Экологическое воспитание детей в детском саду
статья на тему

Михайлова Оксана Михайловна

Экологическое воспитание - это направление дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно - правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно - правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействие ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом» в котором есть все для его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад общеразвивающего вида  № 5  «Колокольчик»  

г. Альметьевска»

Экологическое воспитание детей

 в детском саду

Воспитатель: Михайлова О.М.

г. Альметьевск

2014 год

Мир  природы!  Это  и  чарующий  взор  краски,

это и  свежий воздух,  бодрящий,   вселяющий

в  нас  новые силы. Это  и  несметные  богатства

которые  людям надлежит беречь и преумножать…

                                                        Валова  З.Г.

                                                        Моисенко Ю.Е.

Экологическое воспитание - это направление дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно - правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно - правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействие ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом» в котором есть все для его жизни.

К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как  живое существо, нуждающиеся вполне определенных жизненно необходимых условиях: человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми.

В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, но фундамент, на котором формируется личность - это Семья. И если фундамент заложен плохо, все остальные звенья дают серьезные сбои и приходится многое перестраивать в отношение  человека к природе, отражающий уровень его культурно - интеллектуального развития. В данном случае действует золотое правило экологии: «Относить к природе так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе» С какого возраста надо формировать любовь к природе? С самого рождения ребенка! Все начинается со средств народной педагогике - сказок, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, в которых многое навеяно природой. Многие родители экологически неграмотны, они не могут дать детям элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание детей на образовательные учреждения.  В общение с родителями нужно довести до них смысл о том, что формирование культуры природолюбия необходимо начинать с себя. Важно быть для подражания авторитетом и образом для подражания. Совершая определенные действия по отношению к природе, нужно думать о будущих поколениях. Нужно подарить им радость общения с природой!

В настоящее время нельзя не  заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология не только наука - мировоззрения современного человека, осознающего свою ответственность за будущее общего для всех нас Дома- планеты Земля, такой красивой, такой большой и такой хрупкой…Дошкольный возраст- самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологическое воспитание дошкольников должен и может осуществлять только педагог, который сам владеет знаниями в области экологии. Недостаточная биологическая и экологическая подготовка воспитателей отражается на уровень тех знаний и представлений, которые они формируют у детей. Общение воспитателя с ребенком должно быть добрым- ребенку необходимо чувствовать поддержку взрослого, позитивную оценку своих усилий. Эта деятельность должна быть совместной - воспитателя с ребенком в группе, воспитателя с детьми на участке, коллектива педагогов со старшими дошкольниками на всей территории в МБДОУ.

Ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности - это показать степи их экологической  воспитанности и экологической культуры. Данная технология экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Важное место в технологии занимают

темы: «Леса», »Воды». Дети знакомятся с лесом как с экосистемой, познают некоторые связи ее обитателей, получают представление о значение леса в жизни человека: Лес - это источник стройматериалов, сырья для изготовления бумаги; место отдыха и укрепления здоровья, получения эстетических впечатлений. В зимние месяцы и в мае раскрывается тема »Вода» дети уточняют представления об ее свойствах, значение в жизни всех живых существ, получают знания о водных экосистемах.

Весь учебный год совершенствуется интеллект  детей: непрерывно расширяется кругозор,  развивается сенсорика и наблюдательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы; развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснения, рассказ. Эстетическое развитие сопряженно с тем, что дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства. Не остается в стороне и физическое развитие ребенка: практически и через беседы дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которую надо беречь с малых лет.

При наличии хорошего участка детский сад может организовывать « экологические пространства» на своей территории. Территория  детского сада должна быть хорошо озеленена. Озеленение участка детского сада должно быть разнообразным и красивым, что создает благоприятную визуальную среду. На нем должны расти не только береза и тополь, но и как липа, рябина, ива, дуб, ясень. Все эти деревья выделяют фитонциды, которые подавляют болезнетворные микробы.

На участке в МБДОУ должно быть много цветов - детский сад должен стать действительно цветущим садом. Цветы вызывают радость  и умиротворение – их должно быть много. При наличии хорошего участка, детский сад может создавать «экологические пространства» нового типа. Взаимозависимость мира природы и мира человека находит свое осмысление уже в дошкольные годы. Именно детский сад является методом встреч ребенка  с природой и ее образами, средой соединения культуры человека и природного мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду

С помощью презинтации раскрыта система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду....

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»...

Презентация "Экологическое воспитание детей в детском саду". Тема: "Птицы".

Презентация на закрепление знаний детей старшего возраста....

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

В статье описывается опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, с привлечением всех участников образовательного процесса...

«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Начало формирование экологической культуры и ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в д...