Конспект ООД "Каменный уголь"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД на тему «Каменный уголь»
Программное содержание:
- Развивать представление детей о богатстве недр Земли, что каченный уголь – полезное ископаемое.
- Расширять и уточнять представление детей о профессии шахтера, помочь уяснить значимость этой профессии.
- Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитывать уважение к людям труда.
Предварительная работа:
Экскурсия в котельную, работающую на угле. Беседа на тему «Откуда пришло тепло в детский сад?». Чтение рассказа «Черное золото» из книги С.И. Венецкого «Рассказы о металлах» и рассматривание иллюстраций к нему. Беседа на тему «Профессия мужественных людей» (о шахтерах), Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему «Как добывают уголь».
На столе у воспитателя под салфеткой лежит кусок каменного угля. Воспитатель предлагает детям обследовать его руками через салфетку, после чего обращается к ним с вопросом:
- Что бы это могло быть?
- Какое оно?
Ответы детей.
Дети: Ракушка, кубик. Камень. Что-то очень твердое.
Выслушав ответы детей, воспитатель их уточняет и говорит:
Восп.: Да, дети, вы правы, он твердый. Но вы не видите какого он цвета.Быть может, если я скажу вам, какого он цвета, вы сможете мне сказать что это? Итак, кроме того, что он твердый, он еще и черного цвета. Ну так что же это?
Дети: Уголь!
Восп.: Да, вы правы, это уголь и еще его называют каменный уголь. А вот почему его называют каменный, вы скажете мне сами.
Дети : Уголь очень твердый, как камень
Восп.: Да, вы правы. Именно поэтому долгое время считалось, что он сродни камню. Но подумайте, может ли гореть обычный камень?
Дети: Нет.
Восп.: А каменный уголь?
Дети: Горит.
Восп.: Верно, камень не горит. Но почему же тогда каменный уголь дает пламя, он горит.
Ответы детей.
Восп: Да, дети, для вас это загадка. А вот великий русский ученый М.В. Ломоносов (портрет) разгадал эту загадку. Он показал, что каменный уголь образовался из древний растений и деревьев, которые в давние доисторические времена росли на Земле.
- Ну а дерево, дети, горит?
Дети : Горит.
Восп.: Верно, дерево хорошо горит, это знает каждый. Конечно, уголь совсем не похож на дерево, и на цветок тоже не похож. Но если рассмотреть кусок угля под микроскопом. Можно увидеть волокна растений.
Восп.: Давайте и мы с вами тоже посмотрим на каменный уголь под микроскопом.
Дети рассматривают кусочки каменного угля под микроскопом, делятся впечатлениями.
На кусочках пластилина дети выдавливают травинки, листья деревьев, лепестки цветов.
Восп.: Теперь, когда мы с вами узнали откуда взялся уголь, может вы мне скажете тогда, какой профессии люди добывают уголь?
Дети: Шахтеры.
Восп.: А где и как шахтеры добывают уголь?
Дети: Глубоко под землей, в недрах земли, в шахтах, в подземной кладовой.
Воспитатель предлагает детям картину для рассматривания «Шахтер добывает уголь» и ведет беседу по картине:
Вопросы: Кто по профессии этот человек? Какая на нем рабочая одежда? Где находится шахтер? Как вы догадались, что он в шахте? Чем он добывает уголь? Как вы считаете какими качествами характера должны обладать люди этой профессии и почему? Что вы можете рассказать о том, как добытый шахтерами уголь поднимают из шахты на поверхность земли?
Воспитатель поощряет ответы детей и задает следующие вопросы:
- Можно ли сказать, что труд шахтера необходим для людей? Почему?
Дети: Да, труд шахтера необходим для людей потому, что люди других профессий не умеют добывать уголь. Врачи лечат людей, художники пишут картины, портниха шьет одежду, но все они должны работать в тепле.
Восп.: Дети, если я скажу, что каменный уголь полезное ископаемое, попробуйте объяснить мне, как вы это понимаете?
Дети: Потому что уголь, полезный для человека. Им отапливают жилища, но сначала его надо найти, а потом добыть его из-под земли, выкопать.
Восп.: Молодцы, но представьте себе, если бы вдруг каменный уголь исчез, его бы не стало нигде, изменилась бы жизнь людей на Земле?
Дети: Да, нечем было бы топить, стало бы холодно в домах, в детском саду.
Восп.: Конечно, дети, каменный уголь нужен всем. Кокс – это тоже каменный уголь для доменных печей.
О том, что такое кокс и доменная печь мы с вами поговорим в следующий раз, а пока вы сами сможете рассказать много интересного о каменном угле своим братьям, сестрам и родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по образовательной деятельности на тему «Весна пришла» (нетрадиционные техники рисования (цветные мелки, уголь)
Программное содержание: Развивать любовь к родной природе в эстетическом видении весеннего пейзажа. Учить детей изображать картинку ранней весны (разлив, ледоход, прилет грачей, таяние снега и т.д.). ...
Конспект ООД по углублению представлений об особенностях кубанской культуры «Красный угол»
Занятие знакомит детей с особенностями казачьего быта; дает представление о «Красном угле», как самом почетном месте казачьего жилища....
Конспект НОД по ознакомлению с природой родного края «Уголь» с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект НОД по ознакомлению с природой родного края «Уголь» с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия для детей старшей группы «Знакомство с понятием прямой угол»
Задачи: -познакомить детей с понятием «прямой угол»;- повторить и закрепить понятия «точка», «горизонтальная прямая», «вертикальная прямая» ; - учить детей образовывать угол с помощью точки...
Конспект занятия для детей старшей группы «Закрепление понятий «прямой угол», «острый угол», «тупой угол».
Задачи: - закрепить знания о прямых, острых и тупых углах; -продолжать учить детей образовывать углы с помощью точки, вертикальной и горизонтальной прямы...
Занятие по ФЭМП «Знакомство с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина».
Занятие с игровым сюжетом, о том как звери встречали Новый год....