ОД "Наша родина - Россия"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шульженко Наталья Васильевна

Занятие по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: "Моя родина - Россия"

Выполнила воспитатель 1 кв. категории МДОАУ ДС «Тополёк» г. Ясный : Шульженко Н.В

 

Цель: Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России; формировать уважительное отношение к государственным символам; воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Материалы: презентация (изображения гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия).

Предварительная работа:

  • беседы о российской символике;
  • чтение и заучивание наизусть стихотворений о Родине;
  • рассматривание иллюстраций городов и рек России.

Ход занятия:

Дети входят в зал и садятся на стульчики.                                                                                                                                  Воспитатель: Ребята послушайте песню !( Звучит песня «Широка страна моя родная»).                                                    Воспитатель: Ребята, о чём песня ?                                                                                                                     (о нашей большой стране , её просторах, о нашей Родине,…)

Воспитатель показывает глобус и обращает на него внимание детей.

Воспитатель:

  • Ребята, посмотрите, что я вам принесла!
  • Что это? (глобус)
  • А что такое глобус? (глобус - макет Земли; глобус - уменьшенное изображение земного шара)
  • А что можно увидеть на глобусе? (на глобусе хорошо видно, как расположены страны, города, материки, океаны, моря и их размеры).

Дети рассматривают глобус.

Воспитатель:

  • Да, действительно, на планете много разных стран.
  • А вы знаете, как называется самая большая страна? (Россия) Покажите её на глобусе.
  • Правильно, Россия. А, что это за страна? (страна, в которой мы живём; наша Родина; наша родная страна)
  • А что такое Родина?

Стихотворение (рассказывает наизусть ребёнок):

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем!

(Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем; Родина у каждого человека одна)

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети: Нет земли краше, чем Родина наша.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Кто за Родину горой - тот истинный герой!

Одна у человека мать - одна и Родина.

Родина любимая, что мать родимая.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Жить- Родине служить.

Воспитатель: Чему учат нас эти пословицы?

Дети: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов.

Воспитатель: Да, Россия великая, могучая держава. Про неё можно сказать много красивых слов. Давайте и мы назовем эти слова.

Игра: «Передай сердечко» (дети передают сердечко и называют по одному прилагательному к слову Родина. Например, милая, красивая, любимая, родная, единственная, сильная, могучая, чудесная, дорогая, хорошая).

Воспитатель:

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России)

 

- Если долго, долго, долго

В самолете нам лететь,

Если долго, долго, долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда…

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы.

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна!

  • Вот как много места занимает территория России (показ на карте) Когда в одной части нашей страны идёт снег, на другой – припекает солнышко. Чтобы пересечь всю Россию с запада на восток, понадобится очень много времени - несколько дней.

Покажите Москву на карте России.

Стихотворение (рассказывает ребёнок):

Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя!

- Ребята, а вы знаете, что каждой страной обязательно кто-то управляет? Кто управляет страной? (президент) Чем занимается президент? (управляет страной, издаёт законы, по которым живёт страна, решает политические вопросы и др.)

Вы знаете кто является президентом России? (В.В. Путин)

Воспитатель показывает портрет В.В. Путина

Воспитатель: Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные символы. Что это за символы?

Дети: Это герб, флаг и гимн.

Воспитатель: 

Ребята, давайте сейчас рассмотрим гербы разных стран и найдём наш Российский герб.

 

Дети подходят к стене с изображением герба и встают полукругом.

Герб - это отличительный знак нашего государства.

Где мы сможем увидеть изображение герба?

Дети: Мы можем увидеть герб: на флагах, монетах, печатях, кораблях, документах...

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?

Дети: На гербе изображены: Двуглавый орёл золотого цвета на темнокрасном щите.

Воспитатель: А почему изображен орёл, а не другая птица?

Дети: Орёл - это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко, видит всё вокруг.

Воспитатель: Скажите ребята, а почему у орла две головы?

Дети: Орёл смотрит во все стороны, а значит он не пропустит ни одного врага.

Воспитатель: Что у орла на голове и в лапах?

Дети: На голове у орла золотая корона, в правой лапе орёл сжимает скипетр, а в левой - державу. Это символы царской власти.

Воспитатель: На что похожи крылья орла?

Дети: Крылья похожи на солнце.

Воспитатель: А солнце - это символ добра и справедливости.

Что расположено на груди у орла?

Дети: На груди у орла изображён Георгий Победоносец на коне, убивающий змея.

Воспитатель: Георгий Победоносец издавна почитается на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества. Змей - символ зла.

А мы знаем из сказок, добро всегда побеждает зло. Так и наш герб символизирует победу добра над злом!

Воспитатель: Ребята, Я предлагаю вам показать герб России. Разойдитесь по всему залу, встаньте так, чтоб не мешать друг другу.

 

Динамическая игра«Герб России»

Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил,                            поднять руки в стороны
Держит скипетр, державу,                         поочерёдно сжать в кулак пр. л. руки
Он Россию сохранил                                 

На груди орла – щит красный,                  нарисовать руками круг

Дорог всем: тебе и мне       приложить руки к груди          

Скачет юноша прекрасный                        шаг на месте, высоким подниманием
На серебряном коне.

Развевается плащ синий,                            плавные покачивания рук вправо     
И копьё в руке блестит.                              сжать руки в кулак      
Побеждает всадник сильный,                    поставить руки на пояс
Злой дракон у ног лежит                            показать руками

Подтверждает герб старинный 
Независимость страны.
Для народов всей России 
Наши символы важны.                               поднять руки вверх

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте поговорим еще об одном символе нашей России - флаге.

 

Дети показывают изображение Российского флага.

Воспитатель: Какие цвета присутствуют на флаге России?

Дети: На флаге России присутствуют цвета: белый, синий, красный.

Воспитатель: Люди придают большое значение цветам флага. Какая полоса на флаге первая (наверху)?

Дети: Белая полоса.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам белая полоса флага?

Дети: Она напоминает нам белоствольные берёзы, русскую белоснежную зиму, лёгкие белые облака, белые ромашки.

Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под белой?

Дети: Синяя полоса.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам синяя полоса флага?

Дети: Она напоминает нам синее небо, синее море, озёра.

Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под синей?

Дети: Красная полоса.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам красная полоса флага?

Дети: Она напоминает нам огонь, солнце, тепло, радость.

Воспитатель: Белый цвет - это мир и чистота. Синий - небо и верность. Красный - огонь и отвага.

Воспитатель: Ребята садитесь, пожалуйста, на свои места. Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Что это за песня?

Дети: Это гимн России.

Воспитатель: Правильно, ребята! Гимн страны - это тоже государственный символ. А что такое гимн?

Дети: Гимн России - самая главная торжественная песня страны. Он исполняется в особенно торжественных случаях. Под звуки гимна самым выдающимся людям страны - артистам, спортсменам, учёным - вручают награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности.

Воспитатель: Гимн России очень красивый и величавый. А как надо слушать государственный гимн?

Дети: Гимн нужно слушать стоя, мужчины должны снимать головной убор, нельзя разговаривать.

Воспитатель: Граждане каждой страны гордятся своим гимном, проявляют уважение к своей стране, давайте сейчас послушаем гимн России.

Звучит аудиозапись гимна.

Дети слушают стоя.

Дети садятся.

Молодцы. У нас с вами две Родины: большая Родина -Россия, малая Родина-место, где мы родились, где живем. Как называется город, в котором мы живём?   ( город Ясный)               Я предлагаю вам отправится на экскурсию по нашему городу, узнать  и назвать места нашего города.                                                                                                                                             

Сейчас у нас экскурсия по родному городу, где мы родились и выросли. (используется  экран, показывается презентация и дети рассказывают о городе).                                      Презентация с фото города.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня много говорили о России, о нашем городе, о символах. Мне хочется, что бы вы всегда оставались дружными, добрыми и весёлыми. Но самое главное, вы должны беречь свою Родину.

Воспитатель: Ребята, а как мы должны беречь свой дом - свою Родину?

Дети: Не мусорить на улице, не ломать деревья, дружить с ребятами...

Воспитатель: Правильно ребята, вы ещё очень малы, но даже сейчас можете много сделать для того, чтобы наша Родина стала ещё краше.

Детский сад - это тоже большая дружная семья. Какие сюда ходят люди?

Дети: Сюда ходят дружные, весёлые, трудолюбивые люди и дети.

 

Воспитатель: Давайте сделаем коллаж нашей малой родины из фотографий, открыток, и ваших рисунков о городе. (дети делают коллаж)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: "Моя родина - Россия"

Выполнила воспитатель 1 кв. категории МДОАУ ДС «Тополёк» г. Ясный : Шульженко Н.В

Цель: Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России; формировать уважительное отношение к государственным символам; воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Материалы: презентация (изображения гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия).

Предварительная работа:

  • беседы о российской символике;
  • чтение и заучивание наизусть стихотворений о Родине;
  • рассматривание иллюстраций городов и рек России.

Ход занятия:

Дети входят в зал и садятся на стульчики.                                                                                                                                  Воспитатель: Ребята послушайте песню !( Звучит песня «Широка страна моя родная»).                                                    Воспитатель: Ребята, о чём песня ?                                                                                                                     (о нашей большой стране , её просторах, о нашей Родине,…)

Воспитатель показывает глобус и обращает на него внимание детей.

Воспитатель:

  • Ребята, посмотрите, что я вам принесла!
  • Что это? (глобус)
  • А что такое глобус? (глобус - макет Земли; глобус - уменьшенное изображение земного шара)
  • А что можно увидеть на глобусе? (на глобусе хорошо видно, как расположены страны, города, материки, океаны, моря и их размеры).

Дети рассматривают глобус.

Воспитатель:

  • Да, действительно, на планете много разных стран.
  • А вы знаете, как называется самая большая страна? (Россия) Покажите её на глобусе.
  • Правильно, Россия. А, что это за страна? (страна, в которой мы живём; наша Родина; наша родная страна)
  • А что такое Родина?

Стихотворение (рассказывает наизусть ребёнок):

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем!

(Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем; Родина у каждого человека одна)

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил народ о Родине. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети: Нет земли краше, чем Родина наша.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Кто за Родину горой - тот истинный герой!

Одна у человека мать - одна и Родина.

Родина любимая, что мать родимая.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Жить- Родине служить.

Воспитатель: Чему учат нас эти пословицы?

Дети: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов.

Воспитатель: Да, Россия великая, могучая держава. Про неё можно сказать много красивых слов. Давайте и мы назовем эти слова.

Игра: «Передай сердечко» (дети передают сердечко и называют по одному прилагательному к слову Родина. Например, милая, красивая, любимая, родная, единственная, сильная, могучая, чудесная, дорогая, хорошая).

Воспитатель:

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России)

- Если долго, долго, долго

В самолете нам лететь,

Если долго, долго, долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда…

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы.

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна!

  • Вот как много места занимает территория России (показ на карте) Когда в одной части нашей страны идёт снег, на другой – припекает солнышко. Чтобы пересечь всю Россию с запада на восток, понадобится очень много времени - несколько дней.

Покажите Москву на карте России.

Стихотворение (рассказывает ребёнок):

Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя!

- Ребята, а вы знаете, что каждой страной обязательно кто-то управляет? Кто управляет страной? (президент) Чем занимается президент? (управляет страной, издаёт законы, по которым живёт страна, решает политические вопросы и др.)

Вы знаете кто является президентом России? (В.В. Путин)

Воспитатель показывает портрет В.В. Путина

Воспитатель: Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные символы. Что это за символы?

Дети: Это герб, флаг и гимн.

Воспитатель: 

Ребята, давайте сейчас рассмотрим гербы разных стран и найдём наш Российский герб.

Дети подходят к стене с изображением герба и встают полукругом.

Герб - это отличительный знак нашего государства.

Где мы сможем увидеть изображение герба?

Дети: Мы можем увидеть герб: на флагах, монетах, печатях, кораблях, документах...

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?

Дети: На гербе изображены: Двуглавый орёл золотого цвета на темнокрасном щите.

Воспитатель: А почему изображен орёл, а не другая птица?

Дети: Орёл - это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко, видит всё вокруг.

Воспитатель: Скажите ребята, а почему у орла две головы?

Дети: Орёл смотрит во все стороны, а значит он не пропустит ни одного врага.

Воспитатель: Что у орла на голове и в лапах?

Дети: На голове у орла золотая корона, в правой лапе орёл сжимает скипетр, а в левой - державу. Это символы царской власти.

Воспитатель: На что похожи крылья орла?

Дети: Крылья похожи на солнце.

Воспитатель: А солнце - это символ добра и справедливости.

Что расположено на груди у орла?

Дети: На груди у орла изображён Георгий Победоносец на коне, убивающий змея.

Воспитатель: Георгий Победоносец издавна почитается на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества. Змей - символ зла.

А мы знаем из сказок, добро всегда побеждает зло. Так и наш герб символизирует победу добра над злом!

Воспитатель: Ребята, Я предлагаю вам показать герб России. Разойдитесь по всему залу, встаньте так, чтоб не мешать друг другу.

Динамическая игра«Герб России»

Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил,                            поднять руки в стороны
Держит скипетр, державу,                         поочерёдно сжать в кулак пр. л. руки
Он Россию сохранил                                 

На груди орла – щит красный,                  нарисовать руками круг

Дорог всем: тебе и мне       приложить руки к груди          

Скачет юноша прекрасный                        шаг на месте, высоким подниманием
На серебряном коне.

Развевается плащ синий,                            плавные покачивания рук вправо     
И копьё в руке блестит.                              сжать руки в кулак      
Побеждает всадник сильный,                    поставить руки на пояс
Злой дракон у ног лежит                            показать руками

Подтверждает герб старинный 
Независимость страны.
Для народов всей России 
Наши символы важны.                               поднять руки вверх

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте поговорим еще об одном символе нашей России - флаге.

Дети показывают изображение Российского флага.

Воспитатель: Какие цвета присутствуют на флаге России?

Дети: На флаге России присутствуют цвета: белый, синий, красный.

Воспитатель: Люди придают большое значение цветам флага. Какая полоса на флаге первая (наверху)?

Дети: Белая полоса.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам белая полоса флага?

Дети: Она напоминает нам белоствольные берёзы, русскую белоснежную зиму, лёгкие белые облака, белые ромашки.

Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под белой?

Дети: Синяя полоса.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам синяя полоса флага?

Дети: Она напоминает нам синее небо, синее море, озёра.

Воспитатель: Какая полоса на флаге находится под синей?

Дети: Красная полоса.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём напоминает нам красная полоса флага?

Дети: Она напоминает нам огонь, солнце, тепло, радость.

Воспитатель: Белый цвет - это мир и чистота. Синий - небо и верность. Красный - огонь и отвага.

Воспитатель: Ребята садитесь, пожалуйста, на свои места. Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Что это за песня?

Дети: Это гимн России.

Воспитатель: Правильно, ребята! Гимн страны - это тоже государственный символ. А что такое гимн?

Дети: Гимн России - самая главная торжественная песня страны. Он исполняется в особенно торжественных случаях. Под звуки гимна самым выдающимся людям страны - артистам, спортсменам, учёным - вручают награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности.

Воспитатель: Гимн России очень красивый и величавый. А как надо слушать государственный гимн?

Дети: Гимн нужно слушать стоя, мужчины должны снимать головной убор, нельзя разговаривать.

Воспитатель: Граждане каждой страны гордятся своим гимном, проявляют уважение к своей стране, давайте сейчас послушаем гимн России.

Звучит аудиозапись гимна.

Дети слушают стоя.

Дети садятся.

Молодцы. У нас с вами две Родины: большая Родина -Россия, малая Родина-место, где мы родились, где живем. Как называется город, в котором мы живём?   ( город Ясный)               Я предлагаю вам отправится на экскурсию по нашему городу, узнать  и назвать места нашего города.                                                                                                                                            

Сейчас у нас экскурсия по родному городу, где мы родились и выросли. (используется  экран, показывается презентация и дети рассказывают о городе).                                      Презентация с фото города.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня много говорили о России, о нашем городе, о символах. Мне хочется, что бы вы всегда оставались дружными, добрыми и весёлыми. Но самое главное, вы должны беречь свою Родину.

Воспитатель: Ребята, а как мы должны беречь свой дом - свою Родину?

Дети: Не мусорить на улице, не ломать деревья, дружить с ребятами...

Воспитатель: Правильно ребята, вы ещё очень малы, но даже сейчас можете много сделать для того, чтобы наша Родина стала ещё краше.

Детский сад - это тоже большая дружная семья. Какие сюда ходят люди?

Дети: Сюда ходят дружные, весёлые, трудолюбивые люди и дети.

Воспитатель: Давайте сделаем коллаж нашей малой родины из фотографий, открыток, и ваших рисунков о городе. (дети делают коллаж)

Воспитатель: - Молодцы, хорошо потрудились. Я для вас приготовила маленькие сердечки, это наша любовь к малой родины. Предлагаю каждому взять сердечко и сказать лишь одно слово, за что мы любим свой город Ясный.

сердечки, свою любовь возьмите с собой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАША РОДИНА – РОССИЯ Музыкально-тематическое занятие для старших дошкольников, посвящённое Дню России

Цели: Целью данного занятия является Воспитание у детей патриотических чувств: любовь к Родине,  Отечеству, уважение к культурному наследию своего народа,Расширение исторических знаний о главных ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» ( тема «Наша Родина – Россия»)

Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия ро...

Сценарий тематического досуга к Дню России на тему:"Родина - Россия".

Тематический досуг направлен на воспитание у детей чувства патриотизма, чувства любви к людям других национальностей, доброго отношение к родной стране, уважения к её культуре, истории, традициям. Раз...

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "

Конспект "Наша Родина - Россия"  и презентация к викторине  "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...