Кружковая работа по театральной деятельности с детьми инвалидами дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа)
Особые дети – особое воспитание, особый подход.В системе коррекционно-воспитательной работы с детьми-инвалидами, имеющими отклонения в психическом развитии в последнее время усилился интерес к активизации их эмоциональной сферы и коррекции имеющихся отклонений путем использования театрализованных видов деятельности. Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Это, в свою очередь, способствует развитию у детей познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе. Театрализованные виды деятельности особенно значимы для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивает им становление самопринятия и самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств. Именно этим, я и руководствовалась разрабатывая программу «Страна чудес».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.g._tihonova_teatralnaya_deyatelnost.docx | 61.43 КБ |
proekt_krugovorot_vody.docx | 887.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Ейский детский дом-интернат»
УТВЕРЖДАЮ Директор ГКУ СО «Ейский СРЦРН» _________ Л.Ф.Омельченко Протокол педагогического совета №1 от _____ __________ 2020 г. |
Дополнительная образовательная программа
«Страна чудес»
на 2020-2021 учебный год
Срок реализации: 1 год
Направленность: художественно-эстетическая
Возраст несовершеннолетних: 4-18лет
Воспитатель
А.Г. Тихонова
Ейск, 2020
Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Однако в последнее время обозначилась тенденция к увеличению количества детей, имеющих сложности биологического и социального характера. Это воспитанники с особыми образовательными нуждами. Поэтому воспитание, обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья является в настоящее время важнейшей социально- педагогической проблемой.
Актуальность данной программы в детском доме интернате обусловлена тем, что дети испытывают трудности в общении и в изложении своих мыслей.
Исследователи подчёркивают особую роль театрализованных игр в работе с детьми с ОВЗ. Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дети с интеллектуальными нарушениями очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Театрализация художественных произведений помогает детям ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания, помогут научить детей любить, прощать, делать добро. Именно поэтому игры-драматизации оказывают позитивное влияние на детей.
Умение управлять, взаимодействовать куклами дает детям много положительных эмоций, развивают мелкую моторику рук.
Сплочение, расширение культурного диапазона воспитанников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество в театральном кружке.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на развитие творческих способностей.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, находящимися в ДДИ, что предполагает возможную корректировку времени, режима занятий и структуру. В процессе идет развитие и коррекция речевого развития воспитанников, педагог создает необходимые условия, в которых каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка с ОВЗ.
Цель программы развитие творческих и коммуникативных способностей детей средствами театрального искусства для дальнейшей социальной адаптации ребенка ОВЗ в современном обществе.
Задачи
1. Создать условия для развития творческой активности детей ОВЗ, участвующих в театральной деятельности.
2. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
3. Активизировать словарь детей.
4. Формировать опыт социальных навыков поведения.
5. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
6. Развивать общую и мелкую моторику
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, потребностей и особых возможностей здоровья (ОВЗ) детей.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения для детей с ОВЗ.
Основные направления программы:
Театрально-игровое. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения; инсценировки сказок.
Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей воспитанников.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластики.
Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения воспитанниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ребенок получит ответы на вопросы:
- Что такое театр;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Какие превращения происходят на сцене;
- Как вести себя в театре.
Методика и технология программы.
Методы обучения и воспитания детей с ОВЗ строятся на индивидуальном подходе к ребенку. Программа дополнительного образования «Страна чудес» разработана на основе авторской технологии развития ребёнка – дошкольника в театрализованной деятельности «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» Т.И Петровой, Е.Л. Сергеевой, Е.С. Петровой (Допущено Министерством образования РФ).
Методы, используемые при организации занятий:
- Словесный метод используется при беседе, рассказе.
- Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.
- Практический – импровизации, игры.
Занятия строятся по единой схеме:
- Введение в тему, создание эмоционального настроения (пальчиковая гимнастика, психогимнастика).
- Театрализованная деятельность (в разных формах).
- Эмоциональное заключение.
Принципы и подходы к формированию Программы:
Доступность:
учет индивидуальных особенностей детей;
адаптированность материала к контингенту воспитанников.
Систематичность и последовательность:
постепенная подача материала от простого к сложному;
частое повторение усвоенных норм.
Наглядность:
учет особенностей мышления.
Динамичность:
интеграция программы в разные виды деятельности
Дифференциация:
создание благоприятной среды для реализации театрализованной деятельности, организации театрализованных игр.
Программа «Страна чудес» разработана для детей в возрасте от 4 до 18 лет.
Срок реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения. Реализация программы включает в себя 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц. Длительность одного занятия – 20-25 минут.
Для воспитанников, поступающих в рамках трехстороннего договора (срок реабилитации -6 месяцев), программа реализуется с момента зачисления в группу и первичной диагностики.
Формы и режим занятий:
практические занятия с игровым содержанием, игры
Состав исполнителей:
Воспитатель
Воспитанники ГКУ СО КК «Ейский ДДИ»
Ожидаемые результаты и способы их проверки
- Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц
- Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.
- Проявлять познавательный интерес, творческие способности;
- Доброжелательность, коммуникабельность, искренность;
Критерии оценки: драматизация сказок, фото, видеосюжеты
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Формы подведения итогов
Игры-драматизации, участие в праздничных мероприятиях учреждения.
3. Учебный план
№ п/п | Наименования разделов | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1. | Вот и лето прошло мониторинг | 1 | ||
2. | Игра-разминка «Давайте познакомимся | 1 | ||
3. | Овощной базар | 1 | ||
4. | Интонация | 1 | ||
5. | Забавные животные | 1 | ||
6 | Под грибом | 1 | ||
7. | Грибы | 1 | ||
8 | Русская народная сказка «Репка» | 5 | ||
9 | Приглашение на просмотр сказки | |||
10 | Игра-драматизация русская народная сказка «Репка» | |||
11 | Веселые упражнения для языка | 1 | ||
12 | Удивительный мир кукол | 1 | ||
13 | Как управлять куклами | 1 | ||
14 | Зимняя сказка | 1 | ||
15 | Картинки к зимней сказке | 1 | ||
16 | Зимние забавы | 1 | ||
17 | Бабушкины сказки | 1 | ||
18 | Сказка «Теремок» | 5 | ||
19 | ||||
20 | Приглашение на спектакль | |||
21 | Игра-драматизация «Теремок» | |||
22 | Играем в профессии | 1 | ||
23 | Эмоции | 1 | ||
24 | Наши эмоции | 1 | ||
25 | Домашние любимцы | 1 | ||
26 | Друзья | 1 | ||
27 | Зайца съела бы лиса, если б не его друзья | 1 | ||
28 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» | 3 | ||
29 | Игры на развитие двигательных способностей | 1 | ||
30 | Для деда, для бабы курочка Ряба яичко снесла, золотое (чтение) | 1 | ||
31 | Игра-драматизация «Курочка Ряба» | 1 | ||
32 | «Игры с бабушкой Забавушкой» | 1 | ||
33 | Игры-забавы «Где был Иванушка?» | 1 | ||
34 | «Сундучок откройся» | 1 | ||
35 | «Что в корзиночке моей? Путешествие в мир сказок» Мониторинг | 1 | ||
Итого | 40 |
- Календарно-тематическое планирование
№ раздела, темы | Дата проведения | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | Теорети ческие занятия | Практиче ские занятия | |||
1 | Вот и лето прошло мониторинг | 1 | 0,2 | 0,8 | |
2 | Игра-разминка «Давайте познакомимся | 1 | 0,2 | 0,8 | |
3 | Овощной базар | 1 | 0,2 | 0,8 | |
4 | Интонация | 1 | 0,2 | 0,8 | |
5 | Забавные животные | 1 | 0,2 | 0,8 | |
6 | Под грибом | 1 | 0,2 | 0,8 | |
7 | Грибы | 1 | 0,2 | 0,8 | |
8 | Русская народная сказка «Репка» | 1 | 0,2 | 0,8 | |
9 | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
10 | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
11 | Приглашение на просмотр сказки | 1 | 0,2 | 0,8 | |
12 | Игра-драматизация русская народная сказка «Репка» | 1 | 0,2 | 0,8 | |
13 | Веселые упражнения для языка | 1 | 0,2 | 0,8 | |
14 | Удивительный мир кукол | 1 | 0,2 | 0,8 | |
15 | Как управлять куклами | 1 | 0,2 | 0,8 | |
16 | Зимняя сказка | 1 | 0,2 | 0,8 | |
17 | Картинки к зимней сказке | 1 | 0,2 | 0,8 | |
18 | Зимние забавы | 1 | 0,2 | 0,8 | |
19 | Бабушкины сказки | 1 | 0,2 | 0,8 | |
20 | Сказка «Теремок» | 1 | 0,2 | 0,8 | |
21 | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
22 | Приглашение на спектакль | 1 | 0,2 | 0,8 | |
23 | Игра-драматизация «Теремок» | 1 | 0,2 | 0,8 | |
24 | Играем в профессии | 1 | 0,2 | 0,8 | |
25 | Эмоции | 1 | 0,2 | 0,8 | |
26 | Наши эмоции | 1 | 0,2 | 0,8 | |
27 | Домашние любимцы | 1 | 0,2 | 0,8 | |
28 | Друзья | 1 | 0,2 | 0,8 | |
29 | Зайца съела бы лиса, если б не его друзья | 1 | 0,2 | 0,8 | |
30 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» | 1 | 0,2 | 0,8 | |
31 | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
32 | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
33 | 1 | 0,2 | 0,8 | ||
34 | Игры на развитие двигательных способностей | 1 | 0,2 | 0,8 | |
35 | Для деда, для бабы курочка Ряба яичко снесла, золотое (чтение) | 1 | 0,2 | 0,8 | |
36 | Игра-драматизация «Курочка Ряба» | 1 | 0,2 | 0,8 | |
37 | «Игры с бабушкой Забавушкой» | 1 | 0,2 | 0,8 | |
38 | Игры-забавы «Где был Иванушка?» | 1 | 0,2 | 0,8 | |
39 | «Сундучок откройся» | 1 | 0,2 | 0,8 | |
40 | «Что в корзиночке моей? Путешествие в мир сказок» Мониторинг | 1 | 0,2 | 0,8 | |
Итого | 40 |
- Содержание программы
Раздел 1.
Вот и лето прошло (1 час)
Теория-0,2
Практика-0,8
Активизировать слуховое внимание. Беседа о лете. Дидактическая игра «Воспоминания о лете»
Раздел 2.
Игра-разминка «Давайте познакомимся» (2 часа)
Теория-0,2
Практика-0,8
Вовлечь детей в игровой сюжет. Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков
Раздел 3.
Овощной базар (1 час)
Теория-0,2
Практика-0,8
Вовлечь детей в игровой сюжет, формировать умение взаимодействовать с партнером в игре. Беседа об урожае. Игра «Продавцы-покупатели», Хороводная игра « Веселый огород»
Раздел 4.
Интонация (1 час)
Теория-0,2
Практика –0,8
Формировать умение взаимодействовать в игре. Решение проблемной ситуации «Почему плачет котик?», «Успокоим котика»
Игры на развитие речи «Назови свое имя», «Назови ласково»
Раздел 5.
Забавные животные (1 час)
Теория-0,2
Практика- 0,8
Развивать умение выразительно двигаться в соответствии с повадками животных. Вызывать эмоциональный отклик на игровые ситуации. Создание образа с помощью музыки «Веселые зайчата», «Хитрая лиса», Игровое упражнение «Отгадай животное», «У нас зазвонил телефон, кто говорит…?».
Раздел 6.
Под грибом (1 час)
Теория-0,2
Практика-0,8
Вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию, учить внимательно слушать сказку В. Сутеева «Под грибом». Дидактическая игра «Отгадай животное», п/и «Дождливо-солнечно».
Раздел 7.
Грибы в лукошке (1 час)
Теория-0,2
Практика-0,8
Формирование коммуникативных навыков, учить работать сообща. Коллективная аппликация «Грибы в лукошке». Игровое упражнение «Спрячь зайчика под грибок»
Раздел 8
Русская народная сказка «Репка» (5 часов)
Теория-0,6
Практика-4,4
Приобщать детей к русской национальной культуре. Отгадывание загадок про животных. Вызывать положительный настрой на совместную игру-драматизацию.
Раздел 8
Веселые упражнения для язычка (1 час)
Теория-0,2
Практика-0,8
Вовлечь детей в игровой сюжет. Знакомство с играми и упражнениями на артикуляцию.
Раздел 9
Удивительный мир кукол. Как управлять куклами (2 часа)
Теория-0,4
Практика-1,6
Беседа о кукольном театре. Рассматривание иллюстраций кукол, показ способов действия с куклами. Этюды «Встреча зайца и лисы» , «Пляска лисы и кота»
Раздел 10(1час)
Зимняя сказка
Теория-0,2
Практика-0,8
Рассматривание картин с изображением зимнего леса. Развивать умение совместно с педагогом придумывать «зимние» слова. Хороводная игра «Пляшут звери на опушке»
Раздел 11(1час)
Картинки к зимней сказки
Теория-0,2
Практика-0,8
Воспитывать интерес к творческой деятельности. Учить формировать умение рисовать нетрадиционными способами рисования. Двигательная импровизация «Чистим дорожки»
Раздел 12(1час)
Зимние забавы
Теория-0,2
Практика-0,8
Развивать творческое воображение. Двигательная импровизация «Конькобежцы». Пальчиковая театрализованная игра «Зайчик и лиса»
Раздел 13 (1час)
Бабушкины сказки
Теория-0,2
Практика-0,8
Вспомнить название и сюжет русских народных сказок. Воспитывать чувство сопереживать героям. Показ сказки на фланелеграфе.
Раздел 14
Сказка «Теремок» (4 часа)
Теория-0,4
Практика-3,6
Вспомнить сказку, расширить словарный запас. Беседа по содержанию сказки. Отгадывание загадок про животных. Распределение ролей. Вызывать положительный настрой на театрализованную игру.
Раздел 15 (1час)
«Играем в профессии»
Теория-0,2
Практика-0,8
Рассматривание альбома «Профессии». Воспитывать уважение к людям труда. С/р игра «Повар», «Парикмахер»
Раздел 16 (1 час)
«Эмоции»
Теория-0,2
Практика-0,8
Создать эмоционально-положительное настроение. Элементарные мимические этюды у зеркала. Упражнение «Какой красивый!»
Раздел 17 (1 час)
«Наши эмоции»
Теория-0,2
Практика-0,8
Развивать воображение, побуждать эмоционально отзываться на игру. Элементарные этюды «Ура! Новая игрушка!», «Вкусная конфетка». музыкально-ритмическая композиция «Все мы делим пополам»
Раздел 17 (1 час)
«Домашние любимцы»
Теория-0,2
Практика-0,8
Вовлечь детей в игровой сюжет. Дать представление о кошках, их повадках. Рассматривание иллюстраций. Игровое упражнение «Угадай, кого покажу». Этюд «Котенок просит молоко»
Раздел 18 (1 час)
«Друзья»
Теория-0,2
Практика-0,8
Создать игровую ситуацию, эмоционально-положительный фон игры. Словесная игра «Скажи другу ласковое слово». Прослушивание песни «Если с другом вышел в путь». музыкальная игра «Мы играли, танцевали»
Раздел 18 (1 час)
«Зайца съела бы лиса, если б не его друзья»
Теория-0,2
Практика-0,8
Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Вспомнить, кто помогал зайчику в сказке? Мимические этюды у зеркала. Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я говорю»
Раздел 19 (3 часа)
Сказка «Волк и семеро козлят»
Теория-0,4
Практика-2,6
Приобщать детей к русской народной культуре. Развивать умение взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете. Рассказывание сказки. Отгадывание загадок о животных. Беседа по содержанию сказки. Распределение ролей, игра-драматизация.
Раздел 20 (1 час)
Сказка «Игры на развитие двигательных способностей»
Теория-0,2
Практика-0,8
Создание эмоционально-игрового настроения.
Раздел 21 (2 часа)
Сказка «Курочка Ряба»
Теория-0,4
Практика-1,6
Приобщать детей к русской народной культуре. Развивать умение взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете. Рассказывание сказки. Отгадывание загадок о животных. Беседа по содержанию сказки. Распределение ролей, игра-драматизация.
Раздел 22 (1 час)
Игры с бабушкой «Забавушкой»
Теория-0,2
Практика-0,8
Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Хороводные игры, игры-драматизации.
Раздел 23 (1 час)
Игры –забавы «Где был Иванушка?»
Теория-0,2
Практика-0,8
Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Хороводные, музыкальные игры.
Раздел 24 (1 час)
«Сундучок откройся»
Теория-0,2
Практика-0,8
Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Отгадывание сказок, загадок. Игры.
Раздел 25 (1 час)
«Что в корзиночке моей?» Мониторинг.
Теория-0,2
Практика-0,8
Отгадывание название произведения по иллюстрации, название героев сказок.
Создать радостное настроение, подвести итог занятий.Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы
6 Материально – техническое и методическое обеспечение
1. Групповое помещение
2. Учебно-методические пособия
3. Музыкальный центр
4. Ноутбук
5. Телевизор
6. А/диски и аудиотека на съёмном носителе
7.Видеоматериалы: сказки, детские спектакли
8. Презентации
9. Декорации
10. Маски
11. Атрибуты для игр
12. Книги со сказками
13. Ширма
14. Фотографии, картинки, иллюстрации
МОНИТОРИНГ
УРОВЕНЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Методика проведения обследования по выявлению уровня творческого воображения детей
Диагностика уровней умений и навыков воспитанников проводится в форме наблюдений.
Речевая культура
Высокий уровень (3 балла): понимает идею литературного произведения, может выделить главных и второстепенных героев, умеет пересказать.
Средний уровень (2 балла): понимает и слушает литературное произведение, дает словесные характеристики героев; умеет пересказать текст с помощью педагога.
Низкий уровень (1 балл): слушает произведение; называет героев по картинке.
Эмоционально-образное развитие
Высокий уровень (3 балла): знает и применяет в играх-драматизациях знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев.
Средний уровень (2 балла): выделяет и различает эмоциональное состояние героя (грустный, веселый) может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень (1 балл): затрудняется повторить эмоциональные состояния героев (мимика, жесты).
Основы коллективной творческой деятельности
Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность в играх-драматизациях.
Средний уровень (2 балла): проявляет согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности.
Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 –5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. –М.: ВАКО, 2011.
Дерягина Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.
Литвинцева Л.А. Сказка как средство воспитания дошкольников. Использование приемов сказкотерапии. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. –М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред.О.С.Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. –М.: ТЦ Сфера,2010.
Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред.О.С.Ушаковой. –М.: ТЦ Сфера,200
Предварительный просмотр:
Проект на тему
«Круговорот воды в природе»
Подготовила : Тихонова А.Г.
Проект "Круговорот воды в природе"
старшая группа
Цель: Расширять знания детей 5-6 лет о воде, её свойствах, формировать представления о значимости воды для здоровья людей и в жизни живых существ в целом.
Задачи
1. Познакомить детей дошкольного возраста с водой, ее свойствами, значением для здоровья человека, для жизнедеятельности живых существ
2. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
3. Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
4. Формирование у детей осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье;
5. Поддерживание стремления детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение;
6. Воспитание бережного отношения к воде.
Актуальность. Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, был сделан вывод в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Вид проекта долгосрочный
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Этапы проекта | Цель | Работа воспитателя с детьми |
Подготовительный | Изучение методической литературы по теме проекта Определить направления работы по реализации проекта. Определить формы и методы работы с детьми по реализации задач проекта Разработка конспектов занятий Создать условия для организации опытно-экспериментальной деятельности Приобщить родителей к проектной деятельности, определить роль родителей в данном проекте | Работа в Информационном центре |
Основной | 1. Формировать знания детей о воде, ее назначении и использовании 2.Формировать понятие значения воды для роста и развития растений
3.Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах (прозрачность, отсутствие запаха и вкуса и цвета) 4. Систематизировать знания детей о свойствах и состояниях воды. Познакомить детей со свойствами льда, дать понятие, что это одно из состояний воды. Познакомить детей со свойством воды при нагревании превращаться в пар дать первоначальное представление о круговороте воды в природе. Развивать интерес к экспериментальной деятельности 5. Продолжать формировать знания детей о состояниях воды
| Беседа «Вода в природе»
2.Наблюдение за комнатными растениями, дежурство в уголке природы. 3.Работа по схеме
4.Оод " Капитошка в гостях у ребят»
Опыт «Лед – твердая вода» Опыт «Пар – тоже вода»
5.Наблюдение за дождем на прогулке. П/и «Весенний дождь» |
Заключительный | Заинтересовать родителей по организации опытов и экспериментов в домашних условиях. |
Показ видеофильма «Волшебная вода» Памятка для родителей «Экспериментируем дома» |
Ожидаемые результаты: получив знания о воде и её свойствах, дети лучше будут ориентироваться в окружающей среде; расширится их личный опыт; повысится интерес к познавательной деятельности.
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».
Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значение в жизни человека растений и животных.
Задачи:
Учить детей проводить несложные опыты с водой.
Расширить знания детей о свойствах воды и о ее значении в жизни животных, растений и человека, роль в природе.
Развивать мышление, умение анализировать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.
Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.
Предварительная работа:
Чтение пословиц, поговорок, потешек, загадок о воде, рассматривание иллюстраций о воде, беседа о воде её значение в жизни растений, животных и человека, заучивание стихов о воде, проведение опытов по ознакомлению со свойствами воды, подбор и изготовление наглядно- демонстрационного материала.
Оборудование:
Аудиозаписи: шума прибоя, дождь с громом. Подбор фотокадров с изображением воды, природы около водоемов. Сюжетные картинки с изображением воды в разных состояниях (жидком, твердом, газообразном) и способами её использования, вода в стаканчиках, фотографии пустыни, рек, леса, глобус.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами будем не просто дошкольниками, а научными сотрудниками. Для этого нам необходимо прикрепить бэйджики на правую строну груди.
Заранее приготовленные бэйджики дети крепят себе на правую сторону груди.
А что мы с вами сегодня будем исследовать, вы узнаете из загадки :
Если пить мы захотим,
То ее мы вскипятим,
Мы с ней очень крепко дружим,
Утром моемся под душем.
Она помогает нам чистыми стать
И вымыть полы и белье постирать.
Воспитатель: Что это такое?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята! Поговорим с вами о воде. Вода-это самое распространенное и удивительное вещество в природе! Согласитесь невозможно представить жизнь человека без воды в доме.
Просмотр картинок с изображением воды.
Воспитатель: У вас у каждого есть в доме кран с водой. Вспомните, когда мы открываем и пользуемся водой?
Ответы детей.
Воспитатель: Значит, вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и помогает поддерживать в доме чистоту и порядок.
Скажите мне ребята, а для чего или кого еще вода жизненно необходима? Кто или что еще не может прожить без воды?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Вода- это источник жизни! Без воды не могут прожить ни звери, ни птицы и даже растения.
Просмотр картинок с изображением птиц на воде, морских и речных обитателей.
Воспитатель: А какая она вода! Это мы узнаем если проведем несложные опыты.
ОПЫТ №1. ВКУС, ЗАПАХ, ЦВЕТ, ФОРМА.
ВОДА НЕ ИМЕЕТ СВОЕГО ВКУСА
ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА
ВОДА БЕСЦВЕТНА, ПРОЗРАЧНА
ВОДА НЕ ИМЕЕТ СВОЕЙ ФОРМЫ
Мы в стакан воды налили,
Опыт провели удачный!
Мы с тобой установили-
Чистая вода – прозрачная!
Какую только захотим,
Ту форму ей и придадим.
Воспитатель: Ребята, скажите, а почему Ю. А. Гагарин назвал Землю «голубой планетой»?
Ответы детей.
Фотокадр с изображением планеты Земля
Воспитатель: Когда первый космонавт Ю. А. Гагарин увидел из космоса Землю, он назвал ее «голубой планетой», потому что большую часть Земли покрывает вода. Вода образует водную оболочку нашей планеты. Вода занимает поверхности Земли. Как это увидеть? Давайте посмотрим на глобус. Посмотрите, ребята, какой цвет преобладает на глобусе?
Рассматриваем глобус.
Воспитатель: Посмотрите вот на этот необычный круг. Три части окрашено в голубой цвет – это вода (океаны, моря, реки, ледники). И одна часть в коричневый – суша.
Значит, можно сказать, что вода занимает в 3 раза больше места на Земле, чем суша!
Физминутка «Кошка учится считать»
Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)
Целый месяц под дождем (Топаем ногами.)
Кошка учится считать. (Хлопаем в ладоши.)
Мокнет крыша, мокнет дом, (Прыжки на месте.)
Мокнут лужи и поля, (Руки в стороны-на пояс.)
Потихоньку, понемножку (Приседания.)
Мокнет мокрая земля. (Прыжки на месте.)
Прибавляем к мышке кошку. (Хлопаем в ладоши.)
И далеко от земли (Топаем ногами.)
Получается в ответ: (Прыжки на месте.)
Мокнут в море корабли. (Хлопаем в ладоши.)
Кошка есть, а мышки нет! (Шагаем на месте.)
Воспитатель: Ребята! Вода это не просто жидкость! Вода – волшебница! Она умеет превращаться в 3 состояния. Вода в природе может находиться в 3-х состояниях: парообразном, или как по другому говорят, газообразном, жидком и твердом.
Играет музыка «Дождь с громом»
Воспитатель: Представьте, что стоит жаркая летняя пора. На лугах расцвели ромашки, колокольчики, в полях поспевают хлеба, в огородах созревают овощи, в садах сладким соком наливаются яблоки, груши, сливы. Леса и поля, луга и сады с нетерпением ждут живительного дождя! Вот в небе собираются облака. Они темнеют, становятся тяжелее. Теперь это уже не легкие, как серебряные перышки, перистые облака, а темные косматые тучи, полные дождевых капель. Откуда ни возьмись, налетает порыв свежего, пахнущего влагой ветра, и первые тяжелые редкие капли падают на истомленную жарой землю! Дождь становиться все сильнее. Шумными веселыми потоками он рушится на травы и листья. Струйки сверкают блестками – ливень! Настоящий ливень!
Воспитатель: Откуда же в небе появились капли дождя? А произошло это так. Вода испаряется (превращается в пар) с поверхности рек, озер, прудов, морей. Днем влага испаряется и с поверхности почвы. В виде пара крошечные капельки-неведимки, поднимаются вверх. Собравшись вместе, эти капельки образуют облака, а когда капелек собирается много, они делаются крупнее, тяжелее и выпадают на землю в виде снега, града.
Демонстрация картинки «Круговорот воды в природе»
Воспитатель: Ребята давайте проверим, как пар превращается в воду.
ОПЫТ №2. СТАКАН С ГОРЯЧЕЙ ВОДОЙ.
На стакан с горячей водой положить зеркало, через несколько секунд посмотреть что получилось.
Воспитатель: Когда пар, находящийся в воздухе, соприкасается с холодными предметами, он превращается в воду.
Рассматриваем капельки воды на зеркале.
Воспитатель: Итак, мы уже знаем, что вода может находиться в 3-х состояниях. Первое-это пар (газообразное состояние, второе – жидкое.
Поговорим о воде в жидком состоянии. Она наполняет ручьи, реки, озера, пруды, моря, океаны. Давайте проведем еще один опыт с водой и узнаем, что еще вода умеет делать.
ОПЫТ №3. ВОДА УМЕЕТ ТЕЧЬ.
Переливать воду из стакан в стакан.
Воспитатель: Итак вода умеет течь и ее называют жидкостью. Теперь нам с вами осталось узнать, что такое вода в твердом состоянии. Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно – это лед, снег, снежинки, сосульки, иней – это застывшая вода, вода в твердом состоянии. При t 00 и ниже вода превращается в лед. При чем лед легче воды – обратите внимание, когда разбить ледяную корочку на луже, то льдинки будут плавать в воде. Сейчас мы с вами это проверим.
ОПЫТ №4. ЛЬДИНКИ В СТАКАНЕ.
В стакан с водой опустить кусочки льда. Отметить, что лед плавает на поверхности воды.
Воспитатель: Итак ребята мы с вами стали уже настоящими учеными. Но каждый ученый должен знать, что воду надо беречь, охранять. А для чего?
Ответы детей
Картинки с изображением прудов, рек, океанов с чистыми берегами.
Воспитатель: Для того чтобы сберечь воду необходимо знать несколько правил и всегда их выполнять!
1. Не тратить зря! Всегда плотно закрывать кран.
2. Если вы оказались у реки, то относитесь к ней с уважением! Река – живое существо! Вы у нее в гостях. Не вытаптывайте траву, не рвите цветы, не ломайте ветки деревьев, и, конечно, не мусорите.
Как говорит пословица: «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться! »
Воспитатель: Я надеюсь, что вы всегда будите помнить эти правила. Ну и закончим мы с вами наши исследования стихотворением.
Во время чтения стихотворения играет красивая мелодия. Помощник воспитателя пускает мыльные пузыри, на экране телевизора мелькают фотокадры с изображением воды, морей, океанов.
– В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед.
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода!
Воспитатель: На этом мы с вами закончим наши исследования, и мы снова с вами стали дошколятами. Ребята, вам понравилось наше превращение в исследователей? А что вам больше всего запомнилось?
Конспект «Капитошка в гостях у ребят»
Программные з у;
Развивающие р рэкспериментальной
в;
Предварительная работа: , , б, еОборудование и, п, н, м, о, т, т, л, ф ООД
Воспитатель..чистую или грязную Ч рйте
Воспитатель Ребята, чем мы занимались на занятии? Что вам понравилось на занятии? Кто из вас был самым активным, внимательным?
«Наблюдение за дождем». План-конспект прогулки с детьми старшей группы
Цель:
• Расширение представлений детей об окружающем мире.
• Развивать речь детей: отработать употребление существительных во множественном числе; подобрать прилагательные к существительным.
• Активизация словаря: весенний дождь, ливень, гроза.
• Коррекция памяти через запоминание.
• Развивать логическое мышление.
• Воспитать у детей бережное отношение к воде.
Ход:
Беседа.
Какое время года наступило, месяц? Посмотрите в окно и скажите, что мы видим. Как вы думаете, откуда берется дождь?
Облака на небе собираются в большие темные тучи; небо затягивают сплошные облака и идет грустный дождь. А почему мы говорим грустный?
Опыт: Взяли пипетки и в тарелку накапали 5 капель, затем взяли губку (облако) обмакнули, отжали. Капли не отжались. Взяли пипетки и в тарелку накапали 10 капель, обмакнули губку, отжали. Вода отжалась обратно в тарелку (Пошел дождь) .
Объяснить детям, что облака, гонимые ветром, плывут по небу и собирают капли с земли, затем собираются в тучу темную и тогда происходит дождь.
Чтение стихотворения «Тучи»
Шли над лугом, над полями
Тучи, полные дождем.
Тучи стукнулись боками –
Загремел сердито гром!
Очень сильный дождь называется ливнем. О таком дожде говорят: «Льет, как из ведра! »
А какой бывает еще дождь? (осенний, грибной, сильный, холодный, летний, теплый, мокрый)
• Дидактическая игра «Продолжи предложение»
Часто идут… (дожди) .
Долго не было… (дождей) .
Сильно льет… (дождь) .
На улице сыро из-за… (дождя) .
Солнце светит, но почему-то идет… (дождь) .
По небу плывут тучи, полные… (дождя) .
Подвижная игра «Весенний дождь».
Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва,
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
Дети медленно идут по кругу, ускоряют темп, бегут по кругу, осматриваются, поднимают руки вверх «зонтиком».
Предложить детям нарисовать картинку на тему "Дождь".
Беседа "Вода в природе"
Цель: актуализировать знания детей.
-Ребята, вспомните, где вы видели воду?
-Верно, В реке, ручейке, болоте, озере и в пруду. А еще вы наверняка видели дождь и лужи, которые остаются после дождя. Когда вы отдыхали на море, то видели , какое оно огромное, безбрежное, какие высокие волны гуляют по морю, как много в нем воды!
-Снег и лед, которые появляются зимой, - тоже вода, только замерзшая. Кристаллы инея на ветках деревьев, морозные узоры на стеклах, капельки тумана, висящие в воздухе, роса на траве, облака и тучи - это тоже вода.
Вода есть в воздухе, на земле, под землей. Но об этом мы поговорим позже.
Послушайте стихотворение.
Вы узнали воду?
И сугроб, и снегопад-
Белоснежный водопад,
Капля в чашечке цветка,
Кучевые облака,
То туман в осенней мгле,
То узоры на стекле,
То сосульки,
То капели,
Что весною зазвенели,
Иней хрупкий ледяной,
Что укрыл леса зимой,
В лужице осколки льда-
Это все вода, вода!
Ребята, отгадайте загадки.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
-А теперь выполните следующие задания.
1.Нарисуйте и раскрасьте кувшин с водой.
2.Тучу, из которой идет дождь.
3. Лужу на дороге.
4. Каплю росы на зеленом листочке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа по театральной деятельности (старший дошкольный возраст)
Необходимая документация для ведения кружковой работы: пояснительная записка и график работы, программные задачи и умения детей, перспективный план, мониторинг, табель посещаемости....
Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"
В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные виды продуктивной деятельности, в частности работа с...
перспективный план кружковой работы по театральной деятельности
№п/п Тема Цель 1 Сказку ты дружок послушай и сыграй Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей. ...
План-программа кружковой работы по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста «Пластилиновое чудо»
Для детей от 2 до 4 лет....
Кружковая работа по экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста
Материал для педагога...
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «КАРУСЕЛЬ» театральной деятельности
Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы застав...