Таинственный песок
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Аллаева Дильфуза Абдугуламовна

Конспект познавательно - исследовательской деятельности

«Таинственный песок»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tainstvennyy_pesok.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Конспект познавательно - исследовательской деятельности

«Таинственный песок»

Исполнитель:

Воспитатель Аллаева Д.А.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

«Таинственный песок»

Цель:

- развивать познавательно-исследовательские способности детей при ознакомлении с окружающим миром.

Задачи:

образовательные:

- познакомить детей с песком как с природным компонентом;

- дать представления о составе и свойствах песка;

- учить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования;

 - формировать умение работать с сухим и мокрым песком.

развивающие:

-развивать у детей предпосылки опытно-исследовательской деятельности;

-развивать мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, делать выводы;

-развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;

-развивать фантазию, творчество, воображение;

воспитательные:

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

- воспитывать интерес к окружающему миру;

Интеграция образовательных областей:

-социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

-физическое развитие,

- художественно-эстетическое развитие.

Виды образовательной деятельности:

- познавательно - исследовательская

- коммуникативная;

-изобразительная;

-игровая;

- двигательная

Методы и приемы:

- практические: проведение  опытов  для определения свойств песка, рисование на песочных планшетах разными предметами;

- наглядные: наблюдение, рассматривание песка;

- словесные: беседа, загадка, объяснение, обсуждение.

Оборудование:

На каждого ребенка: песок в тарелочках, лупа, стакан с водой, влажные салфетки, световой песочный стол для рисования, воронка, ситечко, мячик.

Мешочки с песком, орехами, камушками, изображение на экране обитателей пустыни (верблюд, страус, черепаха), карточки с правилами поведения.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций обитателей пустыни, чтение рассказов, историй; рассматривание оборудования лаборатории, знакомство с правилами поведения в лаборатории.

                                           Ход занятия

Организация

Время

Педагог

Воспитанники

Организационный момент 

Приветствие

Загадка

2мин

Воспитатель: Ребята, посмотрите как у нас много сегодня гостей.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

Воспитатель: Ребята, вы загадки умеете отгадывать? Тогда слушайте внимательно.

Он очень нужен детворе 
Он на дорожках во дворе. 
Он и на стройке, и на пляже, 
И в песочнице он даже. 

Воспитатель: Что же это? Правильно, это песок.

-Сегодня мы отправимся с вами в удивительную песочную страну, где нас ждут интересные встречи, увлекательные игры и опыты, которые помогут разобраться в волшебных свойствах песка

Дети заходят в изостудию

Дети: да

Дети: песок

Дети садятся на стульчики

Основная часть

На экране появляются обитатели пустыни

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Исследовательская деятельность

Физминутка

Рисование на песочных столах разными предметами

Заключительная часть.

Рефлексия.

3мин

8мин

1мин

7мин

5мин.

Воспитатель: На нашей планете больше всего песка в пустыне. Там обитает много необычных животных. И они сегодня у нас в гостях с интересными  заданиями,  которые  нужно будет правильно выполнить.

Итак, наш первый гость?

Страус, послушаем его.

Страус: я прислал по почте разные мешочки. Вам необходимо на ощупь найти песок и запомнить в каком из мешочков он  находится. Желаю удачи!

Воспитатель: Ребята, в мешочке какого цвета находится песок?

Воспитатель: Молодцы, а как вы догадались, что это песок?

Воспитатель: Да, верно, потому что он мягкий и рассыпчатый.

Песок - полезное ископаемое. Это то, что осталось от гор, скал, обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце разрушили горы, осыпали скалы, раздробили камни, превратив их в песок.

Следующий гость, это…..Верблюд. У него к вам вопрос?

Верблюд: Я каждый день гуляю по песку, хочу узнать, из чего он состоит?

Воспитатель: Что же делать? Как помочь верблюду?

Воспитатель : чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в лабораторию для исследования, но сначала вспомним  правила поведения: Что можно и нельзя делать в лаборатории.

Можно:

  • Смотреть
  • Слушать
  • Думать
  • Осторожно нюхать
  • Осторожно работать руками

Нельзя:

  • Кричать и баловаться
  • Ничего не брать в рот
  • Портить и раскидывать оборудование

Опыт 1 «Из чего состоит песок».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из чего состоит песок?

Воспитатель: Правильно, песок состоит из мелких песчинок.

Что нам поможет рассмотреть песчинки? 

Воспитатель: Верно, лупа. Итак, как настоящие ученые мы проведем сейчас эксперимент. Возьмем в руку лупу и рассмотрим песчинки.

Воспитатель: Какие они?

Воспитатель:  Они круглые, жёлтые, коричневые, чёрные, прозрачные.

 Воспитатель: А сколько песчинок мы видим?

Воспитатель: Правильно, много, все они отделены друг от друга.

Воспитатель: Верблюд хотел узнать, из чего состоит песок? Что мы ответим верблюду?

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Песчинки могут отличаться цветом и размером.

-Молодцы ребята помогли верблюду.

Воспитатель: Следующий гость – черепаха. Послушаем ее.

- Хочу жить в замке из песка, но не знаю, как его построить? Поможем черепахе?

Опыт 2 «Сухой – мокрый».

Воспитатель: Давайте попробуем построить замок? Не получается, почему?

Воспитатель: Какой песок?

Воспитатель: Правильно, сухой, сыпучий, легко рассыпается на песчинки.

 – Как же все- таки построить замок из песка?                                            Воспитатель: А теперь посмотрите, у каждого на столе стоят стаканчики с водой, возьмите их и аккуратно налейте воды в сухой песок. Что с песком произошло?

Воспитатель: Изменился ли цвет?

Воспитатель: Да, изменился, он стал темный. Давайте попробуем, что-нибудь слепить из мокрого песка. Получилось? Почему?

Вывод: Если  в песок добавить  воду, он становится мокрым. Воздух между песчинками исчезает, мокрая песчинка слипается со своей «соседкой». Мокрый песок не рассыпается  и из него можно лепить.

-Ребята, какой мы ответ дадим черепахе:

- Из какого песка ей нужно строить песочный замок?

Воспитатель: А сейчас мы с вами протрем руки и немного отдохнем.

Что за чудо-чудеса

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая.

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку

Добрые руки погладят собаку

Умные руки умеют лепить

Чуткие руки умеют дружить.

Воспитатель: Ребята существует еще один секрет песка, чтобы его узнать   отправимся в школу рисования.

Воспитатель ИЗО

Здравствуйте ребята, в нашей школе рисования нет красок и карандашей.

-Чем же мы будем сегодня рисовать?

-Правильно, рисовать можно песком, и мы сейчас в этом убедимся.

 -Вначале давайте с ним поздороваемся, погладим его ладошкой,  сожмем в кулачок, пощекочем.  Приятно стало нашим ладошкам.

Воспитатель ИЗО : Молодцы, а теперь давайте порисуем, использовать будем необычные предметы: ситечко, воронку, мячик. Посмотрим какой след они оставляют.

Рисовать на светлом фоне попробуем воронкой. Зажмем пальчиком носик , кулачком насыплем в воронку песок, пальчик отпускаем и рисуем разные линии, кружочки, песок оставляет след получается рисунок. Ладошкой уберем песочек на место.

Воспитатель ИЗО:  А теперь нарисуем картинку пальчиком. Рисовать будем на темном фоне. Сделать темный фон поможет ситечко. Возьмем его в правую руку, а левой будем насыпать песок в ситечко и равномерно рассыпать на поверхность, фон готов. Приготовим указательный пальчик.

Нарисуем желтый круг,

После лучики вокруг

Пусть на белом свете

Ярче солнце светит!

Воспитатель ИЗО: А теперь порисуем мячиком лучики и украсим солнышко точками. Мячик тоже оставляет интересный след. Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы! Ваши солнышки нам улыбаются, давайте мы тоже улыбнемся им.

Ребята, вам понравилось рисовать песком?

Воспитатель:  В школе рисования  мы узнали еще об одном секрете, что песком можно  рисовать. Давайте вернемся обратно на стульчики.

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие по песочной стране? Что вам понравилось?

Воспитатель: Молодцы, вы справились со всеми заданиями обитателей пустыни

Воспитатель: Ребята, мы с вами обязательно вернемся в волшебную страну. А сейчас нам пора прощаться с нашими гостями.

Все мы весело играли

И немножечко устали.

Посмотрели на часы -

В группу нам  пора идти.

Дети: страус

Дети: в мешочке желтого цвета

Дети: мягкий, рассыпчатый, мелкий, нежный, пушистый

Дети: верблюд

Дети: рассмотреть песок

Дети проходят в «лабораторию» и садятся за столы.

Дети: из камушков, песчинок.

Дети: лупа

Дети: круглые, маленькие, желтые, разные, цветные.

Дети: много

Дети: черепаха

Дети: рассыпчатый, мягкий.

Дети: добавить в песок воду.

Дети: песок стал темный, мокрый

Дети: песок стал липким

Дети: построить замок можно из мокрого песка

Дети приходят в школу рисования и проходят к световым столам

Дети : песком

Дети рисуют воронкой.

Дети используют ситечко

Рисование пальчиком

Рисование мячиком

Дети: да

Дети возвращаются на стульчики

Дети: обитатели, пустыни, рисование солнышка, работа с лупой, игра с мешочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект для старшего дошкольного возраста «Такой волшебный, сказочный и таинственный песок!»

Познавательный проект для старшего дошкольного возраста «Такой волшебный, сказочный и таинственный песок!»...

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.

 Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...

Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....

Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"

Мастер-класс для педагогов и родителей...

Игровое занятие на прогулке в средней группе "Лежал песок, скучал песок"

Конспект игрового занятия на прогулке в средней группе "Лежал песок, скучал песок"...