Проект «Экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»
проект по окружающему миру
Целью моей работы стало: в процессе знакомства со свойствами песка и воды развивать любознательность, наблюдательность детей, развивать игровой опыт каждого ребёнка; Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук, мыслительные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»
Саакян Нона Александровна
Проект «Экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Поэтому следует пересмотреть подход к организации обучения по разделу «Ознакомление с окружающим миром».
Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив который заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Целью моей работы стало: в процессе знакомства со свойствами песка и воды развивать любознательность, наблюдательность детей, развивать игровой опыт каждого ребёнка; Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук, мыслительные способности.
Данная цель решается через постановку следующих задач:
• Укреплять физическое и психическое здоровье малышей; обеспечивать эмоциональное благополучие;
• расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия, воспитывать чувства симпатии к сверстникам,
• формировать единый детско-взрослый коллектив;
• развивать психические процессы детей, познавательные способности;
• развивать мелкую моторику;
• расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе;
• Дать детям представления о свойствах песка и воды в процессе разных видов деятельности.
• Развивать речь детей, пополняя активный словарь доступными к проговариванию словами – горячая, тёплая, холодная, сырой, влажный, сухой, лепится, названиями основных цветов.
• Воспитывать желание и умение играть рядом друг с другом.
Участники проекта:
• Дети раннего возраста
• Родители (законные представители)
• Сотрудники детского сада (воспитатель группы раннего возраста, помощник воспитателя, музыкальный руководитель)
Сроки реализации проекта:
1 этап: подготовительный - август 2019 года
2этап : основной – сентябрь 2019 – май 2020 года
3 этап : заключительный – май 2020 года
Предполагаемый результат:
-дети знают и хорошо ориентируются в соотношении величин предметов (маленький – большой, знают цвета;
-владеет действиями с предметами, предполагает разнообразные способы их использования;
- владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;
-владеют расширенным словарным запасом (глаголы, существительные, прилагательные и т. д., используют обобщающие понятия (вода, песок);
-получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми,
-получают положительные эмоции от праздников и развлечений;
-пользуются речью как средством общения со сверстниками;
-имеют устойчивый интерес к художественной литературе;
-возникает интерес к значимой деятельности;
-способны ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение;
Практическое содержание проекта
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
.
В группах раннего возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.
Изучив методическую литературу по данному вопросу, я приступила к работе.
На первом этапе мною был составлен перспективный план опытно – экспериментальной деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач (Приложение 1).
Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов.
Тема: «Песок»
Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. Почему именно песок? Игра в песок, особенно для малышей групп раннего возраста, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатель естественным путем осуществляет психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучает его социально приемлемым способам нервной разрядки. В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего «Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
• В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
• В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
• В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
• В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
• Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
На игре по ознакомлению с окружающим миром «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок
Тема: «Вода»
Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану.
Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми раннего возрастаю она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста
Экспериментальная деятельность ребенка — это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением...
Экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста по теме:«Волшебные свойства песка»
Конспект экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста по теме: «Волшебные свойства песка»Цель:Способствовать формированию познавательных интересов со свойствами окружающих предметов (песок...
План самообразования по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»
Материал предназначен для воспитателей детского сада.группы раннего возраста....
Экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста
Картотека опытов и наблюдений...
План работы по самообразованию «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста ....
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста на тему «Волшебная вода». 2019 год
Цель • Развитие у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту через совместную познавательно-исследовательскую деятельность. ...
Презентация "Проект опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста"
Презентация "Проект опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста"...