КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
картотека по окружающему миру (средняя группа)

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуация №1

Проблемная ситуация: В детском саду Олег и  Денис   решили играть в гараж. Они взяли конструктор и построили большой, красивый гараж. У каждого мальчика было по 3 машины. Они очень весело играли, что это заметил Павел, и ему тоже захотелось с ними поиграть. Когда Павел подошел и спросил: «можно, пожалуйста, я тоже с вами поиграю», ребята ему ответили: «нет, сказав, что будут играть одни и никого в свою игру не возьмут». Павел расстроился и чуть не заплакал, ведь ему очень хотелось поиграть с мальчиками.

 

Ситуация №2

Проблемная ситуация: Мальчик длительное время один прыгает на скакалке. Девочка хочет с ним поиграть, но не знает, что ему сказать. Помогите девочке.

 

Ситуация №3

Проблемная ситуация: Дети вышли на прогулку, девочка споткнулась и упала. Как нужно поступить?

 

Ситуация №4

Проблемная ситуация: Саша и Сережа играли вместе. Привозили на машине кирпичи, строили гараж. Сначала играли дружно. Потом Саша стал отбирать у Сережи кирпичи: «Ты всё неправильно делаешь». Сережа его толкнул, Саша закричал: «Не толкайся, плохой!». Дети начали друг друга толкать, обзываться, поссорились. Сережа заплакал.

 

Ситуация №5

Цели: углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим людям; закреплять этические понятия «хорошо» и «плохо» на конкретных примерах.

Проблемная ситуация: Сегодня я видела такую ситуацию. По улице шла девочка и ела мороженое. Как вдруг ей навстречу ей проехал на велосипеде озорник и специально толкнул девочку. Она выронила мороженое. Оно упало прямо в лужу. От огорчения и обиды девочка заплакала. Но мороженое из лужи не вытащишь.

Какие чувства испытала эта девочка? Вы бы хотели ей помочь? Как? С вами случались похожие истории? Что вы испытывали в тот момент? Что вы делали, когда оказывались в похожих ситуациях? Как можно поступить еще? Как можно назвать поступок мальчика?

 

Ситуация №6

Цели: продолжать анализировать переживания, события; учить видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих.

Проблемная ситуация: Во время тихого часа в детском саду воспитатель сказала детям: «Полежите тихо, не шумите. Мне нужно ненадолго выйти из спальни». Когда она вышла, дети начали кричать, прыгать на кроватях. Ваня тоже прыгал по кроватям и шумел. Перед приходом воспитателя ребята успокоились и сделали вид, что спят.

После тихого часа Ваня подошел к воспитателю и наябедничал, что во время ее

отсутствия все дети, кроме него самого, скакали по кроватям и кричали. Воспитатель собрала ребят и сообщила, что просмотр мультфильмов после ужина отменяется, так как дети плохо себя вели во время тихого часа. «Только Ванечке разрешаю посмотреть телевизор, так как он не хулиганил». Ване стало стыдно, и он признался, что шумел вместе с ребятами.

Выполнили ли просьбу воспитателя дети? Этот поступок красивый? Как можно назвать Ваню за то, что он сообщал воспитателю про то, что все шумели? Как вы думаете, сложно было Ване сказать правду? Хорошо ли он поступил? Как поступить на месте Вани

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_problemnyh_situatsiy_dlya_detey_sredney_gruppy.docx94.23 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/20/s_5dfc6e279b2b8/img0.jpg

Ситуация №1

Проблемная ситуация: В детском саду Олег и  Денис   решили играть в гараж. Они взяли конструктор и построили большой, красивый гараж. У каждого мальчика было по 3 машины. Они очень весело играли, что это заметил Павел, и ему тоже захотелось с ними поиграть. Когда Павел подошел и спросил: «можно, пожалуйста, я тоже с вами поиграю», ребята ему ответили: «нет, сказав, что будут играть одни и никого в свою игру не возьмут». Павел расстроился и чуть не заплакал, ведь ему очень хотелось поиграть с мальчиками.

 

Ситуация №2

Проблемная ситуация: Мальчик длительное время один прыгает на скакалке. Девочка хочет с ним поиграть, но не знает, что ему сказать. Помогите девочке.

 

Ситуация №3

Проблемная ситуация: Дети вышли на прогулку, девочка споткнулась и упала. Как нужно поступить?

 

Ситуация №4

Проблемная ситуация: Саша и Сережа играли вместе. Привозили на машине кирпичи, строили гараж. Сначала играли дружно. Потом Саша стал отбирать у Сережи кирпичи: «Ты всё неправильно делаешь». Сережа его толкнул, Саша закричал: «Не толкайся, плохой!». Дети начали друг друга толкать, обзываться, поссорились. Сережа заплакал.

 

Ситуация №5

Цели: углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим людям; закреплять этические понятия «хорошо» и «плохо» на конкретных примерах.

Проблемная ситуация: Сегодня я видела такую ситуацию. По улице шла девочка и ела мороженое. Как вдруг ей навстречу ей проехал на велосипеде озорник и специально толкнул девочку. Она выронила мороженое. Оно упало прямо в лужу. От огорчения и обиды девочка заплакала. Но мороженое из лужи не вытащишь.

Какие чувства испытала эта девочка? Вы бы хотели ей помочь? Как? С вами случались похожие истории? Что вы испытывали в тот момент? Что вы делали, когда оказывались в похожих ситуациях? Как можно поступить еще? Как можно назвать поступок мальчика?

 

Ситуация №6

Цели: продолжать анализировать переживания, события; учить видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих.

Проблемная ситуация: Во время тихого часа в детском саду воспитатель сказала детям: «Полежите тихо, не шумите. Мне нужно ненадолго выйти из спальни». Когда она вышла, дети начали кричать, прыгать на кроватях. Ваня тоже прыгал по кроватям и шумел. Перед приходом воспитателя ребята успокоились и сделали вид, что спят.

После тихого часа Ваня подошел к воспитателю и наябедничал, что во время ее

отсутствия все дети, кроме него самого, скакали по кроватям и кричали. Воспитатель собрала ребят и сообщила, что просмотр мультфильмов после ужина отменяется, так как дети плохо себя вели во время тихого часа. «Только Ванечке разрешаю посмотреть телевизор, так как он не хулиганил». Ване стало стыдно, и он признался, что шумел вместе с ребятами.

Выполнили ли просьбу воспитателя дети? Этот поступок красивый? Как можно назвать Ваню за то, что он сообщал воспитателю про то, что все шумели? Как вы думаете, сложно было Ване сказать правду? Хорошо ли он поступил? Как поступить на месте Вани

 

Ситуация №7

Цель: продолжать закреплять этические понятия «хорошо» и «плохо», «добро-зло», «можно-нельзя» на конкретных примерах

Проблемная ситуация: В одном волшебном городке жили старенькая больная бабушка и два ее внука. Однажды в их саду выросло молодильное яблоко. Тот, кто съест это яблоко, - помолодеет и будет жить долго. Мальчики решили, что бабушке яблоко не нужно. Но и между собой яблоко разделить не могли. Пока они ругались и дрались, яблоко укатилось.

Кому больше всего было необходимо молодильное яблоко? Можно ли поступок братьев назвать хорошим? Как они должны были поступить? Вы бы хотели помочь старенькой бабушке? Как? Как бы вы поступили в данной ситуации?

 

Ситуация №8

Цели: продолжить формировать этические представления ребенка (взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих, быть ответственным); закреплять этические понятия «жадность» и «щедрость» на конкретных примерах.

Проблемная ситуация:Витя вынес во двор новую машинку, которую ему подарили на день рождения. Его сразу окружили дети и стали просить у него машину для игры: «Ну дай машинку! Не жадничай! Тебе жалко? Если не дашь, то мы не будем с тобой играть». Тут к Вите подошел Саша и что-то тихо сказал ему. Всего одно слово. Витя улыбнулся и дал Саше машинку.

Какое волшебное слово сказал Саша Вите? Почему Витя сразу отдал Саше машинку? Почему он не давал играть машинку другим детям? Можно ли Витю назвать жадиной? Правильно ли ребята говорили, что не возьмут Витю в свою игру, потому что он не дал им машинку? А вы как бы поступили?

 

Ситуация №9

Цель: закреплять этические понятия «жадность» и «щедрость» на конкретных примерах.

Проблемная ситуация: Воспитатель попросила детей принести в детский сад свои любимые игрушки и устроить выставку. Дети с удовольствием это сделали. Выставка была интересной. Сначала все рассматривали чужие игрушки. Потом все получили возможность поиграть. Только Дима не разрешил взять свою игрушку. Он взял свою игрушечную пожарную машинку и играл ею в одиночестве. Как дети ни просили машинку для совместной игры, Дима так и не разрешил. Затем дети организовали общую игру «Магазин игрушек» и позвали Диму к себе. Дима отнес машинку в свой шкафчик и присоединился к ребятам.

Правильно ли поступил Дима, когда не дал ребятам свою машинку? Как его можно назвать? А почему дети позвали в свою игру Диму, ведь он не дал им свою машинку для игры? Правильно ли поступили дети? А вы бы дали свою игрушку для общей игры? Почему? Какое правило можно применить сейчас в нашей Стране Добра?

 

Ситуация №10

Цель: закреплять представления о вежливости; продолжать учить позитивным моделям поведения; формировать коммуникативные навыки.

Проблемная ситуация: Воспитатель (обращается к ребенку). Ребята из твоей группы играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы они тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? Самое время вместе дружно поиграть!

 

Ситуация №11

Цель: углублять представления о значении доброжелательного и вежливого отношения к окружающим.

Проблемная ситуация: Лена зашла утром в свою группу и увидела вместо Ирины Васильевны новую воспитательницу. Лена не знала как ее зовут, и поэтому не стала здороваться, а сразу пошла играть к ребятам.

Правильно поступила Лена? Каких людей мы называем вежливыми? Ее поступок можно назвать вежливым и культурным? Ей необходимо было поздороваться с новой воспитательницей? А как бы вы поступили в такой ситуации? Какие вежливые слова вы знаете?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя прблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В ре...

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учить решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивать речь детей, логическое мышление, воображение, память, культуру общения....

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ (для детей старшего дошкольного возраста)

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ(для детей старшего дошкольного возраста)  Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышлени...

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста

В картотеке представлены проблемные ситуации для дошкольников на разные темы...

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...