Картотека игр с экологическим содержанием.
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)

Сафронова Ирина Евгеньевна

Здесь Вы найдете подвижнае, настольно-печатные, словесные, предметные игры с экологическим содержание для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

 ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

1.Подвижные игры с экологическим содержанием для детей подготовительной группы.

«Совушка»

Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.

Ход игры:

 Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.

«Лягушки и цапля»

Цель: учить детей подпрыгивать на месте из глубокого приседа, прыгать через верёвку расположенную на высоте 15см, разными способами: двумя ногами, одной, с разбега, стараясь, чтобы цапля не поймала. Развивать ловкость, быстроту движений.

Ход игры:

В середине площадки обозначают болото, вбивают колышки высотой -15см. на них вешают верёвку с грузинками так, чтобы она не провисала. В стороне от болота цапля. Лягушки прыгают в болоте, ловят комаров. По сигналу «Цапля!» -она перешагивает через верёвку и начинает ловить лягушек. Они могут выскакивать из болота любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега. Пойманные лягушки идут в гнездо цапли.

Перешагнувший через верёвку считается пойманным, можно только перепрыгивать.

Усложнение: ввести вторую цаплю, поднять верёвку на высоту – 20см.

                «Перелёт птиц»

Цель: учить детей бегать свободно по залу, имитируя полёт птиц, запрыгивать на кубы, скамейки, без помощи рук, спрыгивать, приземляясь на носки, полусогнутые ноги. Учить детей действовать по сигналу.

Ход игры:

На одном конце зала находятся дети – они птицы. На другом конце зала – пособия, на которые можно залезть – это деревья.

По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - дети, махая руками, как крыльями разбегаются по всему залу, на следующий сигнал: «Буря!» - дети бегут к возвышениям и прячутся там. Когда воспитатель произнесёт: «Буря прекратилась!» дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу (птицы продолжают свой полёт). Во время игры воспитатель в обязательном порядке осуществляет страховку детей.

«Охотники и звери»

Цель: учить детей бросать маленький мяч, стараясь попасть в зверей, выполнять имитационные движения, изображая лесных зверей. Развивать ловкость, глазомер.

Ход игры:

Дети образуют круг, взявшись за руки. Рассчитываются на первый второй делятся на охотников и зверей. Охотники остаются на своих местах в кругу, а звери выходят в середину круга. Охотники перебрасывают друг другу мяч и стараются попасть им в ноги убегающих и увёртывающихся зверей. Тот, кого заденет мяч, считается подстреленным выходит из круга. Затем игроки ме6няются ролями.

«Медвежата»

Цель: учить детей ходить на высоких четвереньках, наперегонки. Развивать мышцы спины, ног, ловкость.

Ход игры:

Дети стоят на линии старта в парах по сигналу дети ползут на высоких четвереньках до линии финиша.

Дети парами соревнуются в быстрой ходьбе на высоких четвереньках – по-медвежьи.

Усложнение: Ползти  через лужайку с перелезая через бревно.

2. Настольно-печатные игры с экологическим содержанием для детей подготовительной группы.

Лото «Растения, животные»

Цель: игра знакомит с животным и растительным миром нашей планеты, расширяет кругозор, учит выделять общий признак предметов и группировать по признаку. ЛОТО позволяет моделировать множество различных игровых ситуаций. В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика руки.

Игра «Кто, что любит?»

Цель: формировать представление детей о хищных животных и травоядных. Закреплять знания детей через перфокарты.

Ход игры: воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображением моделей особенностей питания животных. Дети должны провести карандашом стрелку от животного к его еде.

Игра «Чьи части тела?»

Цель: развивать у детей умение систематизировать животных по следу. Закреплять умение детей пользоваться перфокартами.

Ход игры: воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображением на левой стороне дикие животные, на правой стороне части тела этих животных. Дети должны провести карандашом стрелку от животного к его части тела.

Игра «Кто что любит?»

Цель: формировать представление у детей о корме диких животных. Закреплять знания детей через перфокарты.

Ход игры: воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображение на левой стороне дикие животные, на правой стороне корм диких животных. Дети должны провести карандашом стрелку от животного к его корму.

Игра «Чьи следы?»

Цель: развивать у детей умение систематизировать животных по их следам. Закреплять умение детей пользоваться перфокартами.

Ход игры: воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображением на левой стороне диких животных, на правой стороне их следы. Дети должны провести карандашом стрелку от животного к его следу.

3.Словестные игры с экологическим содержанием для детей подготовительной группы.

«Метель»

Ход игры:

Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

Закружила метель, словно чудо-карусель, 
Все дорожки замела. Нам в подарок принесла...

И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.

«Репка»

Ход игры:

Задаётся объект. Воспитатель предлагает "потянуть репку" Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта. Например: икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за головастика, лягушка за лягушонка, тянем потянем... вытащили репку.

Если всё названо правильно, то взрослый объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка "остаётся" на грядке.

"Мир вокруг нас"

Материал: глобус, графическая "модель мира" - круг, разделенный на две цветные части (белую и голубую), предметные картинки (до 20 шт.).

Ход игры: детям представляется глобус, выясняется, что по форме планета круглая, по цвету - многоцветная, по составляющим - много всего, по размеру - огромная. Далее воспитатель на столе располагает "модель мира" и предметные картинки, объясняет детям, что голубая часть - природный мир, белая - рукотворный.

Дети должны распределить картинки в кругу. Например: цветок - в голубую часть, это природа. Автомобиль - в белую, это рукотворный мир. Если дети легко справляются с заданием, то проводится игра "Все в мире перепуталось": дети закрывают глаза, воспитатель перемешивает картинки по секторам (п) и (р). Дети открывают глаза и исправляют ошибки, давая обоснование.

"Я знаю"

Материал: мяч.

Ход игры: подбрасывают мяч и говорят "Я знаю пять названий птиц, зверей и т.д. Произносят 5 названий птиц, зверей, растений или других объектов природы.

Второй вариант: воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы -"Звери". Ребёнок ловит мяч и называет пять зверей и пр.

«Рыбы - птицы – звери»

Материал: мяч.

Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово "птица". Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие, например, "воробей".

4. Предметные игры с экологическим содержанием для детей подготовительной группы.

«Вырастим яблоки»

Цель: учить свободно и правильно использовать знания о способах и последовательности работ в саду. Воспитывать уважение к садоводам, бережное отношение к результатам их труда.

Игровые задания: «вырастить» яблоки.

Правила игры: приступать к каждому виду работ своевременно. Дополнять друг друга, не повторяясь.

Материал: румяные крупные яблоки. Сюжетные картинки примерно такого содержания: садоводы сажают саженцы яблонь в заранее приготовленные ямки; белят стволы яблонь в саду; собирают яблоки и грузят на машины; обрезают ветви; цветущий сад. Ловушки для вредителей. Фишки в виде яблок. Над нижним бортиком доски нарисуйте клетки (по числу картинок).

Ход игры:

Дети рассматривают и нюхают яблоки. Им не терпится полакомиться ими. Но ... их угостят, если они захотят стать садоводами.

Раздайте сюжетные картинки (по одной на двух детей). Внимательно рассмотрев их, дети решают, когда они должны включиться в общий рассказ.

Что прежде всего делает садовод? Возможно, дети поднимут несколько картинок. Пусть сообща решат, какую работу в саду надо начинать первой. Выбранную картинку выставляют на первой клетке доски. Желающие могут рассказать об этой работе, но при условии, что каждый сообщит что- то новое, не повторяя другого. За всякое новое сообщение дается фишка. Потом дети выбирают следующую картинку. Не влияйте на их выбор даже в том случае, если нарушается последовательность садовых работ. Но картинку поставьте на место в ряду, оставляя клетку для картинки, изображающей предшествующий этап работы в саду. Это послужит детям сигналом о том, что выбор ошибочен, и побудит их найти картинку, которая должна заполнить пустую клетку.

Когда картинка займет свое место, начинайте коллективный разговор о ней, как описано выше. Иногда приходится самому воспитателю начинать рассказ: «Посадил садовник яблоневый сад...», а дети продолжают.

Уместно привести стихи-загадку: Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня... (весна)

Наконец урожай выращен и собран, дары садов прибыли к детям. Настало время угостить их яблоками. Но сначала загадки: Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, А откусишь — сладко, (яблоко)

Я румяную матрешку от подруг не оторву, Подожду, пока матрешка упадет сама в траву, (яблоко)

Потом вместе с детьми вспомните, сколько труда стоит вырастить эти сочные вкусные плоды.

Определяя самые интересные сообщения детей по ходу игры, награждайте их фишками. Выигрывает набравший наибольшее количество фишек.

При повторении игры используйте другие картинки, придумайте новые ситуации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр экологического содержания ( для средней группы)

Картотека дидактических игр экологического содержания для детей средней группы. Содержит игры настольно-печатные, словесные, игры с предметами, игры-экспериментирования....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ для старших дошкольников

Дидактические игры данной картотеки можно использовать в режимных моментах, на определённых занятиях, во время прогулок....

Картотека дидактических игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста

Цель экологической игры – формирование знаний об окружающей среде. Дидактические игры по экологии помогают дошкольникам узнать больше о природе, привить бережное отношение к ней.в дошкольном воз...

«Картотека игр с экологическим содержанием в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Экологические игры могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют навыки...

«Картотека игр с экологическим содержанием в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Экологические игры могут быть использованы в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют ...