"казанский собор"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Технологическая карта к занятию по Петербурговедению в подготовительной группе "Казанский собор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazanskiy_sobor.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности.
Образовательная область | Познавательное развитие | ||||||||
Дата | 26.02.2021 | ||||||||
Возраст | 6-7 лет | ||||||||
Тема | Казанский собор | ||||||||
Цель | Ознакомление и закрепление знаний у детей о достопримечательности родного города и истории Казанского собора. | ||||||||
Задачи (максимум 5 задач) | Обучающие • Углублять и уточнять знания детей о достопримечательностях родного города; • Познакомить детей с внешним видом и внутренним устройством собора. | Развивающие • Развивать стремление как можно больше знать о прошлом и настоящем родного города; • Развивать эстетическое восприятие. | Воспитательные • Воспитывать доброе отношение к окружающим людям. • Воспитывать любовь к родному городу. • Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию | ||||||
Формирование предпосылок УУД
| Познавательные
| Регулятивные
| Коммуникативные
| Личностные
| |||||
ТСО Презентация «Казанский собор» | Демонстрационный материал Иллюстрации и фотографии с изображением Казанского собора. | Раздаточный материал Листы, силуэты Казанского собора, карандаши. | |||||||
Методы и приемы | Методы | Приемы | |||||||
Наглядные | Демонстрация наглядных пособий | Показ образца. | |||||||
Словесные | Рассказ педагога Беседа. Чтение художественной литературы | вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); пояснение; педагогическая оценка; беседа (по ходу просмотра презентации) . | |||||||
Игровые | Дидактическая игра | выполнение воспитателем игровых действий; создание игровой ситуации. | |||||||
Практические | Моделирование |
Этапы / продолжительность | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Планируемый результат |
Вводная часть. Мотивационно – побудительный 1 мин. | Активизировать внимание детей, используя игру «Пожалуйста». Правила игры: Водящий просит игроков выполнять разные движения - поднять руки вверх, попрыгать, присесть. Но игроки выполняют команду, только если водящий произносит слово "пожалуйста". Если водящий не называет вежливое слово, то движение выполнять не надо. | Дети играют в игру. | Привлечение направленного внимания. |
Проблемная ситуация 2 мин | Ребята, мы с вами отправляемся на прогулку по нашему городу. Кто мне скажет, в каком городе мы с вами живем? Слайд 2 Сейчас мы оказались на главном проспекте Санкт – Петербурга, правда я совсем забыла, как он называется, кто мне напомнит? Слайд 3 Шагаем мы с вами по Невскому проспекту и внимательно смотрим по сторонам, красивые здания по обеим сторонам нас окружают. Вот мы приблизились к одному великому памятнику архитектуры (показ демонстрационного материала). Кто знает, какое название носит этот памятник архитектуры? Слайд 4 | Ответ детей: Санкт – Петербург. Ответ детей: Невский проспект. Ответ детей: Казанский собор. | Внутренняя мотивация на деятельность |
Основная часть. Восприятие и усвоение нового или расширение имеющихся представлений 15 мин | Сегодня я расскажу вам историю Казанского собора. Построен он на Невском проспекте двести лет назад, тогда, когда еще не было ни вас, ни ваших мам и даже бабушек с дедушками. Там, где сейчас расположен Казанский собор, в начале XVIII века была деревянная церковь Казанской Божией Матери. Многоярусная колокольня (высотой 58 метров) стала заметным украшением Невского проспекта. 2 июля 1737 года сюда перенесли икону Казанской Божией Матери. По хранимой здесь иконе его в народе стали именовать «Казанским». Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора, храм официально стал называться Казанским собором. К концу XVIII века здание Казанского собора обветшало, перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного Невского проспекта. Во второй половине XVIII века император Павел I, путешествуя по Европе, приехал в Россию в восхищении от величия и красоты собора Святого Петра в Риме. Слайд 5 Государь пожелал, чтобы такой же храм построили в Петербурге, и объявил конкурс на проект собора, который заменит обветшавшую церковь Рождества Богородицы. Здесь хранилась икона Казанской Божьей Матери – главная реликвия страны. Слайд 6 Проект молодого талантливого архитектора Андрея Никифоровича Воронихина, отвечающий требованиям императора, получил одобрение царя. Слайд 7 Строить храм решили на участке у Невского проспекта, вытянутого с запада на восток, что осложняло планы архитектора: к парадному проспекту оказался обращенным боковой фасад собора. Проблему Воронихин решил гениально. К боковому фасаду зодчий пристроил величественную полукруглую колоннаду, зрительно превратив боковой фасад в главный. А 96 колонн, поставленных в 4 ряда, напоминали о соборе Святого Петра в Ватикане, чего и желал Павел I. Слайд 8 На церемонии закладки Казанского собора Павел I уже не присутствовал в виду того что был убит в марте 1801 года. 27 августа в закладке участвовал новый император — Александр I. Строили храм 10 лет. В сентябре 1811 года митрополит Амвросий освятил новый Казанский собор. Казанский собор напоминает резиденцию папы Римского, от которой отличается величавостью, великолепием, необыкновенной красотой и самобытностью. Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал, внутренний вид соответствует роскошному внешнему облику. Слайд 10 Колоннада украшает собор не только снаружи, но и внутри. 56 колонн из розового финского гранита с золочеными капителями, выстроенные в 4 ряда, делят пространство собора на 3 коридора-нефа. Казанский собор стал самым высоким храмом начала XIX века. Его высота достигает 71,5 метра. Судьбу собора изменила Отечественная война 1812 года. После войны 1812 года в храме хранились военные трофеи: 107 французских знамен и военных штандартов, 97 ключей от взятых городов и крепостей, личный жезл маршала Даву, войска которого разбили под Вязьмой в день Чудотворной иконы Божьей Матери 22 октября 1812 года. Потерявший жезл Даву сам едва не попал в плен. 13 июня 1813 года в соборе был похоронен фельдмаршал М.И. Кутузов. Слайд 11 В 1837 году рядом с собором открыты памятники русским полководцам: фельдмаршалу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли, военному министру Российской империи. Полководцев отлили в полный рост с плащами на плечах. Кутузов подает сигнал войскам к наступлению, Барклай-де-Толли стоит в ожидании. Слайд 12 С 1870 года при соборе действовало благотворительное общество, которое содержало школу-приют, бесплатную столовую, богадельню, дома с дешевыми квартирами и дачами для бедных детей. В соборе работала воскресная школа для взрослых, выходила собственная газета. В годы Первой мировой войны здесь собирали теплые вещи для отправки на фронт, ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом. В январе 1932 года собор закрыли, устроив здесь музей истории. Чудотворную икону перенесли во Владимирский собор. В марте 1998 г собор освятили, начав регулярные богослужения. Возобновлена традиция крестного хода в честь святого покровителя Северной столицы князя Александра Невского, проходящего ежегодно 12 сентября от Казанского собора по Невскому проспекту до Александро-Невской лавры. Людей собирается столько, что молебен проводится на помосте перед Чудотворным образом на площади у Казанского собора. В 1900 году перед Казанским собором разбили сквер, поставив завершающий штрих к облику. Слайд 13 И верующие, и туристы, войдя в храм, ощущают спокойствие и умиротворение, заботы и тревоги остаются за порогом храма. Люди уверены, что святые стены собора, впитавшие за долгие годы энергетику искренних, идущих из сердца молитв, помогают в этом. | Слушают рассказ воспитателя, смотрят презентацию. | Знакомство с новым материалом. |
Динамическая пауза 3 мин | Физкультминутка. Разминая поясницу, Мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.) Чтобы стать ещё умнее, Мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.) Раз-два-три-четыре-пять, Ноги надо нам размять. (Приседания.) Напоследок, всем известно, Как всегда, ходьба на месте. (Ходьба на месте.) От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.) | Дети выполняют движения в соответствии с текстом. | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости |
Практическая часть 10 мин | Предлагаю вам изобразить Казанский собор на листах бумаги. Вам надо вспомнить, какие памятники находятся около собора, поместить их на свои места, нарисовать сквер перед собором. | Выполняют работу самостоятельно. | Развитие творческих способностей, ориентировка в пространстве. |
Гимнастика для глаз 1 мин. | «Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза) «Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки) «Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами) «Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз) «Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка) | Выполняют гимнастику. | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости глаз. |
Заключительная часть. Рефлексия 1 мин | - Я предлагаю вам сказать пару слов о том, что вы сегодня узнали и что вам понравилось! - Сегодня мы с вами более подробно узнали о Казанском соборе, достопримечательности нашего города. - Я всех вас благодарю за внимание и за старание. Наше занятие подошло к концу. | Отвечают на вопросы воспитателя. | Осознание себя участником образовательного процесса. Обмен впечатлениями от работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД «Собор Покрова Богородицы. Собор Василия Блаженного».
Цель: познакомить детей с архитектурным памятником – Собором Василия Блаженного.Задачи: расширять представления детей о Российских архитектурных строениях, известных на весь мир; дать знания о истории...
Казанский собор
Презентация к занятию по петербурговедению...
«На Невском, где все восхищает наш взор, стоит грандиозный Казанский собор»
Чудесный и красивый город Санкт - Петербург, с которым несомненно нужно знакомить юных петербуржцев. Сегодняшняя остановка - Казанский собор....
Знакомьтесь, Казанский собор!
Знакомство детей с Казанским собором в городе Санкт - Петербурге....
Методическая разработка Мастер класс для воспитанников старшей группы по изготовлению макета Казанского собора
Методическая разработкаМастер класс для воспитанников старшей группы по изготовлению макета Казанского собораСоставитель Воспитатель Ускова Д.Н. Цель: ознакомление и закрепление знани...
Презентация : Казанский собор
Презентация : Казанский собор Дата проведения:18.05.2023...
Изучение прекрасного собора Санкт-Петербурга- Исаакиевского собора
Ребята старшей группы, сегодня узнали что, 8 июля (н. ст.) 1819 года принято считать днем рождения Исаакиевского собора, крупнейшего православного храма Санкт-Петербурга. Исаакиевский собор сегодня пр...