Конспект познавательного занятия (посиделки) в подготовительной группе «Профессия Астроном»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия (посиделки) в подготовительной группе «Профессия Астроном»
(Ознакомление с окружающим)
Автор: Прусова Ирина Васильевна (использовала за основу программный материал Н.М. Крыловой «Детский сад – Дом радости», подготовительная группа, Октябрь, часть вторая).
Организация: Структурное подразделение МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова «Детский сад №259»
Населенный пункт: Алтайский край, город Барнаул
Цель: Формирование знаний детей о профессии Астроном.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить знания детей о профессиях, их значении и взаимосвязях друг с другом;
- закрепить знания детей о космосе, звездах, созвездиях, планетах;
- вызвать интерес к науке астрономии.
Развивающие:
- активизировать словарный запас по теме «Космос, Профессии»;
- развивать восприятие, внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- способствовать формированию коммуникативных навыков, чувства гордости успехами нашей Родины в области освоения космоса астрономами.
Материалы и оборудование: герой Незнайка, иллюстрации: астроном, строение телескопа. Солнечная система, первый астроном, первый телескоп, Полярная звезда, Большая и Малая медведица (созвездии), галактика; воздушный шар с пятнами, макет солнечной системы, макет звезд на каждого ребенка (для дальнейшего соединения их в созвездия).
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций;
- чтение книги «Незнайка на луне» Н.Н. Носов; Энциклопедия для детей «Космос», Издательство АСТ. С целью интересного и увлекательного знакомства с космосом.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Вводная часть.
Воспитатель зовет всех детей на ковер.
Воспитатель: Ребята, подходите все ко мне, Незнайка что-то говорит, а я не могу услышать. Незнайка, подожди немного, сейчас все дети подойдут и ты повторишь.
Дети собрались на ковре.
Незнайка: Я знаю все профессии, все, все, все…
Воспитатель: Ребята, послушаем Незнайку? (Да)
Незнайка: Летчик, кондитер и воспитатель – больше профессий нет, да они и не нужны. Летчик перевезет в другой город, кондитер напечет вкусных булочек, воспитатель, чтобы детей воспитывать. Все, больше нет профессий!
Воспитатель: А теперь, я очень прошу, назвать какие профессии вы знаете, ребята? (Дети называют)
Воспитатель Незнайке: Незнайка, ребята говорят, что профессий очень много, садись на стульчик и послушай нас.
Дети садятся на стульчики по краю ковра.
2. Основная часть.
Воспитатель: На свете профессий хороших не счесть. Есть сталевары, строители есть. Вы много назвали. А есть такая профессия – АСТРОНОМ. Слышали? Скажите вместе – астроном. Астрономы себя называют, делая ударение на первом «о». Скажите как они. (астрОномы, показ изображения). Это у них такой свой профессиональный язык. В древние времена, давным-давно, астрономов называли звездочетами.
Воспитатель: Так как вы думаете, а может, и знаете, ЧЕМ занимается астроном? (Звезды считает, планеты изучает, смотрит, какая луна, какие пятна на солнце, когда затмение бывает). Правильно, астрономы наблюдают Землю, другие планеты и звезды. А, какие же результаты труда у людей этой профессии? (Узнают, когда будет затмение, находят новые звезды и дают и названия…) Кому же нужно это знание, полученное астрономом о затмении, о звездах? Ситуации в жизни бывают разные, вот, если заблудишься в лесу, как найти дорогу? (По компасу). Ну, а если компаса нет, забыла дома, а день солнечный, как узнать? (По солнцу). Да, если в лес заходила, я, например, справа, то возвращаться нужно так, чтобы солнце было слева. А, если ночью заблудился? (Можно узнать дорогу по звездам на ночном небе). А, знаете по каким звездам можно узнать? (Нет, забыли). Надо знать, где какая звезда на небе. Если я буду знать, где какая звезда на небе расположена, то у меня будет путеводная звезда, я на нее и пойду… А вы знаете, хоть одно название такой ПУТЕВОДНОЙ звезды? «Полярная», «Большая медведица» и «Малая медведица» (показ созвездий) - это созвездия звезд, расположенных всегда одинаково. А кто же меня научит эти звезды узнавать? Но для начала, помните правила разговора? Если вызвала отвечать кого-то одного, все желающие ответить, руки опускают и внимательно слушают товарища, чтобы… А зачем ТАК надо поступать в подготовительной группе на занятии? Как вы думаете? (Я думаю… Я считаю…). Как хорошо и точно сказали Маша и Вика. Я согласна с ними, что таким поведением мы выразим уважение к суждению другого и узнаем, как он думает, сравним со своим ответом, который хотел высказать, и решим, не нужно ли будет сказать по-другому, улучшить ответ. Будьте внимательны, тогда все смогут высказаться так, чтобы было понятно всем. Кто хочет выйти к доске, и попытаться объяснить, как нам запомнить расположение этих созвездий? (Кто поднял руку выходит к доске). Сначала нужно найти на небе созвездие Малой медведицы, похожее на маленький ковш, и от крайней звезды, так называемой ручки ковша – это и есть Полярная звезда, провести перпендикулярную прямую вниз, и она точно расположится на крайней звезде созвездия Большая медведица, на завершающей звезде этого созвездия. А чтобы, мы с вами запомнили это, каждый попробовал, я приготовила для вас вот такие макеты звездного неба, со звездами, где звезды расположены в хаотичном порядке, а вы что сделаете? (Соединим нужные звезды и получим созвездия Большой и Малой медведицы и найдем Полярную звезду). А теперь можете еще раз подойти и посмотреть на созвездия Малой и Большой медведицы, найти Полярную звезду, а только после этого взять каждый по одному макету, карандаши, взять свой стул и пройдите за столы, соедините звезды так, чтобы и мама с папой догадались, что вы изобразили. Названия не забудете? А дома можете своим дорогим мамам и папам задать задание, смогут ли они найти Полярную звезду на небе, а завтра мне расскажите. Проходите за столы. (Дети сели за столы, выполняют задание). Ну что, получилось? Вот видите, какие вы молодцы. Макеты оставьте за столами, а мы с вами со стульчиками пройдем и сядем по краю ковра.
Ребята, но это не единственные созвездия, которые мы можем увидеть, их очень и очень много. Эти огромные звездные системы называются галактиками (показ изображения). Галактики отдаляются друг от друга, а это значит, что вселенная продолжает расширяться. Давайте посмотрим, как это происходит.
Опыт. У меня воздушный шарик с пятнами. Я надуваю шарик, а пятна на нем отдаляются друг от друга. Вот так расширяется наша вселенная, поэтому мы можем наблюдать такое большое количество созвездий. Астрономам, наверное, сложно ночью наблюдать за ночным небом и находить там новые созвездия. Зрение у них должно быть лучше, чем у всех нас. А для этого…
Воспитатель: У каждой профессии есть свое специальное оборудование, специальные приборы, повара что используют? А продавцы-кассиры? А доктора? Так и у астрономов для изучения Вселенной есть специальное оборудование. Кто знает как оно называется? (Телескоп). (Показ телескопа современного). Так выглядит телескоп нашего времени, какой он? Удобен ли он будет в пользовании? А раньше, давным-давно, первый телескоп выглядел так, посмотрите на изображение. (Показ изображения первого телескопа). Отличается он? Первым астрономом был Галелео Галилей, он самостоятельно построил свой первый телескоп, вот как заинтересовали его звезды. Спасибо ему, что открыл для всех нас Астрономию.
Спины стараемся держать ровно. Сегодня вы назвали много профессий и их результаты. Уточним еще разок. Кому нужен результат труда водителей транспорта? (Людям, которым нужно привезти грузы или тем кому надо ехать). Кому нужен результат поваров? (Людям, которые хотят вкусно покушать). А может ли быть результат труда – ЗНАНИЯ? (Да, ученые, учителя, которые передают знания другим, воспитатели…). А может ли ЗНАНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ пригодиться людям другой профессии? Как вы думаете? (Я думаю…если затрудняются с ответом, то я помогаю, «Я воспитатель, а для чего мне знания математики? Я, ведь, не математик», далее размышление детей).
Ну, а теперь, вы, может быть докажите, что в труде астронома есть результат, и он кому-то и даже очень нужен? (Я думаю, что астрономы наблюдали звезды, дали им названия и составили карту. Люди узнали названия, местоположения, где они находятся на небе). Кому же нужны эти знания? (Я думаю, что эти знания нужны тем, кто путешествует). Разве только тем, кто путешествует?! А летчик на самолете перевозит пассажиров, разве ему дорогу знать не надо? (Надо… А то вместо одного города залетит в другой город). Да, астроном вычисляет таблицу, по которой летчики и моряки находят правильный путь. Кто еще приведет примеры, когда знания, открытые астрономами, оказались нужными людям другой профессии? (Астрономы узнали, что Земля вокруг Солнца вращается, и потому бывает, осень, зима, весна и лето). Наблюдая небо, астрономы доказали, что не может смениться порядок времен года. Эти знания помогли людям составить календарь – годовой, месячный, по неделям. Астрономы высчитали, что ГОД – это ВРЕМЯ ПОЛНОГО ОБРАЩЕНИЯ Земли вокруг Солнца. А задача календаря – выразить, обозначить продолжительность года в сутках. Но оказалось, что год нельзя обозначить целыми сутками. Потому что год – это (записываю на доске) 365 суток по 24 часа каждые, да еще 5 часов 48 минут и 46 секунд. Вот так точно астрономы наблюдая за звездами и нашей планетой смогли высчитать обращение Земли вокруг Солнца.
Напомните, мне, пожалуйста. Когда днем мы с вами смотрим на небо, что мы видим? (Солнце). А ночью? (Звезды, луну). Как вы думаете, какая форма у звезды? Нарисуйте пальчиком в воздухе. Когда мы рисуем звезду, то изображаем ее в виде остроконечной фигуры. Но на самом деле звезды круглые, как шары. Дело в том, что, мы, находясь на земле, воспринимаем свет звезды, как мерцание из-за воздушного пространства, которым окружена наша планета, вот почему пририсовываем звезде остроконечные лучи. А на самом деле они светятся ровным светом. А куда же звезды днем делись? (Не видно стало). Почему стало не видно? (Потому, что солнце ярко светит). А почему оно так ярко светит? (Потому что солнце горячее). А наша Земля холодная или горячая? (Холодная). А почему же на ней тепло? (Потому что солнышко посылает теплые лучи).
Помимо солнца и звезд, в космосе есть планеты, я знаю планеты: Венера, Марс. Какие еще? (Юпитер, Сатурн и т.д…). Всего есть девять планет, включая Землю. Все планеты вращаются вокруг Солнца, по своей орбите. И это называется «Солнечная система». (показ макета Солнечной системы и изображения). А кто знает? Жизнь есть на всех планетах? (Жизнь есть на Планете Земля. Ее поверхность покрыта водой на 70%, и она является единственной из планет, на которой есть такое количество воды. Атмосфера Земли состоит из азота и кислорода.). А почему тогда на других планетах нет жизни? (Воды нет, поверхность покрыта застывшей лавой, температура высокая жить там нет возможности, много кратеров и возвышенностей.).
3. Заключительная часть
Воспитатель Незнайке: Незнайка, так, сколько же, все-таки профессий, то?
Незнайка: Да, оказывается их очень много. Каждая профессия нужна и важна. Научили вы меня, спасибо.
Воспитатель: Ребята, вы столько много знали, да я вам еще знаний добавила. Вы, да, я – много получилось. А все ли мы теперь знаем о профессии Астроном? (Нет, конечно).
А что вы еще хотите узнать? (Дети отвечают)
А где/как об этом можно узнать? А еще где/как?
Ну теперь самый важный вопрос… Зачем столько знать об астрономии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового занятия для детей подготовительной группы «Профессии детского сада»
закрепить знания детей о профессиях в детском саду...
Конспект познавательного занятия в старше - подготовительной группе «Путешествие в страну здоровья»
Конспект познавательног занятия в старше - подготовительной группе...
Конспект познавательного занятия с детьми подготовительной группы "Огонь-друг, огонь-враг"
Формирование представлений об истории возникновения огня и правилах противопожарной безопасности...
Конспект познавательного занятия с детьми подготовительной группы "Откуда хлеб к нам пришел?"
История создания хлеба...
Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы "Число 9, цифра 9.Состав числа 9 из единиц"
Посредством игровых упражений закрепляются представления детей о числе и цифре 9, о составе числа 9 из единиц; уточняются представления детей о цифрах от 1 до 9; последовательности дней не...
Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы «День российской науки»
Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы«День российской науки»Цель. Создать благоприятные условия для развития познавательного интереса к научной, учебно-исследо...