"Путешествие во времени"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель. Формирование у детей 4 – 5 лет осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы, умения видеть прекрасное в каждом времени года.
Задачи:
- систематизировать и расширять представления детей 4 – 5 лет о характерных признаках времен года (учить детей самостоятельно находить изменения, происходящие в жизни растений (дерева);
- развивать у дошкольников логическое мышление; навыкипознавательно-исследовательской деятельности, умение делать простейшие умозаключения и выводы о взаимосвязях между объектами и явлениями природы;
- развивать представления о состояниях воды в зависимости от температуры окружающей среды средствами экспериментирования;
- создавать условия для развития конструктивных умений (аппликация, ручной труд) в работе с природным материалом;
- активизировать речевую деятельность воспитанников (учить отвечать на вопросы и обосновывать свои ответы);
- развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений в сочетании с речью;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память;
- воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой, умение ценить значимость природных объектов в каждом времени года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vremena_goda.docx1_.docx | 121.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Первомайский детский сад»
Первомайского района Тамбовской области
конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования с детьми 4 – 5 лет |
Гусева Ирина Анатольевна,
воспитатель
2021
Тема «Путешествие во времени»
Цель. Формирование у детей 4 – 5 лет осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы, умения видеть прекрасное в каждом времени года.
Задачи:
- систематизировать и расширять представления детей 4 – 5 лет о характерных признаках времен года (учить детей самостоятельно находить изменения, происходящие в жизни растений (дерева);
- развивать у дошкольников логическое мышление; навыкипознавательно-исследовательской деятельности, умение делать простейшие умозаключения и выводы о взаимосвязях между объектами и явлениями природы;
- развивать представления о состояниях воды в зависимости от температуры окружающей среды средствами экспериментирования;
- создавать условия для развития конструктивных умений (аппликация, ручной труд) в работе с природным материалом;
- активизировать речевую деятельность воспитанников (учить отвечать на вопросы и обосновывать свои ответы);
- развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений в сочетании с речью;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память;
- воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой, умение ценить значимость природных объектов в каждом времени года.
Словарная работа: крона дерева, сизаль, листопад, времена года, состояние воды.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за явлениями в природе (листопад, лужи, снегопад, таяние снега); экспериментальная деятельность на прогулке; чтение стихов и загадок о временах года; рассматривание иллюстраций.
Оборудование: телевизор, ноутбук (презентация); дидактическая игра «Какого дерева лист» (листья деревьев из цветного картона, изображения березы и клена); зонт «Времена года» ( из четырех секторов, отображающих характерные признаки каждого времени года); разноцветные ледяные снежинки; контейнеры с водой контрастной температуры; макет дерева; природный и бросовый материал для продуктивной деятельности (сизаль, шишки, вата, скотч), изобразительные средства.
Ход занятия
I. Оргмомент
Воспитатель.Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в сказку… Ребята, вспомните, пожалуйста, мультфильм про фею Динь-Динь. Она прилетела к нам в гости.(Звучит стихотворение из мультфильма, на экране телевизора появляется изображение феи Динь-Динь)
Воспитатель.Ребята, фея Динь-Динь, рассказала мне, что в ее королевстве под названием Времена года случилось несчастье. Злой чародей заколдовал волшебное дерево, и теперь оно не помнит, как надо вести себя в разное время года. Вы согласны помочь волшебному дереву? (Ответ детей). Мы же знаем как живут деревья зимой, весной, летом и осенью.
С помощью волшебного зонтика, который мне дала Динь-Динь мы будем путешествовать по временам года! Итак, наше путешествие начинается, мы улетаем в сказку! (Звучит музыка из м/ф «Феи» «Полетели с тобой в облака».педагог приглашает детей под зонтик, вместе кружатся). |
II. Зима (загадка, беседа, подвижная игра, проблемная ситуация, экспериментирование со льдом)
Воспитатель.Ребята, в каком же времени года мы очутились? Ой, смотрите, снежинка! Слушайте загадку:
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... (Дети: Зима!)
Воспитатель(привлекает внимание детей на экран телевизора с изображением феи в зимней одежде)
- Ребята, посмотрите, а Динь-Динь уже переоделась. как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Воспитатель (обобщает ответы детей).Правильно, зимой на улице бывает очень холодно и мы надеваем теплую одежду. Но несмотря на холод, зимой бывает много игр и забав! Какие зимние игры вы знаете? (Ответы детей)
- Сейчас я предлагаю вам поиграть в снежки! (Проводится игра в снежки из ваты). Ну вот мы и согрелись.
- -Ой, ребята, посмотрите на волшебное дерево, ему, наверно, очень холодно зимой. Как вы думаете мы сможем ему помочь? (Ответы детей)
Воспитатель.Да, мы сможем помочь волшебному дереву: зимой люди подсыпают к стволам деревьев снег, и мысогреем волшебное дерево снегом.(Дети утепляют макет волшебного дерева снегом (ватой) |
Воспитатель.Ребята, а вы знаете, что такое снег и лед? (Ответы детей).Молодцы, ребята, снег и лед - это состояние воды при низкой температуре. От мороза вода замерзает. Потрогайте лед, возьмите его в ладони и подумайте, что происходит со льдом в теплых руках? (Ответы детей)
III. Весна(проблемный вопрос,беседа о весне, продуктивная деятельность: изодеятельность и ручной труд).
Звучит музыка «Полетели со мной в облака» из м/ф «Феи». Дети собираются под зонтик. Путешествие продолжается. Педагог переворачивает макет дерева на весеннюю сторону. На экране телевизора появляется Динь-Динь в весенней одежде.
Воспитатель.Ребята, как вы думаете, почему растаял лед у вас на ладонях? (Ответы детей). Правильно, лед растаял от тепла ваших рук. Так и на улице: наступает весна, ярко светит и греет солнце, снег и лед от солнечного тепла начинают таять. Во что превращаются снег и лед весной? (В воду) и бежит она веселыми, звонкими ручейками. Дерево весной просыпается, пьет весеннюю талую воду, и на нем появляются… А что появляется? (Ответы детей) Правильно, на дереве весной появляются молодые зеленые листочки. А на некоторых деревьях распускаются нежные весенние цветы.
(Дети берут заготовки из сосновых шишек в виде цветочков и раскрашивают их в бело-розовый цвет, затем прикрепляют к макету дерева на двусторонний скотч). Вот теперь это настоящее весеннее дерево! |
IV. Лето (беседа о лете, продуктивная деятельность: ручной труд, музыкальная физкультминутка, изучение свойств воды).
Звучит музыка «Полетели со мной в облака» из м/ф «Феи».
Воспитатель.Ребята, слышите, нам пора в путь.(Дети собираются под зонтик. Педагог переворачивает дерево на летнюю сторону. На экране телевизора фея изображена в летней одежде)
- Какое время года наступает после весны? (Лето). Молодцы, ребята, какие летние приметы вы знаете? (Ответы детей).
- Как выглядят деревья летом? (Много зеленых листьев). Летом бывает очень жарко, и мы любим отдыхать в тени деревьев. А эта тень возникает от кроны дерева, то есть от большого количества листьев. Ой, ребята посмотрите, на волшебном дереве совсем нет листьев… Как же помочь дереву?
Воспитатель. - Конечно, мы с вами сумеем помочь дереву! У меня есть кусочки сизаля (показывает детям). Сизаль – это, как и шишки, природный материал, ведь егозаготавливают из настоящих листьев. Вернем дереву листья! - Совместный ручной труд педагога и детей (Берем кусочки сизаля зеленого цвета и скатываем в комочки, затем приклеиваем к веткам макета дерева на двусторонний скотч) |
Воспитатель.Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте отдохнем!
- Музыкальная физкультминутка
Утром солнышко встает выше, выше, выше К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже Хорошо, хорошо, солнышко смеется И под солнышком всем весело живется | потянулись вверх опустили руки, присели хлопают в ладоши |
Воспитатель. Когда солнышко светит ярко, на улице становится жарко, мы едем купаться на речку. Подойдите к емкости с водой, потрогайте пальцами воду. Какая стала вода летом? (Теплая).Правильно, от жаркой погоды, от высокой температуры воздуха летом вода в реке становится очень теплой.
V. Осень (загадка, беседа об осени, дидактическая игра «Какого дерева лист», исследование температуры воды, проблемный вопрос)
Звучит музыка «Полетели со мной в облака» из м/ф «Феи». Дети собираются под зонтик.Педагог берет клиновый лист, читает загадку
Дождь по улице идёт,
Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе
Наступила…. осень.
Воспитатель.Правильно, ребята, пришла прохладная осень в гости, солнечные лучи стали греть слабее и вода в водоемах остыла. (Дети подходят к емкости с прохладной водой). Ребята, опустите пальцы в чашку. какая вода стала осенью? (Ответы детей).
- Верно. С наступлением каждого времени года вода в природных водоемах меняет свою температуру. От чего это зависит?
- Ребята, а в каких нарядах деревья встречают осень? (Ответы детей). (Воспитатель переворачивает макет дерева на осеннюю сторону)
- Посмотрите, ребята, листья, которые мы вернули дереву, осенью изменили свой цвет. |
Воспитатель.После того, когда все листья на дереве пожелтеют и покраснеют, что с ними происходит? (Они падают с дерева). Верно, как это явление называется? (Листопад).Ой, посмотрите, сколько листьев упало с деревьев! (Педагог разбрасывает листья). Давайте найдем этим листьям соответствующее дерево! (Проводится игра «Какого дерева лист»)
VI. Итог занятия (беседа о путешествии, о последовательной смене времен года, обобщение педагога)
Звучит музыка «Нам пора…» из м/ф «Феи». На экране телевизора картинка волшебного дерева«Четыре времени года».
Воспитатель.
- Ребята, вам понравилось путешествие?
- Что понравилось больше всего?
- Как изменяется дерево в каждом времени года?
- Какие состояния воды мы запомнили?
- От чего зависит температура воды в водоемах?
Сегодня мы с вами побывали в сказочной стране «Времена года», помогли волшебному дереву. Мы вспомнили, как оно живет и изменяется зимой, весной, летом и осенью. Мы почувствовали его красоту, пользу для человека. Мы помогали дереву, играли. Мы с вами обязательно продолжим наблюдать за окружающими нас деревьями, и, конечно, будем экспериментировать и играть.
VII. Литература
- О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой». Система работы в средней группе детского сада.
- Л.Г. Горькова. Сценариизанятий по экологическому воспитанию дошкольников.
- Н.В. Нищева. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие к временам года
Знакомство с временами года, счет в пределах 10...
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Путешествие во времени" для детей с нарушением зрения 5-6 лет
Данный материал адрессован моим коллегам, родителям, студентам....
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Путешествие во времени" для детей с нарушением зрения 5-6 лет
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с нарушением зрения адрессован моим коллегам - учителям-дефектологам, студентам педвузов, родителям.Занятие «Путешествие во времени». Старшая группа...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе. Развитие элементарных математических представлений. Тема: «Путешествие во времени». МДОУ детский сад № 28 «Росинка». Воспитатель : Матвеева Татьяна Владимировна.
Образовательная область «Познание» (РЭМП).Интеграция с другими областями:- игровая деятельность,- образовательная область «Коммуникация»;- использование художественной литературы;- музыкальная д...
комплекс занятий по формированию временных представлений и понятий "Путешествие во времени"
Цель комплекса: повысить уровень овладения представлениями и понятиями о времени с помощью применения метода моделирования. Комплекс занятий состоит из двух разделов, которые были реа...
Занятие с использованием блоков Дьенеша: "Путешествие по временам года"
Помогает научить детей правильно, называть части, на которые обручи делят плоскость;закреплять названия времен года, количественный и обратный счет, умение кодировать и декодировать ...
Презентация "Путешествие по временам года"
Презентация к занятию "Четыре времени года"...