Проект в подготовительной группе "Народная кукла"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Ирма Джожуа

Проект реализанный в подготовительной группе, посвященный народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №9 «Космос»

 

Проект в подготовительной к школе группе

«Народная кукла»

Подготовила:

Воспитатель Джожуа И.Ш.

г.Люберцы

2017-2018г.г.

 «Из всех существующих в мире загадок

                                        тайна куклы - самая загадочная;

                            без понимания сущности куклы

                                        невозможно понять и человека»

М.Е. Салтыков - Щедрин.

Тип проекта: образовательный.

Вид проекта: среднесрочный.

Актуальность проекта.

       Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении; развиваться, как личность любящая свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой.

       Игровая культура народа формировалась на протяжении многих веков,

передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны

традиционной культуры, семейного и общественного быта.

       Дети самого разного возраста старались создать своими руками простую и в то же время многофункциональную игрушку. В наши дни народная кукла

почти исчезла из быта, информация о ней в значительной степени утрачена.

       Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек,

кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится

загадка. Традиционные народные куклы служили оберегами, являлись

непременными атрибутами праздничных обрядов. Некоторые куклы

изготавливались для совершения обряда, а другие бережно хранились в

сундуках, и передавались из поколения в поколение.

       В стародавние времена кукла сопровождала человека на протяжении всей жизни: встречала новорождённого в колыбели, помогала в тяжёлые времена, принимала на себя болезни, оберегала от злых сил. Игры с куклами

поощрялись взрослыми, ведь с их помощью ребёнок познавал себя и мир,

учился вести хозяйство, обретал образ семьи. « Кто в куклы не играет, тот

счастья не знает», гласит народная поговорка.

        Богатая традиция и разнообразие народной куклы вдохновила меня на

создание проекта «Народная кукла», посвящённого кукле. Ведь кукла

рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту,

любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его

внутренний мир. Такую народную куклу не купить в магазине.

       Свою проектную работу мы строим по трём направлениям: работа с детьми, взаимодействие с родителями и обмен опытом с коллегами.

Цель проекта:

Знакомство дошкольников с русской народной куклой, её происхождением и способами изготовления.

Задачи проекта:

Познакомить детей с историей возникновения народной куклы;

Изучать технологию изготовления куклы;

Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,

опираясь на богатые традиции русского народа;

Формировать умение проявлять фантазию и творчество;

Воспитывать у детей интерес к народной кукле;

Формировать умение детей делать куклу своими руками;

Показать связь между всеми видами народного творчества, народными

промыслами, русским фольклором;

Развивать воображение, художественный вкус, моторику.

       В процессе ознакомления дошкольников с историей русской народной куклы нужно учитывать следующие принципы:

Принцип доступности изучаемого материала;

Принцип историзма: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наше время).

Это связано с несформированность у дошкольников исторического сознания;

Принцип интегрированности - подразумевает, что ознакомление

дошкольника с историей и культурой русского народа взаимодействует

(интегрируется) в различных видах детской деятельности.

Обоснование темы проекта:

Посмотрев, в какие куклы играют дети, мы сделали вывод о том, что

современный ребёнок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет

достаточной информацией о традиционной народной кукле. Поэтому

учитывая значимость куклы, как игрушки для ребёнка, необходимо знакомить дошкольников с народной куклой, что поможет приобщать их

в дальнейшем к национальной культуре России.

Ожидаемые результаты:

Дети знают историю происхождения народной куклы;

Дети умеют делать самостоятельно простейшие народные куклы.

         На начальном этапе мы проверили знания детей о народной кукле.      Результаты показали незаслуженное забвение народной куклы в современном мире. Нами были проведены занятия по ознакомлению дошкольников с историей народной куклы, на которых дети узнали о происхождении куклы, из чего они делались, как назывались и для чего они предназначались.

        Следующим этапом было проведение практических занятий для детей по изготовлению тряпичных кукол: «Пеленашка», «Закрутка», «Тряпичная кукла - оберег». На занятиях дети с помощью воспитателя научились самостоятельно изготавливать своими руками народные куклы. Работая с детьми, я постоянно замечала, насколько важно ребёнку не просто

изготовить какую-либо куклу, обязательно обыграть её, включить в игровую

деятельность.

         Завершающим этапом проекта стало создание мини - музея « Народная

кукла», посвящённого народной кукле. Все экспонаты нашего музея были

созданы своими руками из разных материалов (ткань, нитки, пряжа, солома,

мочало, лён). По мере надобности экспонаты нашего музея постоянно

пополняются. Так же на завершающем этапе был проведен досуг «Куклы из бабушкиного сундука». 

        По результатам работы проекта «Народная кукла» стало понятно, что

знакомство с историей народной куклы и технологией её изготовления,

возможно, начинать с детского сада. Работа с детьми по данному проекту даёт положительные результаты, дети в полном объёме усвоили предлагаемый им материал. Знания и умение детей возросли, углубились за счёт полученных навыков работы по изготовлению народной куклы. Одним из важных моментов в изготовлении народной куклы является, то, что её можно изготовить без иглы и ножниц.

       Этот проект предоставляет возможности для творческого самовыражения

детей, формирование навыков работы с различными материалами. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе "Кукла из глубины веков"

Развивать у детей творческие способности в создании кукол-оберегов....

Проект в подготовительной к школе группы «Изготовление традиционной тряпичной куклы».

Данный проект представляет собой исследование  традиционной  тряпичной куклы, как  элемента народной художественной культуры, средства народной педагогики, с помощью которого ребёнок и ...

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе «Куклы из пластмассовых ложек»

Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество", "Труд".Цели: Познакомить детей с новым способом изготовления поделок из пластмассовых ложек.Задачи1. Разви...

Проект в подготовительной группе детского сада. «Народная тряпичная кукла»

Задачи:- Обогащать знания дошкольников об истории возникновения традиционных народных тряпичных кукол- Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской народной тряпичной куклы- Учи...

Проект в подготовительной группе на тему: "Куклы в костюмах народов Поволжья".

Проект в подготовительной группе на тему: "Куклы в  костюмах  народов Поволжья". Актуальность выбранной темы:Ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть фо...

Проект в подготовительной группе на тему: "Куклы в казачьих костюмах".

Ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Чувство любви к родной стране, к близким людям, к детском саду, к родному городу, где ребенок родился и...