Экологическое воспитание дошкольников. Проект "Красная книга".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Основы экологического образования уже давно входят в программы для детских садов. Однако в последнее время акценты сместились с элементарных основ экологической грамотности, на формирование экологической культуры с самого раннего детства.
Экологическая культура – гораздо более широкое понятие. Оно включает в себя не только ознакомление детей с природой, но и развитие способности пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности на благо природы.
Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все, что связано с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача педагога – сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в детстве, осталось на всю жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eko.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы экологического образования уже давно входят в программы для детских садов. Однако в последнее время акценты сместились с элементарных основ экологической грамотности, на формирование экологической культуры с самого раннего детства. Экологическая культура – гораздо более широкое понятие. Оно включает в себя не только ознакомление детей с природой, но и развитие способности пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности на благо природы. Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все, что связано с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача педагога – сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в детстве, осталось на всю жизнь |
Однажды один из воспитанников нашей группы рассказал, что у него на даче в скворечнике поселились белки. Его это очень удивило, так как рядом был лес. У ребенка возник вопрос, почему дикие животные, белки, живут рядом с людьми? Мы с детьми стали обсуждать, почему это могло произойти. Многие дети говорили, что видели в лесах много мусора, оставленного людьми. Наверное, поэтому белки и поселились там, где чисто. У детей было много вопросов, как сделать так, чтобы окружающая природа была благоприятна для жизнедеятельности животных и растений. После обсуждения мы пришли к выводу, что природу необходимо охранять! Вот тогда-то мы и решили рассказать и детям о существовании Красной книги. Так возник наш проект «Красная книга Ленинградской области». |
Итак, наш проект «Красная книга ЛО». Проект долгосрочный. Работу над ним мы начали с сентября этого учебного года. Сейчас у нас старшая группа, а закончить планируем в конце подготовительной группы. |
В настоящее время экологическая ситуация на планете находится в состоянии глобального кризиса, опасного сокращения разнообразия животного и растительного мира. Поэтому тема охраны окружающей среды актуальна как никогда. Дошкольники, в силу возраста, еще мало что могут сделать для защиты планеты. Но, хочется верить, что познакомившись с Красной книгой, в дальнейшем смогут предотвратить исчезновение животных и растений |
Цель нашего проекта – формирование экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: 1 – Формирование представления о Красной книге как об официальном документе, содержащем сведения о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов на территории РФ и, в частности, ЛО. 2 – Знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу, причинами их вымирания и способами охраны 3я задача – воспитание любви к природе, бережного отношения к ней, правильному поведению в природе Также в ходе реализации данного проекта решаются задачи развития познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), развитие всех сторон речи (обогащение словаря, развитие способностей к диалогической и монологической речи, развитие грамматического строя речи…) И, конечно, у детей развивается творческие способности к различным видам изобразительной деятельности |
Этапы проекта 1 этап – подготовительный. Включает в себя знакомство с Красной книгой 2 этап состоит из ряда мини-проектов. Каждая страница Красной книги – это отдельный проект, который состоит из знакомства, изучения растения или животного и изготовления странички книги. В этот этап входит не только работа в детском саду, но и самостоятельные посещения детьми с родителями зоопарка, зоологического музея, океанариума, заповедников…, прогулки по лесу…, конечно, с последующим «отчетом». Дети приносили фотографии, оформленные стенгазеты, показывали презентации… 3 этап – заключительный. Окончательное оформление Красной книги, а в конце подготовительной группы – планируются передача ее в другую группу Итак, давайте посмотрим, как же все у нас происходит: |
Мы принесли в группу «Красную книгу редких и исчезающих видов животных России» и решили сделать акцент на Ленинградскую область не только животного, но и растительного мира |
В ходе реализации проекта мы задействовали все 5 областей развития по ФГОС ДОУ: Читали произведения детских писателей-природоведов Посмотрели и обсудили с детьми презентацию «Животные из Красной книги», «Первоцветы - дары весны» Рассматривали картинки с изображением животных и птиц Играли в словесные игры по экологии «Зоопарк», «Четвёртый лишний», «Цепочка», «Игра в слова», «С какой ветки детки» Играли в дидактические игры «Напоминающие знаки» (разработка правил поведения в природе), «Найди своё животное», «Художник по имени Природа», «Собери первоцвет» Импровизировали под музыку соответствующего характера – «Весенний цветок», «Птичка», «Лебедь» (с применением технологии «Бусоград») Играли в подвижные игры «Цапля и лягушки», «Стрекоза», «Совушка», «Поляна цветов», «Что я за зверь?», «Пчёлки», «Жуки» Участвовали во Всероссийской олимпиаде «Эколята – молодые защитники природы» Прослушивали музыкальные произведения «Звуки живой природы» и песни «Не рвите цветы, не рвите», «Земля-наш общий дом», «Красная книга» Играли в сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Ветклиника» Смотрели мультипликационный фильм «Красная книга» (мультсериал «Смешарики») |
Родители поддержали нас в этой работе. Вместе с детьми они посещали зоопарк, океанариум, зоологический музей, ботанический сад… После чего дети с удовольствием делились своими впечатлениями и фотографиями |
После знакомства с каждым растением и животным, мы обязательно его рисовали, лепили, делали аппликацию… И вместе решали, как будем оформлять страничку Книги про него. И кто это будет делать. Рисованные странички – это, конечно, индивидуальная работа, а аппликация и пластилинография – работа в парах. Чтобы никому не было обидно, мы устанавливали очередность… Кроме изображения растения или животного, мы писали его название и 2-3 фразы о нем. На данный момент в группе только 1 читающий ребенок, и другие ребята порой просят его прочитать написанное. На следующий год, в подготовительной группе, читающих детей, конечно, будет больше. |
В итоге у нас сейчас не 1, а 3 красных книги, т.к. 2 родителей, не сговариваясь, и ничего не говоря нам, сами изготовили Красные книги. 1 – растения и животные Ленинградской области, 2 – первоцветы. В них, конечно, распечатанные информация и иллюстрации… |
Красная книга, а точнее Красные книги, прочно вошли в жизнь группы и заняли свое почетное место в центре экологии все они в открытом доступе для детей. Работа по изготовлению Красной книги руками детей, конечно, не окончена. Ведь впереди у нас еще целый год и много неизученных растений и животных. |
Экологическая культура – одна из составляющих культуры человека, обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего города и прилегающей территории, но и всей страны в целом. Воспитание экологической культуры – сложный и длительный процесс, который нужно осуществлять целенаправленно, планомерно, систематично, во взаимосвязи с семьёй и педагогами сначала детского сада, а затем школы. Проект позволяет углубить знания детей и родителей о природе родного края, пробуждает у них основы патриотического воспитания, любви и бережного отношения к природе. У детей формируется определённая система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от её состояния. Экологическим образованием, воспитанием, формированием экологической культуры человека необходимо заниматься с раннего детства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников подготовительной группы "Красная книга Ростовской области"
познакомить с понятием «Красная книга», «Красная книга Ростовской области», «заповедник». Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать люб...
книга Экологическое воспитание дошкольников с использованием LEGO – технологии /Методическое пособие для педагогов ДОУ.
В методическом пособии описана система работы с педагогами и их воспитанниками по экологическому воспитанию, начиная с младшего дошкольного возраста. Цель - развитие у детей конструк...
Консультация для родителей "Книга как средство экологического воспитания дошкольника"
Консультация для родителей в рамках проекта по экологии для старших дошкольников "Защитники природы" содержит рекомендации по выбору книг о природе и животных для чтения детям....
Детская книга в экологическом воспитании дошкольников
Тема: «Детская книга в экологическом воспитании дошкольников»....
Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Берегите природу. Красная книга Алтая»
Все хорошее в людях из - детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Н. Луконин...
Проект по экологическому воспитанию дошкольников "Красная книга Калмыкии"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17 Проект по экологическому воспитанию дошкольников"Красная книга ...
Экологическое воспитание дошкольников. Красная Книга России и Санкт-Петербурга
Знакомим детей с Красной Книгой, подробно рассказывем о цветных её страницах. Учим детей беречь природу, сохранять все растения и всех животных, особенно, находящихся на грани исчезновения. Рассказыва...