Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники
план-конспект занятия по окружающему миру

Разуванова Юлия Владимировна

Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного экспериментирования.

Обучающие задачи:

-Формировать представления  детей о возникновении радуги;

-Закрепить цвета спектра, их последовательность с помощью мнемотехники;

-Познакомить с образным выражением «радужное настроение»,  помочь понять его смысл.

Развивающие задачи:

- Расширять представления детей о мире природы;

- Формировать навыки экспериментальной деятельности: умение работать с различными материалами;

- Обогащать словарь: «великий физик Исаак Ньютон», «призма», «преломление, отражение света», «спектр»;

- Развивать внимание, память, любознательность, умение делать выводы.

Воспитывающие задачи:

- Воспитывать навыки сотрудничества: потребность и желание взаимодействовать в процессе экспериментирования, в добром отношении друг к другу.

Предварительная работа:

- Рассматривание картин природы с изображением радуги;

- Чтение стихов, загадок, сказки «Где живет радуга», Ирис Ревю,

-Беседы о временах года, о явлениях природы;

- Закрашивание воды в цвета радуги;

- Опыт «Радуга в мыльном пузыре».

Форма организации:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Выполнение эксперимента в парах;

- Самостоятельная работа: рисование красками «Радуга».

Методы и приемы:

- Наглядный;

- Вопросы к детям;

- Рассказ воспитателя о происхождении радуги;

- Использование загадки, стихотворения;

- Демонстрация опыта И. Ньютона «Радуга на белом листе бумаги» воспитателем»;

- Повторение опыта детьми (в парах);

- Использование мнемотехники для запоминания цветов радуги;

- Самостоятельное рисование;

- Рефлексия.

Материалы и оборудование:

- Изображения радуги: репродукции картин А.И. Куинджи, «После дождя. Радуга»;

- Н.П. Крымов, «Московский пейзаж. Радуга»;  С.И. Осипов;  современные фотоиллюстрации.

- Портрет И. Ньютона;

- Зеркала, ёмкости с водой, альбомные листы белой бумаги  Ф-А4, фонарики (для опыта).

- Альбомный лист Ф-А5, краски гуашевые, кисти №4, стаканчики с водой, салфетки, клеенки каждому ребенку  (для рисования).

Структура занятия и методические приемы:

Вводная часть – 3 минуты.

- Организационный момент: Стихотворение – загадка  С.Я. Маршака «Радуга – дуга»;

- Мифы и легенды о радуге;

- Рассматривание картин с изображением радуги;

- Физ. минутка «Радуга»

Основная часть -20 минут;

- Знакомство с портретом И. Ньютона;

- Демонстрация опыта И. Ньютона воспитателем;

- Повторение опыта детьми (работа в парах);

- Фраза и стихотворение для запоминания цветов радуги;

- Физ. минутка  «Здравствуй, радуга – дуга!»

- «Радужное настроение». Что это такое?» Рассуждения детей;

- Рисование «Радуга».

Заключительная часть – 3 минуты.

- обобщение; Рефлексия.

Ход совместной познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитатель;  Сегодня мы познакомимся с чудесами. Но не сказочными, а научными. Я покажу вам интересный опыт, а вы научитесь делать их самостоятельно. Чтобы вы поняли, о чем будет наш опыт, я прочту вам стихотворение – загадку  С.Я. Маршака.

Солнце вешнее с дождем

Строят радугу вдвоем –

Семицветный полукруг

Из семи широких дуг

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя,

А построили в два счета

Поднебесные ворота.

Радужная арка

Засверкала ярко,

Разукрасила траву,

Расцветила синеву.

Воспитатель: Что это?

Дети: Радуга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raduga.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной  к школе группы на тему: «Радуга»

с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники

Составила воспитатель:

Разуванова Ю.В.

Санкт-Петербург

2020


Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного экспериментирования.

Обучающие задачи: 

-Формировать представления  детей о возникновении радуги;

-Закрепить цвета спектра, их последовательность с помощью мнемотехники;

-Познакомить с образным выражением «радужное настроение»,  помочь понять его смысл.

Развивающие задачи: 

- Расширять представления детей о мире природы;

- Формировать навыки экспериментальной деятельности: умение работать с различными материалами;

- Обогащать словарь: «великий физик Исаак Ньютон», «призма», «преломление, отражение света», «спектр»;

- Развивать внимание, память, любознательность, умение делать выводы.

Воспитывающие задачи:

- Воспитывать навыки сотрудничества: потребность и желание взаимодействовать в процессе экспериментирования, в добром отношении друг к другу.

Предварительная работа:

- Рассматривание картин природы с изображением радуги;

- Чтение стихов, загадок, сказки «Где живет радуга», Ирис Ревю,

-Беседы о временах года, о явлениях природы;

- Закрашивание воды в цвета радуги;

- Опыт «Радуга в мыльном пузыре».

Форма организации:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Выполнение эксперимента в парах;

- Самостоятельная работа: рисование красками «Радуга».

Методы и приемы:

- Наглядный;

- Вопросы к детям;

- Рассказ воспитателя о происхождении радуги;

- Использование загадки, стихотворения;

- Демонстрация опыта И. Ньютона «Радуга на белом листе бумаги» воспитателем»;

- Повторение опыта детьми (в парах);

- Использование мнемотехники для запоминания цветов радуги;

- Самостоятельное рисование;

- Рефлексия.

Материалы и оборудование: 

- Изображения радуги: репродукции картин А.И. Куинджи, «После дождя. Радуга»;

- Н.П. Крымов, «Московский пейзаж. Радуга»;  С.И. Осипов;  современные фотоиллюстрации.

- Портрет И. Ньютона;

- Зеркала, ёмкости с водой, альбомные листы белой бумаги  Ф-А4, фонарики (для опыта).

- Альбомный лист Ф-А5, краски гуашевые, кисти №4, стаканчики с водой, салфетки, клеенки каждому ребенку  (для рисования).

Структура занятия и методические приемы:

Вводная часть – 3 минуты.

- Организационный момент: Стихотворение – загадка  С.Я. Маршака «Радуга – дуга»;

- Мифы и легенды о радуге;

- Рассматривание картин с изображением радуги;

- Физ. минутка «Радуга»

Основная часть -20 минут;

- Знакомство с портретом И. Ньютона;

- Демонстрация опыта И. Ньютона воспитателем;

- Повторение опыта детьми (работа в парах);

- Фраза и стихотворение для запоминания цветов радуги;

- Физ. минутка  «Здравствуй, радуга – дуга!»

- «Радужное настроение». Что это такое?» Рассуждения детей;

- Рисование «Радуга».

Заключительная часть – 3 минуты.

- обобщение; Рефлексия.

Ход совместной познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитатель;  Сегодня мы познакомимся с чудесами. Но не сказочными, а научными. Я покажу вам интересный опыт, а вы научитесь делать их самостоятельно. Чтобы вы поняли, о чем будет наш опыт, я прочту вам стихотворение – загадку  С.Я. Маршака.

Солнце вешнее с дождем

Строят радугу вдвоем –

Семицветный полукруг

Из семи широких дуг

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя,

А построили в два счета

Поднебесные ворота.

Радужная арка

Засверкала ярко,

Разукрасила траву,

Расцветила синеву.

Воспитатель: Что это?

Дети: Радуга.

Воспитатель: Когда-то давным-давно человек стал задумываться, почему на небе появляются радуги. Объяснить это явление люди не могли, поэтому придумывали мифы и легенды. В те далекие времена люди думали, что это мост в потусторонний мир. Но ученые нашли объяснение этому явлению. Итак, радуга – это природное явление, которое возникает, когда идет дождь и светит  солнце.  Радугу  рисуют солнечные лучи и дождевые капли. Когда дождь заканчивается,  редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Свет солнца проходит сквозь падающий дождь , лучи его  проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает разноцветная дуга. Это солнечные лучи, попадая  в капельки дождя,  ломаются и распадаются на разноцветные лучики. Это явление называется преломление света. Посмотрите, как изображают художники радугу на картинах. Слово  «радуга» похоже на слово «радость». В старину верили, что она приносит радостные вести и радость.

Физ. минутка.

Гляньте, радуга над нами,        (Нарисовать рукой над головой полукруг)

Над деревьями,        (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуть)

Домами.        (Руки сложены над головой крышей)

И над морем, над волной.        (Нарисовать волну движением руки)

И немножко надо мной.        (Дотронуться до головы)

Воспитатель: Сейчас я покажу опыт, который первым показал великий физик  Исаак Ньютон. Посмотрите на его портрет. Он первым получил радугу в домашних условиях.

Воспитатель демонстрирует опыт детям.

Воспитатель : Я предлагаю вам повторить опыт великого ученого. Для этого вам нужно  найти пару.

Дети подходят к столам, где заранее подготовлены ёмкости с водой, в них стоят зеркала, рядом лежи лист бумаги.

Воспитатель: Договоритесь, кто будет держать фонарик и направит луч под воду, а кто будет держать лист бумаги, чтобы луч попал на неё. Если вы всё сделаете правильно, мы с вами увидим маленькие радуги.

Дети в парах  повторяют опыт, образуя радугу на белом листе.

Указания к опыту:

Свет от фонарика надо направить на часть зеркала, которая находится в воде. При этом зеркало будет отражать свет. Лист бумаги поместите перед зеркалом, другой рукой подвигайте зеркало, пока не появится разноцветная радуга. Если слегка покачать  емкость с водой по воде пойдет рябь, а на бумаге появятся искорки. Значит, обычный солнечный лучик может окрашиваться в разные цвета, если  он пройдет сквозь капли воды.

По окончании опытов воспитатель предлагает посмотреть еще одну картинку, где все цвета радуги хорошо просматриваются.

Воспитатель: Давайте посмотрим еще одну картинку. Кто знает, из каких цветных полосок состоит радуга?

Дети:  называют цвета радуги.

Воспитатель: В радуге 7 цветов и они всегда расположены в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Как запомнить их  по порядку и очень быстро». Чтобы запомнить цвета радуги люди придумали такие    

Фразы - подсказки                                                                  

Каждый     Охотник     Желает     Знать      Где      Сидит     Фазан

Как   Однажды   Жак   Звонарь  Городской  Сломал   Фонарь

Семь цветов, как на параде.

Чтобы не забыть их строй,

Ты запомни, шутки ради,

Для себя стишок  простой.

В каждом слове первой буквой

Обозначен каждый цвет.

Если верно понял, ну-ка,

Назови мне весь букет.

Физ. минутка:   Дети стоят в кругу.

 «Здравствуй, радуга-дуга,        ( выполняют наклон вперед)

Разноцветный мостик,        (плавно поднимают руки вверх, разводят в стороны)

Здравствуй, радуга-дуга,        (наклон вперед)

Принимай нас в гости!         (берутся за руки, идут по кругу)

Мы по радуге бегом        (бегут по кругу высоко поднимая колени)

Пробежимся босиком

Через радугу-дугу        (поворачиваются в круг,  4 прыжка на носках)

Перепрыгнем на бегу        (выполняют еще 4 прыжка)

И опять бегом, бегом        (бегут по  кругу, держась за руки)

Пробежимся босиком.

Воспитатель: Есть такое выражение «Радужное настроение». Как вы думаете, что оно обозначает?

Дети:  Веселое, радостное, солнечное.

Воспитатель: Правильно!  Мне кажется, у нас с вами  сейчас  настроение радужное. Мне хочется, чтобы вы поделились своим настроением. Как это сделать?

Дети: Нарисовать.

Воспитатель:  Замечательно! Давайте нарисуем наше настроение.

Дети садятся за столы и рисуют картинку «Радужное настроение».

Воспитатель:  Какое  яркое и веселое получилось настроение на ваших картинках, по-настоящему радужное!

Воспитатель: Давайте вспомним, когда в небе  появляется радуга?

        Почему радуга разноцветная?

        Сколько в радуге цветов?

        Кто сегодня узнал что-то новое?

Если вам было интересно, а вы узнали и запомнили что-то новое, улыбнитесь! Я уверена, что таким настроением можно поделиться со всеми на свете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект – сценарий совместной непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста на тему: «Пересказ потешки «Котик- Коток» при помощи мнемотехники»

Конспкт-сценарий совместной непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детими младшего дошкольного возраста на тему: " Пересказ потешки " Котик- коток" с использованием приемов мнемоте...

Конспект совместной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе на тему "Мыльные пузыри"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14456192","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"427","width":"463"}}]] Конспект совместной организованной образовательной деяте...

Приложение № 3 к конспекту совместной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе на тему "Мыльные пузыри"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14456325","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"436","width":"480"}}]] Приложение № 3 к конспекту совместной организованной обр...

Приложение № 4 к конспекту совместной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе на тему "Мыльные пузыри"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14456350","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"384"}}]]Приложение № 4 к конспекту совместной организованной образоват...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники

Цель: создать условия для получения знаний о происхождении радуги в процессе совместного экспериментирования.Обучающие задачи:-Формировать представления  детей о возникновении радуги;-Закрепить ц...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной технологии, мнемотехники

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельность воспитателя с детьми подготовительной  к школе группы на тему: «Радуга» с использованием опытно-экспериментальной техн...