Насекомые
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
1. Расширить и закрепить знания детей о многообразии мира насекомых, их среде обитания, познакомить со строением тела насекомых.
2. Развивать и обогащать речь детей, активизировать словарь по данной теме.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал. Фигурки насекомых; мяч; кукла Петрушка; книга “Насекомые” магнитный конструктор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_okr.miru_starshaya_gruppa.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по окружающему миру в старшей группе «Насекомые»
Программное содержание.
1. Расширить и закрепить знания детей о многообразии мира насекомых, их среде обитания, познакомить со строением тела насекомых.
2. Развивать и обогащать речь детей, активизировать словарь по данной теме.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал. Фигурки насекомых; мяч; кукла Петрушка; книга “Насекомые” магнитный конструктор.
Ход занятия
1. Вступительная часть занятия
- Сегодня мы окунёмся в удивительный мир… Я хочу загадать вам загадки, ответив на которые, вы сможете сами сказать о ком пойдёт речь.
Загадки.
У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим
Подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка)
Побежали по дорожке
Чьи — то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я
Под поклажей … . (Муравьи)
На цветке сидит цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные,
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
«Да ведь это …»(Бабочка)
В зелёных мундирах
В траве на лугах
Живут музыканты
На длинных ногах. (Кузнечики)
Насекомое — в почёте,
Целый день она в полёте,
Опыляет все цветы,
Чтоб медку отведал ты. (Пчела)
Он пищит, когда летит!
А укус его зудит.
С хоботком, хотя не слон.
Кто, скажи, дружочек, он?(Комар)
В воде родится,
А воды боится.
(Стрекоза)
Может в яблоко залезть,
А потом его же съесть:
Все, что вкусно, выедает
И обратно выползает.
(Гусеница)
Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится,
целый день летает,
Всем надоедает?
- Как назвать их одним словом?
- Верно, насекомые. Так вот. Сегодня мы будем говорить об этих удивительных существах. Это – наши соседи, которые живут везде.
На нашей планете живут два миллиона видов насекомых, более чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе – везде. Есть насекомые большие (бабочки, жуки) и маленькие. Самый главный орган чувств у насекомых – усы. Они очень разнообразные. У комара-звонца они мохнатые, у мухи усики короткие и со вздутиями, словно пилочка, усы у жука-щелкуна, как гребеночка. И все это предназначено для определенной цели.
Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара, длинный хоботок. Комар-кусака своим хоботком прокалывает кожу слона.
Насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков.
Крылья у летающих насекомых очень крепкие. Тонкий и нудный писк летающего комара – это пение крыльев, работающих с огромной быстротой.
МУРАВЬИ живут не только в муравейниках, но и в стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов. Муравьиная куча – это лишь верхняя часть муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Человеку муравьи – друзья: они спасают лес. Там, где как сторожевые башни высятся муравейники, лес здоровый, чистый. Муравей при укусе выделяет кислоту (муравьиную, которая сильно обжигает.
ПЧЕЛЫ – труженики. Одна пчела посещает за рабочий день до 7 тысяч цветков. У пчелы свои способы общения: особым танцем-кружением – пчела-разведчица сообщает о том, где можно собрать много пыльцы. Определенный смысл имеет у пчел и жужжание. Над его разгадкой сейчас работают ученые. Укус пчелы очень болезнен. Пчелиные продукты – воск, мед, прополис, пчелиный яд – это лекарства от болезней.
- Ребятки, посмотрите кто к нам пришёл. (Петрушка.)
- А что у тебя в руках, Петрушка?
-Вы же знаете, ребята, что я люблю всё интересное и необычное. Вот я нашёл книгу и очки. И знаете, когда наденешь очки, все картинки оживают. Даже страшно становится.
- Что же это за книга такая?
- Ребята, о ком эта книга?
-О насекомых.
- Давайте рассмотрим их. А ты, Петрушка, слушай и запоминай!
- Назовите части тела насекомых.
-Голова, грудь брюшко. На голове есть глаза, усики, хоботок. К груди относятся лапки и крылышки.
- Почему насекомые часто имеют необычную или яркую окраску? Она их защищает, отпугивает врагов.
- Как ещё защищаются насекомые?
-Бегством, притворяются мёртвыми, маскируется под части растений, выделяют неприятные запахи, атакуют, могут даже шипеть – некоторые тараканы.
г) Чем питаются насекомые.
- Насекомые питаются растениями древесиной, цветочным нектаром, грибами.
- Остатками еды. Есть кровососы. И даже такие, которые поедают других насекомых.
д) Хищные насекомые.
- А как называют таких насекомых? (Хищные.)
- Кто к ним относится? (Богомолы, кузнечики, саранча, божьи коровки, жужелицы, осы, стрекозы.)
Игра «Кто, где живет?»
Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых, другие – картинки с изображением насекомых. По сигналу: «В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».
Физминутка
Бабочка летала, Медленный бег на носочках,
Над цветком порхала. руки делают взмахи вверх-
вниз.
Села, посидела Присесть, покачать головой
И нектар поела. вниз – вверх.
Два своих больших крыла Встать опустить и
Опустила, подняла. поднять выпрямленные
руки.
Полетела дальше, Медленный бег на
Чтобы мир был краше. носочках, руки делают
взмахи вверх-вниз.
г) Польза и вред от насекомых.
- Какую пользу приносят насекомые? А вред?
Польза: - людям: пчёлы дают мёд;
- лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых; пчёлы, бабочки опыляют растения;
- животным и птицам: муравьи, комары, мухи, бабочки служат кормом для них.
Вред: - людям: мухи, тараканы, комары больно кусают и разносят опасные болезни;
- лесу : жуки-короеды повреждают кору деревьев, а гусеницы объедают листья растений;
- животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.
4. Упражнение «Насекомые над лугом»
Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым.
Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека. ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит - Указателные пальцы выставляют
Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают,
делают ритмичные выбросы рук
попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера - машут ладошками.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого
И веселый мотылек, загибают один пальчик.
Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и
Как фонарики глаза. подносят к глазам
Пожужжали, полетали, - машут мадошками.
От усталости упали. - роняют ладони на стол.
6. Работа с магнитным конструктором.
- Давайте составим из геометрических фигур стрекозу. (Работа в парах.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"
Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...
Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».
Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....
Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"
Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...
Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу
Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...
Непосредственно образовательная деятельность в старшей логопедической группе №1 По образовательной области «Познание» (экологическое развитие)«Путешествие в страну насекомых» Лексическая тема «Насекомые».
очень насыщнный матриал по экологии...
«Насекомые. Подготовка насекомых к зиме» электронные календарные планы на неделю
Календарное тематическое планирование...