"Воздух - невидимка"
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Волкова Людмила Анатольевна

Экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_-_nividimka.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

«Воздух – невидимка»

Слайд 2

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов.  Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого и Южного океанов есть на свете еще один океан – самый большой из всех. И мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и животные, и все предметы каждый день «купаются» в этом океане. Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты. Океан этот называется ВОЗДУХ.

Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Слайд 3

Цель -  познакомиться с богатством природы – воздухом, расширить и углубить знания о воздухе.

Задачи:

1.Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности;  установить простейшие связи, сделать выводы.

 2.Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов.   

 3. Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывать свои предложения, мнения.

Слайд 4

Проблема: Играя в группе с мыльными пузырями, надувая воздушные  шары к празднику детям стало интересно, почему надуваются шары и мыльные пузыри. Что помогает их надувать? Как это все происходит? В ходе размышлений и беседы дети выявили проблему: « Что такое воздух?» «Откуда он берется?»      

В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

1)Узнать про воздух, как можно больше.

2) Провести опыты с воздухом.

Слайд 5

Проблемные вопросы, решаемые в ходе экспериментов:

  • Почему без воздуха нет жизни?
  • Почему воздух называют невидимкой?
  • Как можно увидеть или потрогать воздух?
  • Что такое ветер?
  • Каким бывает ветер?
  • Как ветер может навредить или помочь людям?

Предполагаемый результат:

Воспитанники будут иметь представления о свойствах воздуха; смогут рассказать о том, какую пользу приносит воздух растениям, животными человеку, приобретут знания о том, что воздух нужно беречь от загрязнения .

Слайд 6

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.

Создание базы для детского экспериментирования:

Основное оборудование: ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал: камешки, песок, утилизированный материал: кусочки кожи, воздушные шары, пакеты.

Работа с родителями:

Оформление папок – передвижек, папок – раскладушек, размещение информации по теме в родительских групповых чатах, оформление уголка экспериментирования, размещение  консультации на страницах личного сайта  по экспериментированию.

Слайд 7

Гипотезы, которые проверялись:

1.Воздух находится везде.

2. Ветер – это движение воздуха.

3. Воздух занимает место.

4. Воздух имеет силу.

5. В воде есть воздух.

6. Холодный и горячий воздух действуют одинаково.

7. Воздух прозрачный.

8. Воздух не имеет запаха.

9. Воздух не имеет веса.

10. Взаимодействие холодного и горячего воздуха.

11. Воздух нужен всему живому.

Слайд 8

Опыты

Опыт № 1. «Воздух находится везде»

 Цель: увидеть, что воздух занимает место.

 Взять полиэтиленовый пакет, скрутить его, он стал выпуклым. Почему? Потому что внутри пакета находится воздух.

Вывод: воздух находится вокруг нас повсюду. Гипотеза № 1 подтвердилась.

Опыт № 2. «Ветер – движение воздуха»

Цель: выяснить, что воздух может двигаться.

Возьмем веер. Помашем веером перед лицом. Мы почувствуем прикосновение, хотя веер до нас не прикасался. Значит, между веером и лицом есть какое-то тело. Это воздух.

Вывод: Воздух может двигаться. Гипотеза № 2 подтвердилась.

Опыт № 3»Воздух занимает место»

Цель: увидеть, что в стакане, опущенном в воду, есть воздух.

Наливаем в контейнер воду. На воду кладём пробку. Накрываем плавающую пробку стаканом. Погружаем стакан в воду. Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом. Находящийся в стакане воздух не даёт воде заполнить стакан, и поэтому накрытая стаканом вода вместе с плавающей пробкой опускается ниже уровня воды в контейнере.

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

(Если стакан немного наклонить, то в воде появляются пузырьки. Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода). Гипотеза № 3 подтвердилась.

Опыт № 4 «Воздух имеет силу».

Цель: выяснить, имеет ли воздух силу.

Берутся фигурки животных с коктейльной трубочкой. Дети дуют сначала плавно, скрученная трубочка лишь слегка раскручивается. Затем дети дуют в сильнее, закрученная трубочка разворачивается полностью.

Вывод: Воздух имеет силу. Гипотеза № 4 подтвердилась.

Опыт № 5 «В воде есть воздух».

Цель: узнать, есть ли в воде воздух.

Возьмём контейнер с водой. Один конец соломинки отпустим в воду, а другой возьмём в рот и осторожно подуем. Что наблюдается? Появляются пузырьки. Мы выдохнули воздух, и он в воде виден в виде пузырьков.

Вывод: В воде есть воздух. Гипотеза № 5 подтвердилась.

Опыт № 6 «Воздух прозрачный».

Цель: показать, что воздух прозрачен. Сравним воздух с непрозрачными предметами. Возьмем лист бумаги. Он непрозрачен – через него мы не видим окружающие предметы. А через воздух всё видно.

Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы. Гипотеза № 6 подтвердилась.

Опыт № 7 «Воздух не имеет запаха».

Цель: показать, что чистый воздух ничем не пахнет. Возьмём мандарин. Почистим его и сразу почувствуем соответствующий запах, распространяющийся в помещении. До этого ничем не пахло.

Вывод: чистый воздух ничем не пахнет.  Гипотеза № 7 подтвердилась.

Опыт № 8 «Воздух не имеет веса»

Цель: проверить, имеет ли воздух вес. Возьмем два шарика одинакового размера и веса. Надуем их (один надуем сильнее) и завяжем концы с помощью ниток. Закрепим шарики на двух концах стержня. Привяжем нитку к центру стержня и повесим так, чтобы стержень был параллельно земле.  Ровно висящий стержень перевешивается в сторону шарика, надутого сильнее.

Вывод: тот шарик, который надут сильнее -  тяжелее, чем сдутый, из-за воздуха внутри него. Вот почему конец стержня с надутым шариком наклоняется. Это показывает, что воздух имеет массу. Гипотеза № 8 не подтвердилась.

Опыт № 9 «Холодный и горячий воздух действуют одинаково».

Цель: выяснить какой воздух легче: горячий или холодный.

Берём салфетку. Подносим её к стакану с горячей водой. Салфетка начинает подниматься вверх. Над стаканом с холодной водой салфетка не двигается.

Вывод: горячий воздух легче холодного: поднимаясь, он увлекает за собой и салфетку.

Опыт № 10 «Взаимодействие горячего и холодного воздуха»

Цель: выяснить, как взаимодействуют между собой горячий и холодный воздух».

Наливаем в тарелку окрашенную воду. На тарелку ставим горячий стакан, перевёрнутый вверх дном. На дно стакана кладём лёд или снег. Воздух в стакане остывает и начинает втягивать окрашенную жидкость «стакан начинает пить».

Вывод:  …..

Опыт № 11 «Воздух нужен всему живому».

 Цель: показать, что воздух нужен для жизнедеятельности человеческого организма и растений 1.Проведем опыт с задержкой дыхания. Закроем ладошками рот и нос. Вдохнем воздух и сосчитаем, сколько можно продержаться без воздуха. Какое было желание? Открыть нос.

Вывод: внутри нас находится воздух.

Слайд 12

Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений. Для того чтобы жизнь могла существовать, необходима не любая атмосфера, а вполне определённая, пригодная для дыхания. Необходимо принимать меры по защите воздуха от загрязнения. Я бы предложила следующее: - создать специальные станции, которые постоянно следили бы за чистотой воздуха; - организовать частый полив улиц города водой; - в охране воздуха городов и населенных пунктов важная роль принадлежит зеленым насаждениям и зеленым зонам, поэтому необходимо озеленить как можно больше улиц; - установить очистительные сооружения на предприятиях города; - пластмассовые изделия, сухие листья вывозить за город, а не жечь в городе; - придумать экологически чистое топливо для автомобилей. Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...

ОД "Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой"

План воспитательно – образовательной работы на летний оздоровительный период Дата:Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой.Цел...