Проект по естественно-научной направленности «Исследовательская мини - лаборатория»
проект по окружающему миру
Ребенок выступает субъектом собственной активности, проявляя максимальную самостоятельность в "добывании" знаний, их применении и преобразовании путем реализации познавательно-исследовательской деятельности в совокупности ее разновидностей - экспериментирование, моделирование, исследование, проектирование, преобразующая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prekt_mini_labora.docx | 63.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2.Цели и задачи
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
1.4.Возрастная характеристика детей раннего возраста
1.5. Планируемые результаты освоения
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план реализации проекта в группе раннего возраста
2.2. Особенности организации образовательного процесса.
2.3.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
2.4.Интеграция образовательного процесса
2.5. Взаимодействие с родителями воспитанников
2.6.Особенности организации мониторинга
2.7.Перспективно-тематический план работы
III. Организационный раздел
3.1.Организация предметно-развивающей среды для реализации проекта
3.2.Методическое обеспечение. Средства обучения и воспитания.
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях, но их представления об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределенны, не совсем отчетливы и глобальны. Одно из направлений образовательной работы с дошкольниками – познавательное развитие, подразумевающее овладение средствами и способами познания и описания окружающего мира, ознакомление детей с разными сферами действительности, расширение их опыта познавательной активности и самостоятельности.
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей, и прежде всего экспериментирования, способствует изменению характера формируемых представлений, позволяет ребенку занять активную позицию в познании окружающей действительности, проявить инициативу и самостоятельность, став субъектом этого процесса. Дети самостоятельно «открывают» и преобразуют знания, а не получают знания в готовом виде.
Программа «Познай-ка» направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей раннего возраста.
Направленность программы по содержанию: естественно-научная.
Программа разработана на основе программы по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников "Ребёнок в мире поиска"(Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддьяков Н.Н.)
В программе соблюдены положения законодательных и нормативных документов:
- Закона Российской Федерации от 26.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва
Новизна - заключается в её содержании. Это программа деятельности (познавательно-исследовательской), а не программа знаний. Ребенок выступает субъектом собственной активности, проявляя максимальную самостоятельность в "добывании" знаний, их применении и преобразовании путем реализации познавательно-исследовательской деятельности в совокупности ее разновидностей - экспериментирование, моделирование, исследование, проектирование, преобразующая деятельность.
1.1. Актуальность
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Познавая мир, дети делают множество открытий, и экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в экспериментирование постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом.
Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений.
Наблюдение является составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и его результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время осуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
Связь детского эксперимента с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат эксперимента, так как ребёнок точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Связь экспериментирования с формированием математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д.
Экспериментирование связанно с другими видами деятельности – чтение художественной литературы, с музыкой и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Они получают возможность удовлетворить присущую им любознательность и получить ответы на волнующие их вопросы «Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?», почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
1.2.Цели и задачи
Цель программы развитие познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно - исследовательской деятельности.
Задачи:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость , мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость;
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей;
- Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
1.3. Принципы и подходы к реализации
Содержание Программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.
Основные принципы построения и реализации программы:
- научной обоснованности и практической применимости;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.
1.4.Возрастные характеристики детей раннего возраста
Младенчество и ранний возраст. Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Помимо того, что период раннего детства один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие, значительно раньше отмечается кризис трёх лет. Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне – при незрелости психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость). Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключится с одной деятельности на другую, соответственно доминантой становится процесс возбуждения и как следствие - неустойчивое эмоциональное состояние. Взаимосвязь физического и психического развития – это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций организма. Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка (например: ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения: речевые, двигательные, социальные). Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (особенно в раннем возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические различия – уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание). Этому возрасту свойственно удовлетворение ребёнком естественных психофизиологических потребностей: - сенсомоторной потребности; - потребность в эмоциональном контакте; 15 - потребности во взаимодействии и общении с взрослыми: (контактное общение в 2-3 мес.; познавательное общение в 3 -10 мес.; вербально - невербальное в 10 мес.-1,5 года; игровое и деловое общение в 1,5 года - 3 года). Специфичностью проявления нервных процессов у ребенка - это: - легкость выработки условных рефлексов, но при этом, же сложность их изменения; - повышенная эмоциональная возбудимость; - сложность переключения процессов возбуждения и торможения; - повышенная эмоциональная утомляемость. Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается, в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов. На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка в весе составляет 2—2,5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников. Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр. В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность. На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм. Под влиянием общения с взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников. Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.
1.5. Планируемые результаты освоения
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
- О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
- О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
- О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
- О способах исследования объекта.
- О предметном мире.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе диагностирования воспитанников в середине и в конце учебного года. Знания теоретического материала диагностируются путём опроса во время занятий , в ходе режимных моментов и наблюдений. Путём наблюдения за детьми во время занятий и опытов диагностируется интерес к познавательно – экспериментальной деятельности. Через анализ поведения детей на занятиях, при подготовке к опытам, элементарным экспериментам, исследованиям, диагностируется развитие познавательных способностей детей. Постоянно организуется продуктивная деятельность, которая позволяют показать уровень знаний детей, а тем, в свою очередь позволяют, самовыразиться, самоутвердиться в глазах сверстников.
Показатели результативности реализации программы:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- возникновение желания к ведению конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
- рост уровня любознательности, наблюдательности;
- активизация речи детей, пополнение словарного запаса специальными понятиями;
- возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план реализации
Данная программа выступает в качестве вариативной части Основной образовательной Программы дошкольного образования ДОУ.
В работе с детьми используются игры-занятия, которые проводят по подгруппам и индивидуально во второй половине дня по 8-10 минут. В тёплое время года максимальное число игр-занятий происходит на участке во время прогулки. Подгруппа детей составляет не более 4-6 человек.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
2.2. Особенности организации образовательного процесса.
Занятия и образовательные ситуации проводятся по подгруппам.
Возраст воспитанников от 2 до 3,4 лет. Главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.
Используемые методы:
-практические занятия;
-беседы;
-работа с дидактическим материалом;
-активные групповые методы обучения: игры, занятия - соревнования.
Исходя из специфики этой возрастной категории, Программа предусматривает использование следующих принципов обучения:
Доступность
Тема занятия преподносится в простой, доступной для детей этого возраста форме, а также с использованием различного дидактического материала.
Наглядность
Так как у детей данного возраста в обучении ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала.
Индивидуальный подход
Работа с малышами требует большого внимания. Они еще не умеют «работать», не умеют «учиться» целенаправленно, именно по теме занятия. Кроме того, в этом возрасте очень сильно заметна разница в развитии между детьми. Поэтому, целесообразно больше говорить об индивидуальном обучении.
Воспитатель должен каждому уделять внимание, каждому отдельно давать задание, следить за его выполнением.
Индивидуальная работа - это один из самых эффективных способов обучения на данном этапе.
Основное требование в работе с детьми раннего возраста - это организация познавательной среды таким образом, чтобы инициатива исходила от самого ребенка, а взрослый закладывает его интерес в основу для дальнейшего познавательного процесса.
Примерная структура образовательной деятельности по экспериментированию.
- Постановка исследовательской задачи.
- Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнения плана исследования.
- Выбор оборудования и его размещение в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы.
- Анализ и обобщение полученных результатов.
Использование игровых технологий на данном этапе обучения экспериментированию является приоритетным. Именно с помощью игровых персонажей детям предлагаются простейшие проблемные ситуации: «Утонет ли мячик?», «Как спрятать от лисы колечко в воде», « Почему нельзя есть снег?»… Дети осваивают действия по переливанию и пересыпанию различных материалов и веществ, знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, солнечных лучей, льда, снега, стекла. Узнают об источниках света, о том , что если светить на предмет, то появится тень, о том , что разные предметы и животные издают различные звуки. Полученные знания закрепляются во время прогулок. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка. Постановка вопросов, заставляющих ребенка возвращаться к прошлому опыту (к прошлым экспериментам), способствует развитию памяти.
2.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы осуществляется в четырёх основных моделях организации образовательного процесса:
-образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности: предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
-образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
-самостоятельной деятельности детей;
-взаимодействие с семьями детей по реализации программы.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от индивидуальных способностей, эмоционального состояния ребёнка (группы детей).
В работе с детьми раннего возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности. С помощью игр поддерживается у каждого ребёнка бодрое, радостное настроение, появляется ощущение эмоциональной общности с взрослым и детьми, происходит содействие возникновению чувства симпатии к другому ребёнку.
2.4.Интеграция образовательного процесса.
При организации образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному минимуму. Построение образовательного процесса вокруг одной центральной темы даёт большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода - интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.
Основным фактором интеграционного процесса выступает интеграция не только образовательных областей, но и основных видов деятельности детей: познавательно–исследовательской, художественно-творческой, коммуникативной , двигательной. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители. Таким образовательным продуктом могут выступать новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребёнком текст и др. Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими , как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму, цвет и размеры. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
2.5. Взаимодействие с родителями.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей. С этой целью Программой предусмотрен цикл родительских онлайн - собраний, семинаров – практикумов и консультаций по темам, связанным с экспериментированием.
В ходе сотрудничества с родителями предполагается пополнение опытно - экспериментальным оборудованием мини – лаборатории в группе «Ромашка», сбор бросового материала для проведения опытов и экспериментов.
Перспективный план работы с родителями на 2021-2022 учебный год
Сентябрь
Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
Консультация: «Игры с водой и песком. Это интересно!».
Октябрь
Консультация: «Значение экспериментальной деятельности для детей».
Пополнение уголка детского экспериментирования.
Ноябрь
Консультация: «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем».
Декабрь
Изготовление макета аквариума.
Консультация: «Кидаем в воду все подряд!».
Январь
Консультация: «Как играть дома с песком».
Февраль
Семинар-практикум:
Тема: « Опытническая и экспериментаторская деятельность детей младшего дошкольного возраста».
Фотовыставка: «Мы экспериментируем».
Март
Совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку».
Консультация: «Игры с водой и песком. Это интересно!».
Апрель
Изготовление сборника игр для мам и пап «Сыпь песок, лей водичку».
Май
Пополнение уголка детского экспериментирования.
Выпуск альбома «Замки на песке», «Волшебный песок».
2.6. Перспективно-тематическое планирование
Сентябрь
Адаптационный период
Октябрь
1 неделя «Осень в гости к нам пришла»
- «Дождик» (игры с водой)
Материал: таз с водой, сито, стаканчики из-под майонеза, йогурта с дырочками в днище.
- «Листопад»
Материал: осенние листочки разного размера, цвета.
Деятельность: дуем (ветер), падают с деревьев.
- Игры с песком (прогулка).
Материал: совочки, лейки с водой, формочки (свойства мокрого песка).
Воздух – ветер двигает предметы – листопад (срывает с деревьев), по земле передвигает.
Мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигурки, сухой песок рассыпается.
Рассматривание гербария.
Д/и «Большие и маленькие листочки», «Дождик» (с водой).
Игры с песком: «Клад», «Отпечатки», «Я пеку, пеку, пеку…», «Заборчик».
2 неделя «Как у нас на огороде»
- Опыт: «Пробуем на вкус» (овощи)
Материал: реальные чистые овощи, тарелочки (огурец, помидор, сладкий перец, капуста, морковь).
- «Определи по запаху»: огурец, лук, чеснок.
- «Делаем винегрет»
Материал: вареные овощи.
Овощи имеют разный вкус
Разный запах
Их можно кушать
Они полезны
Из них можно готовить блюда – винегрет.
Коллекция запахов (овощи). Д/и «Чудесный мешочек» (муляжи овощей), «Намоем овощи» (почему стали снова сухими?).
Игры с песком: «Посадили в грядку», «Соберем урожай».
3 неделя «Как у нас в саду» (фрукты)
- «Пробуем на вкус» (фрукты).
Материал: настоящие фрукты и ягоды, тарелочки.
- «Узнай по запаху».
Материал: фрукты с ярко выраженным запахом.
- «Собираем яблочки» (игровая деятельность)
- Фрукты бывают сладкие, кислые.
Имеют различные вкусовые запахи (обоняние).
У деток развиваем мелкую моторику рук, действуя как раз теми тремя пальцами, которые будут держать ручку.
Коллекция запахов (фрукты, овощи, специи).
Игры с песком: Д\и «Я пеку, пеку…», «Фрукты из песка» (формочки), «Намоем фрукты» (реальные и муляжи).
4 неделя «Дары осени в лесу» (грибы и ягоды)
- Рассматривание муляжей грибов или на картинках (съедобные, несъедобные). Определение частей, место произрастания.
- Д\и «Чьи детки»
Материал: желуди, каштаны, шишки, ведерки.
- Д\и «Волшебный мешочек» (определи на ощупь: шишки, грибочки, желуди, каштаны).
- «Попробуй на вкус» (клюква, брусника, рябина).
Грибы бывают съедобными и несъедобными.
Шишки растут на елках, соснах; желуди на дубе; каштаны на дереве каштан.
Лесные ягоды имеют различный вкус (сладкие, кислые, горькие)
Д\и: «Коллекция запахов», «Найди грибок» (сухой бассейн), «Собери грибочки», «Помоги ежику собрать грибочки» (прищепки), «Детки на ветке».
Ноябрь
1 неделя «Мой дом»
- «Строим дома из песка».
Материал: мокрый и сухой песок, мелкие игрушки для обыгрывания, формочки, совочки. Предложить построить 2 дома: из сухого и мокрого песка. Сравнить. Сделать вывод.
- Игра «Песочные строители».
Материал: песок, лейка с водой, формочки (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), сказочные герои (из киндер-сюрпризов).
Дом у колобка – круглый, у чебурашки – квадратный.
Вывод: свойства песка – мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигурки. Сухой песок рассыпается.
Развиваем пространственные представления.
Д\и: «Отпечатки», «Песочные строители», «Норки» (дома для животных), «Заборчики» (спрячем зайку от волка в домике за забором), «Строим песочный детский сад».
2 неделя «Наша кукла»
- «Постираем кукле Оле платье».
Материал: кукольная одежда, мыло детское, таз с водой (холодная, теплая).
- «Угостим кукол соком».
Материал: стаканчики с прозрачной водой, гуашь: красного цвета (ягодный сок), оранжевого цвета(апельсиновый сок), жёлтого цвета(лимонный сок) и т. д.
Вывод: свойства воды. Вода может быть холодной, горячей, теплой, прозрачной, мыльной.
Краски растворяются в воде, изменяя цвет воды.
Сухой бассейн «Секретики для кукол»
3 неделя «Наша кукла»
- «Купание кукол Маши и Даши» (девочки чумазые).
Материал: шампунь детский, губки, 2 таза с тёплой водой, мыло, полотенце.
- «Вкусный сок».
Материал: мандарин, 2 марлевые салфетки, 1 ситцевая, стеклянный стакан, 2 блюдца или пластиковых стакана. Ход игры см. приложение.
- «Печём печенье для кукол».
Материал: солёное тесто, скалка, мука, формочки для печенья.
В воде растворяется шампунь, образуется пена (пузыри). Губки впитывают воду.
Цель: познакомить с процессом приготовления сока, развивать наблюдательность, любознательность. Сок можно готовить из овощей и фруктов. Сок «прячется» и в кожуре, и в дольках. Тесто раскатывается, состоит из воды, муки и соли.
Д\и: «Я пеку, пеку, пеку куклам всем по пирогу» (игры с песком). Коллекция запахов. Водяная мельница (вода, песок). Сухой бассейн «Клад».
4 неделя «В гостях у сказки»
- «Печём колобки для бабушки и дедушки» (сказка «Колобок»).
Материал: мука, вода, соль, сахар, большая миска для замешивания теста, 2 доски для раскатывания теста, 2 скалки.
- «Из чего построили в лесу теремок» (сказка «Теремок»).
Материал: «Теремок» деревянный маленький, деревянный детали (кубики, кирпичики, призма), мелкие игрушки - герои сказки, резиновый мячик (сравнение материалов), половина резинового мяча.
- Опыт «Прокати шарик».
Материал: желобок, шарик-колобок по количеству детей.
В воде растворяется соль, сахарный песок. Из муки и воды можно сделать тесто для «колобков».
С помощью обследовательских и экспериментаторских действий познакомить детей со свойствами дерева (твердое, неупругое), резины (упругая, мягкая). Можно построить дом из резины?
Цель: познакомить детей с движениями тела по наклонной и по прямой, развить наблюдательность, смекалку. По прямой катится медленно, а по наклонной плоскости движется с большой скоростью – укатился далеко.
Сухой бассейн «Ищем для курочки Рябы червячков» (шнурочки)
Декабрь
1 неделя «Мы едем, едем, едем …»
транспорт
- «Почему не едет автобус и машина?».
Материал: игрушечный автобус и машина без колес (колеса резиновые, кубики, призмы, кирпичики).
- «Мойка машин»
Материал: 2-3 тазика с теплой водой, шампунь(жидкое мыло), губки большая и маленькая, машины игрушечные большие и маленькие.
Цель: с помощью обследовательских и экспериментаторских действий подвести детей к выводу: для машин и автобуса надо круглые колеса (форма без углов). Колеса лучше из резины (упругость, мягкость).
Вывод: вода льётся, не имеет формы, в ней растворяется мыло, шампунь, вода прозрачная и непрозрачная, мыльная.
Д\и «Ремонт машин», «Мойка машин» (предметы-заместители, «понарошку»).
2 неделя «Мы едем, едем, едем …» транспорт
- «Почему не плывут кораблики» (из бумаги) (свойства воздуха).
Материал: бумажные кораблики, ванночка с водой, вертушка, мельница.
- Отправляемся в полет (свойства бумаги и камней, сравниваем).
Материал: бумага (для самолетиков), камешки различного размера.
Цель: познакомить с природным явлением – ветер. Побуждать детей устанавливать связь между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы:
Ветер дует – кораблик плывет;
Ветер дует – вертушка крутится;
Ветер дует – мельница крутится.
Опытным путем выявить свойства бумаги (лёгкая, мнётся, рвётся, размокает), камней (тяжёлые, твёрдые).
Различные вертушки, мельницы. Рассматривание иллюстраций по теме: «Воздух» (пылесос, мельница, музыкальные инструменты, надувные лодки, игрушки).
Коллекция камней.
Коллекция бумаги.
Д\и «Сложи бусы из камешков»
3 неделя «снежок порхает, кружится» зима
- «Снежинка на ладошке»
Материал: ведерки (маленькие) со снегом, формочки, совочки.
- «Снеговик в гостях у ребят»
Материал: маленький снеговик в ведре.
- «Цветные льдинки» (игрушки)
Материал: формочки из донышек пластиковых бутылок 10-15 шт., вкладыши из-под шоколадных конфет, нитки, стакан с прозрачной водой, разноцветная гуашь.
Выводы: снег белый, холодный, тает в тепле, превращается в воду.
Свойства воды – превращается в лед.
На прогулке: игры со снегом, катание с горы (ледяная), Д\и «Пирожки из снега» (формочки), «Лепим снеговика», «Игра в снежки», «Попади снежком в цель».
4 неделя «Добрый Дедушка Мороз»
- «Подарки для Снегурочки и зайчика»
Материал: игрушки (снегурочки, зайчик), угощение (морковь, конфеты, цветные бусы из льдинок, деревянные бусинки, шнур для нанизывания).
«Куда пропали ледяные бусинки?»
- Игра – опыт: «Поймай льдинку»
Материал: тазик с теплой водой, 10-15 маленьких льдинок, сачок или черпачок, тарелка. «Куда пропали льдинки?»
Свойства льда – превращается в воду в тепле.
В теплой воде льдинки быстро тают, превращаются в воду.
«Открытая площадка» игры со снегом, строительство из мокрого снега (лепится).
Д\и: «Попади в цель снежком», «Лепим угощение из снега», «Строим горку».
Январь
2 неделя «Зайчиха с зайчатами» дикие животные
- «Зайкино угощение»
Материал: 2-3 очищенные морковки, тёрка(пластмассовая), тарелка, сахарный песок, чайные ложки, капуста.
- «Поможем зайке умыться»
Материал: вода теплая, холодная, пластмассовые и резиновые игрушки – зайки, детское мыло, полотенце.
- «Зайкина шубка»
Материал: коллекция тканей и меха, игрушка мягкая (из меха) зайца, картинки с изображением зайца и других лесных животных.
Зайчик любит морковку, она полезная и вкусная, из нее можно сделать салат
(тереть на терке).
Закрепляем свойства воды: прозрачная, теплая, холодная, мыльная, не имеет формы.
У зайки шубка меховая, мягкая, теплая.
Д\и: «Кто что ест», «Найди морковки» (сухой бассейн), «Угостим зайку морковкой» (игры с песком - формочки).
3 неделя «Медведица с медвежонком» дикие животные
- «Угостим медведя медом»
Материал: мёд, стаканчики с кипятком, чайная ложка.
- «Берлога для мишутки»
Материал: песок сухой, лейка с водой, лопатки, 2-3 игрушки-медведя(маленькие из киндер-сюрпризов).
Закрепляем свойства воды: в воде растворяется мед. Мёд сладкий и вода стала сладкой.
Свойства песка: мокрый песок лепится, из него можно лепить, сухой песок рассыпается.
«Угощение для мишки» (сухой бассейн из песка).
«Кто что ест» (муляжи овощей и фруктов)
4 неделя «Лиса с лисятами» дикие животные
- «Бусы для зверей»
Материал: игрушки – заяц, медведь, белочка; угощение – морковь, капуста, мёд, орешки; цветные ледяные бусы; бусы из дерева(шнурок и бусинки).
- «Наловим рыбки для лисички» (игра «Рыбалка», ведерко с водой)
Закрепляем представление о свойствах льда, дерева, кто чем питается.
Развивать координацию, ловкость, внимание, познакомить со свойствами магнита - притягивать металл.
Д\и «Кто что ест» (муляжи, предметы - заместители), «Угощение для лесных зверей» (сухой бассейн, муляжи рыбок, морковки, капусты, ягод).
Февраль
1 неделя «Корова с теленком» Домашние животные
- «Угощение от коровушки Буренки»
Материал: стакан кипяченого молока, одноразовые стаканчики, стакан с кипяченой водой, игрушки (кошка, собачка), маленькие ложки, подкрашенная белой гуашью вода.
- «Угощение для Буренки»
Материал: мука, вода, соль, большая миска, жёлтый пищевой краситель.
Корова дает молоко. Молоко белое, непрозрачное, а вода прозрачная.
Корова любит хлебушек. Тесто для хлеба делают из муки, воды, затем пекут.
Д\и «Кто что ест» (настольная печатная), «Угостим Буренку пирожком», «Сюрпризы» (сухой бассейн).
2 неделя «Собака со щенками» Домашние животные
- «Собачка Жучка»
Материал: ведерко с подкрашенной белой гуашью водой (молоко), ведерко с водой, большая игрушка (собака), несколько маленьких (щенята), большая и маленькая мисочки, мерные ложки.
- «Собачки хотят пить»
- «Намоем щенят»
Материал: тёплая вода, детский шампунь, полотенце, грязные игрушки - щенята.
- «Игрушки для щенят»
Материал: игрушки из бумаги, камешки.
Сравнение молока и воды (молоко и вода льются, не имеют формы, молоко непрозрачное, вода прозрачная).
Собака любит молоко.
Свойства воды.
Свойства бумаги: лёгкая, размокает, рвется. Камень: твердый, тяжелый, разбивается.
Д\и «Кто что ест», «Косточка для Жучки» (сухой бассейн).
3 неделя «Кошка с котятами» Домашние животные
- «Угостим кошечку молочком»
Материал: блюдечко с молоком, чашка, кусок наждачной бумаги, игрушка кошка, ведерко с подкрашенной белой гуашью водой, ложечки, листочки.
- «Угостим кисоньку рыбкой»
Материал: пластмассовые рыбки, удочки (с магнитом), 2 таза с водой, игрушка кошка, ведерки для рыбы.
- «Кошка умывается»
Материал: вата, пилка для ногтей, карандаш.
Цель: опытным путем показать, как кошка лакает (пьет) молоко.
Закрепить представления детей о предметах, которые не тонут в воде (пластмассовые), познакомить со свойствами магнита –притягиваются друг к другу – «поймали рыбку».
Как кошка умывается, что происходит.
Д\и «Рыбалка» (с водой), коллекция тканей и меха, «Я пеку, пеку, пеку…» (угостим киску пирожками, рыбкой- формочки в виде рыбки).
4 неделя «Петушок и другие домашние птицы»
- «Угостим петушка и курочку зернышками».
Материал: 2-3 миски с перемешанными пшеном, бобами, фасолью; пустые тарелочки, ложечки (отделить крупные бобы и фасоль от пшена, чтобы Петушок не подавился).
- «Как гуси плавают?»
Материал: гусиные перья, пух, таз с водой, камешки, игрушки – гуси (обмакивать в таз с водой пух и перья).
- Коллекция перьев утки, гуся, курицы. Действия: рассматриваем, обследуем, потрогаем, мнем, дуем на них.
Развиваем мелкую моторику рук.
У гуся перья не намокают, они легкие.
Перышки легкие, не тонут, а камешки тяжелые – тонут.
Коллекция тканей, меха, пуха, перьев.
Март
1 неделя «Наши любимые»
семья
- «Бусы для мамочки»
Материал: коллекция камешков, ватман (1\4), фотоаппарат для регистрации деятельности.
- «Апельсиновый сок для мамы»
Материал: апельсин, 2 марлевых салфетки, 1 ситцевая салфетка, стеклянный стакан, 2 блюдца, деревянная или пластиковая толкушка.
- «Мамины помощники»
Материал: теплая вода, кукольная посуда, губки, мыло, полотенце.
- «Бусы порвались. Собери бусинки».
Материал: песок, сито, маленькие камешки, совок.
Свойства камней: разные по размеру, по цвету, но одинаковые по твердости, тяжелые.
Процесс приготовления сока, развиваем мелкую моторику, наблюдательность. Сок «прячется» в дольках.
Свойства воды: прозрачная, теплая, в ней растворяется мыло. Воспитывать желание помогать маме.
Д\и «Собери бусы», «Поможем маме намыть посуду», «Постираем носовые платочки», «Угостим папу пирожками» (песок).
2 неделя «Одежда для Маши и Миши»
- «Из чего сошьём Маше платье?»
Материал: коллекция тканей и меха, коллекция бумаги, коллекция камней, формы платьев, вырезанные из бумаги.
- «Постираем одежду Мише»
Материал: вода теплая, холодная, кукольная одежда, мыло детское.
Опытным путем подводим детей к выводы: платье шьют из различных тканей. Ткань мнется, сгибается, рвется с трудом. Из бумаги и камней платье не сшить.
Свойства воды: в воде отстирывается грязь, стираем в мыльной воде, затем полоскаем в чистой воде.
Коллекция тканей, камней, меха. Д\и «Одень куклу на прогулку», «Подбери по цвету» (ткани).
3 неделя «Мебель»
- «Из чего делают мебель?» (стол, стул, кровать, диван)
Материал: картинки с изображением предметов мебели, деревянные детали, камни, бумага. Выберите, из чего сделана мебель на картинке.
- «Поможем няне помыть столы, стульчики»
Материал: теплая вода, мыло, тряпочки, реальная детская мебель.
Вывод: мебель делают из дерева. Бумага рвется, камни очень твердые, деревянные детали крепятся гвоздями.
Мебель из дерева можно мыть водой. Дерево можно покрасить краской. Деревянные предметы твердые, не тонут в воде.
Д\и «Устроим Маше комнату», «Мебель» (лото), «Чудесный мешочек» (что из чего сделано?), «Мебель из песка» (мокрый песок или сухой?)
4 неделя «Посуда»
- «Из чего делают посуду?»
Материал: песок, глина, бумага, посуда из глины. Давайте сделаем чашку из…песка, бумаги, глины. Вылепим чашки из глины, нальем в них воду.
- «Намоем посуду для кукол»
Материал: кукольная посуда, вода теплая, губки, тканевые салфетки.
Опытным путем подводим детей к выводу: посуду делают из глины (песок рассыпается, бумага непрочная, рвется).
Посуду надо мыть, чтобы она была красивая и чистая. Вода смывает грязь с посуды.
Д\и «Чудесный мешочек» (что из чего сделано), «Помоги Маше собрать посуду» (сухой бассейн). Обследование (тактильное), рассматривание посуды из различных материалов (из стекла, металла, пластмассы и т.д.)
Апрель
1 неделя «Топ-топ-наши ножки, хлоп-хлоп- наши ручки»
Части тела
- «Что я знаю о себе», «Отпечатки пальцев»
Материал: помада, бумага, гуашь.
- «Какие мы разные и одинаковые»
Материал: бумага (ватман, обои), фломастеры, карандаши, маркеры.
- «Это я»
Материал: контуры детской фигуры, разнообразные материалы для коллажа, клей, кисточки.
Осознание себя как человека, чувствовать свой организм, тело, свои возможности.
Какие мы? Большие и маленькие. У нас есть глаза, уши, нос, руки и т. д.
Д\и «Собери человечка», «Надо, надо умываться» (режимный момент).
2 неделя «Мои любимые игрушки»
- «Магазин игрушек»
Материал: игрушки из различных материалов: деревянные, резиновые, пластмассовые, меховые, мягкие.
- «Зайкино угощение» (повторение)
Материал: морковь чищеная, терка, тарелка, сахарный песок, чайные ложки.
- «Почему не плывут кораблики»
Материал: бумажные кораблики, ванночка с водой, вертушка, мельница.
Знакомим детей из чего делают игрушки: дерево, мех, ткань, пластмасса.
Зайчик любит грызть морковь, она полезная, можно делать салат.
Свойства воздуха: природное явление – ветер. Ветер дует – кораблик плывет, мельница крутится, вертушка крутится.
Д\и «намоем игрушки» (вода), «Угостим игрушки пирожками» (песок).
3 неделя «Мои любимые игрушки»
- «Постираем кукле Маше наряды»
Материал: кукольная одежда, мыло детское, теплая вода.
- «Угостим медведей вкусным соком»
Материал: мандарины или апельсин, 2 марлевые салфетки, 1 ситцевая салфетка, стеклянный стакан, блюдца, толкушка.
- «Угостим лошадку хлебушком»
Материал: соленое тесто (вмести с детьми замешиваем, потом лепим «хлеб»).
Свойства воды: теплая, мыльная, прозрачная, льется.
Цель: продолжаем знакомство с процессом приготовления сока, развиваем наблюдательность. Сок можно готовить из овощей и фруктов. Он «прячется» в дольках и кожуре.
Из чего делают хлеб, тесто лепится, мягкое.
Д\и «Идем в гости» (дорожки их песка, камней, бумаги), «Дадим лошадке водички» (переливание воды).
4 неделя «травка зеленеет, солнышко блестит»
- «В ожидании весны»
Материал: ваза, лейка с водой, срезанные или собранные веточки деревьев.
- «Огород на окне» (посадка лука)
Материал: баночки с водой, с землей по количеству детей, луковицы, картинки с изображением опыта.
- «Поиграем с солнышком», «Солнечные зайчики»
Материал: в солнечную погоду приготовить бросовый материал и зеркальце.
Показать значение воды в жизни растений.
Дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия.
Дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающийся в зеркале, предметы нагреваются на солнышке.
«Открытая площадка», игры с песком, переливание воды, наблюдения за превращениями.
Май
1 неделя «Воздушные шары»
- «Надувание мыльных пузырей»
Материал: мыльный раствор в емкости, тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце.
- «Летающие шарики»
Материал: воздушные шары (надуть и отпустить «Детство» ОЭД 2013г.)
Цели: научить детей самостоятельно пускать мыльные пузыри, знакомство со свойствами мыльной воды.
Цели: помочь выяснить свойство воздуха в шариках (ЧТО?) – воздух, он выходит из шарика и шарик летит.
Самостоятельные игры с мыльными пузырями.
С воздушными шариками, накаченными гелием.
2 неделя «Мой веселый, звонкий мяч»
- « Тонет - не тонет»
Материал: различные мячи (резиновые, пластмассовые), бросовый материал.
- «Дорожки для мяча»
Материал: маленькие мячи, песок, камни, полоски бумаги.
«По какой дорожке катится мяч?»
- «Почему мяч катится?»
Материал: мячи, кубики, призмы, кирпичики и другие геометрические тела.
Уточняем свойства резины – легкая, мягкая, упругая.
Свойства песка, камня, бумаги, предметов круглой формы (без углов).
Уточняем понятие о круглой форме: нет углов, может катиться.
«Найди мяч» (маленькие), «Тонет – не -тонет», «Коллекция камней, бумаги», Д\и «Подбери колеса для машины», «Испечем колобок» (песок).
3 неделя «одуванчик цветет»
первоцветы
- «Познакомьтесь, одуванчик» I часть
Материал: предметные картинки с изображением одуванчика на разных стадиях развития, полянка с одуванчиками.
- II часть «Одуванчик»
(Наблюдение за II стадией цветения одуванчика см. «Организация ОЭД «Детство»»)
- «Одуванчиков много – они разные и красивые» («Детство» ОЭД 2013г. ).
Цель: познакомить с одуванчиком на разных стадиях развития, жёлтый – белый, вызвать эмоциональный отклик, воспитывать бережное отношение к цветам.
Цель: организовать наблюдение на открытой площадке за различными стадиями развития одуванчика. Вызвать эмоциональный отклик на красоту поляны.
Д \и «Собери одуванчик» (из частей, кубики, разрезные картинки, бросовый материал), «Одуванчики» (рассматривание на прогулке первоцветов: мать- и – мачеха, одуванчик).
4 неделя «В траве сидел кузнечик…»
- «Интересные насекомые» (проводится на открытой площадке)
Материал: картинки с изображением насекомых – мух, пчел, пауков, кузнечиков, лупа.
- «Насекомые»
Материал: картинки с изображением – бабочек, стрекоз, кузнечиков, божьей коровки.
Развиваем внимание и наблюдательность. Познакомить детей с насекомыми: внешний вид, окрас, способ передвижения.
Побудить узнавать насекомых, вызвать интерес к живой природе, активизировать словарь. Обособить слово– насекомые.
Д\и «Найди насекомое», «Угостим Божью коровку пирожком» (игры с песком), П\и «Жуки», самостоятельное наблюдение насекомых в природе (соблюдение правил).
III. Организационный раздел
3.1. Организация предметно – развивающей среды для реализации Программы
Одним из важных условий воспитательно-образовательного процесса является правильная организация предметно-развивающей среды. Предметно-пространственная среда для экспериментирования
Мини – лаборатория в группе «Ромашка»
1. Место для постоянной выставки.
2. Место для приборов.
3. Место для выращивания растений.
4. Место для хранения природного и бросового материалов.
5. Место для проведения опытов.
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды)
Приборы и оборудование мини-лаборатории
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокль, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампа, фонарик, венчик, мыло, щетки, губки, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, терка, бумага, лоскутки ткани, соль, клей, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
Материалы для организации экспериментирования
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.
3.2.Методическое обеспечение. Средства обучения и воспитания.
1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников./Текст/. О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина – М.:ТЦ «Сфера», 2005.
2. Дыбина О.В., Щетинина В.В., Подъякова Н.Н. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
3. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научное направление) старший возрастной кластер Презентация исследовательского проекта "Как узнать сколько дереву лет?"
Экспериментирование – это поиск знаний, получение их при помощи взрослого или самостоятельно. Главная задача детского сада – развить и поддержать в каждом ребёнке интерес к открытиям...
Познавательно - исследовательский проект по естественно — научному направлению для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Воздух- невидимка"
Проблема проекта: • Как можно увидеть воздух?Цель проекта: создать модель обобщающих знаний о воздухе и его свойствах, которая позволит осознать ребенком собственную социально-творческую деятельность ...
Конспект открытого занятия в детской исследовательской мини - лаборатории к Дню Космонавтики "Космическая лаборатория"
Исследования в детской мини - лаборатории проводятся с персонажем из любимого детьми мультфильма "Маша и медведь"Машей - Почемучкой.Маша задаёт детям вопросы, на которые они ищут ответы с по...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 2 до 3 лет «Водичка»
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...
Творческо-исследовательский проект естественно-научной направленности «Шоколад-это радость для ребят?»
Проект естественно-научной направленности,реализованный с детьми подготовительной группы ОНР....
«Наш дом - Земля» проект недели естественно – научной грамотности в МБДОУ «Д/с № 47»
laquo;Наш дом - Земля»проект недели естественно – научной грамотности в МБДОУ «Д/с № 47» г. Ачинск Красноярский крайТворческая группа воспитателей ВКК:...
Коллективный проект по естественно - научному направлению « В науку первые шаги»
Самое сложное в любом деле – это начало. Как начать свой рассказ так, чтоб с самых первых слов погрузить вас в тот чудесный мир загадок, тайн и открытий, что окружает нас. Мы хотим поделиться с вами ...