Проект "ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ!
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Проект долгосрочный, рассчитанный на взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью повысить экологическую культуру старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологический долгосрочный проект для ст.дошк.возраста | 34.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Иркутская область
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад обшеразвивающего вида № 40»
муниципального образования города Братска
_______________________________________________________________________________
665717,Иркутская область, г. Братск, ул. Подбельского 10 Б, Телефон, факс (3953)
41-00-65
Принято на основании УТВЕРЖДАЮ
Приказа № 125 от от 22.11.2018г. Заведующий МБДОУ «ДСОВ№40»
________________Е.Н.Попова
Проект
детей старшего дошкольного возраста
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Автор-составитель:
Смольникова И.В.
2018, Братск
Содержание :
- Пояснительная записка:
1.1. Актуальность
1.2. Идея проекта
1.3. Новизна проекта.
1.4. Тип проекта.
1.5. Сроки реализации проекта.
1.6. Адресация проекта. Участники проекта.
- Целеполагание
2.1. Цель проекта.
2.3. Задачи проекта.
- Ожидаемые результаты проекта.
4.Стратегия реализации проектной идеи:
4.1. Организационно - подготовительный этап.
- 2. Основной этап (деятельный - реализация проекта).
4.3. Третий этап – заключительный.
Список литературы
- Пояснительная записка
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.
Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
- Актуальность
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему цен-ностей взаимоотношениях с природой:
- осознание ребёнком себя как части природы;
- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;
- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и перво-начальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту;
- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
- Идея проекта.
2017 год объявлен годом защиты экологии в России, в связи с этим в нашем детском саду был разработан долгосрочный проект, посвященный этой дате, для реализации проектной деятельности педагогами был подобран методический материал и создана разнообразная эколого - развивающая среда, являющаяся носителем экологической культуры, обеспечивающая непосредственный контакт ребенка с объектами природы и «живое» общение с ней.
- Новизна.
Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты), выстроенной согласно датам Международного экологического календаря. Данный проект интегрирован в разработанный годовой план мероприятий, посвящённых году Экологии в России (2017г.). Новизна экологического проекта заключается в использовании ИКТ, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую положительные результаты.
- Тип проекта
– познавательно – исследовательский, практико – ориентировочный, долгосрочный.
1.5. Сроки реализации проекта.
По времени: долгосрочный
Сроки реализации: декабрь 2018 – май 2019 год.
1.6. Адресация проекта.
Проект адресован на совместную работу педагогов МБДОУ «ДСОВ № 40» с детьми и их родителями, а также сотрудниками МАУ ДО «ЭБЦ» г.Братска по экологическому воспитанию.
Участники проекта: педагоги, дети, родители МБДОУ «ДСОВ № 40» , сотрудники МАУ ДО «ЭБЦ» г.Братска
2. Целеполагание.
2.1. Цель:
- формирования экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте, как начальный этап формирования личности человека.
2.2.Задачи проекта.
- образовательные: формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;
- развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что невозможно создать;
- воспитательные: воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
- Ожидаемые результаты проекта.
- У детей сформируются:
- экологические знания, экологическая культура;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
- гармонизируются детско-педагогические отношения;
- повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
4.Стратегия реализации проектной идеи.
1 этап. Организационно-подготовительный.
2 этап. Основной. Реализация проекта.
3 этап. Обобщающий
4.1. Организационно - подготовительный этап.
- Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
- Анкетирование родителей.
- Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
- Составление плана реализации проекта.
- Определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Поиск различных средств достижения целей;
- Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
- Создание дидактического и методического материала
- 2. Основной этап (деятельный - реализация проекта).
Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя:
- Работу с детьми.
- Работу с родителями.
- Работа с детьми:
- непосредственно - образовательная деятельность;
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
- самостоятельная деятельность детей.
Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.
- Тематические НОД экологической направленности.
- Познавательно - исследовательская деятельность.
- Чтение художественной литературы по проектной тематике .
- Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видеофильмов;
- Наблюдение за объектами живой и неживой природы
- Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
- Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
- Сочинение экологических сказок. Познавательные викторины
Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:
Игровая деятельность экологического содержания:
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- развивающие игры;
- Экологические интеллектуальные игры
- театрализованные игры. .интеллектуальные игры: КВН, викторина «Что, где, когда»
Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:
-уход за растениями и посадками в группе;
- создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;
- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)
Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.
Продуктивная деятельность:
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- прикладная деятельность;
- конструктивно - модельная деятельность.
Музыкально – досуговая деятельность, экологические праздники.
Физкультурно - оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:
- спортивные, подвижные игры;
- спортивные досуги, праздники экологического содержания
Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых:
природоохранных акции на тему:
- «Гостеприимная кормушка» (изготовление кормушек, подкормка птиц)
- «Огород круглый год»
- «Цветник на подоконнике»
- «Сохрани подснежник»
- «Чей дом лучше» (изготовление скворечников)
- «Земля наш дом – пусть чисто будет в нём» (месячник по благоустройству территории детского сада).
- «Подарим книжке вторую жизнь – сохраним дерево»
- «Костёр в лесу опасен»
- «Спасем елочку».
Выставок творческих работ на тему:
- «Сохраним подснежник»
- «Прилетайте, птицы!»
- «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!»
- «Цветущий май»
- «Краски осени»
- Работа с родителями:
- проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»,
- семинар для родителей на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;
- анкетирование;
- оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»;
- оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания;
- информирование родителей через создание природоохранных памяток, буклетов;
- Участие в выставке поделок «Природа и творчество», в фотовыставках на тему: «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» «Цветущий май» «Краски осени»;
- привлечение к участию в природоохранных акциях;
- проведение праздников, развлечений;
- привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.
Перспективный план по внедрению проектной деятельности, выстроенной согласно датам Междуна-родного экологического календаря и посвящённый году экологии в России.
КАЛЕНДАРЬ | Вид деятельности | группы |
ДЕКАБРЬ | ||
11 декабря Международный день гор | Проект «Удивительный мир камней»- старший возраст | |
29 декабря Международный день биологического разнообразия | Проект - «Путешествие снеговика» - старший возраст | |
ЯНВАРЬ |
| |
11 января День заповедников и национальных парков | Проект - «Красная книга» - старший возраст. | Гр.№9
|
ФЕВРАЛЬ | ||
19 февраля Всемирный день защиты морских млекопитающих | Проект – «Что мы знаем о нерпе?» - средний, старший возраст | Гр.№11 |
МАРТ | ||
1 марта Всемирный день кошек | Проект – «Семейство кошачьих» - ст. возраст | Гр.№4 |
21 марта Всемирный день леса | Проект – «Берегите лес» - старший возраст. Проект - «Деревья и кустарники весной» - ст. возраст
| Гр.№8
Гр.№2
|
22 марта Всемирный день Воды | Проект - «Вода – это жизнь!» (ст., подготовит.гр) Проект - «Голубая капелька» (ст.гр..) | Гр.№ 4 Гр.№1 |
АПРЕЛЬ | ||
1 апреля Международный день птиц | Проект - «Пернатые друзья» - старший возраст. | Гр.№8
|
22 апреля День Земли | Проект - «Мы все в ответе за нашу планету» - подг.гр.
| Гр.№3 |
МАЙ | ||
3мая - День солнца | Проект - «Пусть всегда будет солнце» - младший возраст.
| Гр.№5 |
15 мая - Международный день климата | Проект - «Природные явления»
| Гр.№3 |
4.3. Третий этап – заключительный.
- Презентация проекта.
- Итоговые мероприятия по мини – проектам в группах.
- Посвящение дошкольников в юных защитников природы с вручением почётного значка.
- Создание выставки методического и творческого материала.
- Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.
Список литературы:
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет Старшая группа ; в 2ч - О.А. Воронкевич – СПб : Детство – пресс, 2002
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, подготовительная группа – Волгоград: Учитель, 2012
- Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 – 7 лет. Л.Г. Обухова, А.В. Кочерина, А.В. Обухова – Москва 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ на тему: «Посвящение в юные экологи» (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ...
Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"
На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства педагогов. Формой прове...
Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"
Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Статья в сборнике материалов по экологическому образованию в ДОО РБ: "От экологии природы к экологии души: путь в длиною в 20 лет", посвященный Году экологии и особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. Уфа 2017.
Статья в сборнике методических материалов по экологическому образованию в ДОО РБ....
Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...