Творческо-познавательный проект "Что такое календарь"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Акимова Ольга Брониславовна

Систематизация знаний о временных представлениях детей подготовительной к школе группы, формирование представления о необратимости времени, цикличности времен года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Сказка»

Проект

творческо-познавательный  

с детьми подготовительной к школе группе

«Что такое календарь»

                                                             Воспитатель:

Акимова Ольга Брониславовна

ГО Протвино, 2021г.


Краткосрочный проект в подготовительной группе

«Что такое календарь»

Тип проекта:

познавательно – творческий, краткосрочный.

Участники проекта:

 воспитатель, родители, дети подготовительной группы.

Сроки проекта:

с 1 по 17 декабря 2021 года.

Актуальность:

Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений.

Осознавание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, т.к. зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов.

Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям.

Также важно отметить, что «знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные (их можно отнести ко второй категории трудности для дошкольников по классификации знаний для дошкольников А. П. Усовой).

Овладение знаниями о календарных временных эталонах предполагает:

1) освоение ребенком умений измерять время, пользуясь общепринятыми приборами измерения времени;

2) овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности;

3) осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов.

Так, большинство детей группы к началу учебного года усвоило названия дней недели, их количество и последовательность. Но понятие «год», следование месяцев один за другим дети путали, не знали количество дней в месяце, дату своего рождения, текущее число дня. Поэтому требовалась систематическая работа по усвоению календаря, которая требовала ежедневного внимания к его использованию и способствовала формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый).

Цель:

 Способствовать формированию временных представлений.

Задачи:

1. Познакомить детей с особенностью календаря, названиями месяцев года и их последовательностью.

2. Сформировать представления о необратимости времени, цикличности времен года.

3. Развивать умения детей оперировать условными знаками (символами).

4. Развивать творческие способности детей.

Предполагаемый результат:

Систематизация знаний о временных категориях, развитие символической  

 функции мышления, умения придумывать символы или знаки событий и мест.

Работа по проекту с детьми

I. Подготовительный этап (1 – 2 декабря):

          1. Мини-выставка в группе «Такие разные календари»;

          2. Подбор детской литературы с временной тематикой;

          3. Изготовление схемы-символа месяца;

          4. Работа с календарем природы;  

II. Основной этап (3 – 14 декабря): реализации проекта.

  1. Беседа «Почему год называют «круглым?»
  2. Беседа «Открываем календарь – начинается январь».
  3. Беседа «Мой день рождения или в каком месяце я родился?»

              4. Чтение художественной литературы.

              5. Проведение дидактических игр.

III. Заключительный этап  (15 -17 декабря)

  1. Оформление творческой выставки «Времена года и календарь»
  2. Презентация проекта «Что такое календарь»

17 декабря

Викторина «Времена года». Просмотр мультфильма «12 месяцев».  

Перспективный план:

1 декабря

 Беседа «Что такое календарь». Ознакомление детей с историей  

 возникновения календаря, его видах, способах планирования деятельности.    

 Чтение стихов: «О временах года», «Хоровод месяцев», «Неделя», «Что такое  

 сутки?»

2 декабря

Подбор детской литературы с временной тематикой.

3 декабря

Беседа «Почему год называют «круглым?». Ознакомление детей с тем, что    

 планета Земля вращается вокруг своей оси и  вокруг Солнца.

6 декабря

Беседа «Открываем календарь – начинается январь».

НОД по ИЗО «Времена года» коллективная работа. Слушание музыки

П. И. Чайковский «Времена года». Закрепление названий дней недели,  

месяцев и их последовательности.

7 декабря

 НОД по ФЭМП «Мой день рождения или в каком месяце я родился?»

Чтение худ. лит: С. Михалков «Открываем календарь». Закрепление названий  

дней недели, месяцев и их последовательности.

8 декабря

НОД по развитию речи «Календарь». Загадки, в которых спрятались единицы  

времени.

9 -16 декабря

Подготовка работ и оформление выставки на тему «Времена года и    

 календарь».

Пятница (17 декабря)

 Викторина «Времена года». Просмотр мультфильма «12 месяцев».

 Работа с родителями по проекту: Консультация для родителей  «Это  

   интересно! Происхождение названий дней недели и месяцев».

Литература:

4. Усова А. П. Обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца. — 3-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1981.

3. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М. : Просвещение, 1984.

2. Новикова В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М. : Мозаика-Синтез.

1. Рихтерман Т. Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»

Выступление на педсовете, посвященному познавательно-исследовательской деятельности детей, ее влиянию на развитие творческих способностей  в продуктивной, речевой и конструктивной деятельности....

Исследовательско-творческий, познавательно-речевой проект "Птицы нашего двора"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3335268","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"90","width":"152"}}]]Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаютс...

Презентация для детей старшей группы на тему:"Что такое календарь?"

Презентация предназначена для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с понятием"календарь"...

Презентация для детей старшей группы на тему:"Что такое календарь?"

Презентация предназначена для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с понятием"календарь"...

Новогодний проект «Что такое новый год?» для старших дошкольников 5-6 лет Тип проекта: творческо – познавательный, групповой, долгосрочный.(декабрь 2021г)

Проект о Новом Годе, главных героях – Деде Морозе и Снегурочке, новогодних выставках и праздниках. Проект может быть необходим в работе воспитателей при обобщении темы про Новый Год. В данном пр...

Что такое календарь? презентация к занятию по ФЭМП. Фин.грамотность.

Что такое календарь? презентация к занятию по ФЭМП. Фин.грамотность....