«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Нажмутдинова Асият Алибековна

Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Одна из задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. Они хотят съесть «хороших» зайцев, поросят и т. д. Как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь – плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Нужны одинаково все – и волки, и зайцы. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx40.71 КБ

Предварительный просмотр:

                Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности                                                                        

                               по художественно-эстетическому развитию детей

                                    Калининского района Санкт-Петербурга

        

        

                  Методическая разработка

 «Экологическое воспитание детей старшего

                      дошкольного возраста»                                    

                 

                                                       

                              Подготовила: воспитатель Нажмутдинова А.А.    

                                                    Санкт-Петербург 2021

                                             Содержание

1 Введение ………………………………………………………………………3

2 Основная часть………………………………………………………………..6

3 Заключение …………………………………………………………………..16

4 Список литературы …………………………………………………………17

5 Приложения…………………………………………………………………..18

                                                   

                                                     Введение

Экологическое воспитание — это сложный педагогический процесс. Он формирует систему отношения человека к самому себе с позиции его отношения к природе У людей, живущих в современном мире множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязненности воздуха, почвы, воды. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Чтобы вырастить новое поколение людей бережно и осознанно относящихся к природе необходимо начинать экологическое образование и воспитание с детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка. Так кто же человек — хозяин природы или ее друг и защитник? Исследователь или завоеватель? Он над природой — как единственное разумное существо, или он вместе с природой — как ее часть? Мы все ее дети. Бережем ли мы ее, заботимся — или принимаем ее дары, не задумываясь о ее щедрости?

Мы хотим воспитать в ребенке уважение к близким, к самому себе, к окружающим его людям. «Что посеешь, то и пожнешь», — говорим мы. Все это относится и к экологическому воспитанию.  С раннего возраста нужно учить детей  любить природу, ухаживать, заботиться о ней. И мы сами должны служить примером для ребенка. Если он видит, что после пикника остается выжженная трава, мусор, сломанные деревья, как ему потом объяснить, что природу надо любить? Поэтому начинать нужно с себя.

Экологическое воспитание ребенка включает основы экологического мышления:

♦ воспитание любви и бережного отношения ко всему живому;

♦ формирование чувства ответственности за сохранение природы;

♦ предотвращение появления у малышей агрессии по отношению к природе.

Давайте вместе педагоги и родители позаботимся о нашем будущем и будущем наших детей. Начнем с простого: познакомим их с явлениями и объектами ближайшего окружения, т.е. природой наших мест. С  растениями и животными, живущими в парке, лесу, дома, во дворе; с сезонными явлениями (дождь, снег, гроза); со свойствами воды, песка и т.д. ребенку важно ощутить на себе непосредственное воздействие этих объектов или явлений: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус, поэкспериментировать. При этом важно не перегружать детей информацией, так как это может привести к хаотичности знаний, а нам известно, что развитию творческого познания природы способствует не совокупность знаний о ее объектах, а представление об основных закономерностях природы.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

                                           Основная часть

Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней. Необходимость экологического образования дошкольников уже не вызывает сомнений. Более важными становятся вопросы разработки содержания, методов, форм, технологий экологического образования, его специфика.           Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает решение различных задач и создания условий для из реализации.        Изучение природы на дошкольном этапе, также как и в последующем, затрагивает все области интеллектуального, духовно-нравственного развития малыша, а именно:                                                                                                          1. Формирует сочувственное отношение к окружающему миру, то есть занимается формированием нравственных ценностей;                                                      2. Наполняет систему экознаний и представлений, то есть развивает интеллект;                                                                                                                         3. Учит видеть красоту мира через деятельный подход (например, уход за растениями, домашними животными и т.д).

Для этого на каждом занятии, посвящённому изучению окружающего мира, нужно:

  1. Формировать простейшие представления о природе, о взаимосвязях всего живого.
  2. Приобщать к труду, так как это показатель заботы об окружающем мире.
  3.  Воспитывать уважение и любовь к природе, а также прививать понимание важности заботы о ней.

Задачи воспитания экологического самосознания должны работать на реализацию поставленных целей, то есть:

1.Формировать и развивать любознательность малышей.                                         2. Развивать креативность.
3. Давать элементарные представления о себе, других людях, отдельных составляющих природы (цвет, размер, материал, форма, звук, темп, причины и следствия того или иного явления), а также о взаимоотношениях между ними.
4. Воспитывать уважение к общему дому — планете Земля.                           Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.

Формы и методы  работы с детьми старшего дошкольного возраста:

  1. Труд в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Детей учат осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.
  2. Опытно- поисковая деятельность. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в работе по экологическому воспитанию отведено опытам и экспериментам. В процессе работы дети учатся размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.
  3. Экологические минутки. Цель проведения экологических минуток — создание проблемных ситуаций. С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов, а так же решить ряд экологических задач в игровой и доступной для детей форме.
  4. Экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность.
  5. Природоохранные акции. Это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Например «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Лесная аптека», «Сбор макулатуры», «Сбережем воду вместе», «В лесу родилась елочка»(изготовление елок к Новому году из подручных материалов).
  6. Дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе.
  7. Праздники и развлечения. Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребѐнка.
  8. Использование современных информационно-компьютерных технологий. Использование ИКТ это одна из самых новых и актуальных сфер работы в современной дошкольной педагогике. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в том числе решая задачи экологического воспитания. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечение большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. По результатам работы стало видно, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.
  9. Наблюдения, целевые прогулки. Целевые прогулки вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность где они живут: парк, сквер, лес, луга, поле, пруд, реку. Такие прогулки могут проводиться не только с познавательной, но и познавательно-практической целью - сбор семян дикорастущих трав для прикормки птиц зимой, растений для составления гербария, природного материала для ручного труда.
  10. Содержание непосредственно образовательной деятельности. НОД  можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Это НОД, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и т.д. Это НОД по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.
    Комплексная НОД широко используется практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность. Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребѐнку особую положительную эмоциональную окраску.

Формы работы с семьей по экологическому воспитанию детей         старшего дошкольного возраста:

  1. Родительские собрания «Добро пожаловать в экологию»
  2. Консультации для родителей «Экология здоровья»
  3. Конкурсы, выставки.
  4. Акции.
  5. Наглядная агитации                                                                                                - стенды

- буклеты

-памятки «Правила поведения на природе»

-стенгазеты «Природа дивной красоты»

6. Досуговые мероприятия.

                                Организация работы:

I этап: Подготовительный (информационно-аналитический)

1. Знакомство с темой;

2.  Анкетирование родителей по выявлению знаний по данной теме;

3. Выявление особенностей развития детей по данной теме (наблюдение в            

режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности).

4.  Выявление проблемы, цели, задачи;

5.  Изучение методических материалов, материалов сети интернет;

6.  Подбор методического материала по данной теме;

7.  Разработка и составление комплексных занятий по данной теме;

8.  Создание развивающей среды для работы;

9. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать

положительный эмоциональный фон.

II этап: Основной (практическая деятельность по решению проблемы)

1.Реализация поставленных задач по решению данной проблемы:

  • работа с родителями (информация в родительском уголке: консультации, стенгазеты, листовки и брошюры);
  • проведение экологических акций; сбор макулатуры, дадим бумаге вторую жизнь (изготовление игрушек и подделок из старой бумаги)сбережем воду вместе, в лесу родилась Ёлочка (изготовление ёлочек из подручных материалов на кануне Нового года), мы за чистый город (сбор мусора), покормите птиц зимой (изготовление кормушек и скворечников), посади дерево.
  • привлечение родителей к участию в выставках – конкурсах поделок по каждой акции: из бросового и природного материала, изготовление и развешивание кормушек и т.д.;
  • привлечение родителей к участию в трудовом десанте – посадке цветов и деревьев, субботниках по уборке территории и разбивке цветников на территории детского сада и у своих домов;
  • привлечение родителей к участию в развлечении «Как дети весну выручали»;
  •  познавательная программа для детей и взрослых «В мире животных»
  •  комплексные занятия по экологии на основе парциальной программы «Юный эколог» автор С. Н. Николаева в соответствии с ФГОС;

Работа с детьми:

  • чтение и обсуждение произведений о природе, животных, растениях;
  • тематические занятия с презентациями экологической направленности;
  • беседы: «Зелёный патруль», «Как научиться быть добрым». «Природоохранные акции», «Как подружиться с природой», «Может ли природа обидеться на человека»,
  • конкурс чтецов «Воспитание красотой» (стихи о природе и ее охране);
  •  изготовление поделок и рисунков по каждой акции;
  •  изготовление стенгазет и альбомов о животных и растениях: «Жалобная книга природы», «Красная книга нашей местности», «Птицы на наших кормушках»;
  • рассматривание иллюстраций;
  • прослушивание музыкальных произведений;
  •  проведение праздников «С днем рождения, Земля!», «Синичкин день»;
  •  проведение экологической викторины «От куда пришел мусор»
  •  участие в трудовом десанте: посев и выращивание рассады цветов, с последующим высаживанием на клумбы детского сада и с родителями у своих домов; уборка своего участка от листьев, мусора,
  • чудо-огород огород на окне;
  •  театрализация сказок на экологическую тему с показом в младших группах,
  • познавательная программа для детей и взрослых «За природу мы в ответе: и взрослые, и дети».
  •  создана подборка игр и презентаций экологической направленности
  •  проведено открытое занятие по теме «Воздух и его свойства».

III этап: Заключительный (Обобщение  и анализ результатов работы)

1. Проведение итогового родительского собрания с ознакомлением   достигнутых результатов по данной теме;  

2. Выставка работ детей совместно с родителями;

3. Анкетирование родителей;

4. Анализ результатов реализации;

5. Подведение итогов работы по данной теме;

6. Определение перспектив.

Достигнутые результаты:

  1. Посадка деревьев на территории ДОУ;
  2. Развешены кормушки и скворечники (на территории ДОО и у домов) и ведется подкормка птиц зимой;
  3. У детей формируется осознание ответственности за последствия некоторых своих действий, сформированы трудовые навыки по уходу за растениями;
  4. Появилась заинтересованности у взрослых и детей по данной теме;
  5. Родители вовлечены в педагогический процесс ДОУ и являются активными помощниками, укрепляется их заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ;
  6. Много интересных поделок сделано совместно с родителями;
  7. Расширился словарный запас и кругозор у детей по данной теме.

                                                 Заключение

Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса попадает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.                                Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького   ребенка.                                                                                           Только видя перед собой пример бережного отношения родителей к окружающей среде, ребенок начнет относиться к ней так же. Дорогие взрослые, помните, пожалуйста, что можно десятки раз говорить о том, что природу загрязнять нельзя, но приехав на пикник и не убрав за собой место отдыха, мы взрослые одним действием можем перечеркнуть все  бережное  отношении к природе. Будьте внимательны к своим поступкам и своим словам, помните, что ребенка нельзя обмануть, потому что он живет не услышанными когда-то словами, а пережитыми событиями. Невозможно привить любовь к природе, не любя ее искренне. Так хочется надеяться, что наши совместные усилия по воспитанию экологической культуры ребенка не пройдут бесследно, и в наших детях мы сможем воспитать эмоциональное, бережное отношение к природе и окружающему миру. Научим видеть его красоту, сопереживать животным и растениям. Привьем желание предпринимать определенные действия по сохранению и улучшению окружающей среды. Наш дом- Земля в наших руках.

\\\

                                             

                                         

                                       

                                               

                                              Список литературы

1. Т. Зенина «Экологические акции в работе с дошкольниками: из опыта … [Дет. сад N 403 Москвы] / /Дошкольное воспитание. — 2002. — No7. — С. 18 — 21.
2. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. «Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2007.
3. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Корнилова. В.М. «Экологическое окно» в детском саду. Творческий центр «Сфера». Москва, 2008г.
5. Масленникова. О.М. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г.
6. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
7. Николаева С.Н. «Теория и методика экологического образования детей». – М.: Академия, 2009г.
8. С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 — 7лет», с.62 — 63.
7. Использование ресурсов сети Интернет: festival.1september.ru, http://maam.ru, http://nsportal.ru,  http://ldv.metodcenter.edusite.ru,  http://semyarossii.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирова...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...