Коллективный проект по естественно - научному направлению « В науку первые шаги»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kollektivnyy_proekt_po_estestvenno.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллективный проект по естественно - научному
направлению « В науку первые шаги»
Паспорт проекта
Вид проекта - исследовательский, познавательно-творческий, коллективный. Название работы « Физика вокруг нас» Проект краткосрочный. Срок реализации проекта: 01.02.-01.03.2024. Участники проекта: дети старшей группы №12 « Почемучки», родители, воспитатель.
Гипотеза
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании может быть успешным при реализации следующих педагогических условий: Взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учётом направленности детских интересов. Создаётся необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда. Процесс развития исследовательской активности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования. Создаются ситуации обсуждения и взаимного обмена детьми опытом самостоятельного экспериментирования и совместного определения вариантов направления дальнейшего исследовательского поиска. Дошкольники активно вовлекаются в исследовательский поиск решения проблемных ситуаций в детском саду и в семье. Взаимодействие взрослых и детей разворачивается как исследовательское объединение, в котором каждый участник проявляет себя в различных ролях.
Цель проекта Как известно, исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Именно поэтому необходимо:
Расширить знания детей об окружающем мире. Развивать общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные.
Помочь в приобретении детьми необходимых социальных навыков (повышение внимательности друг к другу, руководство установленными нормами), и навыков публичного изложения своих мыслей. Повысить содержание игровой деятельности. Развивать детско – родительские отношения.
Задачи проекта:
Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира; Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов; Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач; Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Актуальность
В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Практика показывает, что в повседневной жизни дети самостоятельно экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Малыши разбирают игрушки, наблюдают за брошенными в воду предметами (тонет - не тонет), нюхают, трогают, даже пробуют языком различные предметы, но ведь это очень опасно. Опасность такой самостоятельности состоит в том, что ребёнок еще не знаком с элементарными правилами безопасности. Эксперимент, который организует педагог, безопасен для ребенка, но, в то же время, знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их применения в собственной жизни. Первоначально, дети экспериментируют в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем нужные материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно-пространственную среду группы для самостоятельного проведения опытов и экспериментов ребенком, если это безопасно для его здоровья. Именно поэтому, в детском саду эксперимент должен отвечать следующим условиям: доступность приборов и правил обращения с ними, безопасность действия приборов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в проведении эксперимента. В ходе экспериментирования ребенку нужно ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать,и что получится в результате. Экспериментальная деятельность всегда вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), повышает познавательную активность и развивает любознательность , активизирует и усиливает восприятие изучаемого материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с правилами жизни в обществе . Практика показывает, что запоминается все надолго и прочно, когда человек это услышал, увидел и сделал сам. Участие в исследованиях и экспериментах дают ребенку - дошкольнику реальную возможность самому ответить на вопросы «как?» и «почему?».
Введение в проблемную ситуацию
Мы начали проводить исследования еще в средней группе. Начали мы с простых наблюдений. Это были такие наблюдения и исследования с водой. Дети узнали многое об обычной воде. Мы пользуемся водой ежедневно, но никогда не задавались вопросами какая она- вода. В ходе исследований дети поняли, что вода прозрачна, не имеет вкуса, запаха, формы. Вместе с тем возникли вопросы, что происходит, если в воду добавить какие-то вещества. В итоге пришли к выводу, что вода приобретает вкус, цвет, запах добавленного вещества и форму того сосуда, в который она налита. Сейчас дети подросли, они стали проявлять инициативу и самостоятельную активность. Многие дети имеют собственное мнение или отношение к той или иной ситуации. Поэтому возникла проблема расширить круг знаний детей именно в области физики. Детям было прочитано много материалов из книги «Удивительная физика». Всех заинтересовало, а смогли бы мы сами провести какие-нибудь опыты у себя в группе. Для этого в группе был создан целый экспериментальный уголок, такая своеобразная лаборатория со всеми необходимыми приспособлениями и материалами.
Методы и формы работы
дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; наблюдения; эвристические беседы – постановка и решение вопросов проблемного характера; метод анализа, метод игрового моделирования, опыты и эксперименты; случайные эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;
плановые эксперименты (заранее запланированные); эксперименты, как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка), фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
Предполагаемые результаты
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Предварительная работа:
Экспериментирование в группе (получение новых цветов и оттенков, путем смешивания красок; скручивание в трубочку узких полосок бумаги с помощью карандаша; определение материалов, обладающих наибольшими впитывающими свойствами (вытирание лужи – бумагой, ватой, тканью, губкой); выявление способности магнита – притягивать некоторые предметы) ;
Обсуждение правил проведения в группе, во время эксперимента.
I этап – предварительный :
Начали с изучения литературы. Прочитали много материала о почве, о воде, о живой и неживой природе, о звездах. В ходе изучения материала уточнила знания детей, их интересы и желания к проведению опытов и экспериментов. Родителям был представлен план проведения экспериментальной деятельности с целью выявления их интересов к деятельности детей. Затем начали готовить материал, предварительно составив список, что и для какого опыта нужно.
II этап – основной:
Совместную деятельность с детьми в детской лаборатории организуем два раза в неделю. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Результаты опытов фиксируются с детьми в журнале исследований разными способами: схематическое зарисовывание; использование условных знаков; фотографирование; запись рассказа ребенка воспитателем; запись наблюдений детьми воспитателем.
III этап – заключительный:
Подведение итогов работы по проекту. После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Взрослому не следует торопиться с ответом, необходимо дать возможность детям найти его самостоятельно. Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно пытается найти ответы на интересующие его вопросы. Проанализировав результаты деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения, как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Оценка результатов и отчетность
Метод проектирования позволил изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения. Использование метода проекта в образовательном процессе дошкольного учреждения помогает ребенку научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. У детей возрос интерес к исследованиям, они уже намечают план дальнейших опытов, это говорит о том, что дети хотят сами искать и сами находить решения вопросов. В перспективе я планирую продолжить работу в данном направлении. Опираясь на всё вышесказанное, я считаю проектный метод – это вид деятельности, позволяющий целенаправленно развивать познавательные и творческие способности детей, самостоятельность, ответственность ребёнка перед сверстниками и взрослыми, возможность высказать и обосновать своё мнение.
Приложения Самое сложное в любом деле – это начало. Как начать свой рассказ так, чтоб с самых первых слов погрузить вас в тот чудесный мир загадок, тайн и открытий, что окружает нас. Мы хотим поделиться с вами теми ощущениями, что наполняют нас и приглашаем вас в путешествие в нашу волшебную страну –физику. И начнем с того, что составляет основу нашей биологической жизни - с обычной необычной воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый конкурс естественно-научного направления "В науку первые шаги". Проект "Растения-живые существа"
Все о живом мире...
Родительский клуб " В науку первые шаги. Химия в детском шагу"
Конечно, это не секрет.На все вопросы мы ответВ курсе химии найдем,Учебник лишь перелистнем!Сегодня знает стар и млад,Что нитраты – это яд,А жизнь поддерживает в нас,Кислород, бесцветный газ.Куд...
Исследовательский проект "В науку первые шаги"
Участие в конкурсе естественно-научного направления "В науку первые шаги" в номинации "Все о живом мире". Проект на тему:"Альбиносы"Ссылка на видео: https://youtu.be...
Исследовательский проект "В науку первые шаги"
Участие в конкурсе естественно-научного направления "В науку первые шаги" в номинации "Все о живом мире". Проект на тему:"Альбиносы"Ссылка на видео: https://www.yout...
В науку первые шаги "Всё об окружающем мире"
Проект по окружающему миру в средней группе...
ГбОУ Школа№1748 Открытый конкурс детских проектов естественно-научного направления в науку первые шаги "Элементарная химия для малышей" Проект подготовительной группы ГБОУ Школа№830 " Крепыш" "Мыло ручной работы".
В наше сложное время, когда защита от инфекций является преоритетом, мы с детьим решили попробывать сварить мыло в группе, Но для начало мы изучили очень длинную историю появления мыла,узнали чт...
Проект « В науку первые шаги» путем исследований и экспериментирования
Как известно, исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Именно поэт...