Опыты и эксперименты
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Картотека опытов и экспериментов в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_i_eksperimenty_v_sredney_gruppe.docx | 51.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Окрашивание воды Цель: Помочь выявить свойства воды Материал: вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель. Оборудование: емкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики. Дети с воспитателем рассматривают в воде 2-3 предмета. Предметы хорошо видны. (Вода прозрачная) - Что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками? (Рисунок размылся, а вода изменила цвет. Частички краски попали в воду). Нельзя брать грязные пальцы в рот. - Как еще можно окрасить воду? (Добавить краситель в оба стаканчика) - Как изменится окраска, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной, запах – сильнее) Дети зарисовывают результаты эксперимента. Вывод: Вода прозрачна, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах: чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Может быть теплой и холодной. Может нагревать другие вещества. Некоторые вещества в воде растворяются. | Играем с красками Цели: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость. Материал: прозрачная вода, краски. Оборудование: 2 баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши. Краски, словно радуга, Красотой своей радуют детей. Оранжевые, желтые, красные, Синие, зеленые – разные. - Равномерно ли краска будет растворяться в воде и что произойдет, если смешать 2 разные краски? Добавляем немного красной краски в баночку с водой. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется). В другую баночку добавляем немного синей краски. (Краска растворяется равномерно). Смешиваем воду из двух баночек. (Вода стала коричневой). Зарисовка результатов эксперимента. Вывод: Капля краски, если ее не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно. |
Друзья Цели: Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательностью Материал. Вода. Оборудование: стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши. - Знаете ли вы, из чего состоит вода? Аккуратно пользуйтесь стеклянными предметами. Стакан с водой на несколько минут дети ставят на солнце. – Что происходит? (На стенках стакана образуются пузырьки). Это кислород. Бутылку с водой изо всех сил трясут. Что происходит? (Образовалось большое количество пузырьков) Делают зарисовки. Вывод. В состав воды входит кислород. Он появляется виде маленьких пузырьков. При движении воды пузырьков появляется больше. Кислород нужен тем, кто живет в воде. | Вода бывает теплой, холодной, горячей Цель. Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные. Материал: вода – холодная, теплая, горячая, 3 кусочка льда. Оборудование: 3 стаканчика, водный термометр. Сравниваем температуру воды в стаканах вначале пальчиками, затем с помощью термометра. Правила: - пробовать воду с холодной; - аккуратно обращаться с термометром; - не брать лед в рот Раздаются стаканчики, измеряется температура, затем кладется по кусочку льда в каждый стаканчик. - Почему вода стала холоднее? В реках, озерах, морях вода может быть разной температуры. Где больше разных растений и животных? (В теплых водоемах). В природе ест необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. Может ли кто-то жить в таком горячем «доме»? (Особенные водоросли) Делают зарисовки. Вывод. В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные. |
Танец горошин Цели: Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку. Материал: вода, горошины. Оборудование: баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши. Научим горох плавать и выполнять манипуляции с горохом, как в цирке. Аккуратно обращайтесь со всеми материалами. Дети опускают в баночку с водой 4 горошины и трубочку. Дуют в баночку через трубочку. Сначала слабо, потом с большей силой. - Почему горошины движутся то быстрее, то медленнее? (Когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличивалась – и скорость движения горошин возрастала). Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них. Зарисовка результатов эксперимента. Вывод. Сила движения предметов зависит от силы воздействия на них. | Поиск воздуха Цели: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. Материал: вода. Оборудование: султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость. Докажем, что вокруг нас есть воздух. Как? Не размахивайте сильно предметами, особенно, когда рядом есть другие дети. Дети показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели (дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет). Вывод. Вокруг нас есть воздух. |
Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Цель. Показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул. Оборудование: воздушный шарик, скотч, игла. Игра с воздушным шариком. Как можно проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь спокойно протыкаем шарик. Зарисовка результатов эксперимента. Вывод: Имеется способ протыкания воздушного шара без вреда для него. | Весёлая полоска Цели: Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать любознательность. Оборудование: полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши. Будем мы сейчас играть И полоску оживлять. Раз, два, три – посмотри! - Что произойдет, если на полоску будет воздействовать воздух? Нельзя брать бумагу в рот. Дети держат полоску бумаги вертикально за один конец и дуют на нее. - Почему она движется?(Она легкая) Дети держат полоску бумаги горизонтально за оба конца, подносят к губам и втягивают воздух. - Что происходит? Почему? (Полоска прилипает к губам: на нее действует воздух) Делают зарисовки. Вывод: Бумага легкая. Движется под воздействием воздуха. |
Подводная лодка из винограда Цель: Показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба. Материал: свежая газированная вода (лимонад), виноградинка. Оборудование: стакан. - Почему рыба может подниматься верх и опускаться вниз? Аккуратно обращайтесь со стаканом. Дети бросают в стакан со свежей газировкой виноградинку. - Что произошло с виноградинкой? (Она опустилась на дно и на нее начали садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики) - Что произошло с виноградинкой? (Она всплыла) - Что происходит на поверхности с пузырьками? (Они лопаются) Что произошло с виноградинкой? (Она опустилась на дно) Процесс будет продолжаться несколько раз, пока газ из воды не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускается пузырь. Рыба всплывает. Вывод: Рыбы поднимаются и опускаются благодаря сжатию и расширению пузыря. | Делаем облако Цели: Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь. Материал: горячая вода, кусочки льда. Оборудование: трехлитровая банка, противень. Давайте сами сделаем облако. Правила: - Аккуратно обращайтесь со стеклянными предметами. - Не брать в рот лед. - Не трогать банку с горячей водой. Воспитатель наливает в банку горячей воды (примерно 2,5 см). Кладет на противень несколько кубиков льда и ставит его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Делают зарисовки. Вывод: Поднимающийся вверх воздух охлаждается, водяной пар конденсируется, и из него получается облако, встречаясь вместе, капли становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. |
Что любят растения? Цель: Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. Материал: 2 -3 одинаковых растения. Оборудование: предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности. Суть эксперимента – в разном уходе за растениями. Воспитатель выполняет рисунки – прогнозы результата эксперимента: что будет, если одно растение своевременно пропалывать, поливать, рыхлить, второе – своевременно пропалывать, поливать, без рыхления, третье – только поливать. Дети по – разному ухаживают за растениями, длительно наблюдают за ростом, состоянием, плодоношением. Зарисовывают каждый результат, сравнивают с рисунками – прогнозами. Вывод: За растениями требуется уход: прополка, полив, рыхление почвы. | Где живут зёрнышки? Цель: Познакомить со строением колоска. Материал: колоски. Оборудование: подносы. Воспитатель показывает зернышки. - Знаете ли вы, где их домики? Дети разбирают колоски и отыскивают в них зернышки. Вывод: Колосок состоит из зернышек. Зернышки живут в колоске. |
Где прячутся детки? Цель: Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения. Материал: почва, лист и семена клена (или другого растения), овощи. Незнайка захотел сделать доброе дело – вырастить дерево. Но не сумел. Поможем ему. Вырастим растение из листочка и из семени. Выполняются рисунки – прогнозы. Рассматривают листья и семена, называют их. - Что для роста растения необходимо? (Вода и земля) Помещают на дно неглубокой емкости на влажную вату лист и семена, закрывают влажной тканью, ставят в теплое место, поддерживая ткань и вату во влажном состоянии. Через 7 – 10 дней выявляют результаты (с зарисовкой): лист загнивает, семечко дает проросток. Еще через 2-3 недели наблюдают за ростом проростка, пересаживают его в почву (зарисовка). Наблюдение заканчивается с появлением ростка из почвы. Зарисовки оформляются в виде дневника и отправляются посылкой Незнайке. Дети сравнивают рисунки – прогнозы с результатами эксперимента. Вывод: Новые растения прорастают из семян. | Хитрые семена Цель: Познакомить со способами проращивания семян. Оборудование: 2 баночки, палочка, маленькая лейка, салфетка из марли, розетка, лист бумаги, карандаши. - Весной те, у кого есть дачные участки, сеют семена овощей в землю, однако не все из них прорастают и не все дают ростки одинаково быстро. Давайте научимся правильно проращивать семена и узнаем, какие прорастают быстро, а какие – медленно. Рисунки – прогнозы сухих и ранее замоченных семян. Один боб и одно семечко кабачка дети закапывают в землю, поливают. Другой боб и семечко кабачка заворачивают в салфетку из марли, кладут в розетку, смачивают водой. На другой день дети высаживают семена, пролежавшие во влажной салфетке всю ночь, в землю. Отмечают, какие семена взошли первыми. Результаты зарисовывают и сравнивают с рисунками – прогнозами. Вывод: Заранее замоченные семена проросли быстрее. |
Соревнование Цели: Познакомить с состоянием почвы, развивать наблюдательность, любознательность. Материал: почва (рыхлая и уплотненная), черенок традесканции. Оборудование: 2 стеклянные банки, палочка, лист бумаги, карандаши. - Где мягче почва – на газоне или на тропе? Трогают почву в баночках, делают луночки. - В какую почву палочка проходит легко, в какую – с трудом? Сажают в лунки черенки традесканции, поливают их. Баночки оставляют на несколько дней. Наблюдают: где почва высохнет быстрее? Почему? Делают зарисовки. Вывод: Уплотненная почва не подходит растениям – плохо пропускает воздух и воду, рыхлая почва хорошо пропускает воду и воздух, быстро высыхает. | Потеря воды во время дыхания Цель: Дать понятие о том, что человек теряет воду во время дыхания. Оборудование: холодное стекло. - Как человек теряет воду? Подышите на холодное стекло. - Что увидели? (Стекло покрылось капельками воды, запотело) - Откуда взялась вода? Это мы ее выделяем во время выдоха .За сутки человек теряет примерно 10 стаканов воды. Следовательно, столько же ему надо выпить или употребить с пищей. В любой пище – мясе, овощах, хлебе – воды значительно больше, чем твердого вещества. Вывод. Человеку необходимо пить воду, чтобы организм не обезвоживался. |
Значение расположения ушей Цель: Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека. Ребенок поворачивается спиной к воспитателю. Воспитатель просит его повторить услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет порог слуховой чувствительности ребенка. Затем предлагает 2 другим детям справа и слева позвать друга. Ребенок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. После этого дошкольнику закрывают одно ухо ватой и проводят аналогичный эксперимент. Затем повторяют опыт, закрыв ватой другое ухо. По окончании опыта ребенок делится впечатлениями. Дети рисуют голову с ушами. Вывод: Уши расположены с двух сторон головы, чтобы слышать с разных сторон. | Отгадай на вкус Цель: Помочь определить пищу на вкус (не глядя на нее). Материал: от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов. - Можно ли определить вкус пищи, не видя ее? Кладет в рот ребенка по очереди маленькие кусочки разной пищи, при этом глаза у него закрыты. Целесообразно по окончании опыта побеседовать с ребенком о том, по каким особенностям он различал вкус пищи. Вывод: Вкус пищи можно определить, не глядя на нее. |
Угадай по запаху Цель: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. Материал: Продукты – лимон, шоколад, хлеб и т.д. Существует 4 основных вкуса: сладкий, горький, кислый и соленый. - Что может быть сладким, соленым, кислым или горьким. Вариант: глядя на картинки с изображенными продуктами, назвать вкус каждого из них. - Можно ли определить запах продукта, если вдыхать воздух только ртом? Воспитатель предлагает ребенку с завязанными глазами определить по запаху какой – либо продукт. Затем ребенок зарывает нос и, вдыхая воздух только ртом, выполняет аналогичное задание. В результате ребенок приходит к выводу, что, вдыхая воздух только ртом, невозможно определить запах продукта. Необходимо попробовать его на вкус. Вывод. При нарушении обоняния меняется и вкус продукта. Тогда как при нормальном обонянии вкус продукта ощущается гораздо лучше. | Откуда берётся голос? Цели: Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. Оборудование: линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи. Воспитатель предлагает «пошептаться» - сказать друг другу по секрету разные слова шепотом. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. - Что вы сделали для того, чтобы слова были услышаны? (Сказали громким голосом) - Откуда выходили громкие звуки? (Из горлышка) Подносят руку к горлышку, произносят слова то шепотом, то очень громко, то тише. - Что почувствовали рукой, когда говорили громко? (В горлышке что-то дрожит) - Что почувствовали рукой, когда говорили шепотом? (Дрожания нет) - Голосовые связки можно сравнить с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько дрожали. Воспитатель рассказывает, как беречь органы чувств, - Как возникает речь? Дети проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить. - Что надо сделать, чтобы звук был громче? (Дернуть посильнее – звук усилится) Вывод: Речь возникает благодаря дрожанию голосовых связок. При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить. Разговаривая спокойно, человек бережет связки. |
Рукам своим не верю Цель: Показать разницу в ощущениях рук при опускании в воду разной температуры. Материал: вода – холодная, комнатная и горячая. Оборудование: 3 миски. Эксперименты с водой. - Что будут ощущать руки, если их поочередно опускать в горячую или холодную воду, а потом в воду комнатной температуры? Опускают одну руку в миску с холодной водой, вторую – с горячей водой. Через несколько минут они погружают в воду комнатной температуры. - Горячей или холодной вам кажется вода? - Почему есть разница в ощущениях рук? - Всегда ли можно доверять своим рукам? Вывод: Руки ощущают тепло или холод в зависимости от того, в каком температурном режиме они до того находились. | Исследование природы с помощью органов чувств Цель: Дать понять, что мы воспринимаем окружающий мир разными органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом. Оборудование: повязки на глаза, бумага, карандаши. - Задумывались вы над тем, что мы воспринимаем окружающий мир главным образом с помощью зрения и слуха? Мы наслаждаемся красотой природы, вслушиваемся в пение птиц, но мы совершенно забываем о том, что природа дала нам возможность воспринимать и другие ощущения. - Как активизировать органы чувств? Двигаться надо медленно, не толкаться. Чтобы «включить» в работу другие органы чувств, надо «отключить» зрение, то есть попросту завязать глаза. «Отключив» зрение, мы помогаем активизироваться слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Исследовать участок группы с помощью различных органов чувств. - Что нового ты узнал о себе? Вывод: Человек воспринимает окружающий мир разными органами чувств: зрением, обонянием, слухом, осязанием, вкусом. |
Ящик ощущений Цель: Развивать тактильную чувствительность. Оборудование: коробка, закрывающаяся со всех сторон, разнообразные предметы природного происхождения. Для того, чтобы изготовить такой ящик, надо взять плотно закрывающуюся картонную коробку и прорезать в стенке отверстие, чтобы в него пролезала рука ребенка. Чтобы дети определяли предметы в коробке только на ощупь, можно пришить к отверстию рукав от старого детского свитера или часть старого толстого шерстяного носка. Каждый день класть в «ящик ощущений» какой-нибудь предмет природного происхождения, убирая вчерашний. Проверять, правильно ли дети определили, что за предмет лежит в ящике. Вывод: Тактильные ощущения помогают определять предметы. | Тайный похититель варенья Цели: Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения. Материал: измельченный ножом карандашный грифель. Сегодня на кухне пропала банка варенья. Может быть, ее взял Карлсон. Рассказ о способе обнаружения похитителя с помощью сравнения отпечатков пальцев. - Можно ли получить отпечатки пальцев и сейчас без специального оборудования? Не брать грязные пальцы в рот, не тереть грязными руками глаза. Дети натирают готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги – на нем будет виден отпечаток узора вашего пальца. Тогда мы и узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлсон? Вывод. Отпечатки пальцев у всех людей разные. |
Чёрное и белое Цели: Познакомить с влиянием солнечных лучей на белый и черный цвет; развивать наблюдательность, смекалку. Оборудование: салфетки из ткани черного и белого цвета, лист бумаги, карандаши. Белая тряпочка похожа на зайчика, Тряпочка черная – на ворона огородного. - Потрогайте салфетки. Какие они? - Какой цвет – белый или черный – сильнее притягивает тепло и дольше его удерживает? Дети кладут салфетки белого и черного цвета на окно, оставляют под лучами солнца на несколько минут. - Что произошло? (Салфетка белого цвета стала теплой, а черная – горячей) Дети перекладывают салфетку с окна на стол, оставляют на несколько минут. - Что произошло? (Салфетка белого цвета стала холодной, черного цвета – теплой) Дети делают зарисовки. Вывод. Белый цвет отталкивает лучи – салфетка белого цвета нагревается слабо. Черный цвет поглощает солнечные лучи – салфетка черного цвета становится горячей. Весной грязный снег тает быстрее, чем чистый, белый. В одежде, сшитой из темной ткани, теплее, чем в одежде из светлой ткани. | Солнечные зайчики Цели: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. Материал: вода. Оборудование: зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали. Рыхлый снег темнеет в марте, Тают льдинки на окне. Зайчик бегает по парте И по карте на стене. Поиграть с зеркалом, посмотреть в него и сказать, что видят. - От каких предметов будут отражаться солнечные зайчики? Обращаться с зеркалом аккуратно, чтобы его не уронить. Зеркала сделаны из стекла, потрогайте их. – Какая поверхность на ощупь? (Гладкая) – Блестящие предметы отражают солнечные лучи. «Ловят» зеркалом луч солнца. Играют с солнечным лучиком. Берут баночку с водой, «ловят» солнечные зайчики. – Пошевелите рукой. Что происходит? (Поверхность воды приходит в движение, зайчики начинают прыгать). Эксперимент с пластиной. Пластина имеет блестящую поверхность, которая хорошо отражает солнечные лучи. Зарисовки. Вывод: Все блестящие предметы отражают свет и солнечные лучи. |
Радуга Цель: показать способ, как можно увидеть радугу в комнате. Материал: вода. Оборудование: миска, зеркало, белый лист бумаги. - Можно ли увидеть радугу в комнате? Аккуратно пользоваться зеркалом. Устанавливают зеркало на краю миски с водой. Ловят зеркалом солнечный луч и направляют его отражение на лист бумаги. Зарисовывают результаты эксперимента. Вывод: Радугу можно увидеть и в комнате. | Необычные кораблики Цели: познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. Материал: вода. Оборудование: 2 стеклянные бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши. Ты плыви, кораблик, по речке, ручейку. Ты вези, кораблик, песенку мою. Рассмотреть бутылочки, подуть в них. – что вы услышали? (Песенку). Давайте превратим бутылочки в кораблики. –Что нужно сделать, чтобы бутылочка не утонула? Нужно очень аккуратно обращаться со стеклянными бутылочками. Опускают бутылочку на воду. – Что происходит? (Она постепенно наполняется, становится тяжелой и тонет). Другую бутылочку плотно закрываем крышкой и опускаем на воду. – Что происходит? (Бутылочка не тонет). Погружают бутылочку в воду. Она всплывает. Зарисовывают результаты. Вывод. Первая бутылочка наполнилась водой и стала Тяжелой, тяжелее воды – такие предметы тонут. В бутылочку, закрытую пробкой, вода не попала, легкая бутылка может плавать. |
Секрет сосновой шишки Цели: Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать любознательность, наблюдательность, смекалку. Материал: 2 сосновые шишки, теплая вода. Оборудование: ванночка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши. Белка шишку сорвала, А орешки не нашла. Лежит шишка под сосной, Очень скучно ей одной. Возьми ее и поиграй. А во что? Сам угадай! - Что станет с шишкой, если ее на сутки опустить в воду? Потрогайте шишку, рассмотрите чешуйки, понюхайте, покатайте между ладоней. – Какая она, с какого дерева и почему стала такой? (Созрела. Чешуйки раскрылись, семена вылетели) – Почему чешуйки не сгибаются? (Они высохли и стали твердыми) Давайте опустим шишку в теплую воду. Что происходит? (Она плавает на поверхности, потому что она легкая). На следующий день: Шишка изменила форму. Почему? (Пропиталась водой, пластинки сомкнулиь, приняли прежний вид). Почему шишка опустилась на дно? (Стала тяжелой, воды в ванночке стало меньше) Рисуют сухую и влажную шишки. Вывод: Сухая шишка легкая, жесткая – не тонет в воде. Шишка, погруженная в воду, поглощает ее, становится тяжелой и мягкой – опускается на дно. Объем влажной уменьшается, вес увеличивается. | Мыло – фокусник Цели: Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом. Материал: кусочек мыла. Оборудование: ванночка, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши. Давайте поиграем с мылом. Не брать мыло и намыленные пальцы в рот, не тереть ими глаза. - Что станет с мылом, если его поместить в воду? Дети трогают и нюхают мыло. – Какое мыло? (Гладкое, душистое). – Какая вода? (Теплая, прозрачная). Делают быстрые движения руками в воде. – Что происходит с водой? (В воде появляются пузырьки воздуха). Погружают мыло в воду, берут его в руки. – Каким станет мыло? (Скользким) Натирают мокрую губку мылом, погружают в воду, отжимают. – Что происходит с водой? (Вода изменяет цвет, появляется пена). Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. – Что происходит с пеной? (Появляются пузыри). Погружают конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют. Из трубочки появляется мыльный пузырь. Зарисовки. Вывод: Сухое мыло гладкое. Мыло в воде – скользкое. При попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри. |
Как замесить тесто? Цель: Познакомить с составом теста. Материал: мука, вода, сахар, соль, яйцо, масло. - Как замешивается тесто? Какой основной продукт в составе теста? Рассмотрение ингредиентов будущего теста. Воспитатель замешивает тесто. – что можно слепить и испечь из теста? Дети проговаривают названия ингредиентов, из которых замешивается тесто. Вывод: Тесто изготавливают из воды. |
Мой весёлый, звонкий мяч Цели: Дать понятие о том, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. Материал: вода. Оборудование: ванночка, маленький резиновый мячик, салфетка, карандаш, лист бумаги. Давайте поиграем с мячиком в прятки. – Утонет ли мячик в воде? Дети мнут мяч в ладонях. – Какой он? (Упругий, легкий). Опускают в ванночку с водой. – Что происходит с мячиком, почему он не тонет? (Мяч плавает, он легкий). Дети погружают мяч на дно ванночки, немного придерживают его рукой и резко опускают. – Что произошло с мячиком? (Он выскакивает на поверхность воды). Зарисовки. Вывод: Мячик заполнен воздухом, он легкий, легкие предметы не тонут. Вода выталкивает легкие предметы на поверхность. |
Узнай всё о себе, шарик Цели: Познакомить с резиной, ее качествами, свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его потребления. Оборудование: воздушные шары (2 надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос. К нам в гости прилетел воздушный шарик. Он хочет, чтобы вы рассказали о нем, из какого материала он сделан. (Он резиновый) - Чем резина отличается от бумаги, ткани? Резина какая? (Мягкая, гладкая) Шарик надувается воздухом, попробуйте. Если шарик растягивается, то о каком свойстве резины мы говорим? (Резина эластичная). Моют шарик в воде. Сравните это с бумагой и тканью (Бумага намокает, рвется, ткань намокает, но не рвется). Вытирают шарик, смотрят, попала ли внутрь вода (Нет). Резина не пропускает воду, она водонепроницаема. Воспитатель называет не пропускающие воду предметы, которые человек сделал из резины: резиновые сапоги носят в дождливую погоду, резиновые перчатки надевают на руки. Опыт с перчатками: надевают на руки, опускают руки в воду, снимают, руки остаются сухими. Дети перечисляют предметы из резины, шарик прощается и улетает. Вывод: Резина мягкая, гладкая, эластичная, растягивается, она водонепроницаема. | На чём полетят человечки? Цели: научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности, сравнивать резину с тканью, доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны. Материал: вода. Оборудование: резиновые шары и мячи; шар, сшитый из ткани, набор резиновых предметов (игрушки, коврик, обувь); емкость, набивные мячи из ткани. Маленькие сказочные человечки решили отправиться в путешествие на шаре, но не знают, на каком именно резиновом или из ткани. Предлагает надуть шары из резины и из ткани. (Ткань пропускает воздух). Воспитатель прокалывает один шарик, выясняют, что резина непрочная. Ее враги – острые предметы: иголка, ветки деревьев и т.д. Резину можно склеить. В воду опускают шары из резины и ткани. Шар из ткани становится тяжелым, изменяет форму. Резиновый не пропускает воду, не изменяет форму. Советуют использовать для полета резиновый шар. Вывод: Резина эластична, не пропускает воздух, ее можно заклеить, она не пропускает воду и не тонет, легко моется и не меняет формы. |
Стеклянный город Цель: Обобщить и закрепить знания о свойствах и качествах стекла. Материал: краски разных цветов. Оборудование: стеклянные стаканчики, стеклянная трубочка, спиртовка, предмет, изготовленный из оргстекла. Наливают в стеклянные стаканчики жидкости разных цветов. Аккуратно обращайтесь с предметами из стекла. - Что будет, если один стакан поставить на солнечное место, другой – в тень? (Температура стекла стаканчика, который стоял на солнце, изменилась. Значит, стекло проводит тепло.) Воспитатель объясняет, что стекло хрупкое, и, если его ударить об пол или уронить, оно разобьется. Предлагает детям бросить предмет из оргстекла. – Что произошло? (Он не разбился. Это усовершенствованное стекло) Вывод. Есть стекло, которое не бьется, человек изобрел его и совершенствовал. | Угадай-ка Цель: Помочь понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера, установить зависимость веса предмета от его размера. Оборудование: предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие мячи, матрешки, машины, мешочек, непрозрачные коробочки одного размера. Пара мячей, отличающихся по размеру. Выясняют, чем похожи и чем отличаются. - Зависит ли вес предмета от его размера и материала? Помещает все игрушки в коробочку и предлагает определить на ощупь, какая это игрушка – большая или маленькая. Затем кладет предметы в мешочек. Воспитатель предлагает ребенку достать тяжелый или легкий предмет и выясняет, как они об этом догадались. Вывод. Если большой предмет, то он тяжелый, а если маленький – легкий. |
Естественная лупа Цель: Показать способ увеличения насекомых без помощи лупы. Оборудование: трехлитровая банка, пищевая пленка. Знаете ли вы способ, как можно увеличить насекомое для разглядывания без лупы? Аккуратно пользоваться стеклянными предметами. Сажают насекомое в трехлитровую банку. Сверху горлышко банки затягивают (но не натягивают пищевой пленкой, а продавливают ее так, чтобы образовалась небольшая емкость). Завязывают пленку веревкой или резинкой, а в углубление наливают воды. Получилась «лупа», сквозь которую можно рассмотреть мельчайшие частицы. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем. Зарисовка результатов. Вывод: Вода обладает свойством увеличения. | В мире стекла Цели: Помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. Оборудование: небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки разной формы), палочки для проверки звонкости стекла, стеклянный стакан. Дети рассматривают предметы. Они сделаны из стекла, т.е. они стеклянные. Аккуратно обращаться со стеклянными предметами. Стекло бывает цветное и прозрачное. Какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете? Воспитатель кладет в прозрачный стакан цветные камешки, тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности. Посмотрите вокруг себя и назовите стеклянные предметы. Какие на ощупь стеклянные предметы? ( Гладкие, холодные) Наливают воду в стаканы, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т.е. оно водонепроницаемо. Стекло может быть разной толщины; предметы из толстого стекла (окно, витрина) менее хрупкие, чем предметы из тонкого стекла (вазы, бокалы), но любое стекло может расколоться от удара, нажима, падения. Слегка ударьте палочкой по стеклянным предметам, послушайте, как звучит стекло. (Звонкое, звенящее) Вывод: Прозрачное, бьется, звучит, холодное, водонепроницаемое, разной толщины. |
Волшебная рукавичка Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Материал: мелкие предметы из разных материалов. Оборудование: магнит, рукавичка со вшитым внутрь магнитом. Металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Воспитатель предлагает разделить находящиеся на столе предметы на те, которые будут притягиваться магнитом и те, которые не будут. Если взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага), рукавичка перестает быть волшебной. (В рукавичке есть что-то, что не дает упасть металлическим предметам). Находят магнит. Приклеивают картинки, которые притягивают магнит. Вывод: Магнит притягивает предметы, содержащие металл. | Умывальников начальник Цель: Показать способ изготовления умывальника. Оборудование: пластиковая бутылка, гвоздь или шило. Как можно помыть руки на улице, если нет крана с водой? Все действия эксперимента воспитатель проводит самостоятельно. Для изготовления умывальника надо взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности примерно на расстоянии 5 см от донышка, сделать шилом или гвоздем отверстие. Заткнуть сделанное отверстие пальцем, налить доверху воды и закрыть крышку. Слегка отвинчивая ее, получите струйку воды, завинчивая – вы «закроете кран» своего умывальника. Зарисовка результатов эксперименту. Вывод: Сделать умывальник очень просто. |
Волшебные зеркала или 1? 3? 5? Цель: Познакомить со свойством зеркала. Материал: яблоко. Оборудование: 2 зеркала. - Можно ли из одного яблока сделать 3, 5 , 7 , не используя режущие предметы? Аккуратно пользоваться зеркалом. Воспитатель устанавливает 2 зеркала под углом больше, чем 90 градусов. В угол дети кладут одно яблоко. Яблок стало 3. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться. Зарисовка результатов. Вывод: Чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов. | Чудесные спички Цели: Показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием капиллярности. Материал: вода. Оборудование: 5 спичек, пипетка. - Что будет, если спички намочить? Понадобится 5 спичек. Воспитатель надламывает их посередине, сгибает под прямым углом и кладет на блюдце. Капает несколько капель воды на сгибы спичек. – Что стало со спичками? (Постепенно спички расправляются и образуют звезду). Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться. Делают зарисовки. Вывод: Дерево впитывает воду и не может сильно сгибаться. |
Тема: «Необычное рисование.» Цель: Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов. Материал: кусочек чистой светлой однотонной ткани; лепестки цветков разных растений, листья зеленые разного оттенка. Создадим картины в подарок родным и близким. - Можно ли создать картину из лепестков цветов? На кусочек ткани набрасывается смесь из лепестков. Получившуюся картинку накрывают полиэтиленовой пленкой, закрепляют по бокам кнопками и раскатывают скалкой либо стучат по ткани молотком. Стряхивают использованные краски, натягивают ткань на тонкую фанерку и вставляют в рамку. Вывод: Для создания картин можно использовать различные природные материалы. | Тема: «Почему все звучит?» Цель: Помочь выявить причины возникновения звука. Оборудование: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, детская металлическая посуда, стеклянный стакан. - Почему предмет начинает звучать? - Рассмотрите деревянную линейку. Есть ли у нее «голос»? (Если линейку не трогать, она не издает звук). После этого один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают. – Издает ли сейчас линейка голос? (Она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание рукой. - Лист бумаги сверните в трубочку, дуньте в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Что почувствовали? (Звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание). - Звучит только то, что дрожит (колеблется). Вывод: Причина возникновения звука – колебания предметов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"
Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...
Опыты и эксперименты летом на участке детского сада Опыты с водой на прогулке с детьми 3-7 лет.
я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно проводить на прогулке с детьми в детском саду. Описанные опыты можно проводить с детьми 3-7 лет. Данный материал будет интересен воспитателя...
Семейный фестиваль опытов и экспериментов "Эксперимент шоу"
Сосместное мероприятие с родителями....
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...
Конспект НОД. Опыты и эксперименты "Цветные опыты"
Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования...
Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"
Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....
Картотека опытов и экспериментов «Внимание, эксперимент!»
Опыт №1 «Делаем облако».Цель:- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.Налейте в трехлитровую банку горяч...