Муниципальный этап конкурса «Мой лучший урок»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Тасовая Ирина Юрьевна

Муниципальный этап конкурса

                       «Мой лучший урок»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                            детский сад комбинированного вида№40

                 муниципального образования Тимашевский район

                                     

                           Муниципальный этап конкурса 

                       «Мой лучший урок»

                                         Методическая разработка

                               Интегрированное занятие для детей

                                       старшего дошкольного возраста

     Тема: «Такая разная вода»

                                                                                      Из опыта работы

                                                                              воспитателя Тасовой И.Ю.

                                               «Такая разная вода»  

                                      ( интегрированное занятие)

Цель:  реализовать игровую деятельность, посредством внедрения в воспитательно – образовательный процесс опытническую деятельность.

Программные задачи: 

Образовательные.

- Создать целостное представление о воде, как о природном явлении (бывает: родниковой,  водопроводной, колодезной, дождевой; у неё три агрегатных состояния: жидкая прозрачная, без запаха, без вкуса).

Развивающие.

- развивать наблюдательность, умение рассматривать объект наблюдения;

- дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе, познакомить, как приходит в каждый дом.

Воспитательные.

- воспитывать бережное и экономичное использование, выполнять гигиенические процедуры.

Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», « Социально – коммуникативное развитие», « Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, самообслуживание, двигательная, элементарный бытовой труд.

Средства реализации: глобус, карта – схема поступления воды в каждый дом, пластиковые бутылки с различной водой (питьевая, минеральная без газа, артезианская, родниковая, дождевая, бэйджи, одноразовые стаканчики, лупы, фильтр, марля для фильтра, салфетки.

Словарная работа

Активизация словаря за счёт слов: явление природы, карта – схема, природные ресурсы, экономика, агрегатные состояния, выводы, ресурсы земли, «источник жизни».

Обогащение словаря:  подбор прилагательных и глаголов к существительным, подбор антонимов.

Предварительная работа: наблюдения, беседы, рассматривание картинок в книгах, картины, просмотр презентаций, чтение книг, получение информации из новостей, самостоятельная деятельность детей в различных режимных моментах и в кругу семьи.

                                                                1

                                               Пояснительная записка

Интегрированное занятие «Такая разная вода» по познавательному развитию проведена в подготовительной группе МБДОУ д/с №40 комбинированного вида. Группу посещает 15 детей.

Реализация общеобразовательной программы дошкольного образования основана на примерной программе «От рождения до школы», осуществлялась в образовательной области «Познавательное развитие» используя различные методы и приёмы: беседы о прочитанном, наблюдения на прогулке и экскурсиях, рассматривание картинок, картин, иллюстраций, игры и игровые упражнения, просмотр презентаций и передач, решение проблемных ситуаций в быту.

Содержания занятия направлено на достижение овладения экономичного и бережного отношения к водным ресурсам, как природному богатству через решение следующих задач:

- расширения знаний о природе;

- воспитанию у детей бережного отношению к окружающему миру.

На данном занятии дошкольники продолжают закреплять умение ценить значимость и использование природных ресурсов в семье и в детском саду. Обогащается словарный запас.

На занятии формируются важные качества ребёнка: наблюдательность,  внимание, самостоятельность, сообразительность, способность к волевому усилию для достижения цели.

Подбирая материал к занятию, следовала принципу: от знакомого к познанию нового непонятному и неизведанному детскому познанию.

Новизна данной работы заключается в том, что удовлетворение познавательных интересов детей при желании получить в опытно – экспериментальной деятельности собственных результатов с использованием интерактивных средств обучения и оптимизации образовательного и мыслительного процесса – анализ, сравнение и обобщение, формулировать выводы.

Средства организации и оптимизации образовательного процесса:

- использование музыкальных произведений – как средство обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия;

- использование художественного творчества – как средства продуктивных видов деятельности для обогащения содержания;

- ИКТ – развитие интерактивных качеств ребёнка.

Дети были заинтересованы, свободно общались с взрослым, вступая в диалог.

Тема экономичного и бережного обращения с природными ценностями актуальна в социальном обществе и носит общественный характер.

                                                                   2

                                                                Ход

 Воспитатель. Ребята, вокруг нас всегда существуют какие – то звуки, что слышите сейчас вы? (тиканье часов, звук тормозов машины, стук на улице).

А мне слышны звуки постоянные и продолжительные. Что это за звуки?

Проблемная ситуация. Дети замечают не закрытый кран «Да это же кран кто – то не закрыл, это звуки воды!

Воспитатель. Скажите, что могло быть потом? (много утекло воды, счётчик накрутил, был потоп, пришлось много платить). Верно, ребята. А представьте, что вода исчезла на Земле? (всё живое умрёт, не будут цветы расти, животные умрут без воды, не приготовить еду…).

А может кто знает, как приходит вода в каждый дом? (по трубам, из крана).

Ребята рассматривают карту – схему «Как приходит вода в каждый дом» и прослеживают путь воды.

Воспитатель вносит в группу пластиковые бутылки с различной водой, ребята обращают внимание.

Вода бывает разная: «П» - питьевая, «М» - минеральная без газа и с газами, «А» - артезианская, «Р» - родниковая, «Д» - дождевая. Спрашивает, слышали, о таких.

- Воспитатель спрашивает: «А вам хотелось бы определить, в чём  сходство воды и отличия? (Да). А кто занимается такими разработками? (научные сотрудники). У кого есть желание попробовать себя в роли «сотрудника

Воспитатель: - Проходите в лабораторию и занимайте места.

- Спрашивает детей: «А что же такое вода?» (жидкость, питьё).

Совсем недавно мы смотрели презентацию, там много говорилось о воде. Так, из чего же состоит вода? (из множества капелек). Показывает слайд -

картинку.

Воспитатель: «Знаете, какая бывает вода в природе?» (Выслушивает ответы детей), далее поясняет: «Вода в природе очень разнообразна.

Атмосферная вода – это облака, пар, осадки (дождь, снег, град)

Из природных источников – речная (пресная)

Морская (солёная)

Родниковая (из родника холодная)

Артезианская (из скважин).

Поверхностная вода – это та, которая находится на поверхности, на виду, в различных водоёмах и родниках.

Та, которая находится глубоко под землёй, её добывают, пробуривая скважины (к ней относится артезианская).

Очищенная полностью вода – дистилированная, она продаётся в бутылях бутилированная.

Минеральная вода, это если в воде содержатся минералы и микроэлементы.

Воспитатель разливает воду из каждой бутылки в пластиковые стаканчики с пометками «П» - питьевая, «М» - минеральная (без газа), «А» - артезианская кипячёная. Просит рассмотреть через лупу, попробовать на вкус.

                                                              3

- Есть ли различия в воде? (Дети изучают воду, выделяют общие свойства: прозрачная, без вкуса и запаха, жидкая, минеральная – слегка кисленькая).

Далее воспитатель разливает в стаканчики дождевую и речную (Дети изучают её, выделяют схожие свойства, отмечают наличие осадка – загрязнения воды, используя, сложенную марлю в несколько раз).

Воспитатель подчёркивает: «Из – за наличия грязи в воде речную и дождевую воду пить нельзя!». А что может произойти? (отравить организм, попасть в больницу…).

Какую же воду можно употреблять в пищу? (фильтрованную через фильтр, кипячёную, дистилированную.

Воспитатель: вода – это источник жизни!

Ребёнок читает:  Вы слыхали о воде?

                             Говорят, она везде!

                             В луже, в море, в океане

                             И в водопроводном кране…

Воспитатель: назовите, где ещё вода есть? (в озере, реке, пруду)

А теперь прослушайте загадки и найдите ответ.

                Белая вата плывет куда – то

                Хоть лови, не лови – не изловишь…   (облако)

 

                Зима. Мороз мосты куёт,                      

                А мы коньками режем …                      (лёд)

                 Крупно дробно зачастило

                 И всю землю напоило…                       (дождь)

                 Белый, а не сахар,

                 Мягкий, а не вата,

                 Без ног, а идёт…                                    (снег)

Воспитатель: вода не только разнообразна, но ещё и волшебница. Сейчас в этом вы убедитесь. Сначала, вспомним правила обращения с водой (схема).

 Далее дети с воспитателем проводят опыты:

Опыт №1 «Шагающая вода»

Опыт№2 «Вода в решете»

(Описания опытов прилагаются в карточке).

Воспитатель. Кому же нужна вода? (дети перечисляют: людям, растениям, животным, всему живому).

Какой вывод вы можете сделать?

Вывод: вода необходима всему живому! Без воды не было бы жизни на Земле! Вода – это основа жизни!

Воспитатель: как правильно всё подметили!

 Скажите, а вам интересно было это узнать? Что больше  на занятии запомнилось?

                                                               4

(Как шагала вода, узнал, как попадает вода в дом, почему вода не вытекла из стакана? минеральная вода слегка кисленькая).                      

 О воде сложено много песен и стихов:

                Вы слыхали о воде?

                Говорят она везде.

               

                В луже, в море, в океане

                                                             

                И в водопроводном кране.

                Как сосулька замирает.

                В лес туманом заползает,

                                                               

                Ледником в горах зовётся,

                В дом туманом к нам вползает,

                На плите у нас кипит,

                Растворяет сахар в чае

                 Мы её не замечаем.

                 Мы привыкли, что вода

                 Наша спутница всегда!

                 Без неё нам не умыться,

                 Не наесться, не напиться,

                 Смею вам я доложить:

                 Без неё нам не прожить!!!

Воспитатель.

- Что интересного и необычного узнали сегодня? (вода - как волшебница с ней происходят чудеса, путь передвижения воды, о фильтрации, очищении).

- Что хотели бы ещё узнать? (увидеть микробов, какие они, как двигаются?)

Какой вывод мы можем сделать? (вместе с детьми вспоминаем обо всём, что узнали).

Вода необходима для жизни всего живого.

Запасы воды ограничены.

Воду нужно беречь и охранять.

                   

Воспитатель предлагает сделать  личные зарисовки в блокноте.                

                                                               

                                                                  5

                                                                 

                                                                                               Приложение

                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация выступления на муниципальном этапе конкурса "Воспитатель года 2011" г.Славянск-на-Кубани Игнатенко Л.Н.

Презентация выступления на муниципальном этапе конкурса "Воспитатель года 2011" г.Славянск-на-Кубани...

Муниципальный этап конкурса профессионального мастерства " Воспитатель года-2016" Конспект непрерывно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему" Наша Родина-Россия"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Улыбка»   Муниципальный этап конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года-2016»  Конс...

Отчёт О проведении муниципального этапа конкурса для воспитанников дошкольных образовательных учреждений Республики Крым «Школа здоровья для маленьких крымчан»

Материалы по конкурсу "Школа здоровья для маленьких крымчан" , отчёт и итоговое мероприятие фитнес на фитболах....

«Неделя добрых дел», проведённая в средней группе МБДОУ детского сада № 62 в рамках реализации плана мероприятий муниципального этапа конкурса городов России «Семья и город – растем вместе»

laquo;Неделя добрых дел»,проведённая в средней группе МБДОУ детского сада № 62 в рамках реализации плана мероприятий муниципального этапа  конкурса  городов России «Семья ...

Участник муниципального этапа конкурса «Учитель года – 2018» в номинации «Воспитатель года – 2018»Конкурсное испытание «Учебное занятие»

МДОУ «Ельниковский детский сад №1»Ельниковского муниципального района Республики Мордовия     Саитова Галина Викторовнавоспитательучастник муниципального этапа кон...

Конспект на муниципальный этап конкурса «Мой лучший урок» «Путешествие в сказку» в старшей группе компенсирующей направленности (ОНР)

Пояснительная  записка к  ОД  «Путешествие в сказку» к конкурсу «Мой лучший урок»Направление:  дошкольное воспитание....

Муниципальный этап конкурса «Мой лучший урок»

           Муниципальный этап конкурса...