Творческо-познавательный проект "Что такое календарь"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Систематизация знаний о временных представлениях детей подготовительной к школе группы, формирование представления о необратимости времени, цикличности времен года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochnyy_proekt_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Сказка»
Проект
творческо-познавательный
с детьми подготовительной к школе группе
«Что такое календарь»
Воспитатель:
Акимова Ольга Брониславовна
ГО Протвино, 2021г.
Краткосрочный проект в подготовительной группе
«Что такое календарь»
Тип проекта:
познавательно – творческий, краткосрочный.
Участники проекта:
воспитатель, родители, дети подготовительной группы.
Сроки проекта:
с 1 по 17 декабря 2021 года.
Актуальность:
Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений.
Осознавание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, т.к. зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов.
Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям.
Также важно отметить, что «знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные (их можно отнести ко второй категории трудности для дошкольников по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой).
Овладение знаниями о календарных временных эталонах предполагает:
1) освоение ребенком умений измерять время, пользуясь общепринятыми приборами измерения времени;
2) овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности;
3) осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов.
Так, большинство детей группы к началу учебного года усвоило названия дней недели, их количество и последовательность. Но понятие «год», следование месяцев один за другим дети путали, не знали количество дней в месяце, дату своего рождения, текущее число дня. Поэтому требовалась систематическая работа по усвоению календаря, которая требовала ежедневного внимания к его использованию и способствовала формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый).
Цель:
Способствовать формированию временных представлений.
Задачи:
1. Познакомить детей с особенностью календаря, названиями месяцев года и их последовательностью.
2. Сформировать представления о необратимости времени, цикличности времен года.
3. Развивать умения детей оперировать условными знаками (символами).
4. Развивать творческие способности детей.
Предполагаемый результат:
Систематизация знаний о временных категориях, развитие символической
функции мышления, умения придумывать символы или знаки событий и мест.
Работа по проекту с детьми
I. Подготовительный этап (1 – 2 декабря):
1. Мини-выставка в группе «Такие разные календари»;
2. Подбор детской литературы с временной тематикой;
3. Изготовление схемы-символа месяца;
4. Работа с календарем природы;
II. Основной этап (3 – 14 декабря): реализации проекта.
- Беседа «Почему год называют «круглым?»
- Беседа «Открываем календарь – начинается январь».
- Беседа «Мой день рождения или в каком месяце я родился?»
4. Чтение художественной литературы.
5. Проведение дидактических игр.
III. Заключительный этап (15 -17 декабря)
- Оформление творческой выставки «Времена года и календарь»
- Презентация проекта «Что такое календарь»
17 декабря
Викторина «Времена года». Просмотр мультфильма «12 месяцев».
Перспективный план:
1 декабря
Беседа «Что такое календарь». Ознакомление детей с историей
возникновения календаря, его видах, способах планирования деятельности.
Чтение стихов: «О временах года», «Хоровод месяцев», «Неделя», «Что такое
сутки?»
2 декабря
Подбор детской литературы с временной тематикой.
3 декабря
Беседа «Почему год называют «круглым?». Ознакомление детей с тем, что
планета Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.
6 декабря
Беседа «Открываем календарь – начинается январь».
НОД по ИЗО «Времена года» коллективная работа. Слушание музыки
П. И. Чайковский «Времена года». Закрепление названий дней недели,
месяцев и их последовательности.
7 декабря
НОД по ФЭМП «Мой день рождения или в каком месяце я родился?»
Чтение худ. лит: С. Михалков «Открываем календарь». Закрепление названий
дней недели, месяцев и их последовательности.
8 декабря
НОД по развитию речи «Календарь». Загадки, в которых спрятались единицы
времени.
9 -16 декабря
Подготовка работ и оформление выставки на тему «Времена года и
календарь».
Пятница (17 декабря)
Викторина «Времена года». Просмотр мультфильма «12 месяцев».
Работа с родителями по проекту: Консультация для родителей «Это
интересно! Происхождение названий дней недели и месяцев».
Литература:
4. Усова А. П. Обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца. — 3-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1981.
3. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М. : Просвещение, 1984.
2. Новикова В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М. : Мозаика-Синтез.
1. Рихтерман Т. Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»
Выступление на педсовете, посвященному познавательно-исследовательской деятельности детей, ее влиянию на развитие творческих способностей в продуктивной, речевой и конструктивной деятельности....
Исследовательско-творческий, познавательно-речевой проект "Птицы нашего двора"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3335268","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"90","width":"152"}}]]Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаютс...
презентация "Что такое календарь"
презентация...
Презентация для детей старшей группы на тему:"Что такое календарь?"
Презентация предназначена для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с понятием"календарь"...
Презентация для детей старшей группы на тему:"Что такое календарь?"
Презентация предназначена для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с понятием"календарь"...
Новогодний проект «Что такое новый год?» для старших дошкольников 5-6 лет Тип проекта: творческо – познавательный, групповой, долгосрочный.(декабрь 2021г)
Проект о Новом Годе, главных героях – Деде Морозе и Снегурочке, новогодних выставках и праздниках. Проект может быть необходим в работе воспитателей при обобщении темы про Новый Год. В данном пр...
Что такое календарь? презентация к занятию по ФЭМП. Фин.грамотность.
Что такое календарь? презентация к занятию по ФЭМП. Фин.грамотность....