Конспект НОД с элементами экспериментирования «Фокусы Буратино»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Воротилкина Татьяна Владимировна

Цель. Создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_s_elementami_eksperimentirovaniya.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Фокусы Буратино»

Воротилкина Т.В. 

Конспект НОД с элементами экспериментирования

Тема«Фокусы Буратино» 

Цель. Создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности детей.

Задачи:

1. создать условия для обучения детей поиску возможных путей решения проблемной ситуации во время экспериментальной деятельности (познавательное развитие);

2. создать условия для выражения детьми своего мнения (социально – коммуникативное развитие);

3. способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, умения выявлять свойства предметов (познавательное развитие);

4. создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);

5. способствовать развитию навыков взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативное развитие);

Организация детских видов деятельности:

• общение ребенка с взрослым;

• игровая деятельность;

• познавательно - исследовательская деятельность.

Методы:  словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.

Форма: фронтальная и индивидуальная.

Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.

Активизация словаря: слова, обозначающие свойства воды, прозрачная, не прозрачная, тонет, не тонет и т. д.

Материалы и оборудование: подносы с водой, сахар, зубочистки, жидкое  мыло, молоко, ватные палочки (по количеству детей)

Ход занятия:

           В: Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Посмотрите к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Ребята улыбнитесь гостям, а теперь улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение?

 Сегодня у нас необычный день. К нам в гости снова пришел Буратино. Этот деревянный мальчик не любит учиться и мы в прошлый раз учили его решать задачи. А сейчас он хочет удивить нас фокусами. Буратино принес нам деревянные зубочистки и говорит, что они живые.

Вы ему верите? Вот я почему то не очень этому верю…

Давайте мы с вами проведем эксперимент и проверим, в самом ли деле зубочистки живые. Ребята проходите на свои места.

 Эксперимент № 1. Опыт «Живые зубочистки»

Дети подходят к столу, на котором стоят тарелки с водой, жидкое мыло, сахар-рафинад, зубочистки.

Прошу надеть фартуки.

Ребята, а вы знаете кто такие ученые? Чем занимаются? Что такое лаборатория? Обратите внимание на одежду, зачем нужна?

 Приступим.

Буратино утверждает, что если бросить несколько зубочисток в воду, то они не утонут.

 Как вы думаете это так?

Что будет если бросить зубочистки в воду?

Почему?

Давайте проверим.

Почему зубочистки не утонули, а остались плавать на поверхности? (Правильно, потому что дерево легче воды и любые деревянные предметы будут плавать на поверхности).

Буратино утверждает, что, если кинуть в воду кусок сахара, то зубочистки будут сами двигаться к нему.

Давайте попробуем.

Что произошло?

Зубочистки двигаются?

В каком направлении?

Почему?

Ребята, я вам объясню, почему так происходит. Просто сахар начинает впитывать в себя воду, поэтому вода начинает двигаться к кусочку сахара, а вместе с ней и зубочистки. Давайте на другой поднос положим несколько мелких бумажных кружочков и проверим, как они будут себя вести, когда в воду опустим сахар.

Что произошло?

Вот видишь, Буратино, никакой это не фокус. Мы с ребятами  выяснили, почему твои зубочистки двигались к сахару.

Эксперимент № 2.

Ребята, Буратино утверждает, что зубочистки могут двигаться и в другом направлении. Для этого он предлагает бросить на поднос с водой несколько зубочисток и капнуть в центр подноса жидкого мыла.

Как вы, думаете, что произойдет?

Давайте проверим. ( дети под руководством воспитателя выполняют самостоятельно опыт с зубочистками)

Как повели себя деревянные палочки?

А давайте этот эксперимент повторим с бумажными конфетти.

Что произошло? (мыло на  воде образует тоненькую пленку и растекается по поверхности, тем самым расталкивает плавающие предметы)

Что мы выяснили с помощью этих опытов? (мы выяснили, почему зубочистки двигались)

Вот видишь, Буратино, эти палочки вовсе не живые, просто они легкие и двигаются вместе с водой, если мы добавляем в нее различные вещества.

Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Дети вместе с воспитателем выходят в середину зала.

Физкульминутка:

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

А теперь я хочу предложить вам необычное рисование, без кисточек и красок. Рисование на молоке. Перед вами стоит тарелка с молоком. Сейчас я капну в эту тарелку краситель. Возьмите ватные палочки, обмокните их в мыло. Теперь обмакните в молоко.

Здорово получается?.

Почему так происходит?

.Как вы думаете, с водой так получится?

Проверим? (С водой не получится)

Молоко жирное. А мыло создает пленку

Дети выдвигают гипотезы, затем под руководством воспитателя выполняют самостоятельно опыт с молоком, водой. Обсуждают.

Рефлексия: итог НОД.

Оценка деятельности детей.

Ребята, давайте с вами сядем на ковер.

Буратино говорит, что ему очень у нас понравилось. Ему немножечко стыдно, за то, что он хотел нас обмануть. И он рад, потому, что вы такие умные и образованные дети, и не поддались на его уловки.

А что мы сегодня нового узнали?

Что запомнилось?

Закройте глаза, мы с вами отдохнем (включаем мелодичную музыку)

 Мы с вами на берегу озера. Ярко светит солнце. Дует свежий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно.

А теперь Буратино пора прощаться. Он обещает обязательно к нам прийти в гости снова.

До свидания Буратино!

Дети вспоминают проделанные эксперименты. Закрепляют выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с элементами экспериментирования.

Занятие направлено на развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия. Дети по сути своей исследователи, и мы педагоги должны помогать им зна...

Конспект НОД с элементами экспериментирования "Песок и его свойства"

Экспериментирование с предметами неживой природы...

Конспект развлечения с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы «Веселые фокусы дядюшки Фокуса-Мокуса».

Конспект развлечения  создан для формирования познавательно- исследовательского интереса дошкольников при помощи фокусов.Авторы: Батазова Л.А , Щербакова О.Своспитатели МБДОУ ЦРР детский сад №15....

Конспект развлечения с элементами экспериментирования "Веселые фокусы дядюшки Мокуса"

Конспект развлечения  создан для формирования познавательно- исследовательского интереса дошкольников при помощи фокусов.Авторы: Батазова Л.А , Щербакова О.Своспитатели МБДОУ ЦРР детский сад...

Конспект непосредственной образовательной деятельности экспериментирование "Фокусы с водой" в средней группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности экспериментирование "Фокусы с водой" в средней группе...