Просмотр мультфильмов «Зимняя сказка»; познавательного видео про снегирей.

Физическое развитие

Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развивать умение бегать в разных направлениях. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику.

  • Подвижные игры: 

«Снегири», «Перелет птиц», «Птицы в гнездышках», «Птицы и кот».

  • Физкультминутки:

«Снегири», «Птички», «Птицы», «Маленькие птицы», «Мы кормушки смастерили», «Скачет шустрая синица».

  • Пальчиковые игры: «Снегири», «Сел на ветку снегирек», «Зимовать у нас остались», «Птички», «Ну- ка, посчитай-ка», «Мы кормушки смастерили», «Птичья кормушка», «Я зимой кормлю всех птиц».

 

Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему «Ой, какие снегири, цвета утренней зари»;

- разучивание стихотворений о снегирях.

3-й этап. Заключительный.

•        Поощрение участников выставки «Ой, какие снегири, цвета утренней зари».

•        Подведение итогов проекта, создание папки «Снегири».

Дети знают и называют:

- снегиря, его внешний вид, место обитания, пищу;

- отличительные признаки снегиря от других зимующих птиц;

- как добывает себе пищу зимой;

- зимние приметы и явления;

- дети стали более самостоятельны;

- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творческой деятельности у детей.

-  Оформление выставки детских работ «Ой, какие снегири, цвета утренней зари»;

-  Тематическое занятие «Красногрудый, чернокрылый, прилетел снегирь с Сибири».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»

Цели: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: Рассмотреть возрастные и инди...

Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".

Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....

План-конспект занятия (средняя группа) по теме: НОД в средней группе по обучению татарскому языку. Тема: "Бабай күчтәнәче"

Бурычлар:  1. Сүз байлыгы булдыру, сөйләмдә активлаштыру.                      2.Тәрбияче ...

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме: Конспект НОД в средней логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Весна".

Цель НОД: -Обогащение представлений о весне, о насекомых, развитие связной речи.Коррекционно-образовательные задачи.1. Закрепить представления о весне, о характерных признаках весны, о насекомых, их в...